Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 05:31, реферат
Цель исследования – определение ценностных ориентаций современной молодежи.
Задачи исследования:
•определить ценностные ориентации современной молодежи;
•рассмотреть и определить особенности динамики ценностных ориентаций у молодежи в период реформ;
•проанализировать тенденции изменения ценностных ориентаций;
1.Введение................................................................................................................4
2. Ценностные ориентации современной молодежи и их особенности..............................................................................................................5
2.1.Особенности динамики ценностных ориентаций современной молодежи период реформ....................................................... .................................................9
2.2. Общие тенденции изменения ценностных ориентаций..............................20
3.Заключение.........................................................................................................27
4.Литература........................................................................................................29
отечественной культуры.
Однако некорректно
объяснять кризис ценностных ориентаций
только экспансией массовой культуры
Запада, которая сопровождает интеграцию
в мировую экономическую
А при этом еще необходимо учитывать те ценности, которые складывались в течение столетий, и к которым в режиме «реставрации» происходит возвращение. Базовые ценности с трудом поддаются переоценке, и очень медленно размываются, но полное их исчезновение невозможно – этому препятствует инстинкт культурного самосохранения нации. Новое общество может вырасти только в ходе исторически последовательной смены поколений, каждое из которых будет постепенно избавляться от груза мешающих прогрессу идей, взглядов, форм и методов деятельности, устаревшего опыта. На это уйдет жизнь не одного поколения. Существует ряд социально – экономических, политических и культурных инновационных факторов, которые влияют на динамику ценностных ориентаций реформенных и пореформенных [3, c. 115]:
1) микроэкономический;
2) макроэкономический;
3) микрополитический;
4) макрополитический;
5) этический;
6) рациональный.
1. Микроэкономическое воздействие оказывает влияние на динамику ценностных ориентаций как бы «снизу», на уровне микроэкономических отношений. Здесь особое значение имеет то, что новое поколение учится «делать» деньги в условиях «дикого» рынка, вместе с рыночным образом жизни в его худшем варианте впитывает в себя и все присущие ему черты: агрессивность, нравственный нигилизм, неуважение к закону, презрение к созидательному труду. «Истоки этого изменения – в нарастании индивидуалистических настроений и в экстремальности современной жизненной ситуации в России».
Ошибка российских идеологов реформы, которая носит стратегический характер, состоит в том, что понятие реформы сведено исключительно к экономике, к запуску рыночных механизмов, приватизации, перестройке финансовой системы и т.п. Упускается из виду, что кризис российского общества носит всесторонний характер и, следовательно, не может быть преодолен путем реформирования какой-либо из сторон общественной жизни, в данном случае – экономики.
Российские реформаторы находятся в плену идей исторического экономизма, вульгарного материализма, действуют как плохие марксисты, хотя говорят о свободе и демократии, строят «рыночную экономику» [3, c. 70].
2. Макроэкономический
фактор влияния на динамику
ценностных ориентаций
В экономическом процессе существуют и действуют все формы
творческой активности человека. Первое
условие всякого «
3. Микрополитическое воздействие обуславливает то, что в настоящее время общественное сознание России накренилось в противоположную сторону. Исповедуется философия, согласно которой человек должен следовать естественным (а понимается еще хуже – стихийным) законам природы и общества (в частности, и, прежде всего, в экономике) как
высшему проявлению мудрости.
По существу, утверждается, будто человечество идет в будущее ощупью во тьме, не имея возможности сказать о нем ничего конкретного, более того, не ясно, есть ли у него будущее вообще. При том, что успехи «естественного» общества намного значительней и этот тип исторического развития ныне выглядит явно предпочтительней «научно создаваемого общества», очевидно и то, что это общество также далеко не идеальное: лучшее – не обязательно хорошее.
Даже в высокоразвитых странах заметны крупные изъяны и пороки, особенно в сфере духовности и культуры. В общественном сознании этих стран нарастает ощущение исторического перелома, вступления человечества в какую-то Новую фазу развития с еще неясными очертаниями и альтернативами, бродят идеи необходимости собственных «перестроек». Брошенные на произвол судьбы молодые люди ищут идеал самостоятельно
Для большинства смыслом жизни и самоцелью стали деньги, а идеалом будущего – государство, в которой у людей много денег и много вещей. Объяснить такой взгляд на жизнь и общество в нынешней ситуации просто, но согласиться, что такое видение может быть идеалом российской истории, смыслом прогресса, конечно, нельзя.
4. Отказ от прежней государственной и общественной формы еще не дает гарантии правильного исторического выбора: каждая нация и каждый народ имеют свои особенности, которые, несмотря на общее направление в развитии человечества, предопределяют им свой и особый путь в истории. Молодежь делает исторический выбор. «Это выбор должен быть свободен, иначе это не выбор. Но даже если выбор свободен, надо помнить, что сама свобода не абсолютна. Молодежь должна выбрать, но выбор не должен быть случайным, тем более ошибочным. Должными являются лишь те цели, которые признаются обществом ценными. Система новых ценностей – вот камень преткновения российских реформ. Только то, во что верят и ценят
отдельный человек, народ, общество, – они превращают в действительность, в свою культуру. Если люди не верят в реформу, не ценят ее, – реформе конец» [11, c. 62], – так считает социолог Кузнецов А.Г.
