Шпаргалка по "Клиническая психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 14:56, шпаргалка

Краткое описание

1. Психологический аспект заболевания (понятия здоровья и болезни)
Клиническая психология является не только фундаментальной наукой, но и областью профессио¬нальной деятельности психологов, направленной на повышение психических ресурсов человека и его адаптационных возможно¬стей, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, преодоление недугов и психологическую реабилитацию.

Вложенные файлы: 1 файл

кп экз.doc

— 863.00 Кб (Скачать файл)

Эмоциональные нарушения связаны с изменением эмоциональных состояний. Часто встречающимся нарушением эмоций является страх. Страх — это острое переживание опасности. Страх может быть осмысленным, при этом человек осознает конкретный источник опасности, время и способ реализации этой опасности.

Тревожность является одним из наиболее часто встречающихся эмоциональных расстройств. Оно характеризуется переживанием неопределенной опасности, когда неизвестны форма, место и время действия. Тревожное ожидание опасности сопровождается постоянным чувством нервного напряжения, беспокойства, непоседливостью, соматовегетативными проявлениями преимущественно симпатотонического характера. Концентрация эмоций с высокой интенсивностью переживания психического и физического напряжения называется аффектом.

Аффективно представленными могут быть как положительные, так и отрицательные эмоции. Однако слово “аффект” чаще всего употребляется в значении концентрации эмоций гнева, ярости, неистовства. Физиологический аффект возникает в стрессовой для человека ситуации и в определенной мере адекватен этой ситуации и состоянию личности к моменту аффективной разрядки.

Чем выше уровень личностной самоорганизации, самоконтроля, тем меньше наблюдается импульсивности в действиях человека в кризисный момент ситуации. Соматовегетативный комплекс аффективных реакций представлен интенсивно, поэтому после аффекта обычно наступает чувство психической и физической разрядки, расслабленности, успокоенности. Выделяют два варианта расстройств настроения: усиление и ослабление эмоциональности. К расстройствам с усилением эмоциональности относятся гипертимия, при которой человек находится в таких эмоциональных состояниях, как эйфория, благодушие или экстаз.

Эйфория — это веселое, «лучезарное» и радостное состояние. Человек испытывает прилив бодрости, хорошо, даже прекрасно чувствует себя физически, ему легко решать все вопросы, он стремится к бурной деятельности. При этом высока вероятность, что собственные возможности переоцениваются.

Благодушие — это беспечное и беззаботное эмоциональное состояние с оттенком «полного удовлетворения», без стремления к деятельности. Экстазом называется наивысший уровень «приподнятости» эмоций, экзальтация. При экстазе переживания часто имеют религиозный или мистический оттенок.

Тоска — это переживание с преобладанием грусти, подавленности, безысходности. Внимание фиксировано только на отрицательных событиях, настоящее, прошлое и будущее воспринимаются в мрачных тонах.

Тоска, которая сопровождается тягостными для человека ощущениями мучительного сжатия и стеснения за грудиной, носит название «предсердечной», или «витальной». Тревога характеризуется переживанием внутреннего беспокойства и внутреннего волнения, ожиданием неприятности, предчувствием беды, катастрофы.

Чувство тревоги обычно сопровождается стеснением и напряжением «где-то в груди», а также ему часто сопутствуют двигательное беспокойство, «не могу найти себе места», и вегетативные реакции. Тревога может перерасти в панику, при которой больные мечутся или застывают в ужасе, ожидая катастрофу. Злобно-тоскливое настроение с оттенком тревожности, с выраженной степенью недовольства собой и окружающими называется дисфорией. Она часто сопровождается интенсивными аффективными реакциями гневливости, ярости с агрессией, отчаяния с суицидальными тенденциями.

