Ценностная ориентация современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 05:31, реферат

Краткое описание

Цель исследования – определение ценностных ориентаций современной молодежи.
Задачи исследования:
•определить ценностные ориентации современной молодежи;
•рассмотреть и определить особенности динамики ценностных ориентаций у молодежи в период реформ;
•проанализировать тенденции изменения ценностных ориентаций;

Содержание

1.Введение................................................................................................................4
2. Ценностные ориентации современной молодежи и их особенности..............................................................................................................5
2.1.Особенности динамики ценностных ориентаций современной молодежи период реформ....................................................... .................................................9
2.2. Общие тенденции изменения ценностных ориентаций..............................20
3.Заключение.........................................................................................................27
4.Литература........................................................................................................29

Вложенные файлы: 1 файл

ценностная ориентация современной молодежи.docx

— 52.85 Кб (Скачать файл)

Молодежь есть движущая сила общества. Ведь во многом будущее страны зависит  от направленности молодежи, как в социальной, так и в политической сфере общества.

Таким образом, характер реформ и их результат прямым образом влияет на изменение ценностных ориентаций всего общества и молодежи в частности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Общие тенденции изменения ценностных ориентаций

 

Проблема  общих тенденций изменений ценностных ориентаций в современном обществе неоднократно ставилась в центр  внимания множества самых разных социологических исследований.

Система ценностных ориентаций обладает определенным балансом, однако ее гомеостатичность имеет динамический, подвижный характер. Даже в период равномерной эволюции общества ценностные ориентации подвергаются пусть медленной, но трансформации. А в период революционной ломки традиционных устоев ценностные ориентации становятся радикальными, и зачастую процессы их изменения в такие времена имеют неконтролируемый и стихийный характер .

Само современное  общество характеризуется принципиальной нестабильностью системы ценностей  и ценностных ориентаций в отличие  от традиционного общества, в котором  эта система была незыблемой и  неизменной на протяжении многих веков. Система ценностей традиционного  общества имела замкнутый характер, и починялась законам циклических  повторений.

Современной общество является динамической системой с подвижным, нестабильным центром.

На всем протяжении существования современного общества сетка ее ценностных ориентаций подвержена изменениям со стороны двух оппозиций  – оппозиции интеграции как социализации и идентификации как индивидуализации, и оппозиции субъективизма и объективизма. [7, c. 121] Социальный мир представляет собой «социентальную систему», которого подчиняется принципам системного гомеостаза, баланса, – смещение одного элемента немедленно вызывает смещение остальных так, что системное равновесие сохраняется. Чем интенсивнее, богаче, продуктивнее,

 

 

20

дееспособнее ценностная ориентация социальной функции, тем ближе она к позиции, центрирующей поле социальной системы, и, наоборот, чем она беднее, тем дальше функция отодвинута к периферии, смещена к ней.

Система ценностных ориентаций разделяется  на три большие группы: 1) «материнские»  как материально – экономические; 2) «отцовские» как духовно – гуманитарные; 3) символически – интерсубъективные как рациональные.

1) Материально  – экономические ценностные ориентации. Этот вид ценностей распределяется по оси «плановая экономика – рыночная экономика».

Выбор в пользу то или иной группы детерминируется  экономического статусом человека, его  принадлежностью к той или  иной социальной группе, экономически активной или экономически пассивной. Если та или иная социальная группа является экономически зависимой частью общества и нуждается в всемерной  поддержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном  управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики. Эта группа, будучи объектом опеки  со стороны государства, ратует за социально  ориентированную экономику.

С другой стороны, экономически активные субъекты и сообщества, являясь революционно – реформаторской частью общества, уверены в необходимости  развития рыночных отношений, чьи принципы неотделимы от принципов экономической  самостоятельности. Экономическая  независимость – основа политической независимости.

2) Духовно  – гуманитарные ценностные ориентации традиционно делятся на индивидуально направленные или этические и коллективно направленные или политические ценностные ориентации.

3) Рационально  – ценностные ориентации основаны на рациональном определении и ограничении ценностных объектов в качестве смыслов. Если материально – экономические и гуманитарно-духовные ориентации

 

устанавливаются субъектом или даются ему на основе социально – общественного опыта как детерминированной извне сферы объективных и общественно значимых символов, то рационально – ценностные ориентации конституируются субъектом изнутри, в качестве имманентных понятий и предметов в качестве продуктов спонтанной деятельности воображения и мышления, правда немыслимой без своего выражения вовне.

