Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 22:34, курсовая работа
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т. е. посредством мышления.
ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У
ДЕТЕЙ……………………………………………………………….5
1.1. Характеристика мышления как деятельности…………………….5
1.2. Этапы формирования мышления у детей…………………………8
1.3. Особенности мышления детей с интеллектуальной
недостаточностью………………………………………………….11
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ……….19
2.1. Цель и методика констатирующего исследования……………....19
2.2. Анализ результатов констатирующего исследования…………..20
ГЛАВА 3. ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ
НАРУШЕНИЙ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...28
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….30
Мышление детей
с интеллектуальной недостаточностью
характеризуется
Ограниченность знаний и интересов приводит к тому, что мышление детей с интеллектуальной недостаточностью пассивно, их выводы часто необоснованны.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1. Цель и методика констатирующего исследования
Для изучения словесно-логического мышления детей старшего школьного возраста, с интеллектуальной недостаточностью использовались методики Забрамной С. Д. ( см. Приложения I, II).
Цель изучения: изучение особенностей мышления детей с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи изучения:
- разработать программу исследования;
-выявить особенности
мышления детей с
Методики по Забрамной № I, II (см. приложения I, II).
Цели исследования: Выявить особенности словесно-логического мышления; способность речевого обобщения выделенных признаков.
Процедура проведения: Ребенку предъявляют таблицу 69 и дают инструкцию: «Здесь четыре слова, три из них можно объединить по смыслу, четвертое к ним не подходит. Скажи, какое слово к ним не подходит». При необходимости дети получают помощь в форме разъяснений и совместного выполнения задания. Затем предъявляют таблицу 70.
На таблице 70 даны группы слов, каждая из которых включает в себя пять слов. Во время предъявления пяти слов остальной речевой материал должен быть закрыт чистым листом бумаги. Детям дают инструкцию: «Здесь пять слов, четыре слова можно объединить, одно к ним не подходит по смыслу. Назови это слово».
Анализ результатов: Дети с нормальным умственным развитием 8 – 10 лет, как правило, не нуждаются в подробной инструкции. Можно ограничиться вопросом: «А здесь какое слово следует исключить?» Помощь эффективна.
Дети с задержкой психического развития испытывают трудности при выполнении словесно-логических заданий. Необходима значительная помощь.
Умственно отсталым детям всякий раз нужно давать подробную инструкцию. Однако в этом возрасте задание оказывается непосильным. Помощь малоэффективна.
Критерии оценки: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный – 0 баллов.
10 – 8 баллов – высокий уровень развития обобщения;
7 – 5 баллов – средний уровень развития обобщения, не всегда может выделить существенные признаки предметов;
4 и менее баллов – способность к обобщению развита слабо.
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
При интерпретации данных экспериментального изучения словесно-логического мышления детей с интеллектуальной недостаточностью, были получены следующие результаты.
С методикой "Четвертый лишний" (рисунок 1) из учащихся 7-8 классов полностью справились – 5 (42%) учеников, не справились с заданием – 7 (58%). Данные результаты представлены в рисунке 1.
Кол-во учеников |
Выполнили задание |
Невыполнили задание |
1 |
+ |
|
2 |
- | |
3 |
- | |
4 |
- | |
5 |
+ |
|
6 |
+ |
|
7 |
- | |
8 |
+ |
|
9 |
- | |
10 |
- | |
11 |
- | |
12 |
+ |
|
Итого: |
Рисунок 1. Результаты выполнения методики «Четвертый лишний»
Рисунок показывает, что большинство детей имеют низкий уровень развития словесно-логического мышления и уровня обобщения на уровне представлений. При этом учащиеся сомневались в своих ответах, многие меняли ответ. Эти задания требовали также определенного уровня развития устной связной речи, например испытуемые: Н.,А.,Д., не смогли объяснить свой выбор. При проведении исследования, испытуемый М., выполняя методику «Четвертый лишний» из 2 таблиц справился только с одной. При демонстрации слов: «Река, море, мост, пруд» выбрал слово – пруд, потому что, не знал значения этого слова. Из слов: «Роза, сирень, ландыш, морковь» выбрал слово – морковь, но, не выделив при этом обобщающее слово – цветы.
