Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 16:45, лабораторная работа
Сложившийся порядок вещей существует до тех пор, пока мы не создадим новый. От нас самих зависит, какова будет наша жизнь и, соответственно, – государственное обустройство. Пусть каждый из вас станет мудрым. Тогда не будет проблем в управлении Державой. У власти должны находиться люди, обладающие чистыми помыслами, любящие свою Землю и заботящиеся о процветании своего народа, своей Родины.
Кстати, таких методик достаточно много, вы можете выбрать наиболее понравившуюся или, точнее, наиболее действенную для вас. Вашему вниманию будет предложено несколько таких методик.
Метод превращения образов
1-й этап
Ведущий:
— Вспомните себя в тот момент, когда вы испытываете чувство страха, и внимательно посмотрите, что запускает эту нежелательную реакцию. Вы можете увидеть себя в какой-то из моментов вашей жизни, когда вы боитесь. Вы испытываете определённый страх. Что в этой ситуации вызывает негативное чувство? Это может быть какой-то предмет, звук, образ человека...
Поднимает руку женщина лет пятидесяти:
— Я из Москвы. Зовут меня Ольга Фёдоровна. У меня такой вопрос: обязательно только свои ситуации рассматривать либо можно для примера взять страхи моей сестры?
Ведущий:
— Давайте научимся сначала взаимодействовать со своими страхами, а потом будем помогать нашим родным и близким.
Ольга Фёдоровна:
— Имеет ли значение то, о чём я беспокоюсь, — страхи о своём здоровье либо беспокойство за сына — он офицер и служит в так называемой горячей точке?
Ведущий:
— Нет, не имеет значения. Вы представляете себя боящейся либо заболеть, либо боящейся за жизнь и здоровье сына. Выберите какой-то один страх. Потом, когда научитесь взаимодействовать с одним страхом, возьмётесь за другие.
Ольга Фёдоровна:
— Я увидела себя со стороны, спешащей к звонящему телефону в страхе, что сообщат какую-то трагическую новость про сына.
Ведущий:
— Получается, что звонящий телефон запускает страх за сына?
— Совершенно верно, — говорит Ольга Фёдоровна, — именно телефонный звонок причина страха. Я пыталась отключать телефон, но это не помогает, а, наоборот, ухудшает состояние, так как начинаешь рисовать ещё более страшные картины.
Ведущий:
— Только что мы с вами определили пусковую картинку. Это звонящий телефон.
2-й этап
Ведущий:
— А теперь такой вопрос: как бы вы избавились от этой негативной картинки? Существует несколько вариантов: картинку на мысленном экране можно отодвинуть подальше от себя. С увеличением расстояния уменьшаются размеры картинки. Вы можете мысленно отодвинуть её вдаль и уменьшить до точки. Можно картинку поместить на экран телевизора. Представьте, что выключили телевизор и вместо изображения появилась светящаяся горизонтальная полоса, которая сократилась до точки. Экран погас.
Такой ещё вариант: мысленно свою «страшную» картинку вы рисуете на стекле цветными мелками, потом берёте мокрую тряпку и стираете всё нарисованное.
Доносится голос из зала:
— Хорошо. А что дальше делать? И для чего это нужно?
Ведущий:
— Сейчас объясню. Переходим к следующему этапу.
3-й этап
Ведущий:
— А теперь нам нужно вспомнить ранее созданный «Я»-образ себя — счастливого человека. Я сейчас обращаюсь к вам, Ольга Фёдоровна. Представьте себя в образе счастливой матери и ответьте на следующие вопросы: «Что я увижу, услышу, почувствую, будучи счастливой матерью?» Представляйте себя ярко, сочно, в деталях и подробностях.
У всех получается? Постарайтесь удержать этот образ подольше, насладитесь образом счастливого человека. Отвлекитесь на минуту. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Можете и мне улыбнуться.
