Шпаргалка по "Истории психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 19:14, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории психологии"

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ История психологии.docx

— 215.38 Кб (Скачать файл)

Основателем французской школы  психологии по праву считается выдающийся ученый, Т. Рибо. В 1870 г. вышла первая работа Рибо «Современная английская психология». Большое значение для развития эмпирической психологии имел разработанный Рибо метод «естественного эксперимента». С точки зрения Рибо, это эксперимент, который ставит над человеком природа, создавая людей разного типа, с разным уровнем развития и разным уровнем психического здоровья.

Одним из наиболее значимых открытий Рибо является сформулированный им закон обратного развития памяти. Он устанавливает порядок старческого ослабления памяти, ее утраты и процесса восстановления в случае временной потери памяти. По этому закону, память утрачивается в направлении от нового к старому и от сложного к простому.

П. Жане (1859-1947). Он также пришел к выводу о том, что экспериментальная психология должна быть патологической, так как, зная психические болезни, можно изучать нормальную психику. Жане занимался многими проблемами - разрабатывал методы исследования таких психических процессов, как восприятие, внимание, память; исследовал структуру сознания и личности, соотношение сознательного и бессознательного в содержании психики

Школой в Нанси руководил А. Льебо (1823-1905). Он активно использовал гипноз при лечении различных соматических и невротических заболеваний, добиваясь значительных терапевтических результатов. Исследуя природу гипноза, Льебо выдвинул свою концепцию, в которой рассматривал гипноз как внушенный сон..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Вклад В.М. Бехтерева в становление и развитие отечественной психологии.

В. М. Бехтерев (1857–1927), разрабатывая свою объективную Ψ как Ψ поведения, основанную на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики, тем не менее не отвергал сознание, включая, в отличие от бихевиоризма, и его в предмет Ψ. Признавал он и субъективные методы исследования психики, в том числе и самонаблюдение. Он исходил из того, что рефлексологические исследования, в том числе рефлексологический эксперимент, не заменяют, но дополняют данные, получаемые при психологических исследованиях, при анкетировании и самонаблюдении.

Принцип механической причинности, с его точки зрения, опирается  на закон сохранения энергии. Согласно этой мысли все, в том числе  и самые сложные и тонкие формы  поведения, можно рассмотреть как  частные случаи действия общего закона механической причинности, так как  все они не что иное, как качественные трансформации единой материальной энергии. В таком стремлении связать  психическую деятельность с энергетическими  законами, в частности с законом  сохранения энергии, Бехтерев не был  одинок.

Исследуя биологические  механизмы рефлекторной деятельности, Бехтерев отстаивал мысль о воспитуемости, а не наследуемом характере рефлексов. В своей книге «Основы общей рефлексологии» (1923) он доказывал, что не существует врожденного рефлекса рабства или свободы, и утверждал, что общество как бы осуществляет социальный отбор, создавая нравственную личность, и, таким образом, именно социальная среда является источником развития человека. Наследственность же задает лишь тип реакции, но сами реакции воспитываются обществом. Доказательством такой пластичности, гибкости нервной системы, ее зависимости от окружающей среды являлись, по мнению Бехтерева, исследования генетической рефлексологии, доказавшие приоритетность среды в развитии рефлексов младенцев и детей раннего возраста.

В Психоневрологическом институте  Бехтерева был заложен опыт строго объективного исследования ребенка  – его поведения, мимики, речи. Исследовались  и соответствие психических процессов  внешним раздражителям, настоящим  и прошлым, а также наследственные особенности детей. Рефлексологический подход к детскому развитию и рефлексологические методы исследования были чрезвычайно  распространены в 10– 20-е гг. XX столетия, заменяя подчас собственно психологические  методы исследования душевной жизни  детей.

Наибольшее значение имели  разработанные Бехтеревым рефлексологические методы изучения младенцев. Первая попытка  такого исследования была осуществлена им в 1908 г., им же был разработан и обоснован метод генетического рефлексологического исследования, который он считал одним из важнейших достижений своей школы.

Бехтерев считал проблему личности одной из важнейших в  психологии и был одним из немногих психологов начала XX в., которые трактовали в тот период личность как интегративное целое. Как бы ни были разносторонни интересы Бехтерева, он всегда подчеркивал, что все они концентрировались вокруг одной цели – изучить человека и суметь его воспитать. Бехтерев фактически ввел в психологию понятия индивида, индивидуальности и личности, считая, что индивид – это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности. Большое значение имели и исследования структуры личности, в которой Бехтерев выделял пассивную и активную, сознательную и бессознательную части. Бехтерев фактически развивал те же мысли, что и представители появлявшейся в то время на Западе экзистенциальной философии, положения которой легли в основу одной из наиболее популярных современных теорий личности – гуманистической.

 

 

 

  1. Экспериментальные исследования Н.Н. Ланге.

