Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 20:47, дипломная работа
Психологическая школа-группа ученых, разделяющих определенную теоретическую ориентацию и работающими над общими различиями. Ученые связаны идеями, территориально.
Парадигма- модель, образец по которой определяется исследовательская практика ученых в определенный исторический период.
Допарагматическая стадия науки: когда разделена на отдельные школы, на след день не одна их существующих теоретических систем не смогла объединить другие научные теоретические течения.
Закон 3. Творчество сенситивно образно-схематическому плану мышления. Логическое мышление задает определенную схему. Слово несет схему чтобы придать новый ход. Схема не несет ответа, несет переструктурированное задание. Вербальный план несет шаблон понятия.
Главное, что исследуют в Г.П – восприятие. Отражение образов, от точности образов зависит мышление.
Законы восприятия – целостности, структурности, константности.
Не подтвердилась идея врожденности гештальта. Нет врожденных фигур, есть способность восприятия. Все зависит от эталона к которому мы отнесем гештальт, связан с культурой. Г.П. обратилась к социальному поведению – изучала процесс развития потребности (личности). Левин – гештальт не только образ предмета, но и образ потребности. Доказал, что потребность это знание о предмете положительное отношение к предмету. Существуют внутренние потребности, которые выстраиваются в иерархию – это основа, структура личности.
Закон развития личности – фрустрация на пути разрядки гештальта потребности ведет к болезни (невроз).
Встать над полем может только адекватныйи креативный человек.
Ведущей детерминантой личностного роста является самоактуализация.
Изучала мотивацию – влияние мотива на структуру личности.
Принцип изоморфизма – взаимооднозначное двух составляющих.
Законы хорошей фигуры – близость составляющих, сходство составляющих, симметрия, замкнутость, общая судьба.
Инсайт – внезапное визуальное выделение фигуры.
Этапы творческого мышления – принятие задачи, инкубация, инсайт, проверка.
Теория утверждает объективный подход в психологии
ΙΙΙ
50-6- г 20 века направления:гуманистич, когнитивная, экзистенциальная, трансперсональная психология
Когнитивная псих против: исключен сознания из поведения,
игнориров познав проц, познав развития,
упрощ подхода к человеку.
Основывается: на необихивиористов, включ
когнит и мотивац компонент в поведен.
Представители: Брунер, Саймон,Линдсей, Норман,ведущ:Найсер,
Бродбент.
Возникла: под влиянием информац подхода
и под метаф компьютера, система для перераб
информации.
Область исследования:восприятие-
Основной метод: анализ микросистем того или
иного псих процесса. Формы познания по
технологии ЭВМ.
Свойства положительные
познават активности: 1. определ опытом познающего
субъекта.2. определ средой-влияение физич
мира, соц опыта, культ на предмет познания.
3. неполнота познават схем и их постоянная
корректировка при столкновен с действит.
Найсер- взаимод эколог психологии,
безразл к вопрос культ.
Критика редукционизма-игнориров проблем субъекта.
20-21 век- символические системы( языка
в решен мыслит задач)-2 когнит революция
Настоящ время-когнитивная псих в координ
с компьютер моделиров познав процессов,
нейронауками.
Когнит наука определила лингвистику,
компьют науки, нейронауки, антропологию.
Гуманистическая психология"
третья сила психологии" начало 60 г 20 века. 1962 г"Гуманист
псих", ассоциация за гуман псих Бюллер.
Лидеры направлений:Олпорт, Генри, Мюррей, Бюллер,
Роджерс, Маслоу, Мей. Они против: 1. бихевириаст предпос, что
повед определ внешними силами 2.против
психоаналитической предпосылки, челов
повед определено силами бессознательного.
3против методологии эксперим исслед,
статистич процедур. 4 первычные данные-
опыт и смысл.Неадекватн метод
познания:игнориров мышления и чувст.Источник данных
о внутр мире:произв искуства, творчества,
географии. Гуманистич псих- проблемноцентрированная, критикует: традиц псих, что та теряет
конкретного человека в массиве статистич
данных, перенос на уникальн каждой личности. Цель гуманист
псих: исправ перекосы бихевиоризма
и психоанализав тракт человека и выбрать
более верную жизненн псих, полезн для
человека.
