Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:37, реферат
Классическое определение семьи гласит, что семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.
Если говорить языком социолога или демографа, то семьей называется небольшая группа людей, объединённых родственными и супружескими связями, общим бюджетом и как правило – общим жильём. Но это только теоретическая схема.
Глава 1. Семья и её функции
1.1 Семья как объект социологии
1.2 Функции семьи и их взаимосвязь
Глава 2. Исторические изменения в функциях семьи и их последствия
2.1 Исторические изменения в функциях семьи
2.1 Последствия исторических изменений в функциях семьи
Заключение
Список литературы
На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальные контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.
Функции семьи в ходе истории изменяются, как изменяется и сама семья. Так, например, в период, когда семья отличалась примитивной организацией, ее функции не обособлялись резко от общественных, ибо слабо вооруженный
технически и слабо защищенный человек не мог жить и трудиться лишь в рамках семьи. Позже семья становится «малым обществом» и в значительной мере освобождает человека от зависимости от общества в целом (патриархальная семья). В конце концов опять происходит значительное переплетение функций семьи и общества, и последнее берет на себя значительную часть функции семьи.
Социолог А.Г. Харчев считает репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человекам продолжению своего рода. Но роль семьи не сводится к роли «биологической» фабрики. Выполняя эту функцию, семья является ответственной за физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, она выступает своеобразным регулятором рождаемости.
Изменения происходят и в отношениях мужчин и женщин в семье. Их взаимоотношения, а также отношения разных поколений, степеней родства, родителей и детей разного пола и возраста не заданы жестко их положением в семейном клане. Теперь трудно выделить, кто кого «главнее» и в семье.
Изменяется сам тип зависимости в семье людей друг от друга. Социологи говорят о том, что мужские и женские роли сейчас тяготеют к симметрии, меняются представления о том, как должны вести себя муж и жена. Социологи отмечают следующую тенденцию развития отношений в семье: от «иерархической» логики различий между полами к логике индивидуальных особенностей и способностей, к учету реального соотношения семейных и внесемейных ролей женщины, мужчины и ребенка. Они утверждают, что относительная автономия каждого в семье, общее признание его права на личные интересы скрепляют семью.
2.1 Последствия исторических
Социологи отмечают тот факт, что семья особо чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, например безработице, росту цен и т. д.
И.Ф. Дементьева говорит о возникновении новых нетипичных проблем воспитательного характера вследствие различных материальных и психологических трудностей, переживаемых семьей. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Авторитет матери меняется в зависимости от сферы ее деятельности.
Подростки порой выполняют непрестижную, неквалифицированную работу, но выгодную в денежном отношении и их заработок может приближаться к заработку родителей или даже превышать его. Это один из факторов, способствующих падению авторитета родителей в глазах подростка. У детей происходит смещение в системе жизненных ценностей. Подобная тенденция не только сокращает воспитательные возможности семьи, но и приводит к снижению интеллектуального потенциала общества.
Помимо падения рождаемости
отмечается и такой негативный: факт
в институте семьи, как увеличение
числа разводов. В ряде работ рассматриваются
отрицательные последствия
Влияние распада семьи
на детей дошкольного возраста изучалось
в частности Т.П. Гавриловой. Она
выявила, что при нарушении контактов
с родителями у детей возникают
наиболее острые переживания, поскольку
для ребенка распад семьи - это
ломка устойчивой семейной структуры,
привычных отношений с
Вывод: С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля: она заключается больше не во власти отца семейства над нижестоящими членами семьи, а в той мотивации к труду и достижениям, которую порождает семья. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождение внебрачных детей, супружеские измены и т. п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье. Семейные отношения имеют большое значение для здоровья людей. Благоприятный морально-психологический климат семьи положительно сказывается на здоровье ее членов. Статистика свидетельствует, что в таких семьях люди меньше болеют и дольше живут. По некоторым источникам, у членов таких семей в несколько раз ниже заболеваемость туберкулезом, циррозом печени и диабетом, чем в неблагополучных семьях и среди одиноких. В то же время в семье, где кто-то из ее членов подвержен наркомании и алкоголизму, создаются тяжелые условия жизни, особенно для детей. Обстановка в семье тяжело ранит их психику и часто вызывает различные расстройства.
Заключение:
Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Классическое определение семьи гласит, что семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.
Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов. Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно - потребительская, воспитательная и восстановительная.
Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети.
Список литературы:
1.Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. — СПб: Азбука, 2009. — 256 с.
2.Маргарет Мид. Отцовство у человека — социальное изобретение // Мид М. Мужское и женское. Исследования полового вопроса в изменяющемся мире. М., РОССПЭН, 2004, с. 174—188
3. Шнейдер Л.Б. Функционально-Ролевая структура семейных отношений // Психология семейных отношений. Курс лекций — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — С. 132-133.
4.Захаров А.И. Психологические особенности диагностики оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье. // Вопросы психологии. : Сб.. —Изд-во Речь, 2007. — № 3. — С. 58—68.
5. Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева Социально-педагогическая поддержка детей группы риска Изд-тво: Академия, 2008 г.