Формы афазии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 15:17, контрольная работа

Краткое описание

Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением головного мозга.
При сенсорной акустико-гностической афазии проводится работа по восстановлению фонематического слуха (дифференциация слов, контрастных по продолжительности слоговой структуры, ритму и звуковому рисунку, дифференциация на слух оппозиционных и близких по звучанию фонем), восстановлению лексического состава речи и преодолению экспрессивного аграмматизма, восстановлению чтения, письма.
При акустико-мнестической афазии работа логопеда направлена на восстановление слухоречевой памяти, письменного высказывания.

Вложенные файлы: 1 файл

афазия виды кор.работа.docx

— 24.57 Кб (Скачать файл)

Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением головного мозга.

При сенсорной акустико-гностической афазии проводится работа по восстановлению фонематического слуха (дифференциация слов, контрастных по продолжительности слоговой структуры, ритму и звуковому рисунку, дифференциация на слух оппозиционных и близких по звучанию фонем), восстановлению лексического состава речи и преодолению экспрессивного аграмматизма, восстановлению чтения, письма.

При акустико-мнестической афазии работа логопеда направлена на восстановление слухоречевой памяти, письменного высказывания.

При семантической афазии ведется работа по преодолению импрессивного аграмматизма.

При моторной афферентной афазии усилия направлены на преодоление нарушений кинестетического гнозиса и праксиса, восстановление артикуляционной кинестетической основы речепроизводства, преодоление аграфий, восстановление высказывания.

При моторной эфферентной афазии коррекционная работа строится на привнесении извне программы и схемы речевого высказывания, начиная от программирования и планирования слоговой структуры слова и заканчивая восстановлением планирования фразы и текста.

При динамической афазии основной задачей коррекционной работы является преодоление инертности в речевом высказывании (преодоление дефектов внутреннего речевого программирования, восстановление грамматического структурирования: задания на восстановление порядка слов в деформированных предложениях, создание внешних программ высказывания, серии последовательных картинок, ведение диалогов по ключевым словам, пересказ текстов по вопросам и ключевым словам).

На  всех этапах речевой реабилитации важнейшее  значение имеет эмоциональный фактор. Больные постоянно нуждаются  в ободряющих беседах, в формировании положительной мотивации к занятиям, в правильном отношении к себе. Восстановление речи требует времени  больше, чем улучшение общего состояния  пациента. В течение первых двух лет после инсульта или черепно-мозговой травмы желательно, чтобы больной  регулярно занимался как в  стационаре (1—2 мес), так и в поликлинике. Через каждые 2—3 месяца занятий делается небольшой перерыв (1—2 мес). Общая продолжительность логопедических занятий составляет 2—3 года.

Логопедическая  работа при афазии – длительный и трудоемкий процесс, требующий  сотрудничества врача, логопеда, пациента и его ближайшего окружения, причем восстановление речи должно проходить  не эмпирически, а квалифицированно, на серьезном профессиональном уровне. Поэтому важен отбор больных  для проведения интенсивного восстановительного лечения и обучения. Следует принимать  во внимание прогностическое значение отдельных факторов, влияющих на эффективность  восстановления (возраст, преморбидный уровень, мотивация, наличие признаков левшества, соматические заболевания и их динамика).

 

При акустико-гностической афазии поражены верхние височные отделы коры левого полушария, в котором происходит анализ и синтез звуков речи. Поражение верхних височных отделов ведёт к распаду речевого и не речевого слухового гнозиса. Таким образом, основной фактор, это распад фонематического слуха.

Сохранно:

• Общая смысловая сфера слова (пациент  понимает, что рука, это часть  тела, а где она находится и  что делает, не понимает).

• Сохранна система приставок, суффиксов, окончаний, но нарушена корневая часть  слова.

• Нарушено понимание речи, из-за распада  фонематического слуха.

• Распад оперативной памяти (пациент  долго не может вспомнить слово, даже с помощью логопеда).

• Распад повторной речи. (Пациенты не могут повторить ни одного слова правильно. При повторении наблюдаются парафазии, логорреи).

• Распад экспрессивной стороны речи (словесный салат). Речь не несёт  никакой информации.

• Распад чтения и письма.

• Нарушение неречевого слухового гнозиса. Слуховая агнозия – нет шумов, звуков.

• Нарушение эмоциональной сферы (легко  возбудимы, импульсивны).

• Снижение познавательной деятельности.

Восстановительное лечение.

Центральная задача:

- восстановление фонематического  слуха и вторично нарушенной  экспрессивной речи, чтения и  письма.

