Формирование у детей дошкольного возраста представлений о форме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 09:02, курсовая работа

Краткое описание

Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах: в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использования их как эталонов в познании форм окружающих предметов, а также в смысле познания особенностей их структуры, свойств, основных связей и закономерностей в их построении, т.е. собственно геометрического материала. Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

Содержание

1. Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур
2. Анализ программного содержания по разделу «Форма»
3. Методика работы по развитию представлений о форме у детей дошкольного возраста
4. Анализ работы по развитию представлений о форме у детей раннего возраста
5. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о форме.docx

— 40.71 Кб (Скачать файл)

Анализировать форму предметов  в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным  образцам, по описанию, представлению.

Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам:

«Конструирование, ручной труд» - знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху), учатся работать с планом, ориентироваться  на листе бумаги.

«Изобразительная деятельность» - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая  их форму, величину.

«Игра», где знания и умения полученные на занятиях дети применяют в игровой деятельности.

Содержание программы  на учебный год для детей 5-6 лет:

- Закрепить знания о  геометрических фигурах: круг, квадрат,  треугольник, прямоугольник, овал.

Закрепить умение видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов.

Познакомить с геометрической фигурой - трапецией.

Учить преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания, разрезания, выкладывания из палочек).

Познакомить с тетрадью в  клетку.

Учить рисовать в тетради  в клетку геометрические фигуры.

Учить рисовать в тетради  в клетку символические изображения  предметов из геометрических фигур.

Учить выкладывать из счетных  палочек геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапецию.

Учить выкладывать из счетных  палочек символические изображения  предметов (домик, лодка, ёлочка).

Содержание программы  на учебный год для детей 4-5 лет:

Закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.

Познакомить с геометрическими  телами: шар, куб, цилиндр.

Формировать представление  о том, что фигуры могут быть разного  размера.

Учить видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов, символических изображениях предметов.

Содержание программы  на учебный год для детей 2-3 лет.

Программа сенсорного воспитания в младшей группе предполагает формирование общей сенсорной способности, понимаемой как способность к наиболее элементарной форме опосредствования - использованию  сенсорных эталонов.

В данной программе заложено знакомство детей с сенсорными эталонами, являющимися образцами основных разновидностей каждого свойства, в  том числе 5 геометрических форм. Первоначальный этап обучения - это ознакомление детей  с сенсорными эталонами. При знакомстве с основными образцами дети сопоставляют разные эталоны между собой, подбирают  одинаковые, запоминают их названия. Затем  происходит более тонкая дифференциация усваиваемых эталонов: знакомство вариантами геометрических форм, различающимися пропорциями, отдельными параметрами величины. Все это дает возможность усвоить группировку геометрических форм. Программа рассчитана на два занятия в неделю, длительностью 15-20 мин каждое. Все занятия построены так, что представления об эталонах являются необходимым условием выполнения интересных для детей игровых и практических заданий.

Такова общая и очень  краткая характеристика программы  развития элементарных математических представлений в детском саду, в том числе представлений  о форме.

 

 Методика работы по развитию представлений о форме у детей дошкольного возраста

 

Ознакомление детей с  формой предметов наилучшим образом  происходит при сочетании различных  методов и приемов обучения.

Используются наглядные  методы и приемы: «Посмотри и найди  такую же фигуру», «На что похожа фигура» и др. Широкое применение в обучении находят практические методы и приемы: «Найди, принеси, покажи... выложи, начерти, составь узор» и др. Наряду с наглядными и практическими используются словесные методы и приемы: «Как называется, чем отличаются, чем похожи; опиши, расскажи»...

Работа по развитию представлений  о форме осуществляется параллельно  и органически увязывается с  обучением счету, с упражнениями в сравнении размеров предметов. Большое значение имеет установление связи этой работы с обучением  разным видам изобразительной деятельности, так как потребность воссоздать предмет (нарисовать, вылепить, сконструировать) вызывает необходимость четкого, расчлененного  восприятия его формы.

Обучая счету, педагог  попутно закрепляет представление  детей о фигурах. Он предлагает детям  обвести контур модели, ощупать ее, отобрать модели указанной формы (выбрать, скажем, все квадраты). Дети сравнивают количество фигур разного вида или  одного вида, но разного цвета или  размера. («Чего больше: квадратов или треугольников? Больших треугольников или маленьких?» и т. п.). С новыми геометрическими фигурами детей знакомят, сравнивая модели с уже знакомыми или друг с другом: прямоугольник с квадратом, шар с кубом, цилиндр с кубом и шаром. Сначала их сравнивают попарно, а затем сопоставляют группы фигур, например квадраты с треугольниками и т. п. Рассматривание и сравнение фигур проводят в определенном порядке: «Что это? Какого цвета? Какого размера? Из чего сделаны? Чем отличаются? Чем похожи?»