Предмет: здоровая творческая личность. Цель личности:самосуществование,
Мюррей: предмет изуч- люди, а не животные,человек
рассматрив во всех контекстах и целостно
человек в контексте всей жизни. 2 внутрин
сокров человек как дополнение внешн до
целостности. 3 человек в естеств, а не
лаборат условиях 4 полож характер, состовл
счастье и радость жизни 5 волевая активность.6
философ жизни включ систему ценнос рассматрив
во времени. 3 ветвь психологии,
спец человеч особенности:1. любовь,творч,самость,рост,всш
ценности, спонтан,становл,игра,юмор,
Маслоу-теория мотивации, иерархия
челов потребностей: 1 физиолог потр 2потр
в безоп 3 потр в любви, прин в группе 4 потребн
в призн, самоуваж, 5 потр в самоактуализ. Различие 2 типов
мотив: 1. преодоление дефицита( с 1
по 4 ур) 2. стремл к развит и направл на
самоактуализ(эти люди здоровы, и изучен
их ценностей приведет научно-обоснов
этической системы: истина,добро,справедл,радость.
Экзистенциальная психология-первичн бытие человека с котор
связ базовые экзестенц проблемы, стресс
и тревога. Представители:Бинсвангер,
Трансперсональная психология
представители: Грофа, Ассаджали, Дюркгейм.Основные проблемы: измененное сознание, сверхсенсорное
восприятие, метид. практики, наркотивный
субъектиный опыт. Общее у трансперсон
и гуманист псих: ориентированы на достиж целостн
человека. Ср-ва и методы: Эхолотропное дыхание( Гроф).
Антропологическая модель( области: сенсорные
пережив, биографич, пренатальные, трансперсональный
опыт.) Ассоджами: теория субличности, представлена
индивид в качестве голосов противоречий. Псих жизнь надстраивающ
уровни: глуб бессознат, среднее бессозн(
надсознат)-вершина самость.Механизм развития-перемещение локуса сознания
от нисших уровней к высшим. Дюркгейм-трансперсон опыт и телесный
не антогонисты. Синтез психотехнич
техник , глуб и гуманист псих, психодр,
гештальт и бихевиоризм, биоэнергетика
анализа и различн телесных вещей.
Развитие отечественной психологии.
В разработку проблем возрастной
психологии включились ученые смежных
дисциплин,выдающиеся теоретики и организаторы
отечественной науки — В.М.Бехтерев,П.Ф.Лесгафт,И.П.
Поведенческое направление в отечественной психологии. Вклад Сеченова и Павлова
В своей работе«Рефлексы головного мозга» (1863) он заложил основы учения о рефлекторной природе психики.Сеченов не отождествлял психический акт с рефлекторным,а только указывал на сходство в их строении. Согласно же Сеченову,начальным звеном рефлекса является не высший механический раздражитель,а раздражитель- сигнал. Физиологическим основанием психической деятельности,по Сеченову,является саморегуляция поведения организма посредством сигналов. И. М.Сеченов показал,что наряду с возбуждением в мозгу осуществляется торможение. учении Ивана Петровича Павлова (1859—1963) и Владимира Михайловича Бехтерева(1857—1927). Трудами И. П. Павлова и В. М. Бехтерева оригинальная психологическая школа — рефлексология.В качестве исходного понятия психологической науки выступал рефлекс. Рефлексология,стремясь быть объективной наукой, широко привлекала для объяснения психических явлений физиологические принципы. И. П. Павлов развил учение о рефлексе.Если прежде под рефлексом имелась в виду жестко фиксированная стереотипная реакция, то Павлов вводил в это понятие«принцип условности».Он ввел понятие«условного рефлекса». Это означало, что организм приобретает и изменяет программу своих действий в зависимости от условий —внешних и внутренних. Внешние раздражители становятся для него сигналом,ориентирующимся в среде, а реакция закрепляется только в том случае, если ее санкционирует внутренний фактор — потребность организма.Учение Сеченова о сигнальной функции стимула Павлов дополнил учением о двух сигнальных системах. Второй сигнальной системой, по учению Павлова, выступает речь.
Культурно-историческая школа Л.С. Выготского и её развитие
Лев Семенович Выготский(1896—1934)
создал культурно-историческую теорию
психики человека, с помощью которой стремился
определить качественную специфику психического
мира человека,разрешить проблему генезиса
человеческого сознания и механизмов
его формирования. Из этого фундаментального
положения марксистской философии, с точки
зрения Л. С. Выготского,вытекают для психологии
важные следствия.Одно из них —способность
к овладению их природой— не прошло бесследно
для человека в одном очень важном отношении:он
научился также овладевать собственной
психикой, появились произвольные формы
деятельности как высшие психические
функции. Выготский различает два
уровня психики человека: низшие натуральные
и высшие социальные психические функции. Натуральные
функции даны человеку как природному
существу. Они носят психофизиологический
характер — это сенсорная,моторная,
Развитие деятельностного подхода в отечественной психологии
С.Л. Рубинштейн является видным
теоретиком российской психологии.Проблемы
природы психического,бытия и сознания,деятельности,
Основные положения теории Рубинштейна.
