Шпаргалка по "Истории психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 19:14, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории психологии"

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ История психологии.docx

— 215.38 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

  1. Истоки возникновения бихевиоризма и предбихевиоризма Э. Торндайка.

В начале XX века в психологии возникает кризисная ситуация. Её причин былонесколько: отрыв психологии от практики; почти тупиковая ситуация, связанная с многолетним использованием интроспекции в качестве основного  метода научного исследования, оказавшегося несостоятельным; невозможность объяснить  ряд основополагающих проблем самой  психологии, в частности – связь  психических явлений с физиологическими и поведением человека. Одновременно обнаружился значительный разрыв между  теорией и практикой. Положения, постулаты интроспективной, ассоциативной  психологии очень трудно было примирить  с новыми фактами, проявившимися  в других областях знаний. К этому  времени образцом науки становятся точные и естественные знания. Психология соответствующим требованиям не отвечала. Кризис привел к краху сложившихся основных направлений в психологии. Возникшие попытки его преодоления были направлены на решение сформулированных выше проблем. Таких попыток оказалось несколько, и наибольшую известность получили три, вскоре оформившиеся в самостоятельные направления: бихевиоризм,гештальтпсихология и психоанализ. Бихевиоризм, определивший облик американской психологии в XX столетии,радикально преобразовал всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не со знание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием. Одним из пионеров бихевиористского движения был Эдвард Торндайк Э. Торндайк впервые стал исследовать процесс научения с позиции объективного наблюдения, фиксируя связь между ситуациями, с которыми сталкивается организм, и его движениями - ответными реакциями. В своих экспериментах он изучал закономерности адаптации организма к необычным условиям, с которыми он не может справиться, когда располагает только набором программ поведения. Для исследования он изобрел специальные «проблемные ящики», представляющие собой экспериментальные устройства различной степени сложности. Животное, помещенное в такой ящик, должно было, преодолевая различные препятствия, самостоятельно найти выход - решить проблему. Опыты ставились в основном над кошками, но имелись также ящики для собак и низших обезьян. Помещенное в ящик животное могло выйти из него и получить подкормку, лишь приведя в действие специальное устройство - нажав на пружину, потянув за петлю и т. п. Поведение животных было однотипным. Они совершали множество беспорядочных движений - бросались в разные стороны, царапали ящик, кусали его и т. п., пока одно из движений случайно не оказывалось удачным. При последующих пробах число бесполезных движений уменьшалось, животному требовалось все меньше и меньше времени, чтобы найти выход, пока оно не начинало действовать безошибочно. Ход опытов и результаты изображались графически в виде кривых, Полученная кривая («кривой научения») дала основание утверждать, что животное действует методом «проб и ошибок», случайно находя верное решение. В действительности, утверждал Торндайк, поведение экспериментального животного есть результат слепого поиска и случайной удачи. Об этом говорило и то обстоятельство, что, сделав однажды правильное действие, животное в дальнейшем совершало много ошибок. Это рассматривалось как общая закономерность поведения. У животных она выступает в более наглядном виде, но и человек, по мнению Торндайка, решает задачи в «проблемном ящике» своей жизни аналогичным образом, т.е. постоянно пробуя, ошибаясь и достигая успеха случайно. В своих дальнейших работах  Торндайк сосредоточился на изучении зависимости связей, которые лежат в основе научения, от таких факторов, как поощрение и наказание. На основе полученных материалов он вывел четыре основных закона научения. 1.  Закон повторяемости (упражнения). Его суть в том, что чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и тем она прочнее. Согласно этому закону, реакция на ситуацию связывается с этой ситуацией пропорционально частоте, силе и длительности повторения связей. 2.  Закон эффекта, который говорит о том, что из нескольких реакций на одну и ту же ситуацию, при прочих равных условиях, более прочно связываются с ситуацией те из них, которые вызывают чувство удовлетворения. Позднее этот закон был модифицирован, так как оказалось, что для ребенка важен результат любой его деятельности, т.е. в конце выучиваемой реакции обязательно должно быть подкрепление, неважно - положительное или отрицательное. 3.  Закон готовности, суть которого в том, что образование новых связей зависит от состояния субъекта. 4.  Закон ассоциативного сдвига - если при одновременном появлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную реакцию, то и другой приобретает

  1. Классический бихевиоризм Д. Уотсона.

