Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:27, реферат
Краткое описание
Актуальность темы определяется необходимостью для современного человека обладать научным знанием о психике человека. Подобные знания помогают в решении проблем, как в повседневной жизни, так и в сфере профессиональной деятельности. В более широком плане такие знания активно используются специалистами разных отраслей для решения, например, проблем рационального распределения функций между человеком и компьютером, проблем проектирования автоматизированных рабочих мест специалистов разных профилей, проблем разработки систем искусственного интеллекта, робототехники и других.
Содержание
Введение …...……………………………………………………………………...3 1 Понятие о психике. Структура психики человека. Основные психические процессы человека 1.1 Понятие о психике …………………………………………………........ 4 1.2 Структура психики человека …………………………….…..………....5 1.3 Основные психические процессы человека …………………….……..8 2 Психические состояния. Их воздействие на деятельность людей. Психические свойства человека 2.1 Психические состояния. Их воздействие на деятельность людей .…15 2.2 Психические свойства человека .………………………...……………20 Заключение ...………………………………………………………………….....26 Список использованных источников ...……………….…
Воспроизведение – процесс
извлечения из памяти сохраненного материала.
Воспроизведение бывает непроизвольное,
когда мысль всплывает в памяти без намерения
личности и произвольное, когда устанавливается
идентичность воспринимаемого и сохраненного
в памяти. Лучшим вспомогательным средством
припоминания является опора на узнавание.
Сопоставляя несколько сходных идей или
образов, человек может легче вспомнить,
а иногда и просто узнать среди них нужные.
Память развивается в борьбе
с забыванием. Забывание – процесс, обратный
запоминанию. Забывание оказывается тем
более глубоким, чем реже включается определенный
материал в деятельность, чем менее значимым
становится он для достижения актуальных
жизненных целей. Различают следующие
типы памяти: словесно-логический и образный.
Образную память подразделяют на зрительную,
слуховую, двигательную. В зависимости
от установки на длительность сохранения
(помнить в течение нескольких минут или
удерживать в сознании длительное время)
выделяют краткосрочную и долговременную
память.
Большое значение для развития
профессиональной памяти имеют воспитание
добросовестности, ответственности, интереса
к своей специальности, ознакомление с
приемами эффективного запоминания, сохранения
в памяти и воспроизведения информации,
соответствующие тренировки памяти.
Мышление – психический познавательный
процесс, состоящий в опосредованном и
обобщенном отражении человеком действительности
в ее существенных и сложных связях и отношениях.
Мышление невозможно без языка. Благодаря
мышлению человек познает не только то,
что может быть непосредственно воспринято
с помощью наших органов чувств, но и то,
что скрыто от прямого восприятия и может
быть познано лишь в результате анализа,
сравнения, обобщения. Основными формами
мышления являются: понятия, суждения
и умозаключения. Понятие - мысль, в которой
отражаются общие, существенные и отличительные
(специфические) признаки предметов и
явлений действительности.
Содержание понятий раскрывается
в суждениях, которые всегда выражаются
в словесной форме – устной или письменной,
вслух или про себя. Суждение – это отражение
связей между предметами и явлениями действительности
или между их свойствами и признаками.
Суждения бывают истинными или ложными.
Умозаключение – вывод о тех
или иных предметах, явлениях, процессах.
Различают два основных вида умозаключения:
- индуктивные (индукция) умозаключение
от частных случаев к общему положению;
- дедуктивные (дедукция) - от
общего положения (суждения) к частному
случаю.
Отражение окружающего мира
в процессе мышления осуществляется с
помощью мыслительных операций: анализа,
синтеза, сравнения, абстрагирования,
обобщения, конкретизации, систематизации,
классификации.
Анализ - разложение целого
на составные части.
Синтез - восстановление расчлененного
в целое на основе вскрытых анализом существенных
связей.
Операция сравнения заключается
в сопоставлении вещей, явлений, их свойств
и выявлении общности или различий между
ними.