Другой испытуемый Н., выполняя данную методику, не выделил ни одного правильного слова. Из слов: «Река, море, мост, пруд», сказал: «Лишнее река, потому что река течет, остальное нет». При демонстрации 2 таблицы, среди слов: «Роза, сирень, ландыш, морковь», выбрал слово – роза, объяснив свой выбор тем, что роза -красивая.
При проведении исследования, испытуемый Я., выполняя данную методику, в первом случае, выбрал правильное слово - мост, но не смог объяснить свой выбор. Во 2 случае среди слов: «Роза, сирень, ландыш, морковь», выбрал слово – ландыш, и объяснил свой выбор следующим образом: « Ландыш, не походит, потому что я его не видел».
Развёрнутость речи детей с интеллектуальной недостаточностью очень низкая. Заметно снижен активный словарь. Деятельность некоторых детей при выполнении задания напоминала не столько процесс мышления, сколько угадывания.
Кол-во учеников |
Выполнили задание |
Невыполнили задание |
1 |
+ |
|
2 |
- | |
3 |
- | |
4 |
- | |
5 |
+ |
|
6 |
- | |
7 |
- | |
8 |
- | |
9 |
- | |
10 |
- | |
11 |
- | |
12 |
+ |
|
Итого: |
Рисунок 2. Результаты выполнения методики №70
Таким образом, из рисунка 2 видно, что большинство учащихся имеет низкий уровень обобщений. Большинство детей показали низкий уровень развития (75 %).
Например, испытуемые М.,А.,М.,Д., при демонстрации пяти слов, где одно слово не подходило по смыслу, выбрали просто первое слово в ряду и не смогли объяснить свой выбор. Также у учащихся снижен активный словарь. Например испытуемый К., среди слов: «молоко, сливки, сыр, сало, сметана», выделил сало, объяснив свой выбор так: «это к молоку не относится», не указав, что остальные слова – это молочные продукты. Многие выбрали просто не знакомое слово, например в ряду: «молоток, гвоздь, клещи, топор, пила» большинство испытуемых: М.,А.,Д.,В.,А.,В.,А.,К., выбрали слово – клещи, поскольку не знали значение слова. Испытуемый М., в ряду: «лист, почка, кора, дерево, сук» не выбрал ни одного слова, сказав: «тут ничего нет», и только с помощью подсказки нашел верный ответ.
Многие не находили правильный признак по которому нужно обобщать слова. Например, испытуемый К., в ряду: «Василий, Федор, Семен, Иванов, Николай», выбрал слово - Фёдор, и объяснил свой выбор следующим образом: «Лишнее здесь, я думаю Федор, потому что я с ним дружу». Другой испытуемый Н., среди слов: «Щетка, ботинки, сапоги, тапочки, валенки», выбрал слово – валенки, и объяснил свой выбор так: «Валенки - потому, что их носят зимой».
Кроме этого многие дети отличались повышенной невнимательностью, отвлекаемостью и неумением обосновать свой выбор.
ГЛАВА 3. ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Коррекционно-педагогическая
работа по овладению способами
Задачи оказания коррекционной помощи детям с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью разнообразны:
Решение этих задач осуществляется как государственными, так и негосударственными структурами с обязательным привлечением к коррекционно-воспитательной работе широкого круга специалистов — педагогов-дефектологов, врачей, психологов, логопедов и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, важным в психическом развитии ребенка является формирование мышления. Именно в дошкольный период возникают не только основные формы наглядного мышления – наглядно-действенное и наглядно-образное, но и закладываются основы логического мышления – способность к переносу одного свойства предмета на другие (первые виды обобщения), причинное мышление, способность к анализу, синтезу и др.
Исходя, из этих особенностей
рекомендуется формировать
Проведение дидактических игр способствует формированию мышления.
В играх, способствующих формированию мышления, выделяются два направления: от восприятия к мышлению и от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому мышлению.
Анализ психолого-
Информация о работе Характеристика мышления как деятельности