Каждый народ, каждое общество имеют свою систему ценностей, к которой они стремятся, которую «культивируют», и из которой вырастает их культура. Трагедия России состоит в том, что в основе жизни ее народа десятилетия лежали ценности ложные, которые провозглашались истинными и высшими. Прежний строй мыслился как широчайший набор всевозможных средств действия без истинно сущих целей культуры и моральных ограничений. Без ценностей, которым должны быть подчинены эти средства, а не верховенствовать над ними, не вытеснять, не подавлять и не заменять их. Это – Свобода, Справедливость, Солидарность, Гуманизм, Добро, Счастье, Личность, Народ, Нация. Это Культура, Наука, Искусство, Литература. Это Семья и Здоровье. Это Человек, Личность. Мало изменить внешние материальные и социальные условия жизни и развития, молодежи, надо изменить внутренний строй личности. Реформы должны произойти не над людьми, не вокруг них, а прежде всего в самих людях. Нельзя освободить человека извне более чем он свободен изнутри. Там, где плохая личность, там и плохое общество.
5. Высшей духовной установкой общества, из которой произрастает вся система ценностей, ведущая человека к высотам самоопределения и саморазвития, является свобода. На постулате приоритета свободы как высшей ценности должна строиться вся иерархия. Но свобода часто оборачивается вседозволенностью и анархией.
Психологическое
напряжение и атмосфера страха, рожденная
ощущением грядущих социальных, экономических
и экологических катастроф, резко
снижают адаптационные
По сравнению с 1990 годом, общая численность больных, получающих психиатрическую помощь, увеличилась к 1995 году в 3,7 раза. В настоящее время этот контингент составляет почти 6,5 млн. человек (4,4% населения, в то время как допустимой нормой считается число больных, не превышающее 1%). В пограничном состоянии находятся еще 10 млн. человек, в большинстве своем – дети и молодежь [6, c. 12]
6. Рационально – смысловой аспект. Наиболее актуальные проблемы молодежи связаны с духовно-нравственной сферой бытия: отсутствие мировоззренческих основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации молодежи; разрушение механизма преемственности поколений вследствие общей дезинтегрированное культуры, размывания ее ценностных основ и традиционных форм общественной морали; снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания; падение престижа образования как способа социальной адаптации, культурной преемственности и формы личностной самореализации; низкая активность молодежи в решении общенациональных, региональных и местных проблем. Противоречиво изменяется ценностное восприятие межпоколенческих отношений. Возрастает их стремление к экономической самостоятельности, автономности, независимости, но растет значение родительской семьи, усиливается зависимость от нее. Особую значимость в этой группе имеют проблемы, обусловленные духовно – нравственным хаосом, в котором оказалась российская молодежь. На фоне мировоззренческой неопределенности экспансия массовой коммерческой культуры, агрессивно насаждая психологию потребительства и выгоды, приводит к нравственной деградации личности и снижению ценности человеческой жизни, примитивизирует смысл человеческого бытия, стимулирует асоциальные и противоправные формы самореализации (преступность, алкоголизм, наркомания, проституция), обусловливает массовое распространение
мистических учений, движений и нетрадиционных культов, представляющих реальную опасность для нравственного здоровья молодого человека, ослабляет и разрушает механизмы культурной преемственности, угрожая сохранению самобытности отечественной культуры
Таким образом, студенчество как социальная группа переходного характера, чьей главной функцией выступает воспроизводство теоретического и прикладного знания, обладает структурной двойственностью, что сказывается на схеме ее ценностных ориентаций. Эта двойственность обуславливает две основные тенденции в динамике ценностных ориентаций студенческой молодежи, а именно теоретико-общеобразовательную идентификацию и практико-специализационную интеграцию.
Так, с одной стороны, воспроизводство теоретического капитала осуществляется вдоль вертикали культурно – исторической идентификации общества, образовательной проекцией которой является усвоение общеобразовательных дисциплин, чья основа – это духовно – гуманитарное знание.
А, с другой стороны, воспроизводство знания осуществляется вширь по горизонтали социально – практической специализации, в процессе которой студенчество получает профессиональное образование, ибо оно послужит ему в дальнейшем в деле адаптации и социализации.
Таким образом,
проанализировав особенности
Система ценностных ориентаций, являясь не только элементом духовной сферы, проявлением социального творчества, одновременно выступает проекцией отношения молодежи к окружающей социальной
действительности в форме реализации сущностных сил молодежи, и в этом смысле она является не только барометром настроений современной молодежи, но индикатором стабильности общества.
Не для кого не секрет, что реформирование, то есть изменение привычных обществу экономической, политической и социальной структур приводит к дискомфорту и волнениям в обществе. Меняются представления о социальных институтах, статусах и обязанностях. Все это приводит к изменению общественного мышления, что в свою очередь влечет качественное изменение общественного идеала, то есть ценностной ориентации общества.
Общественный идеал нельзя выдумать, вывести в научных лабораториях и подарить обществу. Идеал общества сформируется в ходе его развития, исторического процесса, который есть результат действий свободной воли отдельных лиц и обществ, свободно избирающих руководящие ценности личной жизни и общественного развития и воплощающих их в своем творчестве. Выход из кризиса в решающей степени зависит от того, какая ценность будет преобладать, верховенствовать в жизни общества и, следовательно, каким будет направление исторического процесса; как в зависимости от этого будут восприниматься и воплощаться остальные, в том числе индивидуальные, личные ценности.
Информация о работе Ценностная ориентация современной молодежи