Операция абстракции состоит
в том, что человек мысленно отвлекается
от несущественных признаков изучаемого
предмета, выделяя в нем основное, главное.
Обобщение сводится к объединению
многих предметов явлений по какому-то
общему признаку.
Конкретизация – это движение
мысли от общего к частному, нередко это
выделение каких-то определенных сторон
предмета или явления.
Классификация предполагает
отнесение отдельного предмета, явления
к группе предметов или явлений. Это подведение
частного под общее, осуществляемое обычно
по наиболее существенным признакам.
Систематизация – это мысленное
расположение множества объектов в определенном
порядке. В зависимости от характера познавательной
деятельности человека в психологии различают
мышление наглядно-действенное, образное
и отвлеченное.
Наглядно-действенное мышление
проявляется непосредственно в процессе
деятельности человека. Образное мышление
протекает на основе образов, представлений,
которые человек воспринимал и усвоил
раньше. Отвлеченное, абстрактное мышление
осуществляется на основе понятий, категорий,
которые имеют словесное оформление и
образно не представляются.
Мышление каждого человека
характеризуется определенными качествами:
глубина, гибкость, широта, быстрота, целеустремленность,
самостоятельность и некоторые другие.
Речь – это психический процесс
использования языка с целью обмена информацией,
общения и решения других задач. Речь человека
развивается и проявляется в единстве
с мышлением. Содержание и форма речи человека
зависят от его профессии, опыта, темперамента,
характера, способностей, интересов, состояний
и так далее. С помощью речи люди общаются
между собой, передают знания, оказывают
влияние друг на друга, воздействуют на
себя. Речь в профессиональной деятельности
является носителем информации и средством
взаимовоздействия. В речевой деятельности
специалиста можно выделить речь устную
и письменную, внутреннюю и внешнюю, диалогическую
и монологическую, обыденную и профессиональную,
подготовленную и неподготовленную.
Воображение – это психический
процесс создания новых образов, представлений
и мыслей на основе имеющегося опыта, путем
перестройки представлений человека.
Воображение тесно связано со всеми другими
познавательными процессами и занимает
особое место в познавательной деятельности
человека. Благодаря этому процессу человек
может предвосхищать ход событий, предвидеть
результаты и последствия своих действий
и поступков. Оно позволяет создавать
программы поведения в ситуациях, характеризуются
неопределенностью. С физиологической
точки зрения воображение – это процесс
образования новых систем временных связей
в результате сложной аналитико-синтетической
деятельности мозга. Воображение бывает
активным и пассивным. В психологии различают
два вида активного воображения: воссоздающее
и творческое. Например, опытный юрист
на основе отдельных фактов, следов происшествия
как бы воссоздает достаточно полно картину
ситуации. Творческое воображение – это
процесс создания новых образов, т.е. образов
таких объектов, которых вообще нет в действительности.
Изобретательство, рационализаторство,
выработка новых форм обучения и воспитания
основываются на творческом воображении.
Воображение может быть и пассивным, уводящим
человека от действительности, от решения
практических задач. Человек как бы уходит
в мир фантазии и живет в этом мире, ничего
не предпринимая (маниловщина) и тем самым
отдаляясь от реальной жизни.
Ценность личности определяется
тем, какие виды воображения в ней преобладают:
чем более активные и значимые, тем более
зрелая личность.
2 Психические состояния.
Их воздействие на деятельность людей.
Психические свойства человека
2.1 Психические
состояния. Их воздействие на деятельность
людей
Психические состояния человека
характеризуются целостностью, подвижностью
и относительной устойчивостью, взаимосвязью
с психическими процессами и свойствами
личности, индивидуальным своеобразием
и типичностью, крайним многообразием,
полярностью. Они могут быть личностные
и ситуативные, глубокие и поверхностные,
кратковременные и затяжные, положительные
и отрицательные. Но в них может преобладать
какой–то тип процессов, придающий им
особую окраску. На этом основании их делят
на эмоциональные (волнение, переживание,
тревога и другие), познавательные (интерес,
внимательность), волевые (собранность,
мобилизованность). Поступки человека,
его деятельность зависят от его психического
состояния.
