Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 19:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории психологии"
Основателем французской школы психологии по праву считается выдающийся ученый, Т. Рибо. В 1870 г. вышла первая работа Рибо «Современная английская психология». Большое значение для развития эмпирической психологии имел разработанный Рибо метод «естественного эксперимента». С точки зрения Рибо, это эксперимент, который ставит над человеком природа, создавая людей разного типа, с разным уровнем развития и разным уровнем психического здоровья.
Одним из наиболее значимых открытий Рибо является сформулированный им закон обратного развития памяти. Он устанавливает порядок старческого ослабления памяти, ее утраты и процесса восстановления в случае временной потери памяти. По этому закону, память утрачивается в направлении от нового к старому и от сложного к простому.
П. Жане (1859-1947). Он также пришел к выводу о том, что экспериментальная психология должна быть патологической, так как, зная психические болезни, можно изучать нормальную психику. Жане занимался многими проблемами - разрабатывал методы исследования таких психических процессов, как восприятие, внимание, память; исследовал структуру сознания и личности, соотношение сознательного и бессознательного в содержании психики
Школой в Нанси руководил А. Льебо (1823-1905). Он активно использовал гипноз при лечении различных соматических и невротических заболеваний, добиваясь значительных терапевтических результатов. Исследуя природу гипноза, Льебо выдвинул свою концепцию, в которой рассматривал гипноз как внушенный сон..
В. М. Бехтерев (1857–1927), разрабатывая свою объективную Ψ как Ψ поведения, основанную на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики, тем не менее не отвергал сознание, включая, в отличие от бихевиоризма, и его в предмет Ψ. Признавал он и субъективные методы исследования психики, в том числе и самонаблюдение. Он исходил из того, что рефлексологические исследования, в том числе рефлексологический эксперимент, не заменяют, но дополняют данные, получаемые при психологических исследованиях, при анкетировании и самонаблюдении.
Принцип механической причинности, с его точки зрения, опирается на закон сохранения энергии. Согласно этой мысли все, в том числе и самые сложные и тонкие формы поведения, можно рассмотреть как частные случаи действия общего закона механической причинности, так как все они не что иное, как качественные трансформации единой материальной энергии. В таком стремлении связать психическую деятельность с энергетическими законами, в частности с законом сохранения энергии, Бехтерев не был одинок.
Исследуя биологические
механизмы рефлекторной деятельности,
Бехтерев отстаивал мысль о
В Психоневрологическом институте Бехтерева был заложен опыт строго объективного исследования ребенка – его поведения, мимики, речи. Исследовались и соответствие психических процессов внешним раздражителям, настоящим и прошлым, а также наследственные особенности детей. Рефлексологический подход к детскому развитию и рефлексологические методы исследования были чрезвычайно распространены в 10– 20-е гг. XX столетия, заменяя подчас собственно психологические методы исследования душевной жизни детей.
Наибольшее значение имели разработанные Бехтеревым рефлексологические методы изучения младенцев. Первая попытка такого исследования была осуществлена им в 1908 г., им же был разработан и обоснован метод генетического рефлексологического исследования, который он считал одним из важнейших достижений своей школы.
Бехтерев считал проблему личности одной из важнейших в психологии и был одним из немногих психологов начала XX в., которые трактовали в тот период личность как интегративное целое. Как бы ни были разносторонни интересы Бехтерева, он всегда подчеркивал, что все они концентрировались вокруг одной цели – изучить человека и суметь его воспитать. Бехтерев фактически ввел в психологию понятия индивида, индивидуальности и личности, считая, что индивид – это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности. Большое значение имели и исследования структуры личности, в которой Бехтерев выделял пассивную и активную, сознательную и бессознательную части. Бехтерев фактически развивал те же мысли, что и представители появлявшейся в то время на Западе экзистенциальной философии, положения которой легли в основу одной из наиболее популярных современных теорий личности – гуманистической.
Н.Н. Ланге не только был сторонником
использования эксперимента и тонким
экспериментатором, что позволило получить
результаты, вызвавшие резонанс в мировой
психологии но и одним из первых дал исторический
очерк использования метода эксперимента
в научной психологии и проанализировал
возможности этого метода Ланге отмечает,
что психологический эксперимент имеет
особую ценность преимущественно в трех
отношениях:1) значение психологического
эксперимента как улучшающего самонаблюдение;2)
значение эксперимента как особого логического
метода 3) значение эксперимента как средства
измерения психических явлений.Кроме
того, Н.Н. Ланге выявляет значение объективного
эксперимента в психологии усматривая
его в экспериментах над загипнотизированными
и в опытах над животными. Знаменитое исследование
Н.Н. Ланге, посвященное “закону перцепции”,
также выполнено методом эксперимента.
