Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 18:47, курсовая работа
Целью работы является исследование процесса развития и возможности формирования произвольного внимания у детей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью задачи изучения:
1) изучить сущность, виды и свойства внимания;
2) рассмотреть процесс развития внимания в младшем школьном возрасте;
Введение……………………………………………………………………………..2
Глава 1. Внимание: понятие, виды и свойства……………………………….5
1.1. Внимание и его физиологические основы………………………….5
1.2. Классификация видов и свойств внимания……………………….…7
1.3.Особенности развития произвольного внимания младших школьников………………………………………………………………………….10
Глава 2. Изучение особенностей произвольного внимания младших школьников…………………………………………………………………….......13
2.1. Методики диагностики произвольного внимания………………….13
2.2. Задания, упражнения, игры, направленные на диагностику и развитие произвольного внимания…………………………………..………......15
2.3. Рекомендации родителям и учителям…………………………………21
Заключение…………………………………………………………………............24
Список литературы
Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.
В психологии принято выделять следующие свойства внимания:
Перечисленные свойства могут проявляться во всех видах внимания — в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.
Концентрация внимания – возможность удерживать сознание на одном объекте при наличии раздражающих (отвлекающих) факторов.
Самой распространенной педагогической ошибкой, препятствующей развитию концентрации внимания, был и остается телевизор, только теперь к нему прибавился еще и компьютер. Дело в том, что смена кадров при телевизионном изображении требует поверхностного взгляда, концентрированный взгляд при длительном смотрении вызывает головную боль. Если дети много смотрят телевизор, играют в компьютерные игры, они легко вырабатывают этот поверхностный взгляд и переносят его на другие виды деятельности.[7]
Под объемом внимания понимается количество символов, воспринимаемых нашим сознанием одномоментно. У младших школьников он не превышает 3 – 4 символа, а у некоторых и еще меньше. Объем внимания возрастает вместе с развитием мозга ребенка к окончанию подросткового возраста.
Поскольку экспериментальное определение объема внимания связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти. [16].
Распределяемость внимания – наличие двух фокусов внимания одновременно, т.е. концентрация сознания на двух разных объектах в одно и то же время. Это свойство необходимо младшим школьникам при выполнении комментированного письма (ребенок должен одновременно говорить, что именно он записывает, и осуществлять процесс письма), при проверке собственных работ (нужно читать написанный текст и одновременно проверять правильность его написания), при проведении арифметических диктантов и т.д. Распределяемость внимания не формируется до 7 лет при нормальном течении психического развития ребенка. Поэтому в первом классе дети, отвечая у доски, способны сначала сказать, а потом записать предложение. К 8 годам распределение внимания на два учебных объекта становится нормой, если одно из необходимых психических действий хоть в какой-то степени автоматизировано. Например, если у школьника автоматизировался процесс письма (ему не надо вспоминать каждый графический символ), тогда он может начать учиться одновременно при этом говорить.
Распределяемость внимания находится в обратной зависимости от другого свойства внимания – концентрированности. Чем больше учитель будет развивать у детей способность одновременно выполнять два вида деятельности, тем менее концентрированным окажется их внимание.
[11, 20].
О переключении внимания с одного
предмета на другой можно сказать то же
самое. Переключение внимания у младших школьников
происходит не сразу. Дети привыкают
быстрее переключаться с отдыха на работу
и с одного вида деятельности на другой. Переключаемость вниман
Внимание характеризуется различной степенью устойчивости. Устойчивость внимания — это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивым мы называем такое внимание, которое способно в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе.
Устойчивость внимания у младших школьников выражена слабо и присутствует как бы в своей противоположности – неустойчивости. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у младших школьников возбуждение преобладает над торможением. Внимание их часто переключается с одного объекта на другой. Поэтому из поля зрения детей необходимо удалить всё, что не имеет отношения к работе на уроке. [7, 70].
Нужно заметить, что многие недостатки внимания исчезают в результате правильно организованной учебной работы. Сосредоточенность школьников становится устойчивей, если им ясна задача, цель работы, которую они выполняют.
Также одной из причин невнимательности, рассеянности ребёнка является общее слабое состояние здоровья. Невнимательными бывают нервные, болезненные дети, страдающие общим истощением нервной системы. Причиной рассеянности может быть и недосыпание или несоблюдение режима дня.
Но и здоровые дети, живущие в нормальных условиях, могут проявлять невнимательность. Это может быть обусловлено недисциплинированностью или отсутствием интереса к учёбе. Может быть так, что ребёнок, внимательный к одному виду работы, оказывается рассеянным во время другой. В этом случае многое зависит от направленности ученика и его интересов. [15, 100].
Внимание у детей начинает проявляться довольно рано, уже в первые месяцы жизни. Сначала появляется непроизвольное внимание. С возрастом оно развивается — увеличивается круг объектов, которые вызывают непроизвольное внимание, и само это внимание становится более сильным и более устойчивым.
На основе непроизвольного внимания у детей постепенно развивается внимание произвольное. Однако на протяжении дошкольного возраста, а иногда и в начале школьного, ребенок еще в недостаточной степени владеет своим вниманием.
