Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 18:53, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Вложенные файлы: 1 файл

OTVETY_psikh_pomosch.docx

— 268.08 Кб (Скачать файл)

6. Проведение экологической  проверки - задание клиента или  членам, консультируемой семьи представить  себя в сходной ситуации через  5-10 лет и исследовать свое состояние. 

7. «Страхование результата»  с целью обретения клиентами  уверенности в том, что они  способны освоить новые стереотипы  поведения. Для этого используются  домашние задания, приглашение  на повторную консультацию через  некоторое время для обсуждения  полученных результатов. 

8. Процедура «отсоединения». В ряде случаев «отсоединение»  можно произойти автоматически  при достижении клиентами необходимого  эффекта. Однако, иногда консультант вынужден его стимулировать, используя, например, «парадоксальные задания», точное выполнение которых приводит к результату прямо противоположному заданному.

Таким образом, концепция  психологического консультирования по Э. Эйдемллеру - это специально организованный процесс обучения клиента (человека, нуждающегося в помощи), актуализирующий дополнительные психологические силы и способности (личностные ресурсы), позволяющие ему найти новые варианты выхода из трудной жизненной ситуации.

Каждый вид психологического консультирования имеет свои цели, направление и технологию. Так, семейное консультирование имеет целью совместное изучение консультантом и клиентом проблемы для изменения ролевого взаимодействия в его семье и  обеспечения возможностей личностного  роста.

Особое внимание в процессе консультирования придается анализу  сложившейся ситуации, особенностям ролевого взаимодействия поиску личностных ресурсов субъектов консультирования, осуждению способов решения проблемы.

Во всех случаях основным методом психологического консультирования является беседа - прямое или косвенное  получение сведений путем речевого общения.

А за основу прияты методики аналитико-семейной экзестенциальной психотерапии, базирующееся на аналитической психодраме, гештальт-терапии и других психологических теориях.

Психолог и психотерапевт  К. Роджерс дает несколько иное определение понятия сущности консультирования. Он утверждает, что психологическое консультирование, это структурированное, свободное от предписаний взаимодействие, которое позволяет клиенту достичь сознания настолько, что это дает ему возможность сделать позитивные шаги в свете с его новой ориентацией. Он использует концепцию ориентированного на клиента психологического консультирования, основанную на психоанализе Фрейда и самоанализа К. Хорни.

Цель психологического консультирования в таком случае не решить отдельную  проблему, а помочь индивиду «вырасти»  таким образом, чтобы он сам смог справляться с существующей, а  также с последующими проблемами, будучи уже более интегрированной  личностью. Если он сможет обрести достаточную  целостность, чтобы решить какую-то одну проблему, являясь в большей  степени личностью независимой, ответственной, ясно мыслящей и хорошо организованной, то на этом же уровне он сможет решать и все свои новые  проблемы.

В процессе консультирования выделается больше этапов:

1. Человек обращается  за помощью. Это важный волевой  поступок.

2. Ситуация оказания помощи, как правило, определена. Вначале  клиенту дают понять, что консультант  не имеет ответов, но что  ситуация консультирования сама  по себе обеспечивает клиенту  возможность при поддержке консультанта  выработать собственное решение  его проблемы.

3. Консультант стимулирует  свободное проявление чувств, связанных  с проблемой. В некоторой степени  это достигается дружеским, заинтересованным  и располагающим отношением консультанта.

4. Консультант распознает, принимает и проясняет негативные  чувства клиента. Если консультант  должен принять эти чувства,  он должен быть готов реагировать  не на реальное содержание  того, что говорит ему клиент, а на те чувства, которые скрываются за этим.

5. Если индивид достаточно  полно выразил свои негативные  чувства, за этим следует весьма  слабое и нерешительное проявление  позитивных импульсов, которые  способствуют росту индивида  в ходе терапии. Чем сильнее  и глубже выражение отрицательных  чувств (при условии, что они  осознаются и принимаются), тем  больше вероятность последующего  проявления положительных чувств - любви, самоуважения, социальных  импульсов, стремления к зрелости.

