Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 19:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории психологии"
Интерес к особенностям детской
психики в связи с задачами
обучения и воспитания был свойствен
всей передовой научно-
Первая проба подробного и последовательного описания психического развития ребенка связана с именем немецкого философа Тидемана, опубликовавшего в 1787 г. «Наблюдения за развитием душевных способностей ребенка». Указывая, что искусство воспитания до сих пор не опиралось на изучение развития душевных свойств с точной датировкой его периодов, Тидеман представил результаты своих наблюдений за одним мальчиком от рождения до трех лет.
Значительно более детальную картину
поведения ребенка-дошкольника
В конце XIX в. в развитии возрастной психологии соединились два направления, которые до этого времени развивались параллельно и независимо друг от друга, – исследования детского развития, которые были связаны с естествознанием и медициной, и этнографические исследования детства и языка, главным образом изучение детских игр и сказок.
В это же время детская психология начала, наконец, осознаваться учеными в качестве самостоятельной области психологической науки. Объективными предпосылками ее формирования были: а) требования педагогической практики; б) разработка идеи развития в биологии; в) появление экспериментальной психологии и разработка объективных методов исследования.
Еще в начале XIX в. о необходимости учета психологических данных при формировании методов обучения дошкольников писал Фребель. В России о важности связи между педагогикой и психологией говорил К.Д. Ушинский. В своей работе «Человек как предмет воспитания» (1867) он писал, что надо исследовать влияние на детей таких форм культуры, как язык, религия, право, искусство, которые Ушинский называл образующими психики человека. Изучая формирование нравственного поведения детей, Ушинский отмечал значение «полурефлексов» т. е. выученных рефлексов, привычек, которые становятся основой нравственной жизни и поведения человека и формируются в детстве.
По-настоящему задача связи между
педагогикой и психологией
Экспериментальная психология возникла в связи с задачей исследования наиболее общих законов сознания и психики. Индивидуальные различия рассматривались как помеха, от которой надо избавляться. Однако, в ходе ее реализации появляются сначала робкие опыты с определением индивидуальных различий: Ф. Гальтон в Англии, А. Бине во Франции, Дж. Кеттел и С. Холл в США, Э. Крепелин и В. Штерн в Германии, А.Ф. Лазурский в России были первыми, кто создавал психологию индивидуальных различий.
В Англии эти работы были начаты Ф. Гальтоном (1822 – 1911), выдающимся последователем Ч. Дарвина. В своей главной книге «Наследственность таланта» (1869) Ф. Гальтон выдвинул и впервые в науке статистическим методом пытался обосновать идею наследственности таланта. Он утверждал, что способности наследуются также, как физические признаки. Игнорирование социальной сущности человека и законов его развития, биологизация социальных проблем привели к антинаучным выводам.
От изучения таланта Ф. Гальтон
перешел к измерению
Так, Ф. Гальтон выступил основоположником психологии индивидуальных различий и метода тестов, который казался адекватным путем их изучения. Из всех его многочисленных идей особенно продуктивное продолжение получила идея тестирования психических функций.
Создание экспериментальной
Настоящую известность ему принесла «метрическая школа интеллектуального развития», разработанная совместно с врачом Т. Симоном по заказу французского министерства просвещения с целью отбора умственно отсталых детей из нормальной школы и подбора однородных классов не по знаниям, а по способностям (тест Симона – Бине).
Важную роль в становлении и развитии американской психологии сыграл Дж. Кеттел (1860 – 1994). Он изучал психологию индивидуальных различий. С целью определения интеллектуального уровня студентов он разработал задания, которым дал термин «тест»: измерение мышечной силы, скорости движения, чувствительности, остроты зрения и слуха, различения веса, времени реакции, памяти (всего 17 характеристик).
Многие их экспериментальных исследований
смыкались с практикой и
Важнейший этап в развитии Ψ связан с появлением экспериментальной лаборатории В. Вундта, сделавшего Ψ не только самостоятельной, но и объективной, экспериментальной наукой. Когда ассоцианистический подход, на базе которого и выстраивал свою модель ΨВ. Вундт, не мог уже объяснить новые факты душевной жизни, не мог быть распространен на изучение структуры личности, эмоциональных переживаний, творческой активности человека. Ограниченным было и применение тех экспериментов и тестов, которые существовали в Ψ в начале XX в. Это заставило ученых искать новый предмет и новые методы исследования психики. Первые школы, зародившиеся в то время (структурализм, функционализм, Вюрцбургская школа), просуществовали недолго. Однако они показали, что среди психологов не существует уже единого мнения о том, что и как должна изучать Ψ. Так начался период исканий Ψ, адекватной новой ситуации и требованиям времени, который получил название периода методологического кризиса. Невозможность прийти к единой точке зрения привела к тому, что уже в 20-30-х годах XX в.Ψ разделилась на несколько направлений, в каждом из которых был свой предмет и свой метод исследования того, что понималось данным психологическим направлением под психикой. Так, в Ψ появляются: глубинная психология, бихевиоризм, гештальтпсихология, марксистская психология, а также такие школы, как французская социологическая Ψ. Во второй половине XX в. возникают новые школы и направления - гуманистическая Ψ, генетическая Ψ, а также когнитивная Ψ, которая сформировалась уже в 60-е годы. Это последняя из появившихся в XX в. психологическая школа. Таким образом, можно сказать, что с середины XX в. психология вступила в современный нам этап своего развития, для которого характерно уже не дробление на все новые школы, а тенденция к объединению. На содержание и динамику протекания методологического кризиса в психологии повлияли кроме логики становления самой науки и другие факторы - социальная ситуация, открытия в других дисциплинах, в биологии, физике, генетике способствовали становлению психологических направлений.