Рассмотрим как влияют на профессиональную
деятельность положительные и отрицательные
психические состояния человека.
Большое значение для эффективности
трудовой деятельности имеет психическое
состояние профессиональной заинтересованности.
Специалист имеющий сильный профессиональный
интерес, сам ищет ситуации, которые позволили
бы ему пережить состояние профессиональной
заинтересованности, то есть работает
активно, с полной отдачей сил, знаний
и способностей. Для состояния профессиональной
заинтересованности характерны: осознание
значимости профессиональной деятельности;
стремление больше узнать о ней и активно
действовать в ее области; концентрация
внимания на круге объектов, связанных
с данной областью, и при этом указанные
объекты начинают занимать господствующее
положение в сознании специалиста. Наконец,
состояние профессиональной заинтересованности
в подавляющем большинстве случаев сопровождается
приятными эмоциональными переживаниями.
Разнообразие и творческий
характер профессиональной деятельности
делают возможным возникновение у работника
психических состояний, близких по своему
содержанию и структуре к состоянию творческого
вдохновения, свойственного ученым, писателям,
художникам, актерам, музыкантам. Состояние
творческого вдохновения представляет
собой сложный комплекс интеллектуальных
и эмоциональных компонентов. Оно выражается
в творческом подъеме; обострении восприятия;
возрастании воображения; возникновении
целого ряда комбинаций оригинальных
впечатлений; проявлении обилия мыслей
и легкости нахождения существенного;
полной сосредоточенности и росте физической
энергии, которые приводят к очень большой
работоспособности, к психическому состоянию
радости творчества и нечувствительности
к усталости. Вдохновение профессионала
– это всегда единство его таланта, знаний
и кропотливого каждодневного труда.
Во многих профессиях важную
роль играет решительность как психическое
состояние готовности быстро принять
решение и привести его в исполнение. Однако
решительность – это ни в коем случае
не спешка, торопливость, необдуманность,
излишняя самоуверенность. Необходимыми
условиями решительности являются широта
мышления, проницательность, мужество,
большой жизненный и профессиональный
опыт, знания, планомерность работы. Поспешная
же «решительность», как и нерешительность,
то есть психическое состояние, характеризуемое
недостатком психологической готовности
принять решение и ведущее к необоснованной
отсрочке или невыполнению действий, чреваты
неблагоприятными последствиями и не
раз приводили к жизненным, в том числе
и профессиональным, ошибкам.
Наряду с положительными состояниями
у человека в процессе его жизнедеятельности
могут возникать и отрицательные (астенические)
психические состояния. Например, нерешительность
как психическое состояние может возникнуть
не только при отсутствии у человека самостоятельности,
уверенности в себе, но и ввиду новизны,
неясности, запутанности той или иной
жизненной ситуации в экстремальных (крайних)
условиях. Такие условия приводят и к возникновению
состояния психической напряженности.
Отметим состояние «деловой»
напряженности, то есть напряженности,
которая возникает как результат сложности
выполняемой деятельности или работы
в экстремальных условиях. Здесь эмоциональное
напряжение является необходимым условием
продуктивной интеллектуальной деятельности,
так как сознательной оценке всегда предшествует
эмоциональная, выполняющая функцию предварительного
отбора гипотез. Выступая против ошибочных
вербальных оценок, эмоции могут выполнять
положительную функцию «коррекции» поисковой
деятельности, приводящей к объективно
верным результатам.
То есть даже отрицательные
эмоции могут выполнять положительную
роль в связи с тем, что происходит взаимодействие
«интеллектуальных» и «ситуативных» эмоций.