Уотсон – основоположник классического бихевиоризма, его  статья «Психология с точки зрения бихевиориста» положила начало этого направления.Поведение, активность человека как предмет бихевиоризма –  это все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то, что люди делают от рождения и до смерти. Поведение – это всякая реакция в ответ на внешний стимул,посредством которой индивид приспосабливается. Уотсон предложил схему стимул –реакция, в соответствии с которой воздействие, т. е. стимул порождаетнекоторое поведение организма, т. е. реакцию, и в представленияхклассического бихевиоризма, характер реакции определяется только стимулом. Сэтим представлением была связана и научная программа Уотсона – научитьсяуправлять поведением.Если реакция определяется стимулом, то достаточно подобрать нужные стимулы,чтобы получить нужное поведение.Еще один важный аспект: эта схема распространима и на животных, и начеловека. По Уотсону, законы научения (т. е. формирования реакции наопределенные стимулы) универсальны; поэтому данные, полученные вэкспериментах с кошками или крысами, распространимы и на человеческоеповедение.Уотсон производит классификацию всех реакций по двум основаниям: являются ли ониприобретенными или наследственными; внутренними (скрытыми) или внешними(наружными). В результате в поведении выделяются реакции:- наружные или видимые приобретенные (например, игра в теннис,открывание двери и т. п. двигательные навыки);- внутренние или скрытые приобретенные (мышление, под которым вбихевиоризме разумеется внешняя речь);- наружные (видимые) наследственные (например, хватание, чихание,мигание, а также реакции при страхе, ярости, любви, т. е. инстинкты и эмоции,но описываемые в терминах стимулов и реакций);- внутренние (скрытые) наследственные реакции желез внутреннейсекреции, изменения в кровообращении и др., изучаемые в физиологии.В последующем Уотсон произвел различение между инстинктивными иэмоциональными реакциями. Если приспособления вызваны стимуломвнутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию,например, покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, тоимеем инстинкт – например, хватание.Поведение является результатом обучения. Он верит во всесилие образования.Поэтому навык и научение становятся главной проблемой бихевиоризма. Речь,мышление рассматриваются как виды навыков. Навык – этоиндивидуально приобретенное или заученное действие. Его основа –элементарные движения, которые являются врожденными. Уотсон описалпроцесс выработки навыка, построил кривую научения (на примере обучениястрельбе из лука). Удерживание навыков составляет память. Выдвигает гипотезу о принципахобусловливания. Называя все наследственные реакции безусловными рефлексами, априобретенные – условными, Уотсон утверждает, что важнейшим условиемобразования связи между ними является одновременность в действии безусловногои условного стимулов, так что стимулы, первоначально не вызывавшие какой –либо реакции, теперь начинают вызывать ее.В бихевиоризме процесс образования навыков и научения трактуется механистически.Навыки образуются путем слепых проб и ошибок и представляютсобой неуправляемый процесс.Изучил этапы формирования внутренней речи, которая, по его мнения,развивалась из внешней путем редукции (снижения) мышечного напряжения. Этапывыглядели следующим образом: внешняя речь – шепот - внутренняя речь. Речь уребенка возникает из неупорядоченных звуков. Постепенно внешняя речьпереходит в шепот, а затем он начинает произносить данное слово про себя.Внутренняя речь не что иное, как мышление.Он экспериментально продемонстрировал, что можно сформировать реакцию страхана нейтральный стимул. Например, 11 – месячному ребенку показывают белуюкрысу (до того он с крысами не сталкивался). При этом никакой негативнойреакции («реакции избегания») не наблюдается. В дальнейших опытах появлениекрысы сопровождается резким звуком, вызываемым ударом о металл, т. е.осуществляется подкрепление.После ряда проб оба стимула ассоциируются и ребенок начинает демонстрироватьнегативную реакцию на появление крысы без звукового сопровождения, т. е. у негосформировалась реакция на данный стимул. При этом ребенок демонстрируетаналогичную реакцию не только на появление крысы, но и сходных с ней объектов(меховой воротник). Данное явление бихевиористы называют генерализацией, т. е. обобщением.Аналогично происходит формирование поведенческих навыков и в другихситуациях. Так, крыса, находящая пищевое подкрепление в определенной точкелабиринта, от пробы к пробе будет демонстрировать все меньше ошибочныхдействий, вплоть до формирования навыка безошибочного прохождения лабиринта.Заслугой Уотсона является и то, что он расширил сферу