Структурная школа –лидер В. Вундт. Ее представители называли себя структуралистами, так как считали главной задачей психологии экспериментальное исследование структуры сознания. С крахом программы Вундта наступил и закат его школы. Однако один ученик продолжил его дело. Это был англичанин Эдвард Титченер. Под сознанием, учил Титченер, нужно понимать совсем не то, о чем сообщает банальное самонаблюдение, свойственное каждому человеку. Сознание имеет собственный строй и материал, скрытый за поверхностью его явлений, подобно тому, как от обычного, ненаучного взгляда скрыты реальные процессы, изучаемые физикой и химией. Чтобы высветить этот строй, испытуемый должен справиться с неотвязно преследующей его «ошибкой стимула». Она выражена в смешении психического процесса с наблюдаемым внешним объектом. Знание о внешнем мире оттесняет и затемняет «материю» сознания, «непосредственный опыт». Это знание оседает в языке. Поэтому вербальные отчеты испытуемых насыщены информацией о событиях и предметах внешнего мира. В этой материи различались три категории элементов: ощущение, образ и чувство. Никаких «надстроек» над ними не признавалось. Представление о каком-либо объекте, по Титченеру, строится из совокупности
Экспериментальная разработка мышления составила предмет и задачу исследований Вюрцбургской школы Школу возглавил О. Кюльпе Известность О. Кюльпе принес «Очерк психологии»,. Он, возглавил лабораторию в Вюрцбурге, Проведенные в этой лаборатории несколькими молодыми людьми опыты оказались для первого десятилетия XX в. самым значительным событием в экспериментальном исследовании человеческой психики. Экспериментатора этой школы интересовало только одно – психические образы, т. е. эффекты действий испытуемого, а не сами эти действия (психические акты). Эффекты, в свою очередь, считались отражающими структуру интрапсихической сферы. В поисках новых детерминант вюрцбургцы вышли за пределы принятой тогда экспериментальной модели. Эта модель ограничивала опыт двумя переменными: раздражителем, воздействующим на испытуемого, и его ответной реакцией. Теперь была введена еще одна особая переменная: состояние, в котором находится испытуемый перед восприятием раздражителя. К важным достижениям вюрцбургской школы следует отнести то, что изучение мышления стало приобретать психологические контуры. Вюрцбургская школа вводила в психологическое мышление новые переменные: установку (мотивационную переменную), возникающую при принятии задачи; задачу (цель), от которой исходят детерминирующие тенденции; процесс как смену поисковых операций, иногда приобретающих аффективную напряженность; несенсорные компоненты в составе сознания (умственные, а не чувственные образы).
У истоков функционализма, ставшего в начале XX века одним из господствующих в американской психологии, стоял австрийский психолог Франц Брентано Первый труд Брентано был посвящен психологии Аристотеля, а также ее интерпретации средневековыми католическими теологами, разработавшими понятие об интенции как особой направленности мысли. В незавершенной работе «Ψ с эмпирической точки зрения» Брентано предложил новую программу разработки психологии как самостоятельной науки, противопоставив ее господствовавшей в то время программе Вундта.
Главной для новой психологии он
считал проблему сознания. Чем отличается
сознание от всех других явлений бытия?
Только ответив на этот вопрос, можно
определить область психологии. В
то время под влиянием Вундта господствовало
мнение, что сознание состоит из
ощущений, восприятий, представлений
как особых, сменяющих друг друга
процессов. С помощью эксперимента
их можно выделить, подвергнуть анализу,
найти те элементы или нити, из которых
сплетается эта особая «ткань» внутреннего
субъекта. Такое воззрение, утверждал
Брентано, совершенно ложно, ибо оно
игнорирует активность сознания, его
постоянную направленность на объект.
Для обозначения этого
В. Джеймс занимался многими проблемами – от изучения мозга и развития познавательных процессов и эмоций до проблем личности. Одним из основных вопросов для него являлось исследование сознания. Джеймсу принадлежит идея о «потоке сознания», т.е. о непрерывности работы человеч. сознания. Непрерывность мысли объясняет возможность самоидентификации, несмотря на постоянные разрывы в сознании.
Французская психологическая школа,
не отрицая основных положений традиционной
Ψ, в центр своего внимания поставила
исследование тех факторов, которые
определяют содержание психики. Они
впервые стали серьезно изучать
роль социального окружения в
процессе становления психики, а
также разнообразные формы
Шарко изучал наследственные формы нервных болезней и неосознаваемые психические явления, а также различные (в том числе хронические) заболевания нервной системы; он разработал ряд новых методов психотерапии (например, душ Шарко). Увлекаясь вопросами психологии художественного творчества, он также одним из первых отметил психотерапевтическое воздействие произведений искусства. Несмотря на широту профессиональных интересов, наиболее серьезное внимание Шарко уделял проблеме истерии, различные проявления которой им были впервые описаны и исследованы.