Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 05:31, реферат
Цель исследования – определение ценностных ориентаций современной молодежи.
Задачи исследования:
•определить ценностные ориентации современной молодежи;
•рассмотреть и определить особенности динамики ценностных ориентаций у молодежи в период реформ;
•проанализировать тенденции изменения ценностных ориентаций;
1.Введение................................................................................................................4
2. Ценностные ориентации современной молодежи и их особенности..............................................................................................................5
2.1.Особенности динамики ценностных ориентаций современной молодежи период реформ....................................................... .................................................9
2.2. Общие тенденции изменения ценностных ориентаций..............................20
3.Заключение.........................................................................................................27
4.Литература........................................................................................................29
Молодежь есть движущая сила общества. Ведь во многом будущее страны зависит от направленности молодежи, как в социальной, так и в политической сфере общества.
Таким образом, характер реформ и их результат прямым образом влияет на изменение ценностных ориентаций всего общества и молодежи в частности.
2.2. Общие тенденции изменения ценностных ориентаций
Проблема
общих тенденций изменений
Система ценностных ориентаций обладает определенным балансом, однако ее гомеостатичность имеет динамический, подвижный характер. Даже в период равномерной эволюции общества ценностные ориентации подвергаются пусть медленной, но трансформации. А в период революционной ломки традиционных устоев ценностные ориентации становятся радикальными, и зачастую процессы их изменения в такие времена имеют неконтролируемый и стихийный характер .
Само современное
общество характеризуется принципиальной
нестабильностью системы
Современной общество является динамической системой с подвижным, нестабильным центром.
На всем протяжении существования современного общества сетка ее ценностных ориентаций подвержена изменениям со стороны двух оппозиций – оппозиции интеграции как социализации и идентификации как индивидуализации, и оппозиции субъективизма и объективизма. [7, c. 121] Социальный мир представляет собой «социентальную систему», которого подчиняется принципам системного гомеостаза, баланса, – смещение одного элемента немедленно вызывает смещение остальных так, что системное равновесие сохраняется. Чем интенсивнее, богаче, продуктивнее,
20
дееспособнее ценностная ориентация социальной функции, тем ближе она к позиции, центрирующей поле социальной системы, и, наоборот, чем она беднее, тем дальше функция отодвинута к периферии, смещена к ней.
Система ценностных ориентаций разделяется на три большие группы: 1) «материнские» как материально – экономические; 2) «отцовские» как духовно – гуманитарные; 3) символически – интерсубъективные как рациональные.
1) Материально – экономические ценностные ориентации. Этот вид ценностей распределяется по оси «плановая экономика – рыночная экономика».
Выбор в пользу то или иной группы детерминируется экономического статусом человека, его принадлежностью к той или иной социальной группе, экономически активной или экономически пассивной. Если та или иная социальная группа является экономически зависимой частью общества и нуждается в всемерной поддержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики. Эта группа, будучи объектом опеки со стороны государства, ратует за социально ориентированную экономику.
С другой стороны, экономически активные субъекты и сообщества, являясь революционно – реформаторской частью общества, уверены в необходимости развития рыночных отношений, чьи принципы неотделимы от принципов экономической самостоятельности. Экономическая независимость – основа политической независимости.
2) Духовно – гуманитарные ценностные ориентации традиционно делятся на индивидуально направленные или этические и коллективно направленные или политические ценностные ориентации.
3) Рационально – ценностные ориентации основаны на рациональном определении и ограничении ценностных объектов в качестве смыслов. Если материально – экономические и гуманитарно-духовные ориентации
устанавливаются субъектом или даются ему на основе социально – общественного опыта как детерминированной извне сферы объективных и общественно значимых символов, то рационально – ценностные ориентации конституируются субъектом изнутри, в качестве имманентных понятий и предметов в качестве продуктов спонтанной деятельности воображения и мышления, правда немыслимой без своего выражения вовне.
Рационально – ценностные ориентации, как и в предыдущих случаях, делятся на субъективно – рациональные и объективно – рациональные ориентации.
1. Материально – экономические ценностные ориентации молодежи имеют двойственный характер. Они располагаются по двум осям – «приватность – социальность» и «материализм – постматериализм».
Поскольку молодежь является экономически зависимой частью общества и нуждается в всемерной поддержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики. Будучи объектом опеки со стороны государства, молодежь ратует за социально ориентированную экономику.
Однако «на смену патерналистским и в какой то степени инфантилистским настроениям приходит осознание необходимости, прежде всего, личностных усилий».