6. Консультант признает  и принимает выражаемые клиентом  положительные чувства точно  так же, как и отрицательные.  В восприятии позитивных переживаний  нет ни одобрения, ни похвалы.  Они рассматриваются как часть  личности, не больше и не меньше, равно как и отрицательные  проявления. Моральные установки  не имеют отношения к данному  виду терапии. Именно это принятие  как зрелых, так и незрелых  импульсов, агрессивных и социальных  установок, чувства вины и позитивных  проявлений дает индивиду возможность  первый раз в жизни понять  себя таким, каков он есть  на самом деле.

7. Следующий этап консультирования  инсайт - самопонимание и самоприятие. Он обеспечивает основу для дальнейшего продвижения индивида к новым уровням интеграции.

8. С наступлением инсайта - здесь следует еще раз подчеркнуть, что перечисленные этапы отнюдь не являются ни взаимоисключающими, ни связанными жесткой последовательностью - переплетается процесс определения возможных решений, выбора линии поведения.

9. Затем следует один  из самых волнующих моментов  в терапии - включение в пока, вероятно, непродолжительную, но  очень значимую на данном этапе  позитивную деятельность.

10. Нет смысла долго  задерживаться на заключительных  этапах терапевтического процесса. Как только индивиду удается  пережить глубокий инсайт и попробовать со страхом и неуверенностью проделать ряд позитивных действий, то все последующее -- это уже элементы его дальнейшего роста.

11. Наблюдается все возрастающая  интеграция поведения со стороны  клиента. Уже меньше страха  при принятии решений и больше  уверенности в самостоятельных  действиях. Консультант и клиент  теперь сотрудничают, но на ином  уровне. Личные взаимоотношения  между ними достигают своего  пика.

12. На этом этапе появляется  ощущение, что потребность в помощи  ослабевает, и у клиента наступает  осознание, что отношения близятся  к завершению. Как и в начале  терапии, нет никакого давления на клиента в связи с его желанием уйти.

Сравнивание различные концепции  психологического консультирования, мы, в первую очередь, определим критерий сравнения. Наиболее важным критерием  можно считать цель психологического консультирования.  

Так, рассмотрев две точки  зрения на психологическое консультирование, представленные концепцией Э.Эйдемиллера и К. Роджерса, мы увидели, что в первом случае целью является помочь человеку понять свою жизнь, способы её построения, в ней скрывающиеся парадоксы и дилеммы, а также находить пути создания осмысленного будущего. Данный тип психологического консультирования можно охарактеризовать посредством двух главных аспектов. Во-первых, понимание роли человека во взаимодействии с другими индивидами. Особенно подчёркивается взаимосвязанность человека со своим жизненным контекстом (миром). Само консультирование направлено не столько на изменение личности, сколько на более глубокое и широкое понимание ее проблем и возможностей. Во-вторых, психологические проблемы решаются путем анализа взаимодействия с универсальными экзистенциальными факторами, главными из которых являются: чувство бытия; свобода, её границы, потенциал человеческих ресурсов.

В концепции психологического консультирования С. Роджерса, направленной на внутренний мир клиента за цель принято достижение клиентом самопознания. Этот процесс руководствуется неофрейдистской теорией самоанализа, согласно которой каждый человек может самостоятельно или при помощи консультанта исследовать свои подсознательные процессы: определять факторы, мешающие личностному росту, раскрывать их причины, проявления и следствия и выявлять взаимосвязей с другими сферами личности, в частности с другими наклонностями, позволяющими избавится от неуверенности в себе.

  1. Виды моделей психологической помощи.

