Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 12:56, курсовая работа
Цель дать целостную характеристику процесса межличностного восприятия, раскрыть особенности межличностного восприятия человеком самого себя, других и отношения других к познающему человеку, уточнить социальную технологию формирования первого впечатления.
Основные задачи
изучить процесс межличностного восприятия
систематизировать разработки в области социальной перцепции (межличностного восприятия)
описать основные механизмы процесса межличностного восприятия
выявить влияние установок в формировании первого впечатления
проанализировать изученные эффекты восприятия
Введение 3
1. Теоретическая часть 7
1.1. Содержание понятия «первое впечатление» 7
1.2. Факторы, влияющие на формирование первого впечатления 7
1.2.1. Особенности личности изучаемого человека 7
1.2.2. Особенности личности воспринимающего человека 8
1.3. Верно ли первое впечатление 8
1.4. Установки в формировании первого впечатления 9
1.5. Типичные схемы формирования первого впечатления 10
2. Эмпирическая часть 26
2.1. Программа иследования 26
2.2. Результаты 26
Заключение 27
Список используемой литературы 30
Приложения 33
Фактор привлекательности
Восприятие привлекательности это процесс той же природы, что и восприятие превосходства, т.е. социальной природы, а, следовательно, и механизмы их должны быть схожи. Отсюда знаки привлекательности надо искать не в том или ином разрезе глаз или цвете волос, а в социальном значении того или иного признака, который служит знаком привлекательности. Ведь есть одобряемые и не одобряемые обществом или конкретной социальной группой типы внешности. И привлекательность не что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой или группами, к которой мы принадлежим.
В качестве знаков
привлекательности могут
Очень хорошо это
видно на примере такого слагаемого
внешности, как телосложение. Принято
выделять три основных типа телосложения:
эндоморфное (пикническое) склонные
к полноте люди, мезоморфное (атлетическое)
стройные, сильные, мускулистые и
эктоморфное (астеническое) высокие,
худые, хрупкие. Довольно давно многочисленными
исследователями показано, что тип
телосложения связан с некоторыми психологическими
чертами. Так, пикники обычно более
общительны. Склонны к комфорту,
переменчивы в настроениях. Атлеты
характеризуются высоким
Однако в
первом впечатлении все эти "конструктивные"
элементы не имеют особого значения.
Главное другое какой тип телосложения
социально одобряется, а какой
нет. Так, в исследовании, проведенном
Бродели, испытуемым предъявляли пять
мужских силуэтов разных типов телосложения.
Нужно было дать описание возможных
психологических свойств людей
с предложенными силуэтами. Реакции
испытуемых расположились следующим
образом. Мускулистый, спортивный мезоморфный
тип получил в описаниях
Достоверно зарегистрирован факт меньшей привлекательности детей эктоморфного (астенического) телосложения их реже выбирают в качестве товарищей, чаще избегают, причем замечено, что с возрастом эта тенденция усиливается.
Таким образом,
привлекателен тот тип
Итак, можно сказать, что знаками привлекательности являются усилия человека выглядеть социально одобряемым в некоторой группе образом. Механизмом формирования восприятия по этой схеме является все тот же стереотип, но теперь уже не прямо по знакам принадлежности к группе, а, если можно так выразиться, по их первой производной по знакам желания быть отнесенным к данной группе.
Фактор отношения к нам
Следующая схема без сомнения, хорошо известна. Наверное, все согласятся, что те люди, которые нас любят (хорошо к нам относятся), кажутся нам значительно лучше тех, кто нас ненавидит (плохо к нам относится). Это проявление действия фактора "отношения к нам", который приводит к изменению оценки качеств людей в зависимости от знака этого отношения.
Психологи Карри и Кени, выявив мнение испытуемых по ряду вопросов, знакомили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежащим другим людям, и просили оценить этих людей. Предъявляемые мнения варьировались от полного совпадения до совершенного несовпадения с позицией испытуемых. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имело и обратную силу: чем выше оценивался некто, тем большее сходство его взглядов с собственными от него ожидали. Убежденность в этом предполагаемом "родстве душ" настолько велика, что разногласий с позиций привлекательного лица испытуемые попросту не склонны замечать.
В приведенном эксперименте согласие задавалось впрямую. Однако существует огромное количество косвенных признаков согласия. Это и определенное поведение кивки, одобряющие или ободряющие, улыбки в нужных местах, другие проявления, соответствующие вашей позиции, слова и даже сама манера держаться. Важно, чтобы во всем сквозило согласие: и включается схема восприятия по фактору отношения к нам. По сути это тоже стереотип особого рода. Здесь действует представление не о реальных социальных группах, а субъективных группах. Речь идет о тех группах, которые не "существуют в природе", т.е. не заданы общественными отношениями, существуют в нашем сознании. Скажем, человек считает себя умным, знающим инженером, хорошо разбирающимся в политике и футболе, счастливым в семейной жизни и т.д. Это то же самое, что относить себя к группам умных людей, знающих инженеров. Знатоков политики, футбола и др. А значит, иметь субъективные представления (стереотипы) о том, что такое умный человек, знаток футбола и т.д. И, естественно, что знаком принадлежности к этим группам будет согласие с ним, а дальше срабатывает соответствующий стереотип, т.е. схема отношения к нам как бы дополняет первые две. Все это осуществляется за счет одного механизма стереотипизации. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему формирования впечатления, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами.