Но воздействие экстремальных
условий деятельности может привести
к возникновению у человека специфического
состояния нервнопсихологической напряженности,
называемого стрессом. Это такое эмоциональное
напряжение, которое в той или иной степени
ухудшает протекание жизнедеятельности,
снижает работоспособность человека и
его надежность в работе. По отношению
к стрессу у человека не возникает целенаправленных
и адекватных реакций. В этом заключается
основное отличие стресса от напряженной
и трудной задачи, на которую (вне зависимости
от ее тяжести) человек, выполняющий ее,
реагирует адекватно. В состоянии стресса
возникают затруднения в осуществлении
функций, связанных с направленностью
мышления на решение определенных задач.
Это происходит ввиду того, что стресс
выступает как фактор, разрушающий предварительное
«эмоциональное планирование», а в конечном
итоге и всю схему предстоящей деятельности
или общения. При сильном стрессе возникает
общая реакция возбуждения, и поведение
человека становится дезорганизованным,
уровень исполнения резко падает. Еще
большее усиление стресса приводит к общему
торможению, пассивности, бездеятельности.
Причиной стресса выступают эмоционально-отрицательные
раздражители (например, неудачи в деятельности
и общении, боязнь критики или принятия
ответственного решения, «цейтнот»,
перегрузка информацией и так далее).
Степень стрессовости реакций
человека зависит не только от ситуации
и длительности внешнего эмоционального
воздействия, но и от силы нервной систем,
от многих качеств его личности, от прошлого
опыта, тренированности.
Состояние стресса у человека
нередко может сопровождаться таким сложным
психическим состоянием как «беспокойство»,
«тревога», «тревожность». Тревожность
– это психологическое состояние, которое
вызывается возможными или вероятными
неприятностями, неожиданностью, изменениями
в привычной обстановке и деятельности,
задержкой приятного, желательного, и
выражающееся в специфических переживаниях
и реакциях. Но состояние тревожности
не всегда препятствует успешной деятельности.
Здесь все зависит, с одной стороны, от
конкретного содержания, глубины и длительности
состояния тревожности, а с другой – от
адекватности этого состояния вызвавшим
его раздражителям, от наличия или отсутствия
самоконтроля, от форм реакции и степени
«вязкости» данного состояния. Так, тревожность
будет положительным психическим состоянием,
если она вызывается у человека из-за того,
что он близко к сердцу принимает судьбы
других людей, дело, которому служит. «Мягкие»
формы тревожности служат человеку в качестве
сигнала к устранению имеющихся в работе
недостатков, к воспитанию решительности,
смелости, уверенности в собственных силах.
Если же тревожность возникает по ничтожным
причинам, неадекватна объектам и ситуации,
ее вызвавшим, принимает формы, свидетельствующие
о потере самоконтроля, является длительной,
«вязкой», плохо изживается, то такое состояние,
безусловно, отрицательно влияет на осуществление
деятельности и общения.
Трудности и возможные неудачи
в жизнедеятельности при определенных
условиях могут привести к возникновению
у человека не только психических состояний
стресса и тревожности, но и состояния
фрустрации. Применительно к человеку
фрустрацию в самом общем виде можно определить
как сложное эмоционально-мотивационное
состояние, выражающееся в дезорганизации
сознания, деятельности и общения и возникающее
в результате продолжительного блокирования
целенаправленного поведения объективного
непреодолимыми или субъективно так представляемыми
трудностями.
Фрустрация проявляется тогда,
когда лично значимый мотив остается неудовлетворенным
или его удовлетворение тормозится, а
возникшее при этом чувство неудовлетворенности
достигает степени выраженности, превышающей
«порог терпимости» конкретного человека,
и проявляет тенденцию к стабилизации.
Типичными реакциями на воздействие фрустраторов,
т. е. ситуаций, вызывающих фрустрацию,
являются агрессия, фиксация, отступление
и замещение, аутизм, регрессия, депрессия
и др. Действие фрустраторов может приводить
и к тому, что человек подменяет деятельность,
оказавшуюся блокированной, другой, которая
для наиболее доступна или представляется
таковой. Частный выход из состояния фрустрации
путем перемены деятельности приводит
к утрате настойчивости, трудолюбия, усидчивости,
организованности, целенаправленности.
2.2 Психические свойства
человека