Эмоциональная слабость проявляется в лабильности, неустойчивости настроения, изменении его под влиянием незначительных событий. У больных легко могут возникать состояния умиления, сентиментальности с появлением слезливости (слабодушие). Болезненным психическим бесчувствием называется мучительное переживание «утраты всех человеческих чувств» — любви к близким, сострадания, горя, тоски. К нарушениям настроения со снижением эмоциональности также относятся такие состояния, как апатия, эмоциональная монотонность, эмоциональное огрубение, эмоциональная тупость.

Все перечисленные симптомы, свидетельствующие об усилении или снижении эмоциональности, не зависят от того, каковы эти эмоции — положительные или отрицательные Заключение С феноменологической точки зрения эмоция всегда окрашивает некоторое отражаемое содержание, то есть имеет предметную отнесенность. С другой стороны, эмоция - это и психофизиологический механизм, при помощи которого через "психический" уровень отражения действительности под влиянием внешних воздействий изменяется внутренняя среда организма (сосудистый тонус, эндокринные реакции, обмен веществ).

Но основная функция эмоций - это оценка, поэтому в ее структуре всегда присутствуют два компонента - отраженное содержание объекта и субъективное отношение к нему. В эмоциях различают эмоциональный фон (или эмоциональное состояние) и эмоциональное реагирование, которые подчиняются различным закономерностям, поскольку первый связан с личностными характеристиками, а второе носит ситуативный характер. Среди параметров, подлежащих учету при оценке эмоций, рассматривают знак, интенсивность, длительность, реактивность, качественные характеристики и связь с потребностями, степень осознания и степень произвольности контроля. Изменения эмоционального состояния у человека приводят к изменениям выражения лица (мимики), появляются опосредованная жестикуляция (пантомимика), возникают специфические оттенки интонаций и тембра голоса.

Подобные изменения можно найти и в доречевом периоде жизни ребенка, но с возрастом меняется и стиль предъявления эмоций. По мнению ряда авторов, до 90% эмоционального общения происходит на неречевом уровне.

Выражения чувств, выступающие в тех или иных внешних проявлениях, принято называть экспрессией. Овладение ею состоит из двух взаимодополняющих процессов - умением опознавать оттенки экспрессии и умением пользоваться ими для информирования о собственных переживаниях.

Эмоций нарушения — особый класс нарушений психики, связанный с трудностями восприятия и выражения эмоций. Симптомы эмоциональных нарушений многочисленны и разнообразны.

Они имеют большое диагностическое значение при определении патологии собственно эмоциональной сферы, а также при определении степени выраженности психопатологических синдромов. Среди симптомов нарушений эмоций обычно выделяют нарушения эмоционального реагирования (острые и неадекватные по интенсивности эмоциональные реакции на различные внешние события и ситуации) и симптомы расстройств настроения

58. Особенности эмоциональных расстройств у больных разных нозологических групп.

У больных неврозами отмечаются болезненные эмоционально-аффективные реакции раздражения, негативизма, страха и др., а также эмоциональные состояния (страх, астения, пониженное настроение и т. д.) У больных неврозом навязчивых состояний наблюдается высокая сенситивность, тревожность.

У больных истерией - лабильность эмоций, импульсивность.

У больных неврастенией - раздражительность, чувство усталости, утомляемость, слабость. При всех типах неврозов отмечается низкая фрустрационная толерантность.

У больных психопатией отмечается склонность к эмоционально-аффективным реакциям патологического характера:

-           эмоционально-агрессивные вспышки при эпилептоид- 
ной, гипертимной и истероидной психопатиях;

-           тенденция к пониженному настроению, тоске, отчая 
нию, вялости наблюдается при астенической, психасте 
нической, сенситивной психопатиях;

-           у шизоидных психопатов - диссоциация эмоциональ 
ных проявлений («хрупкие, как стекло, по отношению к 
себе и тупые, как дерево, по отношению к другим»).

При эпилепсии отмечается склонность к дисфориям. При височной эпилепсии - страх, тревога, снижение настроения, злобность; реже - приятные ощущения в различных органах, чувство «озарения».