Исходное является дей-е проникающ в объективную действит-ть. 2 гл момент явление дей-ть 3 принц псих детерминизма. 4 деят не тождеств поведению. Повед особая форма деятельн. Главное отношен к моральн нормам.5 единица анализа деят-ти действие, поведен поступок 6 в структ цели мотивы действия операц 7 изучен псих как живой непрерывн процесс учавств в регуляц чел –ка с миром . А.Н.Леонтъев- развитие памяти, детского сознания, личности. Основные положения: псих-конкретная наука о порожден и функционир и строении псих отраж реальности, опосредов жизни индивидов. 2 внутр психич деятельность возникает в проц интериориз внешней практич деят-ти и имеет тоже строение 3 возникнов сознания обусловл особой деятельн коллект труда. 4 сознание образ смыслами. 5 проблема личности дошкольн возраст и подростковый. Узнадзе-теория установки- установка как целостный неосозн состояние обусловлен готовности чел-ка к опред поведению. Установка при наличии 2 услов: потребность объетивна ситуация удовлетв потребн. 2. Установка-первичное целостное недеференциров состояние котор предшеств созн псих деят-ти и лежит в основе поведения. Мясищев- гл принц принц изучения явления принц изуч ее объект в проц взаимоотношения с окруж миром. Теплов-изучение восприятия исслед общие спец способностей. Изучен психофизическ основы индивид различий. Дифференцированная психофизиология.
Комплексный и
системный подходы в
Системный
подход в основе которого лежит представление
об объекте как системе. В качестве системных
объектов рассматриваются объекты природы(неорганической
или органической),человек, общество,материальные
и идеальные явления. Методолог Э.Г.Юдин
отмечал,что специфика системного исследования
определяется выдвижением новых принципов
подхода к объекту изучения, новой ориентацией
всего исследования. В самом общем виде
эта ориентация выражается в стремлении
построить целостную картину объекта. Системный
подход характеризуется следующими особенностями:1.
Описание элементов целостной системы
не имеет самостоятельного значения; каждый
элемент описывается не как таковой, а
с учетом его места в структуре целого.2.Один
и тот же объект выступает в системном
исследовании как обладающий одновременно
разными характеристиками,параметрами,
Теория планомерного
формирования умственных действий
Теория поэтапного формирования умственных действий – П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, Н.Ф.Талызина и др. В ее основе лежат следующие положения. Знания, умения и навыки не могут быть усвоены без деятельности человека. В ходе практической деятельности у человека формируется ориентировочная основа как система представлений о цели, плане,средствах выполняемых или предстоящих действий. Причем,чтобы безошибочно эти действия осуществить ему необходимо сосредоточить свое внимание на наиболее важном в деятельности,чтобы желаемое не выпустить из-под контроля. Следовательно,обучение должно строиться в соответствии с ориентировочной основой выполнения действия, которое должно быть усвоено обучаемым. Цикл усвоения должен состоять из следующих этапов: 1.На первом этапе складывается отношение обучаемых к целям и задача предстоящего действия, к содержаний)материала, а также выделяются системы ориентиров и указаний,учет которых необходим, для выполнения действий. 2.На втором этапе обучаемые производят требуемые действия с опорой на внешне представленные образцы действий,в частности— на схему ориентировочной основы действия.3.На следующем этапе в результате многократного подкрепления состава действия систематически правильным решением разнообразных задач отпадает необходимость использовать ориентировочную схему. Ее обобщенное и сокращенное содержание выражается в речи (проговаривание осуществляемых действий вслух).4. На пятом этапе постепенно исчезает звуковая сторона речи— действия формируются во внешней речи«про себя». Далее действия выполняются в скрытом умственном плане, не требуют внешней опоры.Обучаемые автоматически выполняют отработанные действия. Данная теория позволяет сокращать время формирования навыков и умений за счет показа образцового выполнения действий; достигать высокой автоматизации выполняемых действий; обеспечить контроль качества как всего действия и его отдельных операций. Однако создание конкретных образцов действий(подробные схемы ориентировочных основ их выполнения)представляется не всегда простым,а формирование у обучаемых стереотипных мыслительных и моторных действий иногда происходит в ущерб их творческому развитию.
Развитие психологической теории в трудах Б. Г. Ананьева
Ананьев-комплексное дисциплин наукознание.. Науки о человеке в 4 раздела:1.человек как биологич вид 2онтогенез и жизненный путь как индивида. 3 изучение человека как личности 4 проблема человека как личности 5 проблема человечества. Факторы: наследств среда воспит собственная деятельн человека.