В постоянном общении
законы и результаты первого впечатления
продолжают действовать. Однако постоянное
и длительное общение не может
удовлетвориться тем списком
приписанных партнеру черт и свойств,
которые сформировались при первом
впечатлении. В постоянном общении
становится важным более глубокое и
объективное понимание
В самом деле: в реальном общении мы почти всегда примерно понимаем, что происходит с нашим партнером. При этом не столь важно, что мы далеко не всегда отдаем себе отчет в этом понимании, существенно, что оно даже в скрытом виде является регулятором нашего поведения. Вряд ли каждый может в любой момент общения объяснить, почему ему кажется, что собеседник чем-то расстроен или не хочет продолжать разговор. Однако это понимание у нас есть, иначе мы не стали бы выяснять, что же произошло, или стараться закончить беседу. Значит, восприятие другого человека в общении дает нам материал для выводов.
Общаясь с партнером. Мы получаем большое количество информации о нем, о его состояниях, переживаниях. Известно и то, что способности адекватного восприятия других у разных людей разные. Есть способность, позволяющая за внешними признаками видеть внутреннее содержание. Этой способностью в большей или меньшей степени обладают практически все люди, но она может быть значительно усилена при наличии жизненного опыта и знаний.
Реальные основания
для понимания другого человека
по его внешности и элементам
поведения действительно есть. Это
достоверно установлено сейчас психологическими
исследованиями. В них показано,
что почти все детали внешнего
облика человека могут нести информацию
о его эмоциональных
Лицо человека, его жесты, мимика, общий стиль экспрессивного поведения, походка, его манера стоять, сидеть, привычные позы и их изменение во время разговора, пространственная ориентация по отношению к партнерам, а также различные сочетания этих факторов все это имеет определенное социально-перцептивное содержание и несет информацию о его внутренних состояниях и характеристиках.
Конечно, самое привлекающее наше внимание в облике другого человека его лицо, и это понятно, поскольку оно может сказать нам очень много о собеседнике.
Действительно, можно сделать "умное" лицо и тем воздействовать на мнение о себе, а, кроме того, лицо часто бывает "одухотворенное", "смешное", "просветленное", "угрюмое" и т.д. Первое и главное, что отражается в лице человека, его мимике это эмоции. Причем очень важно отметить, что исследования демонстрируют очень большие "способности" всех людей к распознаванию основных эмоций по выражению лица, а передача эмоциональных состояний одна из основных функций лицевой экспрессии. Экман установил, что существует семь основных лицевых выражений конфигурации мимики, выражающих семь эмоций: счастье, удивление, страх, страдание, гнев, отвращение или презрение и интерес. Показано, что все люди, независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является конфигурацией всего лица, тем не менее, установлено, что основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы).
Обсуждая информацию, которую можно прочесть "с лица" человека, нужно упомянуть о роли направления взгляда очень важном "инструменте" общения. В самом деле, ведь неприятно, например, говорить с человеком, который все время не смотрит на нас, "отводит глаза".
Однако, хотя лицо,
по общему мнению, является главным
источником психологической информации,
тем не менее, во многих ситуациях
оно гораздо менее
Итак, при определенных обстоятельствах (например, соблюдении правил этикета), когда человек хочет скрыть свои чувства, лицо становится малоинформативным, а тело главным источником информации для партнера. Один из психологов даже назвал тело местом "утечки информации" о наших душевных состояниях.
Поэтому в общении важно знать о том, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и его движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведения таят в себе очень много информации. Это показано многочисленными исследованиями, проведенными в последние 30 лет. Самым, пожалуй, любопытным результатом этих длительных исследований оказалось то, что практически все люди умеют хорошо "читать" позы и жесты, хотя, конечно, далеко не всегда понимают, как они это делают.
О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. Несмотря на то, что нормальное количество жестов различно у разных народов и в разных культурах (больше на юге и меньше на севере), тем не менее, везде их количество и интенсивность растут вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, его взволнованности. Возрастает интенсивность жестикуляции и при желании достичь полного понимания между партнерами, особенно если оно почему-либо затруднено.
Показано, что "закрытые" позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; "наполеоновская" поза, стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок, и т.п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики или даже страха перед партнером. И действительно, они выражают это содержание. Открытые же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Есть ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут вдоль виска). Известно, что если человек заинтересован в общении, он в положении сидя будет наклоняться вперед к собеседнику, если же не очень заинтересован будет откидываться назад.
Человек, желающий заявить о себе, "поставить себя", будет стоять прямо. В напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.
Значение и смысл поз, так же как и остальных элементов экспрессивного поведения, могут быть поняты любым человеком. Вряд ли нужно специальное обучение чтобы понять: если человек весь как-то скрючен, зажат, напряжен, то ему, скорее, плохо, чем хорошо. Если в движениях и позах чувствуется необыкновенная легкость, он раскрепощен, свободен, вероятно, у него хорошее настроение. Так же легко, как поза, может быть понято и значения общего рисунка походки моментов вставания, усаживания и т.п., т.е. значение стиля передвижения и изменения поз.
Походка, например,
является одним из важнейших ключей
к пониманию внутреннего