Н.Н. Ланге характеризует закон перцепции
следующим образом: процесс всякого
восприятия состоит в чрезвычайно быстрой
смене целого ряда моментов или ступеней,
причем каждая предыдущая ступень представляет
психическое состояние менее конкретного,
более общего характера, а каждая следующая
– более частного и дифференцированного”
Внимание Н.Н. Ланге сосредоточено на исследовании
процесса. Понятие процесс имеет для Н.Н. Ланге
биолого-генетический смысл Эксперимент
для Ланге не средство получения эмпирического
материала, а средство доказательства
справедливости общего утверждения. Н.Н. Ланге
использует метод, который широко использовался
в школе В. Вундта. В частности, используя
такого рода методику, однофамилец русского
психолога немец Людвиг Ланге в 1886 году
обнаружил феномен различия сенсорной
и мускульной реакций (в современной терминологии
моторная и сенсорная установки). Для нашей
темы чрезвычайно важно подчеркнуть, что
в Лейпциге у Вундта интересовались в
первую очередь структурой сознания. Как
отмечает по этому поводу Н.Н. Ланге, “различие
мускульной и сенсориальной реакции было
первоначально обнаружено внутренним
самонаблюдением и затем уже проверено
объективными психометрическими результатами”
Н.Н. Ланге же интересует процесс перцепции
(“Как известно, прямо определять (инструментально)
продолжительность психических процессов
мы не можем. Все, что мы в состоянии, это
– определять продолжительность между
появлением какого-нибудь внешнего раздражения
и каким-нибудь нашим сигнальным движением,
которое обозначает, что это раздражение
нами сознано” который измеряется объективно.
Н.Н. Ланге не против интроспекции. Отдавая
дань традиции, Н.Н. Ланге сам был испытуемым
в собственных экспериментах (“Вообще
я думаю, что, по крайней мере в настоящем
положении экспериментальной психологии,
полезнее оставлять за собою место объекта
опыта, предоставляя своему менее опытному
товарищу управлять инструментами” Тем
не менее, очевидно, что Н.Н. Ланге разрабатывает
объективную психологию, где субъективные
данные, полученные с помощью самонаблюдения
выполняют лишь функцию контроля. Необходимо
подчеркнуть, что эксперимент, по Н.Н. Ланге,
направлен не на получение эмпирических
данных (“добывание фактов”), а на доказательство
справедливости гипотезы. Эксперимент
у Н.Н. Ланге используется как инструмент
проверки гипотезы. Таким образом, метод
эксперимента в психологии выступает
у Н.Н. Ланге в существенно ином качестве
(по сравнению с вундтовской физиологической-
Ученый встал на путь,
который до него еще никем в
отечественной науке не был пройден.
Наряду с традиционными для той
поры научными проблемами, его чрезвычайно
привлекла задача изучения не отдельных
психических процессов, а целостной
личности. Именно к этому вопросу
ученый обратился в первом, опубликованном
им в 1897 году психологическом труде
«Современное состояние индивидуальной
психологии». Уже в этой работе четко обозначена
перспектива научных исследований Лазурского,
которая приведет его к созданию нового
самостоятельного направления психологической
науки — «научной характерологии». Именно
она и стала фундаментальным вкладом Лазурского
в сокровищницу отечественной психологической
науки. При этом важно отметить, что «индивидуальная
психология» полностью отождествля-лась
им с характерологией, то есть русский
ученый выдвинул на передний план решение
типологических задач путем выявления
наиболее обобщенных типов характеров.
Тем самым он противопоставлял свой подход
взглядам В. Штерна, который ограничивал
задачи дифференциальной психологии анализом
индивидуально-психологических различий.В
1906 году вышел в свет первый крупный труд
Лазурского — «Очерк науки о характерах».
Основой книги послужил авторский курс
лекций по характерологии, прочитанный
в Петербурге на педологических курсах
при экспериментально-
|
Прежде всего необходимо
отметить отличающую данный подход последовательную
борьбу с интроспекцией, утверждение взгляда на эксперимент
как на метод объективного познания психики.
О значении эксперимента как метода объективного
исследования психических явлений указывал
В.М. Бехтерев Только экспериментальным
путем можно достичь возможно точного
и обстоятельного решения вопроса" Последовательными
сторонниками экспериментального метода
как условия объективного исследования
психики являлись руководители первой
московской психологич. лаборатории С.С. Корсаков и А.А. Токарский, Большой вклад в распространение
и развитие экспериментальных методов
в психологии внесли также руководители
других экспериментально-