Определенный порядок  вопросов приучает детей последовательно  рассматривать и обследовать  фигуры, производить сравнения по однородным признакам, выделять существенные свойства и отвлекаться от несущественных свойств (цвет, размер, материал, положение  в пространстве). Важно организовать разнообразные действия детей с  моделями фигур, так как уровень  представлений о них определяется богатством опыта восприятия формы.

Большое значение имеет осязательно-двигательное обследование моделей. Подключение  руки к работе глаза улучшает восприятие формы. Дети ощупывают модель кончиками  пальцев, обводят ее контур. Педагог  побуждает их следить за движением  пальца по контуру фигуры: «Посмотрите, как палец побежит!» Обведение  контура модели завершается проведением  рукой по ее поверхности. Действуя с  моделями, дети пробуют их катать, ставить  в разные положения и выявляют их устойчивость или неустойчивость. Взаимное наложение одной фигуры на другую - круга и квадрата, квадрата и прямоугольника, квадрата и треугольника - позволяет четче воспринять особенности  фигур каждого вида, выделить их элементы.

Большую пользу приносят упражнения в группировке фигур по форме  и другим свойствам, в раскладывании  фигур в порядке возрастания  и убывания размера. В средней  группе для упражнений детей в  различении фигур вне занятий  широко используются игровые упражнения и дидактические игры «Чего не стало?» или «Что изменилось?». Дети говорят, какую фигуру спрятали или  заменили. Игра «Чудесный мешочек» проводится в разных вариантах. Дети узнают фигуры, находят их на ощупь  по зрительно воспринимаемому образцу  или, напротив, зрительно находят  фигуры по осязательно воспринимаемому  образцу. Игры «Найди свей домик», «Самолеты» позволяют развивать константность (устойчивость) в восприятии формы. Домиками, аэродромами в этих играх служат выложенные из шнуров квадраты, треугольники и др. Целесообразно при повторном проведении данных игр увеличивать размер таких домиков и аэродромов. Для индивидуальных упражнений используются игры «Найди пару», «Подбери фигуры к карточке» и др. Дети соотносят цветное и контурное изображение фигур, подбирают соответствующие формы.

Н.А.Сакулина предложила методическую модель обучения детей обследованию предметов, определяя форму как их основной признак, в ней выделяют:

целостное восприятие предмета;

анализ предмета - вычленение характерных существенных особенностей, определение формы отдельных  частей предмета (круглая, квадратная, треугольная, длинненькая, закругляется ...), уподобление данной части геометрической фигуре, наиболее близкой по форме;

двигательно-осязательное ощущение формы - обводящие движения с одновременным  проговариванием, т. е. обследование предмета;

вновь целостное восприятие предмета;

построение модели из заданных форм или частей.

На основании этой схемы  обучения детей была разработана  конкретная методика - последовательность в формировании знаний о геометрических фигурах (3.Е.Лебедева, Л.А.Венгер, Л.И.Сысуева, В.В.Колечко, Р.Л.Непомнящая):

Демонстрация геометрической фигуры и называние ее.

Обследование геометрической фигуры путем конкретных практических действий.

Показ еще нескольких таких  же геометрических фигур, но разных по цвету и величине. Сравнение геометрических фигур. При этом обращается внимание детей на независимость формы  от величины и цвета фигуры.

Сравнение геометрических фигур  с предметами, близкими по форме; нахождение среди окружающих предметов таких, которые близки по своей форме  с этой фигурой.

Сравнение предметов по форме  между собой с использованием геометрической фигуры как эталона.

Сравнение знакомых геометрических фигур, определение общих качеств  и различий (овал и круг, квадрат  и прямоугольник и т. д.).

Закрепление свойств геометрических фигур с помощью измерения, лепки, рисования, выкладывания, построения и  др.

Дети должны научиться  основным действиям по обследованию формы предметов. Обследование геометрической фигуры осуществляется путем конкретных практических действий (обводящих по контуру). Важным элементом обследования является сравнение фигур, различных  по форме и величине. После того как дети научились сравнивать геометрические фигуры с предметами, близкими по форме, необходимо предоставить им возможность  закреплять свойства геометрических фигур  в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

Детей следует научить  правильно показывать элементы геометрических фигур (углы, стороны, основания и т. д.). При пересчитывании углов ребенок должен указывать только на вершину угла. Воспитатель не объясняет, что такое вершина, а показывает точку, где соединяются две стороны. Показывая стороны, ребенок должен проводить пальцами вдоль всего отрезка - от одной вершины угла до другой. Сам угол как часть плоскости показывается одновременно двумя пальцами - большим и указательным. В объемных фигурах дети выделяют и называют боковые стороны и основания.