Н.Н. Ланге не только был сторонником использования эксперимента и тонким экспериментатором, что позволило получить результаты, вызвавшие резонанс в мировой психологии но и одним из первых дал исторический очерк использования метода эксперимента в научной психологии и проанализировал возможности этого метода Ланге отмечает, что психологический эксперимент имеет особую ценность преимущественно в трех отношениях:1) значение психологического эксперимента как улучшающего самонаблюдение;2) значение эксперимента как особого логического метода 3) значение эксперимента как средства измерения психических явлений.Кроме того, Н.Н. Ланге выявляет значение объективного эксперимента в психологии усматривая его в экспериментах над загипнотизированными и в опытах над животными. Знаменитое исследование Н.Н. Ланге, посвященное “закону перцепции”, также выполнено методом эксперимента. Н.Н. Ланге характеризует закон перцепции следующим образом: процесс всякого восприятия состоит в чрезвычайно быстрой смене целого ряда моментов или ступеней, причем каждая предыдущая ступень представляет психическое состояние менее конкретного, более общего характера, а каждая следующая – более частного и дифференцированного” Внимание Н.Н. Ланге сосредоточено на исследовании процесса. Понятие процесс имеет для Н.Н. Ланге биолого-генетический смысл Эксперимент для Ланге не средство получения эмпирического материала, а средство доказательства справедливости общего утверждения. Н.Н. Ланге использует метод, который широко использовался в школе В. Вундта. В частности, используя такого рода методику, однофамилец русского психолога немец Людвиг Ланге в 1886 году обнаружил феномен различия сенсорной и мускульной реакций (в современной терминологии моторная и сенсорная установки). Для нашей темы чрезвычайно важно подчеркнуть, что в Лейпциге у Вундта интересовались в первую очередь структурой сознания. Как отмечает по этому поводу Н.Н. Ланге, “различие мускульной и сенсориальной реакции было первоначально обнаружено внутренним самонаблюдением и затем уже проверено объективными психометрическими результатами” Н.Н. Ланге же интересует процесс перцепции (“Как известно, прямо определять (инструментально) продолжительность психических процессов мы не можем. Все, что мы в состоянии, это – определять продолжительность между появлением какого-нибудь внешнего раздражения и каким-нибудь нашим сигнальным движением, которое обозначает, что это раздражение нами сознано” который измеряется объективно. Н.Н. Ланге не против интроспекции. Отдавая дань традиции, Н.Н. Ланге сам был испытуемым в собственных экспериментах (“Вообще я думаю, что, по крайней мере в настоящем положении экспериментальной психологии, полезнее оставлять за собою место объекта опыта, предоставляя своему менее опытному товарищу управлять инструментами” Тем не менее, очевидно, что Н.Н. Ланге разрабатывает объективную психологию, где субъективные данные, полученные с помощью самонаблюдения выполняют лишь функцию контроля. Необходимо подчеркнуть, что эксперимент, по Н.Н. Ланге, направлен не на получение эмпирических данных (“добывание фактов”), а на доказательство справедливости гипотезы. Эксперимент у Н.Н. Ланге используется как инструмент проверки гипотезы. Таким образом, метод эксперимента в психологии выступает у Н.Н. Ланге в существенно ином качестве (по сравнению с вундтовской физиологической-экспериментальной психологией). 
 

 

 

 

 

  1. А.Ф. Лазурский - основатель отечественной характерологии и экспериментального изучения личности.

Ученый встал на путь, который до него еще никем в  отечественной науке не был пройден. Наряду с традиционными для той  поры научными проблемами, его чрезвычайно  привлекла задача изучения не отдельных  психических процессов, а целостной  личности. Именно к этому вопросу  ученый обратился в первом, опубликованном им в 1897 году психологическом труде  «Современное состояние индивидуальной психологии». Уже в этой работе четко обозначена перспектива научных исследований Лазурского, которая приведет его к созданию нового самостоятельного направления психологической науки — «научной характерологии». Именно она и стала фундаментальным вкладом Лазурского в сокровищницу отечественной психологической науки. При этом важно отметить, что «индивидуальная психология» полностью отождествля-лась им с характерологией, то есть русский ученый выдвинул на передний план решение типологических задач путем выявления наиболее обобщенных типов характеров. Тем самым он противопоставлял свой подход взглядам В. Штерна, который ограничивал задачи дифференциальной психологии анализом индивидуально-психологических различий.В 1906 году вышел в свет первый крупный труд Лазурского — «Очерк науки о характерах». Основой книги послужил авторский курс лекций по характерологии, прочитанный в Петербурге на педологических курсах при экспериментально-педагогической лаборатории А.П. Нечаева. Именно с этого сочинения начинается известность Лазурского как специалиста по индивидуальной психологии. Большое внимание ученый уделял поиску и исследованию интегральных личностных образований, которые в наибольшей степени отражали бы специфику индивидуальности человека. В этом контексте особый интерес представляет учение Лазурского о способностях, поскольку понятия «наклонность», «склонность», «способность», «душевное качество» занимают центральное место в его концепции личности. 
В феврале 1913 года на заседании Петербургского философского общества он сделал доклад, изложив свою «новую классификацию личностей». До последних дней жизни именно эта проблема оставалась центральной в его творчестве.Впервые переход отношений в черты характера обнаружил именно А.Ф.Лазурский. Для него отношения личности и генезис характерообразования оказались категориями одного порядка. В его программе исследований в целях классификации личностей было выделено 15 групп отношений личности к различным явлениям природы, общества, ценностям, к себе, ко всему, что составляет объекты этих отношений. В эти 15 групп входят отношения к вещам, природе и животным, отдельным людям (равным, высшим и низшим по общественному положению), социальной группе (общественное и корпоративное сознание), противоположному полу (чувственная и романтическая любовь), семье, государству, труду, материальному обеспечению, собственности, к праву и нормам поведения, нравственности, мировоззрению и религии, науке и искусству, к самому себе (к своей физической и психической жизни, к своей личности). В декабре 1910 года на I съезде эксперимен. педагогики он выступил с докладом о «естественном эксперименте», в котором изложил суть нового метода. Эта суть состоит в том, что любой вид реальной деят-сти рассматривается с т.з. того, какая группа личностных характеристик выступает в нем ярче всего. Особую ценность этого метода Лазурский видел в его применении в школьной практике для составления целостной характеристики школьника, так как он давал возможность педагогу «глубже заглянуть в психич.жизнь своих питомцев с помощью тех средств, которые всегда находятся в руках». Таким образом, можно сказать, что Лазурский одним из первых в отечественной психологии осуществил конкретно-эмпирическое исследование психики ребенка в условиях деятельности, заложив тем самым первые кирпичики в будущую психологическую теорию деятельности.

