Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 18:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
6. Проведение экологической
проверки - задание клиента или
членам, консультируемой семьи
7. «Страхование результата»
с целью обретения клиентами
уверенности в том, что они
способны освоить новые
8. Процедура «отсоединения».
В ряде случаев «отсоединение»
можно произойти автоматически
при достижении клиентами
Таким образом, концепция психологического консультирования по Э. Эйдемллеру - это специально организованный процесс обучения клиента (человека, нуждающегося в помощи), актуализирующий дополнительные психологические силы и способности (личностные ресурсы), позволяющие ему найти новые варианты выхода из трудной жизненной ситуации.
Каждый вид психологического консультирования имеет свои цели, направление и технологию. Так, семейное консультирование имеет целью совместное изучение консультантом и клиентом проблемы для изменения ролевого взаимодействия в его семье и обеспечения возможностей личностного роста.
Особое внимание в процессе консультирования придается анализу сложившейся ситуации, особенностям ролевого взаимодействия поиску личностных ресурсов субъектов консультирования, осуждению способов решения проблемы.
Во всех случаях основным методом психологического консультирования является беседа - прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения.
А за основу прияты методики аналитико-семейной экзестенциальной психотерапии, базирующееся на аналитической психодраме, гештальт-терапии и других психологических теориях.
Психолог и психотерапевт К. Роджерс дает несколько иное определение понятия сущности консультирования. Он утверждает, что психологическое консультирование, это структурированное, свободное от предписаний взаимодействие, которое позволяет клиенту достичь сознания настолько, что это дает ему возможность сделать позитивные шаги в свете с его новой ориентацией. Он использует концепцию ориентированного на клиента психологического консультирования, основанную на психоанализе Фрейда и самоанализа К. Хорни.
Цель психологического консультирования в таком случае не решить отдельную проблему, а помочь индивиду «вырасти» таким образом, чтобы он сам смог справляться с существующей, а также с последующими проблемами, будучи уже более интегрированной личностью. Если он сможет обрести достаточную целостность, чтобы решить какую-то одну проблему, являясь в большей степени личностью независимой, ответственной, ясно мыслящей и хорошо организованной, то на этом же уровне он сможет решать и все свои новые проблемы.
В процессе консультирования выделается больше этапов:
1. Человек обращается
за помощью. Это важный
2. Ситуация оказания помощи,
как правило, определена. Вначале
клиенту дают понять, что консультант
не имеет ответов, но что
ситуация консультирования
3. Консультант стимулирует
свободное проявление чувств, связанных
с проблемой. В некоторой
4. Консультант распознает,
принимает и проясняет
5. Если индивид достаточно
полно выразил свои негативные
чувства, за этим следует
6. Консультант признает
и принимает выражаемые
7. Следующий этап
8. С наступлением инсайта - здесь следует еще раз подчеркнуть, что перечисленные этапы отнюдь не являются ни взаимоисключающими, ни связанными жесткой последовательностью - переплетается процесс определения возможных решений, выбора линии поведения.
9. Затем следует один
из самых волнующих моментов
в терапии - включение в пока,
вероятно, непродолжительную, но
очень значимую на данном
10. Нет смысла долго
задерживаться на
11. Наблюдается все возрастающая
интеграция поведения со
12. На этом этапе появляется
ощущение, что потребность в помощи
ослабевает, и у клиента наступает
осознание, что отношения
Сравнивание различные концепции психологического консультирования, мы, в первую очередь, определим критерий сравнения. Наиболее важным критерием можно считать цель психологического консультирования.
Так, рассмотрев две точки
зрения на психологическое
В концепции психологического консультирования С. Роджерса, направленной на внутренний мир клиента за цель принято достижение клиентом самопознания. Этот процесс руководствуется неофрейдистской теорией самоанализа, согласно которой каждый человек может самостоятельно или при помощи консультанта исследовать свои подсознательные процессы: определять факторы, мешающие личностному росту, раскрывать их причины, проявления и следствия и выявлять взаимосвязей с другими сферами личности, в частности с другими наклонностями, позволяющими избавится от неуверенности в себе.
По своей ориентированности психологическая помощь может оказываться: а) преимущественно одному члену семьи в связи с проблемами, которые прямо или косвенно вызваны его семейной жизнью или ее отсутствием; б) брачной или предбрачной паре; в) семье в целом; г) родителю или родителям; д) родителям и детям; е) ребенку или подростку. По своему характеру психологическая помощь может состоять: а) в рекомендации организационных мер, связанных с воспитанием ребенка, таких, как направление в специальные или вспомогательные школы, специальные детские сады, направление на дополнительные консультации у психоневролога, логопеда, психолога-консультанта другого профиля и т. д.; б) в рекомендации методов воспитания, обучения; в) в профессиональной ориентации подростков; г) в определении готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении; д) в осуществлении психотерапевтических и психокоррекционных воздействий.
Все указанные виды помощи являются психологическими в том смысле, что они нацелены на проблемы, вызванные психологическими причинами, и основаны на психологическом воздействии.
Цели психоанализа сосредоточиваются
в основном на личностной адаптации,
обычно вызывая реорганизацию
Вторая цель состоит в том, чтобы помочь клиенту преодолеть ранее не пройденный этап развития. Пройдя этот этап, клиенты раскрепощаются и приобретают способность жить более продуктивно.
Берет начало от принципов
и методов психоанализа, исходящего
из динамического понимания
Терапевтические отношения
используются для того, чтобы выявить,
объяснить и изменить эти субъективные
значения. Отношения "терапевт-пациент"
рассматриваются как отражение
восходящих к раннему опыту субъективных
значений, эмоциональных конфликтов.
В ходе терапевтических отношений
пациент бессознательно переносит
на терапевта сложившиеся в раннем
опыте значения и чувства, которые
таким образом становятся доступны
осознанию. В свою очередь, терапевт
может также неосознанно
Суть этого подхода, восходящего
к теориям И. П. Павлова и Б.
Скиннера, состоит в модификации
поведенческих стереотипов
1. Какое поведение является мишенью для изменении и что в наблюдаемом поведении подлежит усилению, ослаблению, поддержке?
2. Какие события поддерживали и поддерживают это поведение?