Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 14:56, шпаргалка
1. Психологический аспект заболевания (понятия здоровья и болезни)
Клиническая психология является не только фундаментальной наукой, но и областью профессио¬нальной деятельности психологов, направленной на повышение психических ресурсов человека и его адаптационных возможно¬стей, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, преодоление недугов и психологическую реабилитацию.
Для установления диагноза
требуются следующие критерии:
- постоянные жалобы на повышенную утомляемость
после умственной работы или на слабость после минимальных усилий;
- наличие, по крайней мере, двух из следующих
симптомов: ощущение мышечных болей, головокружение,
стягивающая головная боль («каска неврастеника»),
нарушение сна, неспособность расслабиться,
раздражительность, диспепсия;
- имеющиеся вегетативные и депрессивные
симптомы не настолько продолжительны
и тяжелы, чтобы соответствовать критериям
других более специфических расстройств.
При затяжном течении (более 5-7 лет) появляются изменения, свойственные невротическому развитию.
Формирование неврастении происходит
в три условных этапа.
1- й этап - эпизодические вегетативные
нарушения: раздражительная слабость,
сердцебиение, потливость, похолодание
конечностей, стягиваюцИ головная боль,
нарушение сна (засыпания) и аппетита,
возможны колебания артериального давления
(симптомы эти проявляются при волнении
или физической нагрузке).
2- й этап - сенсомоторные расстройства:
повышение чувствительности к различным
раздражителям (гиперестезии), к ощущениям
со стороны внутренних органов. Формируется
ипохондрическая настроенность, усилвающая
тревожные ожидания и еще более понижающая
порог ощущений. Истощаемость ухудшает,
прежде всего, внутреннее торможение,
больным тяжело сосредотачиваться, ждать,
выполнять мелкую точную работу.
В дальнейшем присоединяются аффектические
нарушения (гипостезии): снижается эмоциональный
контроль, по ничтожным поводам появляются
вспышки обиды, раздражения, плача, которые
неожиданно быстро проходят, самочувствие
по утрам плохое, на людях - разгул, к вечеру
нарастает усталость.
Следующий 3 этап: переход на идеаторный уровень расстройства, свидетельствующий о сформировавшемся неврозе. Выступают жалобы на нарушеНие памяти, невозможность сосредоточиться, усвоить новую информацию.
69. Основные формы неврозов и их характеристики.
Истерический невроз - это патологическое состояние психики человека, характеризующееся повышенной внушаемостью, слабостью сознательной регуляции поведения. Для истерического невроза характерно несоответствие между малой глубиной переживаний и яркостью их внешних проявлений: громкие крики, плач, мнимые обмороки, выразительные жесты по поводу незначительных, в действительности мало волнующих истерика событий.
Симптомы истерического невроза чаще всего напоминают проявления Самых различных болезней, которых у больного на самом деле нет. Эмоции у Истерика распространяются на область не только психических функций, но и Соматических. Иногда у больного возникают истерические алгии (боли) различной локализации.
Любым истерическим нарушениям свойственна яркая эмоциональная окраска. Эмоции больных чрезмерны и рассчитаны на сочувствие окружающих. Классическим примером этого является истерический припадок. Но, в Отличии от припадков при эпилепсии, они никогда не возникнут, если больной будет находиться в одиночестве. Ему всегда нужны зрители, публика.
При истерическом неврозе могут быть и различные параличи или, наоборот, избыточные движения (гиперкинезы).
Истерические параличи напоминают клиническую картину после мозгового инсульта, но она может обмануть только неспециалиста.
Истерическая астезия-абазия - это истерическое состояние психики, При котором больной ощущает слабость в руках и ногах (ватные конечности).
Истерические гиперкинезы представляют собой непроизвольные движения: вздрагивания всем телом, приступы дрожи, дрожание головы или рук, подергивания отдельных групп мышц, вычурные движения рук и др.
При отграничении истерических
расстройств от истинных болезней следует
обратить внимание на то, что все проявления
истерического невроза Нарочиты, пациент
как бы демонстрирует окружающим: «Вот до
чего вы меня довели...» или «Именно по
вашей вине у меня такие невыносимые боли
и невыносимая болезнь» и т.д. Особенностью
истерических нарушений является их прекращение
под влиянием гипноза, чего нельзя сказать
о настоящих органических расстройствах.
Невроз навязчивых состояний проявляется
в виде временных навязчивых страхов,
опасений, мыслей, воспоминаний, представлений,
действий в ответ на различные стрессовые
факторы. Встречается редко и обычно у
людей Мыслительного склада, а также у
лиц с тревожно-мнительными чертами характера
при психопатиях.
Навязчивые состояния делятся на фобии (навязчивые страхи), обсессии (навязчивые мысли), компульсии (навязчивые действия).
