Характеристика основных средств психологической помощи при кризисных состояниях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 22:17, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является анализ основных психологических средств профилактики развития кризисных состояний.
Цель обусловила постановку следующих задач:
- рассмотреть теорию Эриксона о возрастных кризисах(позитивное отношение);
- рассмотреть теорию Рубинштейна (отрицательный взгляд на кризисные состояния);
- дать характеристику основным психологическим методам борьбы с кризисными состояниями.
Структура реферата. Реферат состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теории кризисных состояний 4
1.1. Нормативное кризисное развитие (теория Эриксона) 5
1.2. Негативное воззрение на кризисные состояния (точка зрения С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец) 8
Глава 2. Характеристика основных средств психологической помощи при кризисных состояниях 10
2.1. Основные средства помощи при кризисных состояниях 10
2.2. Кризисная интервенция и ограничения в психологической помощи 12
Заключение 14
Список использованной литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

Психологические средства профилактики развития кризисных состояний.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

Кризисная интервенция  — это скорая помощь психологов лицам, которые находятся в состоянии кризиса. Хронический, затяжной кризис таит в себе угрозу общественной дезадаптации, психосоматического или нервно-психического страдания. Необходимость в кризисной помощи повышается в ситуациях катастроф, стихийных бедствий и общественных потрясений, потому что огромное количество людей, которые потеряли близких, жилье или работу, находятся в состоянии жизненного кризиса, который отягощен трагическими переживаниями.

В практике помощи психологи, как правило, стремятся к интенсивному, эмоциональному и уникальному контакту. Контакт соединяет, образует общее «поле», в которое включаются участники. Конечно, здесь есть собственные строжайшие ограничения и правила, которые оговариваются. Наиболее важными из них являются:

1. Доброжелательное и  безоценочное отношение к клиенту. Это умение выслушать, оказать нужную психологическую поддержку, разбор проблемы без критикующих суждений, неконтролируемых эмоций, лишних вопросов.

2. Ориентация на ценности и нормы клиента. Психолог во процессе работы должен ориентироваться не на «общественно принятые правила и нормы, а на те жизненные идеалы и принципы, которых придерживается клиент»16.

3. Не рекомендуется советовать клиентам. Советуя, психолог полностью становится ответственным за происходящее, что не помогает развитию личности клиента. Основная задача психолога заключается в том, чтобы жалоба во время консультации была переведена с других на себя. Только в данном случае человек почувствует ответственность за происходящее и приложит старания к тому, чтобы измениться самому и изменить ситуацию, иначе он будет лишь ждать совета и помощи со стороны окружающих.

4. Гарантия конфиденциальности и анонимности получаемой информации. Любая информация, которая сообщена психологу, не может передаваться без согласия клиента ни в какие государственные или общественные организации, частным лицам, родственникам и друзьям.

Позиция психолога по отношению к  клиенту — позиция равенства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Заключение

 

Слово «кризис» указывает  на нарушения равновесия, возникновения  иных  потребностей и перестройки  области мотиваций личности. Но так  как в этой фазе развития такое  состояние является статистически  нормальным, то и эти возрастные кризисы  являются «нормативными» (Л.А.Пергаменщик).

Кризис — время  качественных быстрых изменений, это  критический момент в человеческой жизни,  момент ситуации, когда  осуществление  жизненного замысла невозможно или  затруднено. Кризис описывает состояние, которое  порождает  возникшая перед человеком проблема, от которой он не может уйти и которую не способен разрешить в короткий промежуток времени  и  обычным способом.

Зачастую кризис связан с каким-либо определенным возрастным периодом. Точка зрения психологов на данные кризисные состояния были различными.

Эриксон полагал, что  возрастные кризисы полезны для  развития личности. Им было выделено восемь возрастных кризисов в жизни человека. Однако многие психологи не соглашались  с точкой зрения данного психолога. К примеру Рубинштейн утверждал, что возрастные кризисы могут сыграть негативную роль в человеческой жизни. Им было выделено пять кризисных периодов в жизни человека.