4-й этап
Ведущий:
— Снова вспомните негативную картинку, в которой вы испытываете ваши страхи. Снова уберите её с вашего ментального экрана и нарисуйте «Я»-образ себя счастливого. Удержите этот образ перед собой несколько минут, наслаждаясь увиденным.
Отвлекитесь. Улыбнитесь. Повторите процесс ещё раз, быстро меняя одну негативную картинку на другую — позитивную. Всего таких циклов необходимо семь—десять. Доведите всё это до автоматизма.
5-й этап
Сидящие в зале увлечённо выполняют задание. Примерно через две минуты девушка в центре зала поднимает руку:
— Вы знаете, я сделала такую замену всего четыре раза. После чего негативную картинку вообще не удавалось вспомнить. Так бывает?
Ведущий:
— В этом и есть смысл всего того, что вы проделали с вашими страхами. Если несколько раз поменять образы с одного на другой и довести этот процесс до автоматизма, то потом негативную картинку приходится, что называется, выдирать из памяти. А она уже вспоминаться не хочет.
Давайте теперь проведём проверку.
Как там поживает телефон, который может принести трагическую весть?
Встаёт Ольга Фёдоровна, переживающая страх за сына-офицера:
— Старая картинка уже не представляется. Сразу вижу себя — спокойную и счастливую. Уже представляется другая картинка: снимаю трубку и слышу родной голос сына и он мне говорит, что с ним всё хорошо и он скоро должен приехать в отпуск.
Ведущий:
— Понятен принцип? Раньше своими страхами вы создавали негативный образ беды, могущей случиться с вашим сыном. На подсознательном уровне вы отсылали этот образ в горячую точку сыну. А теперь вы будете представлять себя счастливой мамой, которая просто уверена, что с её сыном всё всегда в порядке. Запомните: ожидание ситуации порождает саму ситуацию!
Давайте подведём итоги: пришла в вашу голову какая-то негативная мысль, — поймите, что нет смысла бороться с ней. Ведь само наличие этой негативной мысли вас чему-то учит. Например, появилась мысль-страх. Спросите себя: «Чем я создал эту пугающую меня мысль? Для чего мне она нужна?» А понять нужно следующее: подсознательный разум говорит нам, что нет в нас уверенности. Что выражена жертвенность. В этом и есть позитивное намерение негативных обстоятельств. Наше подсознание указывает нам на то, что мы идём по сложному пути, полному страхов, проблем, которые сами себе и создаём. Но оказывается, можно идти другими путями. Можно жить легко и свободно, счастливо. И вообще, всё то, что легко и свободно, — это моё. Мне уже не нужно всего того, что получается с натугой, через силу. Не надо напрягать Вселенную.
А вот как выйти из этой ситуации?
Один из вариантов мы только что разобрали. Это метод превращения образов. Понравилось?
Поднимает руку худощавый юноша:
— Меня зовут Владимир. Вы знаете, у меня мало что получилось.
Ведущий:
— Я полагаю, что страх ваш был очень сильным. Скажите, прав ли я?
Лицо парня покрывается пунцовыми пятнами, задрожал подбородок, участилось дыхание. Увлажнились глаза.
— Да, вы правы, несколько лет назад я пережил ситуацию, которую мне больно вспоминать. Эти воспоминания постоянно лезут в мою голову. Я уже пытался по этой методике перенастроить свои мысли, но у меня практически ничего не выходит.
Ведущий:
— Вы можете озвучить то, что с вами случилось?
Владимир опять содрогнулся при воспоминании о тех событиях, но сумел взять себя в руки и рассказал следующее:
— Три года назад зимой я, опаздывая на работу, буквально ввинтился в переднюю дверь переполненного троллейбуса. На скользкой подножке не удержал равновесие и упал. Водитель, очевидно, меня не увидел и закрыл дверь. Моя левая нога оказалась зажатой в дверях троллейбуса, он тронулся и поволок меня под колёса стоящей рядом маршрутки. Я ударился головой о бордюрный камень, потерял сознание. Что было дальше и как попал в больницу, я уже не помню. Меня оперировали дважды, были сложные переломы костей голеностопного сустава. Но всё это мелочи по сравнению с тем, что меня преследует этот страх — летящее мне в лицо колесо маршрутки. Ощущение тупой безысходности и неотвратимости происходящего.