Фобии - это навязчивые страхи. Появление фобий сопровождается вегетативными симптомами: бледностью или покраснением лица, сухостью во рту, сердцебиением, повышением артериального давления, потливостью, расширением зрачков и др.
Боязнь какого-нибудь тяжелого заболевания внутренних органов сопровождается ипохондрической симптоматикой - повышенной, чрезмерной заботой о собственном здоровье. При страхе сойти с ума (маниофобия) могут появиться предпосылки начальных проявлений шизофрении.
Чтобы избавиться от страхов, больные совершают определенные движения и действия, которые называются ритуалами. Таким образом, больные создают для себя целую систему защиты и с ее помощью могут справиться со страхом.
Обсессии - это навязчивые мысли, размышления, воспоминания, сомнения. Эти мысли больного тягостны, но собственным волевым усилием не может справиться с ними.
Навязчивые состояния сопровождаются и неврастеническими симптомами - повышенной раздражимостью, утомляемостью, чувством общей слабости, трудностью сосредоточения, бессонницей. Настроение бывает подавленное, иногда возникает чувство собственной неполноценности. Невроз навязчивых состояний может ограничиться однократным приступом и при своевременном лечении проходит. Без лечения этот невроз может продолжаться от нескольких недель до нескольких месяцев, при затяжной форме - до нескольких лет.
Близким к неврозу навязчивых состояний является и невроз ожидания - когда больной с тревогой следит за собой и ждет, повторится ли с ним ранее пережитое неприятной ощущение. Как разновидность этого неврОза может возникнуть навязчивое ожидание неудачи. Люди мотивированные на избежание неудачи проявляют неуверенность в себе, не верят в возможность добиться успеха, боятся критики, не испытывают удовольствия от деятельности, в которой возможны временные неудачи.
Неврастения в дословном переводе данного термина (неври, невро — относящийся к нервам, к нервной системе + греч. astenia — слабость, бессилие) означает повышенную возбудимость и слабость, бессилие, быструю истощаемость нервной системы, обусловленные воздействием психотравмы. Она является самой частой формой невроза у взрослых. Относительно неврастении в детском возрасте мнения психиатров разноречивы, и если одни, особенно зарубежные авторы, еще в недалеком прошлом не признавали значения самостоятельного существования неврастении у детей, то другие диагностировали ее весьма расширительно. Еще и в настоящее время в научно-популярной литературе по неврозам указывается, что неврастения в современных условиях является самым частым психическим заболеванием (Д. Д. Аникеева, 1997). Далее автор пишет, имея в виду взрослых: «Разная степень выраженности неврастенических нарушений наблюдается практически у каждого человека, работа которого связана с высокой психической нагрузкой». Автор касается лишь неврастенических нарушений, а не неврастении как болезни. Может быть, правильнее было бы говорить об астенических нарушениях, которые многопричинны и могут возникать практически у всех людей. А вообще книга Д. Д. Аникеевой «Плохой характер или невроз» (1997) написана интересно и увлекательно, она касается не только неврозов, но и ряда психических болезней.
Причины возникновения и клинические особенности данного невроза в детском возрасте подробно изучены В. В. Ковалевым и его сотрудниками. Было установлено, что причиной неврастении являются в основном длительно действующие или постоянные конфликты в семье, неправильный (очень жесткий и требовательный) тип воспитания ребенка, а также соматическая ослабленность вследствие острых и хронических заболеваний внутренних органов, очагов инфекции, последствий перенесенных ранее органических заболеваний нервной системы.
Главенствующим фактором является психотравма, а другие причины носят в основном дополнительный или провоцирующий характер. Как неоднократно указывала известный советский детский психиатр Г. Е. Сухарева, неврастения у детей возникает крайне редко при отсутствии соматической ослабленности
Развитию неврастении способствует умственная и физическая перегрузка детей в школах с различными «уклонами» или одновременное посещение нескольких школ. Однако при этом следует учитывать, что физическое перенапряжение (посещение детьми различных кружков и раннее приобщение к спорту) обычно не вызывает невроза. Могут лишь появиться повышенная слабость, вялость, утомляемость, что быстро проходит после отдыха. Также обычно не вызывает невроза повышенная умственная нагрузка при обучении. Оба этих фактора способствуют наступлению неврастении при сопутствующем психотравмирующем воздействии, например предъявлении к детям требований, превосходящих их возможности. Чтобы избежать наказаний и нравоучений, ребенок старается выполнять жесткие указания родителей, но не достигает желаемого результата. А это уже психотравма.
70. Понятие акцентуации характера. Психопатии.
Понятие «акцентуации» впервые ввел немецкий психиатр и психолог К.Леонгард. Акцентуации характера - это нечто промежуточное между психопатией и нормой. Акцентуация предполагает усиление степени определенной черты, а также обладает тенденцией к переходу в патологическое состояние. При большей выраженности они накладывают отпечаток на структуру личности.