В каждой возрастной группе методика ознакомления с геометрическими  фигурами имеет свои особенности. Так, во второй младшей группе дети учатся различать шар и куб; круг и  квадрат, пользуясь приемом попарного  сравнения: шар и куб, куб и  брусок - кирпичик; круг и квадрат; шар  и круг; куб и квадрат. При этом предмет следует держать в  левой руке, а указательным пальцем  правой руки обвести его по контуру.

Для демонстрации геометрических фигур необходимо использовать разные по величине и цвету фигуры. Дети разглядывают и сравнивают шар и  куб, находят общее и разное в  этих предметах (фигурах). Обращаясь с вопросом к детям воспитатель привлекает их внимание к особенностям фигур: «Что это?», «Какого цвета шары?», «Какой из них меньше?» По заданию воспитателя один ребенок берет в руки маленький шар, а другой - большой. Дети передают шары по кругу: маленький шар догоняет большой шар. Потом направление движения меняется. В процессе таких игр дети уточняют особенности шара - он круглый, у него нет углов, его можно катить. Дети сравнивают шары разных цветов и размеров. Тем самым воспитатель подводит их к выводу о том, что форма не зависит от цвета и размера предмета.

 

Аналогично уточняются и  обобщаются знания детей о кубе. Дети берут куб в руки, стараясь прокатить его. Он не катится. У куба есть углы и стороны (грани), он устойчиво  стоит на столе, полу. Из кубов можно  строить домики, столбики, ставя  один куб на другой. Самым важным моментом при ознакомлении детей  с формой является зрительное и тактильно-двигательное восприятие формы, разнообразные практические действия, развивающие его сенсорные  способности. В организации работы по ознакомлению детей с формой предмета значительное место занимает показ (демонстрация) самой фигуры, а также  способов ее обследования. Воспитатель  учит детей при обследовании предмета держать предмет в левой руке, указательным пальцем правой руки обводить его по контуру.

Для развития у детей навыков  обследования формы предмета и накапливания соответствующих представлений  организуются разные дидактические  игры и упражнения.

Так, с целью усвоения названия и уточнения основных особенностей отдельных геометрических фигур  воспитатель организует игры: «Назови  геометрическую фигуру», «Волшебный мешочек», «Домино фигур» и др. В игре «Волшебный мешочек» воспитатель учит детей  выбирать фигуры на ощупь, находить по образцу. На столе размещаются знакомые детям геометрические фигуры, а в  мешочек складываются такие же. Сначала  обращается внимание на геометрические фигуры, размещенные на столе. Дети называют их. Потом по указанию воспитателя  ребенок находит в мешочке  такую, которая стоит на столе, и показывает ее. Если ребенок не может выполнить задание, то воспитатель еще раз напоминает способы обследования фигуры: правой рукой медленно обводит по краю (контуру) (можно и левой рукой помогать). При повторном проведении игры увеличивается количество геометрических фигур. В играх «Найди предмет такой же формы», «Что лежит в мешочке?», «Геометрическое лото» дети упражняются в нахождении предметов по геометрическим образцам.

Такие задания являются трудными, но в целом доступными для детей. Они развивают у них способность  анализировать окружающую обстановку, абстрагироваться при восприятии формы  предметов. Ребенок, воспринимая эстамп, который висит на стене перед ним отвлекается от сюжета картины, а выделяет лишь форму рамки (квадрата).

В свободное от занятий  время дети данной возрастной группы очень любят игры с разрезными картинками, мозаикой, строительным материалом.

В методике обучения детей  средней группы отличительным является более детальное обследование геометрических фигур. У ребенка развивают умение видеть, какой геометрической фигуре или какому их сочетанию соответствует  форма того или иного предмета.

Сначала дети упражняются  в сопоставлении геометрических фигур с предметами сходной формы. Они подбирают предметы к моделям  фигур. Так удается отделить модели геометрических фигур от других предметов, придать им значение образцов. Проводятся игровые упражнения: «Найди предмет  такой же формы», «Найди то, что я  скажу» и др. С новыми геометрическими  фигурами детей знакомят, сравнивая их модели с уже знакомыми или друг с другом: прямоугольник с квадратом, цилиндр с кубом или шаром.

От непосредственного  сравнения предметов с геометрическими  образцами дети переходят к словесному описанию их формы, к обобщению. Порядок  рассматривания и сравнения фигур  может быть таким: что это? Какого цвета? Какого размера (величины)? Из чего сделаны? Чем отличаются? Чем похожи? Для упражнений вначале подбирают предметы простой формы, не имеющие деталей. Целесообразно использовать предметы как одного вида (разной формы - флажки, дощечки и т. п.), так и разного вида (платок квадратный, шарфик прямоугольный, косынка, галстук треугольные). Дети выбирают предметы указанной формы (из 4-5 шт.), подбирают картинки с изображением предметов соответствующей формы; называют какой формы предметы нарисованы на таблице.

Информация о работе Формирование у детей дошкольного возраста представлений о форме