 


  1. Особенности экспериментального подхода в русской психологии начала ХХ в.

Прежде всего необходимо отметить отличающую данный подход последовательную борьбу с интроспекцией, утверждение взгляда на эксперимент как на метод объективного познания психики. О значении эксперимента как метода объективного исследования психических явлений указывал В.М. Бехтерев Только экспериментальным путем можно достичь возможно точного и обстоятельного решения вопроса"   Последовательными сторонниками экспериментального метода как условия объективного исследования психики являлись руководители первой московской психологич. лаборатории С.С. Корсаков и А.А. Токарский, Большой вклад в распространение и развитие экспериментальных методов в психологии внесли также руководители других экспериментально-психологических лабораторий: А.П. Нечаев, В.Ф. Чиж, И.А. Сикорский и др.  Идею экспериментального пути развития психологии последовательно отстаивал Н.Н. Ланге, связывающий с этим совершенствование психологии, превращение ее в точную науку. Ланге не только теоретически обосновывал продуктивность использования эксперимента в целях объективного исследования психики, но и подтвердил это на примере собственных экспериментальных исследований. Лазурский выделил ряд преимуществ эксперимента. Первое его замечание касается характеристики эксперимента как метода объективного исследования психических явлений. Он указывает, что в условиях "чистого самонаблюдения" субъект является одновременно и наблюдаемым и наблюдателем, а это нередко приводит к неосознанным ошибкам в оценке человеком его собственных переживаний, открывает широкие возможности для произвольных толкований и фальсификаций результатов самонаблюдения,  В отличие от этого экспе-римент разделяет исследователя от исследуемого, наблюдателя - от наблюдаемого. При экспериментальном исследовании есть экспериментатор - лицо, которое должно решать известные психологические вопросы, вырабатывать методы постановки для решения этого вопроса и ставить самый эксперимент; от него совершенно отделено другое лицо - испытуемый, который только должен отвечать на поставленные ему вопросы. Однако было бы неверным представлять себе, будто утверждение эксперимента в отечественной психологии развивалось беспрепятственно. Активное противодействие оно встречало со стороны традиционно мыслящей университетской профессуры, отвергающей эксперимент как метод познания внутреннего мира и рассматривающей психологию как дисциплину историко-философского цикла с присущими ему абстрактно-логическими методами исследования.    Несмотря на это, эксперимент в психологии в конце XIX в. становится реальностью, он проникает в разные области психологии, реализуется в многочисленных исследованиях ученых-экспериментаторов, организационно оформляется в деятельности первых экспериментальных психофизиологических лабораторий. Не считаться с этим фактом было уже нельзя. В связи с этим в психологии выделяется направление, которое, не отвергая экспериментальный метод, признавая возможность его использования в психологии, в то же время стремилось всемерно ограничить сферу его применения. Такую позицию, в частности, занимали сторонники эмпирического направления в психологии.   Ярким примером попытки использования эксперимента как сугубо субъективного метода в целях изучения телепатии, ясновидения и т.п. являлась деятельность Русского общества экспери-ментальной психологии, созданного в 1885 г. и превратившегося в орудие борьбы с объективной эксперимент. психологией.  Поэтому важной задачей истории психологии является проведение методологического анализа важнейших направлений отечественной экспериментальной психологии, независимо от их внешних программных заявлений. 

Информация о работе Шпаргалка по "Истории психологии"