По своей ориентированности  психологическая помощь может оказываться: а) преимущественно одному члену  семьи в связи с проблемами, которые прямо или косвенно вызваны   его   семейной   жизнью   или   ее   отсутствием; б)  брачной  или  предбрачной  паре;  в)  семье в целом; г) родителю или родителям; д) родителям и детям; е) ре­бенку или подростку. По своему характеру психологическая помощь может состоять: а) в рекомендации организационных  мер,  связанных  с  воспитанием  ребенка, таких, как направление в специальные или вспомогательные школы, специальные детские сады, направление на   дополнительные   консультации   у   психоневролога, логопеда,    психолога-консультанта    другого   профиля и т. д.; б) в рекомендации методов воспитания, обучения; в) в профессиональной ориентации подростков; г) в определении готовности  ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении; д) в осуществлении психотерапевтических и психокоррекционных воздействий.

Все указанные виды помощи являются психологическими в том  смысле, что они нацелены на проблемы, вызванные психологическими причинами, и основаны на психологическом воздействии.

  1. Психоаналитический подход к оказанию психологической помощи.
  2. Основные теоретические конструкты психоаналитического подхода к пониманию психологической помощи.

Цели психоанализа сосредоточиваются  в основном на личностной адаптации, обычно вызывая реорганизацию внутренних сил личности. Первоочередная цель состоит в том, чтобы помочь клиенту  лучше узнать бессознательные стороны  своей личности. Бессознательное включает в себя подавляемые воспоминания и желания, слишком болезненные или угрожающие, с которыми когда-либо сталкивался клиент. Но подавление мыслей не устраняет их влияния; подавление только делает идентификацию этих мыслей более трудной. Психоанализ стремится помочь клиентам понять себя.

Вторая цель состоит в  том, чтобы помочь клиенту преодолеть ранее не пройденный этап развития. Пройдя этот этап, клиенты раскрепощаются и приобретают способность жить более продуктивно.

Берет начало от принципов  и методов психоанализа, исходящего из динамического понимания психических  явлений "… как проявления борьбы душевных сил, как выражения целенаправленных тенденций, которые работают согласно друг с другом или друг против друга" (3 Фрейд, 1915). Цель психотерапии - понять и разрешить внутренние эмоциональные  конфликты, возникшие в наиболее ранних отношениях, определяющие субъективное значение последующего опыта и воспроизводящиеся  в последующей жизни.

Терапевтические отношения  используются для того, чтобы выявить, объяснить и изменить эти субъективные значения. Отношения "терапевт-пациент" рассматриваются как отражение  восходящих к раннему опыту субъективных значений, эмоциональных конфликтов. В ходе терапевтических отношений  пациент бессознательно переносит  на терапевта сложившиеся в раннем опыте значения и чувства, которые  таким образом становятся доступны осознанию. В свою очередь, терапевт может также неосознанно переносить на пациента свои субъективные значения и чувства. Осознавание системы переносов и контрпереносов, возникающих сопротивлений и образует основную ткань психодинамического подхода. Он представлен различными школами: 3. Фрейда, А. Адлера, К.Г. Юнга, К. Хорни, Ж. Лакана и др., а в детской психотерапии - школами А. Фрейд, М. Кляйн, Г. Хак-Хельмут и др. В рамках этого подхода можно рассматривать гештальт-терапию Ф. Перлза, трансактный анализ Э. Берна, психодраму Дж. Морено и др. методы.

  1. Бихевиоральный подход к оказанию психологической помощи.
  2. Научение как базовый концепт бихевиорального подхода к оказанию психологической помощи.

Суть этого подхода, восходящего  к теориям И. П. Павлова и Б. Скиннера, состоит в модификации  поведенческих стереотипов через  использование принципов теории научения. Поведенческие и эмоциональные  проблемы понимаются как закрепленные в результате поощрения и подкрепления дизадаптивных ответов на средовые раздражители. Задача психотерапии состоит в их ликвидации или модификации. Поведенческий терапевт отвечает на 4 вопроса:

1. Какое поведение является  мишенью для изменении и что в наблюдаемом поведении подлежит усилению, ослаблению, поддержке?

2. Какие события поддерживали  и поддерживают это поведение?

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"