Установить  контакт с пациентом.

- затормозить логоррею.

- объяснения факта заболевания.

- организация учебной деятельности.

Обучаем слушать и понимать речь.

• магнитофонный метод (записываем значимые и правильно произносимые слова  пациента).

- воспроизводи запись, а пациент  слушает.

- соотносим их с картинками.

- соотносим с графическими карточками.

• Метод озвучания чтения.

- пациент слушает и читает графические  карточки.

Повторяем весь детский словарь лексических  тем.

Работа  с натуральным рядом чисел.

- счет вслух, с опорой на числа  от 1 до 10.

- обратный счет, с опорой на  цифры.

- счет парами, тройками, с опорой  на цифры.

Решение арифметических примеров с пропущенными звеньями

(10: …=5)

- пациент пишем цифру 2. Он находит  карточку со словом ДВА.

- работа над таблицей умножения.

Эти методы помогают воспитывать внимание к речи окружающих.

Пациент начинает понимать и пользоваться детским  словарём. Справляется с логорреей.

Восстановление понимания общего смысла высказывания.

1 этап. Восстановление  понимания смысла отдельных предложений,  но взятых от пересказанных  небольших текстов.

Пациента  учим слушать короткие тексты. Логопед  читает, а пациент подбирает соответствующие  картинки. Далее пациент должен

сказать и ком, или о чём идёт речь. Считает  количество предложений. 300-400 текстов.

Например: Перед пациентом выкладываются  сюжетные картинки. Логопед читает текст целиком, а затем отдельные  предложения.

Пациент соотносит каждое предложение в  соответствии с сюжетной картинкой. Если он выполняет задание не правильно, то логопед интонацией выделяет предметные слова в предложении и просит их показать на карточке.

2 этап. Восстановление  понимания смысла отдельных предложений,  но взятых вне контекста.

Логопед читает предложение. Пациент соотносит  предложение с карточкой. Затем  проводит количественный и качественный анализ

фразы(считает количество слов в предложении, выкладывает схему предложения с помощью фишек, повторяет фразу самостоятельно).

3 этап. Восстановление  понимания конкретно значимых  слов.

- Логопед выкладывает перед пациентом  15-20 предметных картинок. Даёт задание  пациенту, выделить две категории  предметов по образцу (фрукты-овощи).

- логопед предлагает выделить 2 группы предметов по словесной инструкции.

- логопед выкладывает ряд предметных  картинок и дает задание выделить  предметные картинки, но они отсутствуют.

Когда накоплен достаточный объем слов, то начинается работа по восстановлению фонематического слуха.

Программа №1.

В основе этой программы лежит метод  оптической классификации предметных картинок. Перед пациентом выкладываются 3 буквы.

Они не должны быть близкими по артикуляции.

Например: Б,Л,Ц.

- выкладывается ряд предметных  картинок. Логопед дает задание  пациенту, разложить картинки в  соответствии с начальными

звуками.(Б-белка, банан) и т.д.

Программа №2.

В основе лежит оптико-акустическая классификация  предметных картинок.

- выкладываются картинки, наименование  которых начинаются с букв  Б,Л,Ц. Пациенту даются буквы, которые он должен разложить в соответствии с картинками и назвать первый звук в слове.

Программа №3.

Метод акустической классификации.

- Логопед называет звук вслух.  Пациент должен найти картинку  в соответствии со звуком. Выделенный  звук записываем буквой.

Букву подкладываем к соответствующей  картинке и т.д.

Программа №4.

• Соотнесение звука с его артикуляцией.

- логопед предлагает пациенту  посмотреть на картинку.

- вспомнить название картинки(собака).

- логопед артикуляцией, беззвучно  произносит первый звук в слове.

- предлагает пациенту найти среди  лежащих букв соответствующую  букву.

- закрыть глаза, ощупать рукой  букву.

- написать на столе, в воздухе  пальцем букву.

- произнести звук вслух.

- посмотреть в зеркало и произнести  еще раз звук.

- звук записывается на магнитофон.

- работа по закреплению звук - буква.  Выкладывание слова из букв  разрезной азбуки. Проходим все  звуки речи.

• Учим различать слова далекие  по звучанию и разные по ритмическому рисунку (жук-липа).

• Учим различаем слова далекие  по звучанию, но одинаковые по ритмическому рисунку(бак-рак).

• Выделяем и противопоставляем фонемы близкие по акустическому признаку.

• Выделяем и противопоставляем фонемы близкие по артикуляционному признаку.

• Дифференцируем звуки.