Ведущий:
— Спасибо вам за ваш рассказ, было видно, насколько тяжело вам говорить об этом. Я надеюсь, что в последний раз так тяжело было вспоминать о произошедших с вами событиях.
А теперь, дорогие читатели, присутствующие на нашем виртуальном семинаре, мы освоим другую методику общения со страхами, но со страхами более серьёзными. Общаясь со своими негативными воспоминаниями, вы можете попробовать на выбор какую-то одну технику.
Я приглашаю вас в воображаемый кинозал, где демонстрируется фильм про каждого из вас. Фильм про ваши страхи.
Метод кинозала
1-й этап
Ведущий:
— Владимир, если вы не возражаете, мы на вашем примере сейчас поучимся взаимодействию со страхами по этому методу. Он так и называется — метод кинозала. Все остальные выполняют это упражнение вместе с Владимиром.
Прежде чем мы начнём, нам необходимо себя обезопасить: воспоминания предстоят достаточно неприятные. Вы это только что увидели, когда Владимир рассказывал о своём страхе. Поэтому настройтесь на них определённым образом: вспомните себя в какой-то ситуации, когда вы были уверены в себе и спокойны. Удержите это воспоминание подольше, обозначьте состояние уверенности каким-то характерным для этой ситуации словом, например «спокойствие». Это слово и соответствующее ему состояние смогут помочь вам пройти через тяжёлые воспоминания в кинозале.
Сейчас мы поинтересуемся у Владимира: удалось войти в спокойное состояние?
— Да, я вспомнил почему-то,
как быстро я научился ездить на
велосипеде. Это было незабываемое
состояние восторга, уверенности
в себе, согласованности моих действий.
Подскажите, какое слово взять
для обозначения этого
Ведущий:
— Этим ключевым словом пусть будет слово «велосипед». Когда вы его произносите про себя, вы вспоминаете снова своё ощущение восторга?
— Да, действительно, сразу нахлынули приятные воспоминания того времени.
— Продолжаем дальше.
2-й этап
Ведущий:
— Вы приходите в кинотеатр, садитесь на сиденье в первом ряду и начинаете смотреть фильм про себя.
Гаснет верхний свет. На большом экранном полотнище идут титры, вы видите везде свою фамилию. Вы и сценарист, и режиссёр-постановщик, и главное действующее лицо. А иногда вы актёр второго плана. Там же присутствуют все те, кто принимал участие в реальных событиях. Начинается фильм.
Володя, как только дело дойдёт до самого неприятного момента, вспомните своё ключевое слово. Скажите себе: «велосипед». Расскажите, пожалуйста, о своих впечатлениях.
На лице у Владимира появились красные пятна, участилось дыхание. Но это состояние быстро прошло и было менее выраженно, чем в первый раз.
— Представляете, — сказал Владимир взволнованно, — такого со мной ещё не происходило! Очень необычные ощущения! Прежде всего я смотрел на себя со стороны, да, было страшно, но не так остро. А потом я вспомнил себя на велосипеде. Конечно, восторга я не чувствовал, но не было так страшно, как обычно.
3-й этап
Ведущий:
— Мысленно пересядьте в
последний ряд зрительских крес
Владимир, как у вас получилось?
— Да, сейчас всё намного спокойнее — «велосипед» хорошо помогает, хотя небольшой страшок ещё остается. Такое впечатление, что чем картинка дальше, тем спокойнее я могу смотреть на неё.