У больных с органическими поражениями ЦНС также отмечаются эмоционально-аффективные реакции и состояния разного знака, интенсивности в зависимости от заболевания и психо-травмирующих ситуаций. Например, эксплозивность, раздражительность, «недержание эмоций», слезливость, эйфория, тревожность.

Больные шизофренией отличаются эмоциональной тупостью, утратой дифференцированности эмоциональных реакций, их неадекватностью. Из трех видов эмоций в большей степени страдают эмоциональные отношения, которые становятся патологически искаженными.

Значительными перепадами направленности эмоций характеризуются эмоциональные проявления у больных МДП (от эйфории до глубокой депрессии).

У больных депрессией отмечается склонность к дисфориям.

Изменения в эмоциональной сфере характерны и для соматических больных: с сердечно-сосудистыми заболеваниями (например, при инфаркте миокарда - мрачная окраска будущего; при язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки - повышенная тревожность, возбудимость, перепады настроения и т. п.)

59. Методы исследования эмоциональных нарушений.

Для исследования эмоций обычно используются тест Люшера, ТАТ. Уровень тревожности исследуют с помощью шкал Тейлора, Спилбергера и др. Важно обращать внимание на эмоциональные проявления испытуемых - методика Ге де Сюпер-виля-Балина. Возможно создание психологом искусственных трудностей (например, дефицит времени, увеличение сложности задания и т. д.) для актуализации (провоцирования) эмоциональных реакций во время тестирования и при выполнении заданий.

В норме у испытуемого сохраняется побуждение к деятельности и стремление завершить выполнение задания. При патологии возможны различные реакции: аффективные вспышки, негативизм, отказ от продолжения деятельности, выраженные вегетососудистые реакции (тремор, покраснение лица, учащение дыхания), усиление мышечной напряженности и др.

Тест Люшера - Вам будет представлено изображение восьми цветных карточек. Выберите, пожалуйста, карточку того цвета, который сейчас наиболее Вам приятен. Просьба к Вам при этом не связывать цвет карточки с цветом Вашей одежды или машины,отвлечься от них. После Вашего выбора эта карточка исчезнет, и Вы повторите свои действия до тех пор, пока не переберете все карточки. Поскольку выбор цвета основан на бессознательных процессах, он указывает на то, каков человек на самом деле, а не на то, каким он себя представляет или каким бы он хотел быть, как это часто случается при использовании опросных методов.Результаты цветовой диагностики Люшера позволяют произвести индивидуальную оценку и дать профессиональные рекомендации о том, как можно избежать психологического стресса и физиологических симптомов, к которым он приводит. Кроме того, тест Люшера предоставляет дополнительную информацию для психотерапии.Сторонники применения теста Люшера утверждают, что он позволяет провести быстрый и глубокий анализ личности на основе информации, полученной при простом ранжировании цветов.

ТАТ - состоит из стандартного набора таблиц с изображением достаточно неопределенных ситуаций. Каждая таблица, по замыслу авторов, предполагает актуализацию переживаний определенного типа или отношений к определенным ситуациям и допускает неоднозначную интерпретацию; специально выделяются таблицы, провоцирующие суицид, агрессию, сексуальную перверсию, доминирование-подчинение, сексуальные и семейные конфликты и пр. Часть таблиц предъявляется только мужчинам или только женщинам; есть таблицы для подростков. Испытуемому предъявляется набор из 20 таблиц.Исследование проводится в два сеанса с интервалом не более одного дня. При исследовании замечается время — как от момента предъявления таблицы до начала рассказа, так и общее, затраченное на таблицу. Фиксируются все длинные паузы, оговорки, аграмматизмы, своеобычные выражения и пр. При тестировании могут встречаться определенные технические трудности, связанные, например, с забыванием пунктов инструкции и пр. После исследования производится опрос, основная цель коего — получение дополнительных сведений об испытуемом и об источниках тех или иных сюжетов, а также неувязок, оговорок и пр.Анализ результатов ведется соответственно названным задачам ТАТ. Анализ начинается с нахождения «героя» сюжета, с коим испытуемый в некоей мере идентифицирует себя. Следующий этап состоит в определении важнейших характеристик героя. Затем все выявленные потребности ранжируются по пятибалльной системе. Наконец, составляется список потребностей и соответственных давлений.При анализе создается своеобразный портрет героя: каковы его доминирующие желания, потребности, чувства; каким воздействиям он подвергается, активен он или пассивен при взаимодействиях с миром, возможно ли удовлетворение его потребностей; добивается ли он успеха или склонен к фрустрации; имеются ли антисоциальные поступки; каковы его ценности, что составляет его мировоззрение, и пр.