По мнению психиатра А.Е. Личко, акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обуславливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.
Все акцентуации характера А.Е. Личко рассматривает как временные изменения характера, сглаживающиеся при взрослении подростка. В то же время многие из них могут перейти в психические заболевания или же сохраняются на всю жизнь.
Результаты исследований позволяют высказать положения о значении роли типов семейного воспитания, личностных качеств и характерологических черт в возникновении девиантного поведения и акцентуаций характера.
Психопатия (от психо и греч. pathos – страдание) – врожденная или развившаяся в ранние годы аномалия личности, аномальность высшей нервной деятельности, обусловливающая психическую неполноценность личности.
Поведение личности модифицируется в зависимости от формы психопатии, приобретая аномальную реактивность на отдельные группы раздражителей. В развитии и течении психопатии различаются стадии обострения психопатических черт, фазы декомпенсации.
Психопатический склад личности возникает на основе взаимодействия врожденной или рано приобретенной биологической неполноценности нервной системы с остро негативными условиями внешней среды. Характерологической особенностью психопатизированной личности является дисгармоничность ее эмоционально-волевой сферы при относительной сохранности интеллекта. Психопатические особенности личности затрудняют ее социальную адаптацию, а при психотравмирующих обстоятельствах ведут к дезадаптивным поведенческим актам.
Психопатам не присущи необратимые дефекты личности. При благоприятных средовых условиях их психические аномалии сглаживаются. Однако во всех психически трудных для них условиях неизбежна реакция срыва, поведенческая дезадаптация. (Среди лиц, совершающих насильственные преступления, психопаты занимают ведущее место.) Для психопатов характерна незрелость психики, проявляющаяся в повышенной внушаемости, склонности к преувеличениям, необоснованной мнительности.
71. Классификация личностных расстройств.
В отечественной клинической психологии по-прежнему доминирует классификация, предложенная еще П. Б. Ганнушкиным в 1933 г. и развитая А. Е. Личко в 1977. В классификации А. Е. Личко базовыми критериями являются типы поведенческих реакций (их выраженность и сочетание). Однако с 1994 г. отечественная клиническая психология официально перешла на более удобную международную классификацию, в которой в качестве критерия выступает сфера проявления психических нарушений: когнитивная, эмоциональная или волевая. В соответствии с ней, в современной клинической психологии выделяют три вида расстройств личности:
- с преобладанием нарушений мышления (шизоидные, шизотипические и параноидные личности) - эксцентричные;
- с преобладанием эмоциональных нарушений (диссоциальные/антисоциальные, эмоционально неустойчивые - импульсивный и пограничный тип, а также истерические личности) - демонстративные;
- с преобладанием волевых нарушений (ананкастные, уклоняющиеся и избегающие, зависимые личности) - тревожно-астенические.
Кроме указанных расстройств возможны так называемые смешанные ("амальгамные") расстройства.
6.1.1. Эксцентричные расстройства личности (с преобладанием нарушений мышления).
Шизоидные личности. Впервые возникающие в подростковом возрасте модели поведения, которые проявляются в виде обособления от социальных контактов и ограничения выражения эмоций в межличностных отношениях. Вопреки сходному звучанию слов, шизоидные расстройства личности имеют мало общего с шизофренией. Большинство людей с шизоидными чертами никогда не становятся психотичными (шизофрениками). Шизоиды - это амбивалентные конфликтные личности, у которых грубость и холодность сочетается со сверхчувствительностью. Этим людям свойственны эмоциональная холодность, неспособность проявлять нежные чувства, а также гнев по отношению к другим людям. Однако они очень ранимы к повседневным жизненным трудностям. Внешне "толстокожие", шизоидные личности имеют эмоционально богатый внутренний мир. Просто они испытывают выраженное нежелание иметь близкие отношения с окружающими, не испытывают радости от таких отношений. Это распространяется даже на отношения с членами семьи. Именно повышенная чувствительность и ранимость приводит их к защитной аутистической реакции, замыкании в своем внутреннем мире и к сложным вспышкам ярости при нарушении их увеличенного личностного пространства. Общение их утомляет, что заставляет их быть активно холодными и бесстрастными в отношениях, ограничивать свои интересы на ограниченном круге деятельности, которую они предпочитают выполнять индивидуально. Шизоидным личностям свойственны слабая ответная реакция и на похвалу, и на критику; незначительный интерес к сексуальным контактам (в зависимости от возраста), повышенная озабоченность фантазиями и самокопанием. У них мало близких друзей или приятелей, и они не стремятся к развитию общения с другими, страдая от изолированности, робкости и склонности скрывать интимные стороны своего "Я". В межличностных отношениях шизоидные личности склонны к внезапным разрывам контактов. Часто они впадают в морализаторство или фанатическую религиозность.