Ведущий:
— Замечательно, что вы
на это обратили своё внимание, в
этом весь смысл происходящего. С
удалением и уменьшением
4-й этап
Ведущий:
— Сейчас вы мысленно встаёте, переходите в будку киномеханика. Ведь киномеханик — это вы. Представьте себя на своём рабочем месте. Вы можете заглянуть в кинозал и увидеть себя сидящим в последнем ряду зрительских кресел или в первом. Из квадратного окошка будки киномеханика вы можете посмотреть на киноэкран. Вы этот фильм крутите себе уже далеко не первый год, и надоел он вам хуже горькой редьки. Володя, как долго вы смотрите этот фильм?
— Более трех лет! Действительно,
уже надоело. Смотреть из будки киномеханика
намного спокойнее, но нет уверенности,
что это спокойствие
Ведущий:
— Ещё раз напомню, что вы — киномеханик. Всё происходящее на экране — в ваших руках. Вы можете сделать с кинолентой всё, что захотите, что позволит вам ваша фантазия. Конечно, с соблюдением этических норм. Вы, например, можете вставить в ваш фильм какой-то комический эпизод или любимую музыку. Можно взять в руки мысленные ножницы и вырезать самый неприятный кусок. Или в своём воображении добавить новый эпизод, где вы спокойно проходите все испытания, предложенные вам вашим подсознанием.
Ну как? Получается?
— Да, хорошо получилось. Я озвучил свой фильм любимой музыкой из «Щелкунчика» Чайковского.
5-й этап
Ведущий:
— На этом этапе нам необходимо перенести ситуацию в будущее и проверить, насколько мы сможем управлять своими эмоциями.
Вам необходимо выйти из будки киномеханика и соединиться последовательно с вами, сидящим в заднем ряду кинотеатра, потом в переднем ряду. И снова просмотреть ваш фильм.
Владимир на несколько минут задумался, уйдя в себя, потом оживился:
— Я всё это проделал, как вы сказали. И вдруг увидел себя той зимой, но уже не спешащим и вечно опаздывающим, а спокойно идущим пешком на работу. Я раньше вышел, иду и наслаждаюсь утренним морозцем. А ситуация, которая со мной произошла на самом деле, осталась в памяти на киноплёнке, как будто я видел всё это в кино.
Ведущий:
— Владимир, а что заставляло вас вспомнить события трёхлетней давности?
— Да многое. Например, троллейбусные двери! Да! Троллейбусные двери! Вы знаете, я сейчас специально представил двери того троллейбуса и сказал себе: «Велосипед» — и мысленно, совершенно спокойно, вошёл в троллейбус. Я впервые за эти три года могу спокойно говорить о троллейбусе, меня абсолютно не трясёт при этом, как было до сих пор.
Ведущий:
— Поздравьте себя с успехом, поблагодарите свой подсознательный разум за уроки.
— Пока вы говорили, я всё это уже сделал. Спасибо и вам за помощь. Пока я проделывал всё это, вспомнил анекдот про кинотеатр. Он мне ещё больше поднял настроение.
Ведущий:
— Можете с нами поделиться?
— Анекдот коротенький, точнее, фраза: «Если в последних рядах в кинотеатре принято целоваться, представляю, что происходит в будке киномеханика!»
Люди в зале дружно засмеялись.
Ведущий:
— Да-а уж! Действительно в тему. Ну а теперь вы стали настоящим хозяином своих мыслей, и в нужное время, в нужном месте вы сумеете взаимодействовать со своими страхами.
У вас в арсенале есть уже несколько методик по общению с вашими страхами. Попробуйте каждую из них применить на практике и посмотрите, какая из них лучше подходит вам. Вы можете, проявив творчество, соединить в одну несколько методик, а можете придумать что-то своё собственное, оригинальное. Самое главное, чтобы вы научились принимать свои страхи. Понимать, чем вы их создали, для чего они вам нужны. Другими словами, что вам необходимо выяснить из самого факта их присутствия в вашей жизни.