Рационально – ценностные ориентации, как и в предыдущих случаях, делятся на субъективно – рациональные и объективно – рациональные ориентации.

1. Материально – экономические ценностные ориентации молодежи имеют двойственный характер. Они располагаются по двум осям – «приватность – социальность» и «материализм – постматериализм».

Поскольку молодежь является экономически зависимой частью общества и нуждается в всемерной  поддержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном  управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики. Будучи объектом опеки со стороны  государства, молодежь ратует за социально  ориентированную экономику.

Однако «на  смену патерналистским и в  какой то степени инфантилистским настроениям приходит осознание необходимости, прежде всего, личностных усилий».

Однако, с  другой стороны, молодежь, являясь революционно – реформаторской частью общества, она уверена в необходимости  развития рыночных отношений, чьи принципы неотделимы от принципов экономической  самостоятельности. Поскольку экономическая  независимость основа политической независимости и гарантия политических свобод, молодые люди наиболее активно  ратуют за либерализацию экономики. Несмотря на свою заинтересованность в материальном достатке, большая  часть малообеспеченной молодежи отдает приоритет знаний и образования  перед богатством, надеясь, однако, на возможную адекватность

материального вознаграждения реализуемым  на профессиональном поприще знаниям  и умениям. В распределении ценностных ориентаций в экономической сфере имеет место раздвоение, – «наблюдается явное противоречие в жизненных установках молодежи». «Близость двух позиций (жизненный комфорт, успех возможны, прежде всего, благодаря собственным усилиям, предприимчивости; но одновременно подчеркивается важность знакомства с нужными людьми, помощи влиятельных лиц) является отражением в сознании молодежи специфики российской экономики, в которой эклектически сочетаются принципы двух разных моделей экономики. Дух предприимчивости, характерный для рыночной экономики, причудливо уживается с бюрократическим «рынком связей», определяющим пути и средства получения, обретения материальных, статусных, профессиональных благ и ценностей. Сопоставление полученных данных результатами аналогичных исследований последнего десятилетия позволяет зафиксировать и преемственность и параллельную новую, устойчивую и активно реализующуюся тенденцию»

Остается  надеется, что этот дисбаланс связан с переходными процессами социально  – экономического реформирования общества, всегда связанных с падением жизненного уровня больших слоев населения, и, что после окончания этих процессов баланс между материальными и духовными ценностями придет в норму.

2. Общественно – политические ориентации молодежи, с одной стороны, формируются по широте всего политического спектра. В молодежной среде как в проекции представлены все цвета и оттенки этого спектра от крайне правого до крайне левого. Они распределяются по вертикальной оси «левый либерализм – правый консерватизм» и горизонтальной оси «интернационализм – национализм»

В соответствии с аристократичностью и элитарностью образования, а также с готовностью  в недалеком будущем стать  «отцами» общества,

руководителями высокого ранга, менеджерами  в различных отраслях народного  хозяйства молодежные предпочтения формируются в направлении правой, консервативной идеологии правящих классов, сильного государства. Эта идеология основывается на принципах государственности и патриотизма. С другой стороны, традиционной демократизм молодежного сообщества обуславливает либеральные устремления, в которых, по данным многих социологических исследований, усматривается «очевидная демократическая направленность». Оппозиция национализма и интернационализм наиболее проблематична в полиэтнических обществах, и ее значение особенно возрастает в годы реформ, когда начинается борьба за «место под солнцем». Молодежь в этом смысле характеризуют самые крайние позиции по оси «интернационализм – национализм», привлекая как в ряды ярых шовинистов, фашистов, так и в ряды борцов с фашизмом.

3. Духовно – гуманитарные ценностные ориентации традиционно делятся на индивидуально направленные или этические и коллективно направленные или политические ценностные ориентации

Этические ценностные ориентации в контексте молодежной транзитивности распределяются по вертикальной оси «утилитаризм – духовность» и горизонтальной оси «коллективизм – индивидуализм».

