Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 13:10, курсовая работа
Проблема исследования: На современном этапе развития уже в подростковом возрасте в рамках обучения которой происходит процесс жизненного самоопределения юношей и девушек, формируется их мировоззренческая позиция, складываются личные способы поведения, общения, деятельности. В этой связи актуальной становится проблема ценностных ориентиров, на основе которых это происходит.
Цель исследования: исследование гендерных особенностей ценностных ориентации в подростковом возрасте.
1. Описание выборки и хода исследования ……………………..3
2. Анализ результатов исследования ……………………………..4
3. Математическая статистика …………………………………… 9
Приложение ……………………………………………………….. 15
Таким образом, достоверно-значимые различия девушек и юношей выявлены по следующим ценностям:
- Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)
- Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по учебе)
- Продуктивная жизнь
(максимально полное
Таблица 5
Терминальные ценности девушек и юношей подросткового возраста (достоверность различий)
Ценность |
UЭмп |
Достоверность |
Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах |
44,3 |
|
Воспитанность (хорошие манеры) |
36, |
|
Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) |
45,7 |
|
Жизнерадостность (чувство юмора) |
46,6 |
|
Исполнительность (дисциплинированность) |
46,8 |
|
Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) |
57,1 |
|
Непримиримость к недостаткам в себе и других |
39,4 |
|
Образованность (широта знаний, высокая общая культура) |
36,9 |
|
Ответственность (чувство долга, умение держать слово) |
27,1 |
|
Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) |
36,7 |
|
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) |
29,5 |
|
Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов |
43,3 |
|
Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) |
68,7 |
|
Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) |
68,9 |
|
Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) |
42,8 |
|
Честность (правдивость искренность) |
46,2 |
|
Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) |
3739 |
|
Чуткость (заботливость) |
46,3 |
Достоверно-значимых различий инструментальных ценностей у девушек и юношей не выявлено.
Таким образом, вне зависимости от половой принадлежности среди терминальных ценностных ориентации девушкам и юношам в подростковом возрасте свойственно придание высокой значимости личным ценностям индивидуальной жизни: здоровье, любовь, верные друзья. Наименее значимыми ценностями-целями для них являются ценности самореализации и альтруистические ценности.
Анализ гендерных различий инструментальных ценностей выявил наличие общих значимых ценностей-средств.
- Воспитанность (хорошие манеры)
- Жизнерадостность (чувство юмора)
- Образованность (широта знаний, высокая общая культура).
Наименее значимыми являются :
- Непримиримость к недостаткам в себе и других
- Чуткость (заботливость)
- Исполнительность (дисциплинированность)
Помимо общих тенденций были получены и различия:
Первые места девушки отдают следующим: здоровье (физическое и психическое), любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком), счастливая семейная жизнь.
Юноши на первые места, в отличии от девушек ставят «продуктивная жизнь» (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей), а для девушек данная ценность является малозначимой, «наличие хороших и верных друзей».
Таким образом, гипотеза исследования не нашла своего подтверждения: в характеристиках ценностных ориентаций в подростковом возрасте гендерные различия отсутствуют.
Приложение 1
Таблица 6
Терминальные ценности юношей и девушек
пол |
учащиеся |
среднее значение | ||||||||||||
№ |
ценности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 | ||
юноши |
1 |
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) |
8 |
8 |
8 |
7 |
8 |
5 |
6 |
- |
- |
- |
- |
7,14 |
2 |
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) |
4 |
7 |
5 |
5 |
6 |
6 |
5 |
- |
- |
- |
- |
5,43 | |
3 |
Здоровье (физическое и психическое) |
2 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