В младшем школьном возрасте регулирующее влияние высших корковых центров постепенно совершенствуется, в результате чего происходят существенные преобразования характеристик внимания, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Однако только к 9—10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий.
Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные.
Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача — продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств. Если учитель постоянно заботится о руководстве над развитием произвольного внимания младших школьников, то в течение их обучения в начальных классах оно формируется очень интенсивно. Этому способствуют четкая организация действий ребенка с использованием образца и также таких действий, которыми он может руководить самостоятельно и при этом постоянно себя контролировать. В качестве таких действий может выступать специально организованная проверка сделанных им или другими детьми ошибок или применение специальных внешних средств при фонетическом анализе. Так постепенно младший школьник учится руководствоваться самостоятельно поставлен иной целью, т.е. произвольное внимание становится у него ведущим. Развивающаяся произвольность внимания влияет и на развитие других свойств внимания, которые также еще очень несовершенны на первом году обучения.
Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека, менее развито и умение распределять внимание. Особенно ярко неумение распределить внимание проявляется во время написания диктантов, когда надо одновременно слушать, припоминать правила, применять их и писать. Но уже ко 2 классу у детей наблюдаются заметные сдвиги в совершенствовании этого свойства, если учитель так организует учебную работу учащихся дома, на уроке и их общественные дела, чтобы они учились контролировать свою деятельность и одновременно следить за выполнением нескольких действий. В начале обучения проявляется и большая неустойчивость внимания. Развивая устойчивость внимания младших школьников, учителю следует помнить, что в 1 и 2 классах устойчивость внимания выше при выполнении ими внешних действий и ниже при выполнении умственных. Вот почему рекомендуется чередовать умственные занятия и занятия по составлению схем, рисунков. Несовершенно у младших школьников и такое важное свойство внимания, как переключение. В начале обучения у них еще не сформированы учебные умения и навыки, что и мешает им быстро перейти от одного вида учебных занятий к другому, однако совершенствование деятельности учения уже ко 2 классу приводит к формированию у детей умения переключаться от одного этапа урока к другому, от одной учебной работы к другой. [6, 123].
Безусловно, сам процесс учения способствует развитию произвольного внимания, его устойчивости и сосредоточенности. По мере того как расширяется круг интересов ребенка и он приучается к учебному труду, его внимание — как непроизвольное, так и произвольное — интенсивно развивается.
Строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно. Это и невозможно. Педагогический процесс предполагает умение: 1) использовать непроизвольное внимание; 2) содействовать развитию произвольного.
Нужно сказать, что обучение ребёнка в школе, сам процесс получения знаний, - всё это способствует быстрому росту у школьников 2-3 классов произвольного внимания, развивающегося у них, главным образом, на основе возникающих интересов, в частности интереса к учебным занятиям.
Вывод по 1 главе:
Слово «внимание», подобно слову «чувство», употреблялось в истории психологии для обозначения различных процессов.
Внимание у детей начинает проявляться довольно рано, уже в первые месяцы жизни. Сначала появляется непроизвольное внимание. На основе непроизвольного внимания у детей постепенно развивается внимание произвольное. Однако на протяжении дошкольного возраста, а иногда и в начале школьного, ребенок еще в недостаточной степени владеет своим вниманием. Развитие произвольного внимания младшего школьника является одним из важнейших приобретений. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с его общим умственным развитием.
Глава 2. Изучение особенностей произвольного внимания младших школьников
2.1. Методики диагностики произвольного внимания
В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.
Изучение индивидуальных особенностей внимания и их объективная оценка необходимы при решении многих практических задач учебной деятельности.
С проблемой внимания в ее практическом плане сегодня приходится постоянно сталкиваться любому школьному психологу, учителю при выявлении причин неуспеваемости.
Сбор объективной информации об особенностях внимания может основываться на неэкспериментальных методах, и экспериментальных методах, предъявляющих более строгие требования к процедуре исследования.
Среди неэкспериментальных методов, главный - наблюдение.
В силу особенностей своей работы учитель может изо дня в день, на каждом уроке и в разнообразных естественных ситуациях наблюдать за поведением детей, характером их учебной и внеучебной деятельности. В результате этих наблюдений педагог имеет возможность получить достаточно полное, целостное представление о внимании школьников. Эффективность наблюдения существенно повышается при использовании программы наблюдения, систематичности наблюдения. Надежность выводов и оценок возрастает при обобщении результатов наблюдений в различных ситуациях разными людьми. Это могут быть, например, данные наблюдений полученные родителями, учителями, руководителем спортивной секции.
Так, например, об устойчивости внимания ученика судят по ответам на следующие вопросы:
Использование экспериментальны
Наряду с методом наблюдения учитель может использовать и ряд методических приемов для диагностики произвольного внимания учащихся. Их использование в учебной работе позволяет проследить динамику в становлении произвольного внимания школьников (например, на протяжении одной учебной четверти или учебного года). Кроме того, сами эти приемы при систематическом применении могут выступать в качестве достаточно эффективного средства тренировки внимания.
Информация о работе Формирование произвольного внимания в младшем школьном возрасте