Однако, с другой стороны, молодежь, являясь революционно – реформаторской частью общества, она уверена в необходимости развития рыночных отношений, чьи принципы неотделимы от принципов экономической самостоятельности. Поскольку экономическая независимость основа политической независимости и гарантия политических свобод, молодые люди наиболее активно ратуют за либерализацию экономики. Несмотря на свою заинтересованность в материальном достатке, большая часть малообеспеченной молодежи отдает приоритет знаний и образования перед богатством, надеясь, однако, на возможную адекватность
материального вознаграждения реализуемым на профессиональном поприще знаниям и умениям. В распределении ценностных ориентаций в экономической сфере имеет место раздвоение, – «наблюдается явное противоречие в жизненных установках молодежи». «Близость двух позиций (жизненный комфорт, успех возможны, прежде всего, благодаря собственным усилиям, предприимчивости; но одновременно подчеркивается важность знакомства с нужными людьми, помощи влиятельных лиц) является отражением в сознании молодежи специфики российской экономики, в которой эклектически сочетаются принципы двух разных моделей экономики. Дух предприимчивости, характерный для рыночной экономики, причудливо уживается с бюрократическим «рынком связей», определяющим пути и средства получения, обретения материальных, статусных, профессиональных благ и ценностей. Сопоставление полученных данных результатами аналогичных исследований последнего десятилетия позволяет зафиксировать и преемственность и параллельную новую, устойчивую и активно реализующуюся тенденцию»
Остается надеется, что этот дисбаланс связан с переходными процессами социально – экономического реформирования общества, всегда связанных с падением жизненного уровня больших слоев населения, и, что после окончания этих процессов баланс между материальными и духовными ценностями придет в норму.
2. Общественно – политические ориентации молодежи, с одной стороны, формируются по широте всего политического спектра. В молодежной среде как в проекции представлены все цвета и оттенки этого спектра от крайне правого до крайне левого. Они распределяются по вертикальной оси «левый либерализм – правый консерватизм» и горизонтальной оси «интернационализм – национализм»
В соответствии с аристократичностью и элитарностью образования, а также с готовностью в недалеком будущем стать «отцами» общества,
руководителями высокого ранга, менеджерами
в различных отраслях народного
хозяйства молодежные предпочтения
формируются в направлении
3. Духовно – гуманитарные ценностные ориентации традиционно делятся на индивидуально направленные или этические и коллективно направленные или политические ценностные ориентации
Этические ценностные ориентации в контексте молодежной транзитивности распределяются по вертикальной оси «утилитаризм – духовность» и горизонтальной оси «коллективизм – индивидуализм».
Утилитаризм
этических ориентаций молодежи связан
со многими факторами как
С другой стороны,
универсальность получаемого
гуманизма.
И все-таки, несмотря на утрату духовных ориентиров, традиционная духовность молодежи является его фундаментальным качеством и базовой ценностью, поскольку и образование, которое в наше время доступно молодежи, и высокий культурный статус молодежи в целом накладывает на него неизгладимую печать образованности и интеллигентности, благодаря которым молодому поколению удается «противостоять прагматизму общества и напору массовой культуры» Коллективистская ориентация молодежи связана с общим демократизмом молодежной среды, с интенсивностью и экстенсивностью коммуникабельности молодых людей, а их индивидуализация обуславливается элитарностью высшего образования и его специальностью, особенностью и уникальностью.
Среди новых явлений в сфере этических ценностных ориентаций, особо выделяется возвращение к искусственно изъятой из общественной сферы религиозности. Однако здесь имеются свои нюансы, – обращение к религии имеет зачастую характер моды, и пока речи идет о «своеобразной психологической религиозности как определенном состоянии души (вера в Бога) и почти практически не проявляющейся обрядовой традиционной религиозности»
Рационально – ценностные ориентации основаны на рациональном определении и ограничении ценностных объектов в качестве смыслов. Если материально – экономические и гуманитарно-духовные ориентации устанавливаются субъектом или даются ему на основе социально – общественного опыта как детерминированной извне сферы объективных и общественнозначимых символов, то рационально – ценностные ориентации конституируются субъектом изнутри, в качестве имманентных понятий и предметов в качестве продуктов спонтанной деятельности воображения и мышления.
Рационально – ценностные ориентации делятся на субъективно – рациональные и объективно – рациональные ориентации.
Субъективно – рациональные ориентации: в молодежной среде индивидуализм не является образцом поведения, хотя, с другой стороны, сама способ существования молодежной группы («тусовки») по отношению к другим социальным группам носит замкнутый, закрытый характер. Таким образом, внутренний коллективизм молодежных групп спокойно сочетается с внешним индивидуализмом.
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что в ходе исследования были решены все задачи, поставленные в начале исследования. Были изучены и исследованы объект и предмет исследования: ценностные ориентации современной молодежи и особенности формирования ценностных ориентаций у современной молодежи соответственно.
Можно сделать вывод, что в ходе исследования была достигнута цель исследования, поставленная в начале исследования, то есть были определены ценностные ориентации современной молодежи.
В современном
обществе свобода получает экономическое
измерение. Другими словами, если традиционный
человек социально
Определенной сложностью переходного периода обусловлен тот факт, что сфера ценностных ориентаций несет противоречие между ценностными ориентирами и целями, стоящими перед государством и обществом на данном историческом этапе развития, с одной стороны, а, с другой стороны,
социальными, экономическими, культурными запросами молодежи.
Система ценностных ориентаций, являясь
не только элементом духовной сферы,
проявлением социального
Информация о работе Ценностная ориентация современной молодежи