Утилитаризм этических ориентаций молодежи связан со многими факторами как негативного, так и позитивного характера, определяющими тенденции развития современной молодежной культуры. Это, с одной стороны, и «падение нравов», утрата духовных идеалов, засилье бездуховных  поделок массового искусства, «которая стала ведущим началом в формировании мировоззренческих установок и  определяющим образом влияет на самоидентификацию  молодежи»

С другой стороны, универсальность получаемого образования, возрастание приоритета науки и  образования, рост научного знания, вследствие чего на задний план отходят нерациональные источники 

гуманизма.

И все-таки, несмотря на утрату духовных ориентиров, традиционная духовность молодежи является его фундаментальным  качеством и базовой ценностью, поскольку и образование, которое  в наше время доступно молодежи, и высокий культурный статус молодежи в целом накладывает на него неизгладимую печать образованности и интеллигентности, благодаря которым молодому поколению удается «противостоять прагматизму общества и напору массовой культуры» Коллективистская ориентация молодежи связана с общим демократизмом молодежной среды, с интенсивностью и экстенсивностью коммуникабельности молодых людей, а их индивидуализация обуславливается элитарностью высшего образования и его специальностью, особенностью и уникальностью.

Среди новых  явлений в сфере этических  ценностных ориентаций, особо выделяется возвращение к искусственно изъятой  из общественной сферы религиозности. Однако здесь имеются свои нюансы, – обращение к религии имеет зачастую характер моды, и пока речи идет о «своеобразной психологической религиозности как определенном состоянии души (вера в Бога) и почти практически не проявляющейся обрядовой традиционной религиозности»

Рационально – ценностные ориентации основаны на рациональном определении и ограничении ценностных объектов в качестве смыслов. Если материально – экономические и гуманитарно-духовные ориентации устанавливаются субъектом или даются ему на основе социально – общественного опыта как детерминированной извне сферы объективных и общественнозначимых символов, то рационально – ценностные ориентации конституируются субъектом изнутри, в качестве имманентных понятий и предметов в качестве продуктов спонтанной деятельности воображения и мышления.

Рационально – ценностные ориентации делятся на субъективно – рациональные и объективно – рациональные ориентации.

Субъективно – рациональные ориентации: в молодежной среде индивидуализм не является образцом поведения, хотя, с другой стороны, сама способ существования молодежной группы («тусовки») по отношению к другим социальным группам носит замкнутый, закрытый характер. Таким образом, внутренний коллективизм молодежных групп спокойно сочетается с внешним индивидуализмом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог, можно сказать, что в ходе исследования были решены все задачи, поставленные в начале исследования. Были изучены и исследованы объект и предмет исследования: ценностные ориентации современной молодежи и особенности формирования ценностных ориентаций у современной молодежи соответственно.

Можно сделать вывод, что в ходе исследования была достигнута цель исследования, поставленная в начале исследования, то есть были определены ценностные ориентации современной молодежи.

В современном  обществе свобода получает экономическое  измерение. Другими словами, если традиционный человек социально идентифицируется в меру политической регламентации, то современный человек идентифицируется в меру экономического благосостояния. В соответствии с идеологическим соотношением политической и экономической  доминант определяется баланс системы  ценностных ориентаций как общества в целом, так и молодежи в целом. Ценностная сфера российской молодежи имеет особенности, зависящие от политического устройства, экономического благосостояния общества и уровня жизни населения, социально – демографического состава населения, развитости социально – культурных коммуникаций, историко-культурных особенностей, сложившейся инфраструктуры социальных институтов, учреждений культуры, образования, просвещения, уровня финансирования, материально – технического обеспечения, а также эффективности государственного управления социально – культурной сферой.

Определенной  сложностью переходного периода  обусловлен тот факт, что сфера  ценностных ориентаций несет противоречие между ценностными ориентирами  и целями, стоящими перед государством и обществом на данном историческом этапе развития, с одной стороны, а, с другой стороны,

 

социальными, экономическими, культурными запросами  молодежи.

Система ценностных ориентаций, являясь  не только элементом духовной сферы, проявлением социального творчества, одновременно выступает проекцией  отношения молодежи к окружающей социальной действительности в форме реализации сущностных сил молодежи. От того насколько сбалансирована система ценностных ориентаций под влиянием политических, экономических и культурных институтов зависит не только эффективности социально – культурного воспитания молодежи, но и динамика социально – политических преобразований в стране. Необходимы существенные коррективы как в самой концепции, так и в механизме реализации государственной политики в области молодежной культуры.

Информация о работе Ценностная ориентация современной молодежи