 

  1. Необихевиоризм Э. Толмана и К. Халла.

К середине 20-х гг. в США  бихевиоризм получил широкое  распространение. В то же время для  исследователей становилось все  яснее, что исключение психики приводит к неадекватной трактовке поведения. Попытка преодолеть упрощенную трактовку  поведения по схеме «S→R» («стимул–реакция») за счет введения внутренних процессов, развер-тывающихся в организме под влиянием стимула и влияющих на реакцию, составили различные варианты необихевиоризма. В нем разрабатываются также новые модели обусловливания, а результаты исследований получают широкое распространение в различных областях социальной практики. Толмен был одним из пионеров необихевиоризма. Экспериментальную работу вел  в  основном на животных (белых крысах), считая, что законы  поведения  являются общими для всех живых существ, а наиболее четко и досконально могут  быть прослежены на элементарных уровнях поведения. Схема Уотсона «стимул –  реакция» была переделана в  «стимул- внутренняя  (промежуточная)  переменная – реакция».  Среднее  звено  (промежуточные  переменные)есть не что иное, как недоступные  прямому  наблюдению  психические моменты: ожидания, установки, знания. Толмен доказывал,  что  внутренние  процессы  (которые  открыты  только для  самопознания)  можно  «вывести  наружу»  и  придать  их исследованию такую же точность, как исследованию  любых  физических   явлений. Рассматривал поведение не как цепочку из отдельных реакций, а с  точки зрения его целостной, молярной организации. Ставил опыты над крысами, ищущими выход из лабиринта.  Показал,что крысы, просто бегавшие по лабиринту, не получая подкрепления, в дальнейшем   быстрее   научаются проходить его при условии подкрепления, нежели крысы, не  имевшие предварительного «опыта бегания». Это, по мнению Толмена озна-чает, что у крыс первой группы сформировался образ лабиринта, позволяющий ориентироваться  в  нем. Он назвал это «когнитивными картами». Поведение  предваряют  своего рода ожидания, гипотезы, познавательные (когнитивные) «карты». Эти карты животное само  строит, по ним ориентируется  в  лабиринте, узнает, «что ведет к чему». Организм, постепенно осваивая обстановку, строит познавательную  («когнитивную») карту  того  пути,  которому  нужно  следовать  для   решения задачи. Исследовал факторы, влияющие на быстроту и точность  построения  когнитивных карт. Уделяя большое внимание вопросам научения, Толмен выделил особый  тип  научения, которое было названо латентным  (скрытым), оно имеет место когда подкрепление отсутствует, тем  не менее оно способно изменять поведение, о  чем говорят последующие реакции организма Целостное поведение Толмен описывал как  систему, имеющую определенную  цель и связанную со своим окружением сетью познавательных отношений. «Готовность средств для цели» и «ожидание гештальтзнака» - вот  термины,  при  помощи  которых  он  описывает  реакцию организма на окружающую  среду.  Организм  ориентируется  в ситуациях,  к  которым  приспосабливается,  благодаря   тому,   что  выделяет определенные признаки,  ассоциирующиеся  с  точкой  выбора (гештальтзнаки) и позволяющие различать, «что ведет к чему?». Кларк Халл ввел в формулу «стимул  –  реакция»  другое  среднее  звено, а именно потребность организма (пищевую, сексуальную, во сне  и др.), придающую поведению энергию и создающую незримый  потенциал реакции. Этот  потенциал  разряжается  при  подкреплении, и  тогда реакция закрепляется, а организм чему – то  научается.  Т.  о.  его формула выглядит так: стимул – организм – реакция. Организм  –  это некоторые протекающие внутри  него  невидимые  процессы.  Поведение начинается  стимулированием  из  внешнего  мира  или  из  состояния потребности и заканчивается реакцией.  Им  были  сформулированы  законы  поведения–теоретические  постулаты.   Основной   детерминантой   поведения  Халл считал потребность.  Потребность  вызывает   активность   организма, его  поведение. От силы  потребности  зависит  сила  реакции  (потенциал реакции). Потребность определяет характер поведения,  различного  в ответ  на  разные  потребности.  Халл  подчеркивает  решающую  роль  подкрепления в образовании новых связей.