- дается ряд карточек с парными  звуками. Пациент внимательно  изучает и рассматривает парные  карточки (Р-Л).

- соотносит звуки с соответствующими  буквами.

- анализирует оральный образ звуков.

- выкладываются парные картинки(рак-лак).

- пациент называет первые звуки,  соотносит их с буквами, записывает  буквы и.т.д.

- составляет предложения с данными  карточками, проводит устный анализ  предложения, записывает в тетрадь,  читает,

подчеркивает  оппозиционные фонемы.

Программа №5.

Задача: Обучение анализа фразы, текста.

- работа начинается с анализа предложений. Логопед произносит фразу, а пациент слушает.

- соотносит предложение с картинкой.

- подсчитывает количество слов  во фразе.

- с помощью фишек выкладывает  схему предложения.

- предметное слово выкладывает  с определенной картинкой.

- анализирует предметное слово.

- звук соотносит с буквой.

- составляет слово из букв разрезной  азбуки.

- громко проговаривает слово.

- анализ текста. Подсчитывает количество  предложений в тексте, каждое  предложение выкладывает фишками,  подсчитывает количество фишек.

Восстановление чтения, письма и письменной речиведется параллельно с преодолением нарушения фонематического слуха.

Восстановление  письма предшествует восстановление чтения, опирающего на звуко - буквенный анализ состава слова.

Попытки произнесения читаемого слова, осознание  того, что от смешения звуков изменяется смысл слова, создает базу для  восстановления аналитического чтения, а затем и письма.

Срок  восстановительного лечения при  акустико-гностической афазии, от 6 до 10 месяцев.

Афферентно-моторная афазия

Самая распространенная и часто встречающаяся  в практике - афферентная моторная афазия.

Это системный распад экспрессивной  стороны речи и других высших психических  функций личности, поведения пациентов.

В основе распада речи лежит кинестетическая  апраксия. Нарушаются произвольные движения, а непроизвольные относительно сохранны.

Наблюдаются симптомы:

1. Распад артикулем (звуков, фонем) - замена одного звука на другой.

2. Распад фонематического слуха (не дифференцируют звуки близкие по способу и месту образования.

3. Распадается словарный запас.

4. Распад грамматической формы  слова. (Маша пить молоко.)

5. Нарушаются все функции речи  – коммуникативная, регуляторная, познавательная.

Восстановительное обучение.

Основная  центральная задача - это изжитие  кинестетической апраксии, которая  корректируется двумя способами.

1. Оптикотактильный метод направлен на коррекцию звуков – это артикуляционная гимнастика, постановка звуков, автоматизация и дифференциация звуков. Применять этот метод только в самом конце обучения.

2. Опосредованный метод.

Метод направлен:

- на оживление представлений о  предметах и словах, которыми  названы эти предметы.

- на использование зрительных и слуховых анализаторов.

- на использование относительно  сохранное письмо и чтение.

Все восстановительное обучение делится  на несколько этапов.

Предварительная стадия обучения.

Задачи.

1. Растормаживание функций артикуляционного  аппарата.

2. Развитие кинестетического ощущения  руки, мимической мускулатуры и  общих движений.

Приемы  расслабления:

1. Широко использовать предметные  картинки и вопросы к ним.  Подбор картинок, использовать исходя  из детских лексических тем.

2. Широко использовать автоматизированную  речь, т.е. речь наиболее упроченную  в прошлом опыте пациента( порядковый счёт, дни недели, месяцы в году, пропевание знакомых мелодий, песен). На этом материале проводится психотерапия.

3. Использовать предложения – антонимы (днём светло, а ночью?).

4. Использовать аппозиции, т.е. противопоставления (самолёт летает, а автобус?) Это  очень хорошо помогает актуализировать  слово.

5. Использовать эмоции в речи. Для  этого отбирать темы о семье,  о работе, о сотрудниках.

6. Использовать различные каламбуры(Шёл высокий человек, маленького роста).

7. Договаривание хорошо знакомых фраз, автоматизированных фраз.

8. Широко использовать пословицы(Логопед начинает пословицу, а пациент заканчивает).

9. Пропевание мелодий широко знакомых песен.

10. Прослушивание коротеньких, но  эмоционально-насыщенных рассказов.

Все эти перечисленные приемы создадут условия для растормаживании функций артикуляционного аппарата, оживляют представления по всем детским темам, развивают внимание пациента, активизируют их деятельность, являются условиями для спонтанного высказывания.

Затем все эти приемы будут применяться  в виде зарядки на других этапах.

Информация о работе Формы афазии