Зачастую случается, что  человек не в состоянии сам  справиться с какой-либо проблемой  или кризисом в жизни. Тогда следует обратиться за профессиональной помощью психолога. Средства психологической помощи при кризисных ситуация достаточно многочисленны и разнообразны, но можно выделить следующие из них:

    1. Библиотерапия.
    2. Целостное отношение к собственному здоровью.
    3. Социальная поддержка
    4. Собственно психологическая помощь.

Для психологов тоже существуют определенные правила при работе с клиентами. Они заключены в  следующем:

    1. Доброжелательно относиться к клиенту и не позволять себе оценку его поведения.
    2. Ориентироваться на нормы и ценности клиента
    3. Избегать излишних советов клиентам.
    4. От психолога требуется соблюдать полную конфиденциальность и анонимность полученной информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

    1. Бородинский Д.К., Скоромец А.А., Шварев А.И. Руководство к практическим занятиям по нервным болезням. – М.: Медицина, 2001.
    2. Выготский Л. С. Психология. – М.: Эксмо-пресс, 2000. –  1008 с.
    3. Данников Н.И. Бессонница, депрессия, невроз. М.: Рипол Классик, 1997. с.240.
    4. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, - 2006 - 464 с.
    5. История психологии. XX в. – М.: Акад. Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 480 с.
    6. Ковпак Д.В. Как избавиться от тревоги и страха. Практическое руководство психотерапевта. СПб.: Наука и техника, 2007. – 240 с.
    7. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. - М.: Геодезия, 2010, 186 с.
    8. Лукацкий М.А., Остренокова М.Е. Психология. Учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 584 с.
    9. Милакова, В.В. Психологическая характеристика кризисов профессионального развития личности / В.В. Милакова // Ак-туальные проблемы прикладной психологии: материалы кон-ференции. – Калуга: ИП Кошелев (Издательство «Эйдос»), 2006. – 366 с. – С. 160-162.
    10. Немов С. Р. Общие основы психологии. – М.: Просвещение, 2003. – 693 с.
    11. Обухов С.Г. Психиатрия / Под ред. Ю.А. Александровского - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 352 с.
    12. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 2009, 720 с.
    13. Словарь психолога-практика /состав. С.Ю. Головин.- Мн.: Харвест, 2005. – 976 с.
    14. Ширман А. Депрессия и методы ее лечения. М.: Деконт Плюс, 1998. с. 110.
    15. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Бородинский Д.К., Скоромец А.А., Шварев А.И. Руководство к практическим занятиям по нервным болезням. – М.: Медицина, 2001.- С. 50

2 Выготский Л. С. Психология. – М.: Эксмо-пресс, 2000. – С. 710

3 Немов С. Р. Общие основы психологии. – М.: Просвещение, 2003. – С. 406

4 Ковпак Д.В. Как избавиться от тревоги и страха. Практическое руководство психотерапевта. СПб.: Наука и техника, 2007. – С. 250

5 Милакова, В.В. Психологическая характеристика кризисов профессионального развития личности / В.В. Милакова // Ак-туальные проблемы прикладной психологии: материалы кон-ференции. – Калуга: ИП Кошелев (Издательство «Эйдос»), 2006. – 366 с. – С. 161

6 История психологии. XX в. – М.: Акад. Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – С. 210

7 Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – С. 150

8 Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 2009. – С. 307

9 История психологии. XX в. – М.: Акад. Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – С. 215

10 Обухов С.Г. Психиатрия / Под ред. Ю.А. Александровского - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - С. 189.

11 Словарь психолога-практика /состав. С.Ю. Головин.- Мн.: Харвест, 2005. – С. 458

 

 

12 Лукацкий М.А., Остренокова М.Е. Психология. Учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 125

13 Ширман А. Депрессия и методы ее лечения. М.: Деконт Плюс, 1998. – С. 51

14 Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, - 2006 – С. 180

15 Колодзин Б. Как жить после психической травмы. - М.: Геодезия, 2010. – С 105. 

16 Данников Н.И. Бессонница, депрессия, невроз. М.: Рипол Классик, 1997. - С. 240.




Информация о работе Характеристика основных средств психологической помощи при кризисных состояниях