60. Личностные расстройства. Методы патопсихологического исследования личности.(не нашла нужной инфо)

По выработанному в психиатрии и психологии определению, личностные расстройства – это нарушения поведения и мышления, свойственные индивиду в целом. О личностном расстройстве говорят, когда жизнь человека непродуктивна и не удовлетворяет его, а также когда нарушены отношения с другими людьми. Эти состояния варьируют по степени тяжести. Очень немногие люди успешны и счастливы настолько, насколько им хотелось бы, однако термин «личностное расстройство» применим только в случаях значительной выраженности нарушений, когда они вызывают серьезное беспокойство у самого индивида, у его семьи или общества в целом.

 В широком смысле, понятие  «личностное расстройство» охватывает  все психические нарушения, включая  нарушения адаптации, неврозы и  психозы, или «психические расстройства». Более узкое определение, принятое Американской психиатрической ассоциацией в 1952, исключает неврозы и психозы и сводит употребление термина только к определенным стабильным состояниям, затрагивающим весь образ жизни индивида, которые нельзя классифицировать как-либо еще.

 Типы расстройств.

Согласно узкому определению, к личностным относят расстройства всего личностного склада, затрагивающие и отдельные черты личности. Одним из типичных расстройств является т.н. «неадекватная личность». Неадекватная личность, хотя и не страдает слабоумием или психозом, характеризуется отсутствием амбиций, инициативности и собственных суждений. Этот тип людей испытывает неудачи практически во всех начинаниях. Другими типами расстройств являются замкнутая (шизоидная) личность, испытывающая трудности при установлении отношений с людьми; личность с частыми переменами – подъемами и спадами – настроения (циклотимная); враждебная и подозрительная (паранойяльная) личность и компульсивная личность, чрезмерно озабоченная деталями, чересчур совестливая и конформная. «Эмоционально нестабильная» личность отличается неспособностью переносить даже незначительные стрессы, а также нервностью и снижением эффективности деятельности при давлении. Конечно, каждый нормальный человек может быть несколько замкнутым, иметь перепады настроения, быть иногда подозрительным или чрезмерно конформным. Личностные расстройства отличает интенсивность и устойчивость этих характеристик.

Совершенно отличным состоянием, в настоящее время классифицируемым как личностное расстройства, является социопатическая личность (ранее, а подчас и сегодня, именуемая «психопатической личностью»). Социопат хронически неспособен жить в соответствии с обычными социальными и моральными нормами. Типичный социопат обладает средним или выше среднего интеллектом, живостью и внешней привлекательностью, нередко является выходцем из благополучной в социоэкономическом отношении семьи. Однако он безответственен и нечестен, хронически лжив, неспособен к установлению отношений, основанных на любви и доверии. Отличается необычайным отсутствием тревожности или чувства вины и не поддается исправлению наказанием. Социопаты часто подвергаются осуждению как уголовники, обычно за мошенничество, однако сравнительно немногие уголовники являются социопатами. Типичным для социопата является вредящий ему самому характер его проступков. Он лжет и обманывает без всякой необходимости и часто бывает пойман ввиду неприкрытости злодеяний.

Информация о работе Шпаргалка по "Клиническая психология"