 

 

  1. Оперантный бихевиоризм Б.Ф. Скиннера.

 

Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет теория оперантного бихевиоризма Б. Скиннера (1904 – 1990). Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Б. Скиннер формулирует положение о 3-х видах поведения:

  • безусловнорефлекторном;
  • условнорефлекторном;
  • оперантном.

Последнее – оперантное поведение  – и составляет специфику учения  
Б. Скиннера, согласно которому условнорефлекторные типы поведения, вызываемые стимулами (S), называются респондентным, отвечающим поведением. Это реакция типа S. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но только ими не обеспечивается адаптация в среде обитания. Реально процесс приспособления строится на основе активных проб – воздействия животного на окружающий мир, некоторые из которых случайно могут приводить к полезному результату, который, в силу этого, закрепляется. Реакции, которые не вызываются стимулами, а предупреждают его, Б. Скиннер назвал оперантными. Это реакции типа R (буква R используется для привлечения внимания к понятию «подкрепления» (reinforcement). Именно эти реакции преобладают в адаптивном поведении.

На основе анализа поведения  Б. Скиннер сформулировал свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название «последовательного поведения на нужную реакцию».

Данные полученные при изучении поведения животных, Б. Скиннер переносит  на человеческое поведение. Так возник скиннеровский вариант программированного обучения. В соответствии с его  требованиями, учебный материал расчленяется на мелкие порции (шаги), каждая из которых  доступна для учащихся; каждый шаг  немедленно подкрепляется; в этих целях  используются ТСО. Недостатком данного  подхода является отсутствие организации  внутренней познавательной деятельности, при которой обучение теряет свою специфику как сознательный процесс. Разрешению социальных проблем служит созданная Б. Скиннером технология поведения, призванная осуществлять контроль одних людей над другими. Поскольку  намерения, желания, самосознание человека не принимается во внимание, средством  управления поведением не является обращение  к сознанию людей. Им выступает контроль режима подкрепления (аверсивные стимулы), позволяющий манипулировать людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предпосылки возникновения и этапы становления учения Фрейда. Эта психология выдвинула идею о независимости психики от сознания и пыталась обосновать реальное существование этой независимой от сознания психики. Центральное психологическое течение глубинной психологии – психоанализ З. Фрейда. Классическая глубинная психология включает также концепции индивидуальной психологии А. Адлера и аналитической психологии К. Юнга. Глубинная психология отличается от эмпирической психологии сознания представлениями о форме существования психического: психика существует вне и независимо от сознания и именно бессознательная психика, являющаяся глубиной психики, составляет предмет и общую проблему. Психоанализ З. Фрейда (1856 – 1939) формировался в условиях и под воздействием политического и социального развития Австрии конца прошлого – начала ХХ столетия и сопровождался следующими социально – политическими особенностями:крушение патриархальных принципов в столкновении с буржуазным укладом жизни;соперничество политических сил либералов и консервантов и поражение либерализма;расцвет национализма и на его почве распространение антисемитских настроений.