- |
- |
- |
- |
3,29 | |
4 |
Интересная работа |
12 |
9 |
10 |
11 |
10 |
12 |
10 |
- |
- |
- |
- |
9,57 | |
5 |
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) |
18 |
18 |
17 |
18 |
17 |
17 |
18 |
- |
- |
- |
- |
16,57 | |
6 |
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) |
6 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
- |
- |
- |
- |
4,86 | |
7 |
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) |
11 |
11 |
14 |
12 |
11 |
13 |
11 |
- |
- |
- |
- |
11,86 | |
8 |
Наличие хороших и верных друзей |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
- |
- |
- |
- |
2,86 | |
9 |
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по учебе, по работе) |
17 |
16 |
16 |
17 |
18 |
15 |
15 |
- |
- |
- |
- |
14,29 | |
10 |
Познание ( возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) |
14 |
14 |
15 |
15 |
13 |
16 |
13 |
- |
- |
- |
- |
13,29 | |
11 |
Продуктивная жизнь (максимально
полное использование своих |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
- |
- |
- |
- |
1,29 | |
12 |
Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) |
9 |
12 |
13 |
10 |
12 |
9 |
14 |
- |
- |
- |
- |
10,29 | |
13 |
Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) |
7 |
5 |
7 |
9 |
7 |
7 |
8 |
- |
- |
- |
- |
7,14 | |
14 |
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) |
10 |
13 |
9 |
8 |
9 |
10 |
9 |
- |
- |
- |
- |
8,71 | |
15 |
Счастливая семейная жизнь |
5 |
6 |
6 |
6 |
5 |
8 |
7 |
- |
- |
- |
- |
6,14 | |
16 |
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) |
16 |
17 |
18 |
16 |
16 |
18 |
17 |
- |
- |
- |
- |
15,86 | |
17 |
Творчество (возможность творческой деятельности) |
15 |
15 |
11 |
14 |
15 |
14 |
16 |
- |
- |
- |
- |
13,29 | |
18 |
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) |
13 |
10 |
12 |
13 |
14 |
11 |
12 |
- |
- |
- |
- |
12,14 | |
девушки |
1 |
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) |
8 |
6 |
8 |
7 |
7 |
8 |
6 |
7 |
8 |
8 |
9 |
7,45 |
2 |
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) |
12 |
10 |
12 |
9 |
10 |
9 |
11 |
9 |
12 |
11 |
11 |
9,54 | |
3 |
Здоровье (физическое и психическое) |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1,45 | |
4 |
Интересная работа |
3 |
5 |
4 |
4 |
5 |
6 |
3 |
4 |
4 |
3 |
5 |
4,18 | |
5 |
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) |
14 |
15 |
15 |
13 |
16 |
16 |
13 |
15 |
16 |
14 |
13 |
13,63 | |
6 |
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2,09 | |
7 |
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) |
6 |
7 |
7 |
6 |
4 |
5 |
7 |
5 |
5 |
6 |
6 |
6,82 | |
8 |
Наличие хороших и верных друзей |
5 |
4 |
5 |
5 |
6 |
4 |
5 |
6 |
6 |
5 |
4 |
5 | |
9 |
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по учебе, по работе) |
10 |
11 |
9 |
12 |
11 |
11 |
9 |
10 |
9 |
8 |
7 |
8,91 | |
10 |
Познание ( возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) |
9 |
9 |
10 |
10 |
9 |
12 |
10 |
11 |
10 |
9 |
8 |
8,91 | |
11 |
Продуктивная жизнь (максимально
полное использование своих |
17 |
16 |
17 |
18 |
17 |
17 |
15 |
15 |
15 |
18 |
15 |
15 | |
12 |
Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) |
7 |
8 |
6 |
8 |
8 |
7 |
8 |
8 |
7 |
7 |
8 |
7,45 | |
13 |
Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) |
13 |
14 |
13 |
14 |
15 |
13 |
16 |
12 |
12 |
13 |
16 |
12,09 | |
14 |
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) |
11 |
13 |
11 |
11 |
13 |
10 |
14 |
12 |
11 |
10 |
12 |
10,81 | |
15 |
Счастливая семейная жизнь |
4 |
1 |
3 |
3 |
2 |
1 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3,73 | |
16 |
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) |
18 |
15 |
18 |
17 |
16 |
18 |
18 |
18 |
17 |
16 |
16 |
16,73 | |
17 |
Творчество (возможность творческой деятельности) |
16 |
17 |
16 |
15 |
14 |
14 |
17 |
16 |
15 |
16 |
15 |
14,55 | |
18 |
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) |
10 |
12 |
14 |
16 |
12 |
10 |
19 |
10 |
13 |
10 |
13 |
11,72 |
Таблица 7
Инструментальные ценности юношей
учащиеся |
среднее значение | |||||||||||||
пол |
ценности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 | ||
мальчики |
1 |
Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах |
12 |
15 |
13 |
15 |
16 |
12 |
14 |
- |
- |
- |
- |
13,86 |
2 |
Воспитанность (хорошие манеры) |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
1 |
3 |
- |
- |
- |
- |
2 | |
3 |
Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) |
13 |
11 |
12 |
10 |
12 |
11 |
13 |
- |
- |
- |
- |
11,71 | |
4 |
Жизнерадостность (чувство юмора) |
3 |
4 |
1 |
3 |
5 |
4 |
2 |
- |
- |
- |
- |
3,14 | |
5 |
Исполнительность (дисциплинированность) |
15 |
17 |
14 |
16 |
14 |
16 |
17 |
- |
- |
- |
- |
15,57 | |
6 |
Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) |
7 |
5 |
6 |
8 |
8 |
8 |
5 |
- |
- |
- |
- |
6,71 | |
7 |
Непримиримость к недостаткам в себе и других |
17 |
16 |
18 |
17 |
17 |
18 |
16 |
- |
- |
- |
- |
17 | |
8 |
Образованность (широта знаний, высокая общая культура) |
6 |
3 |
4 |
5 |
3 |
3 |
6 |
- |
- |
- |
- |
4,29 | |
9 |
Ответственность (чувство долга, умение держать слово) |
9 |
8 |
7 |
6 |
7 |
9 |
9 |
- |
- |
- |
- |
7,86 | |
10 |
Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
- |
- |
- |
- |
1,43 | |
11 |
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) |
4 |
6 |
5 |
4 |
4 |
6 |
4 |
- |
- |
- |
- |
4,71 | |
12 |
Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов |
14 |
12 |
15 |
13 |
11 |
14 |
15 |
- |
- |
- |
- |
13,43 | |
13 |
Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) |
10 |
9 |
10 |
9 |
9 |
10 |
8 |
- |
- |
- |
- |
9,29 | |
14 |
Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) |
11 |
14 |
11 |
12 |
13 |
13 |
11 |
- |
- |
- |
- |
12,14 | |
15 |
Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) |
5 |
7 |
8 |
7 |
6 |
5 |
7 |
- |
- |
- |
- |
6,43 | |
16 |
Честность (правдивость искренность) |
8 |
10 |
9 |
11 |
10 |
7 |
10 |
- |
- |
- |
- |
9,29 | |
17 |
Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) |
16 |
13 |
16 |
14 |
15 |
15 |
12 |
- |
- |
- |
- |
14,43 | |
18 |
Чуткость (заботливость) |
18 |
18 |
17 |
18 |
18 |
17 |
18 |
- |
- |
- |
- |
17,71 | |
девочки |
1 |
Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах |
7 |
5 |
6 |
7 |
7 |
7 |
6 |
4 |
6 |
7 |
6 |
6,18 |
2 |
Воспитанность (хорошие манеры) |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2,27 | |
3 |
Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) |
16 |
16 |
15 |
17 |
15 |
15 |
17 |
14 |
18 |
15 |
16 |
15,82 | |
4 |
Жизнерадостность (чувство юмора) |
3 |
1 |
3 |
1 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
2 |
2,45 | |
5 |
Исполнительность (дисциплинированность) |
14 |
15 |
12 |
14 |
14 |
14 |
12 |
13 |
15 |
14 |
15 |
13,82 |
Продолжение таблицы 1.4.
6 |
Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) |
8 |
9 |
10 |
10 |
9 |
8 |
8 |
11 |
8 |
9 |
7 |
8,82 | |
7 |
Непримиримость к недостаткам в себе и других |
17 |
18 |
18 |
16 |
17 |
18 |
16 |
17 |
16 |
16 |
18 |
17 | |
8 |
Образованность (широта знаний, высокая общая культура) |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1,36 | |
9 |
Ответственность (чувство долга, умение держать слово) |
9 |
8 |
11 |
8 |
8 |
10 |
11 |
8 |
9 |
10 |
13 |
9,55 | |
10 |
Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) |
5 |
4 |
4 |
6 |
5 |
5 |
4 |
6 |
5 |
6 |
5 |
5 | |
11 |
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) |
6 |
7 |
7 |
4 |
6 |
6 |
5 |
7 |
7 |
5 |
8 |
6,18 | |
12 |
Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов |
12 |
11 |
16 |
12 |
16 |
11 |
10 |
16 |
12 |
13 |
10 |
12,64 | |
13 |
Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) |
10 |
10 |
8 |
11 |
10 |
9 |
13 |
9 |
10 |
8 |
12 |
10 | |
14 |
Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) |
15 |
14 |
13 |
15 |
12 |
13 |
15 |
12 |
14 |
18 |
11 |
13,82 | |
15 |
Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) |
13 |
12 |
14 |
13 |
11 |
12 |
14 |
15 |
13 |
11 |
14 |
12,9 | |
16 |
Честность (правдивость искренность) |
4 |
6 |
5 |
5 |
4 |
4 |
7 |
5 |
4 |
3 |
4 |
4,64 | |
17 |
Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) |
11 |
13 |
9 |
9 |
13 |
16 |
9 |
10 |
11 |
12 |
9 |
11,09 | |
18 |
Чуткость (заботливость) |
18 |
17 |
17 |
18 |
18 |
17 |
18 |
18 |
17 |
17 |
17 |
17,45 |