Экономические потрясения (кризисы) порождают пессимизм, потерю веры в разумность бытия и представления об иррациональности жизни, различные формы и разновидности иррационалистического сознания. Поэтому в конце ХIХ в. появляется интерес к бессознательному в широких сферах общественной жизни (в философии, художественном творчестве). Взгляды З. Фрейда, его понимание человека, согласно которому под напором инстинктов сексуальности и в силу бессознательности психологических процессов признавалось, что «Я – не хозяин в Психоанализ возник в начале 90-х г. ХIХ в. из медицинской практики лечения больных с функциональными нарушениями психики. З. Фрейд после окончания медицинского факультета Венского университета работал практикующим врачом в Вене. Занимаясь неврозами, главным образом истерией, З. Фрейд изучил опыт знаменитых французских неврологов Ж. Шарко и М. Бернгейма. Использование последним гипнотического внушения с терапевтическими целями способствовали такому пониманию этиологии неврозов, которое составило ядро будущей концепции. Оно было изложено в книге «Исследование истерии» В общей форме теория Фрейда в этот период сводилась к пониманию невротических болезней как патологического функционирования «ущемленных аффектов, сильных, но задержанных в области бессознательных переживаний». Решающим моментом в столкновении оригинальной теории З. Фрейда был отход от гипноза как средства (единственного) проникновения к ущемленным и забытым болезненным переживаниям: во многих случаях он оставался бессильным и даже вредным. З. Фрейд разрабатывает свои методы: толкование сновидений; свободно всплывающих ассоциаций; малых и больших психологических симптомов (проявлений); двигательных расстройств, оговорок, забываний. Исследование и интерпретацию этого разнообразного материала З. Фрейд и назвал психоанализом. Психоанализ – новая форма терапии и метод исследования. Ядро (предмет) психоанализа – учение о бессознательном. Этапы создания В его учении можно различать, хотя и несколько условно, три основных периода: медицинский, общепсихологический и философский.Первый период: (медицинский). Здесь психоанализ является методом лечения неврозов с отдельными попытками заключений о характере душевной жизни.Основные произведения: «Толкование сновидений», «Психопатология обыденной жизни» и др. Особенное значение имеет работа «Толкование сновидений», в которой излагается первый вариант учения о глубинной психике. В ней выделяются три уровня: сознательное, предсознательное и бессознательное с цензурой между ними. В этот период учение З. Фрейда приобретает популярность. Второй период: (общепсихологический). Фрейдизм превращается в общепсихологическое учение о личности и ее развитии. З. Фрейд формулирует основные принципы своей психологии. В этот период выходят «Анализ фобии одного пятилетнего мальчика» , «Леонардо да Винчи» .– работы, в которых З. Фрейд распространяет психоанализ на область художественного творчества и проблемы человеческой истории, Психоанализ возбуждает интерес во многих странах. Значительным событием в развитии психоанализа в этот период был отход от З. Фрейда его первых сотрудников А. Адлера  и К. Юнга .Третий период: (философский). Концепция З. Фрейда претерпевает существенные изменения и получает свое философское завершение. Под влиянием событий первой мировой войны изменяется учение о влечениях («По ту сторону принципа удовольствия», ). Структура личности предстает в виде учения о трех инстанциях – «Я», «Оно», «Идеала-Я» («Я и Оно» В ряде работ З. Фрейд распространяет свою теорию на<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Ar

Информация о работе Шпаргалка по "Истории психологии"