Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 18:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
3. Какие изменения в
среде и систематические
4. Как может однажды
установившееся поведение быть
поддержано и/или
Терапевт не стремится проникнуть в истоки конфликта (симптома, проблемы) - он изменяет наблюдающиеся поведенческие стереотипы. Психотерапия начинается с детального анализа поведения. Цель анализа - получить как можно более подробный сценарий возникновения симптома, описываемый в наблюдаемых и измеряемых понятиях что, когда, где, при каких обстоятельствах, в ответ на что, как часто, как сильно и т. д. Затем вместе с пациентом анализируются запускающие и поддерживающие симптом факторы. Затем составляется и реализуется в совместной и самостоятельной работе детальный пошаговый план действий. По сравнению с психодинамическим этот подход отчетливо директивен.
В целом бихевиористы (за исключением представителей когнитивно-бихевиорального направления) концентрируются на поведенческих процессах, то есть процессах, тесно связанных с видимым поведением.
Бихевиористы концентрируются на ситуации «здесь-и-теперь», в противоположность ситуации «там-и-тогда».
Цели бихевиористов - помочь клиентам лучше приспосабливаться к обстоятельствам жизни и достигать личностных и профессиональных целей. Консультирование фокусируется на изменении или устранении демонстрируемых клиентами недостаточно адаптивных форм поведения, таким образом помогая им усвоить здоровые, конструктивные способы действия. Недостаточно только исключить нежелательное поведение; непродуктивные действия должны быть заменены продуктивными способами реагирования.
Восходит к работам А. Бэка и опирается на представления о решающей роли мышления, познавательных (когнитивных) процессов в происхождении нарушений. Подобно психодинамическому подходу он обращается к неявным, скрытым причинам нарушений и подобно бихевиоральному - к дизадаптивным поведенческим стереотипам. Но фокус внимания этого подхода сосредоточен не на динамике основных психических сил и переживаний и не на стимул-реактивных цепочках, а на схемах мышления: любой ответ на внешние обстоятельства опосредован внутренней организацией психических процессов, паттернами мышления. Сбой этих паттернов запускает "негативные познавательные схемы", что принципиально сравнимо с ошибками программирования и вирусными искажениями компьютерных программ.
Различные школы в рамках
этого подхода подчеркивают значение
индивидуальных когнитивных стилей,
когнитивной сложности, когнитивного
баланса, когнитивного диссонанса и
т. д. Цели и задачи психотерапии ориентированы
на "перепрограммирование" мышления
и когнитивных процессов как
механизма возникновения
Автор - Маслоу.
Личность-образование, уникальное и неповторимое в своем бытии, стремится к самоактуализации. Бытие любого отдельного чел. уникально и обусловлено его субъект. реальностью и поэтому каждого чел. нужно изучать как единое и неповторимое.
Основные тезисы, принципы, ключевые концепции.
1.Каждый чел. сам
3.Свобода выбора не явл. гарантией того, что выбор, сделанный индивидом, будет мудрым и полезным для него.
4.В процессе становления
чел. должен найти ответы на
основные экзистенциальные
5.«Люди должны взять на себя ответств-ть за выбор и направл. своей судьбы.
6.Чел.от природы позитивен. Преобл-ие в ком-либо негативных сил явл. результатом фрустрации, неудовлетворенных основных потр.
7. Творчество-есть потенциальная черта, присутствующая у всех от рождения, кот.может быть реализована в любой сфере деят-ти.
8.Любой чел. мотивирован для определения личных целей и потр. и именно это делает жизнь осмысленной. Все чел-иепотр. явл. врожденными и имеют иерархическую структуру: физиологич.(голод, жажда), потр. в безопасности, в принадл. и любви, самоуважении, самоактуализации. Более высокая потреможет. возникнуть только при условии полного удовл. предшествующей.
Осн.полож.относит-о природы чел.1.Чел.изначально свободен и ответственен за свой выбор.2.наличие иррациональных процессов(чтобы познать психику чел., нет необходимости изучать психику животных, поскольку они не обладают способностью оценивания прошлого опыта)3.Маслоу -приверженец принципам холизма(необходимости целостно изуч. чел.)4.влияние биологических потр. начел.и важность окружения. 5. чел. явл. изменяющейся структурой 6.Реальность каждого индивида сугубо индивидуальна.
Применение:•инициирование личн. роста •раскрытие индивидуального творческого потенциала• формир. представл. о том, что значит быть здоровым человеком с позиции гуманистической психологии.
Берет начало в гуманистической психологии и работах ее основателей - К. Роджерса, Р. Мэя, А. Маслоу и др. Сущностное ядро этого подхода - в понимании человека как неделимого и принципиально целостного единства тела, психики и духа, а соответственно - в обращении к интегральным переживаниям (счастья, горя, вины, утраты и т. д.), а не к отдельным изолированным аспектам, процессам и проявлениям. Категориальный аппарат гуманитарного подхода включает в себя представления о "Я", идентичности, аутентичности, самореализации и самоактуализации, личностном росте, экзистенции, смысле жизни и т. д.
Методический аппарат
связан с гуманистически-
Основа ГН — философские идеи экзистенциализма (Хайдеггер) и феноменологии (Гуссерль). Акцент ставится на изучение проблемы жизни и смерти, ответственности и выбора, любви и одиночества, поиска смысла существования.
Чел. воспринимается как изначально доброе или, в крайнем случае, нейтральное существо, предназначение которого быть свободным. В психологии направление представляют Роджерс, Маслоу, Олпорт, Франкл.
Основные принципы ГН:
• встреча специалиста и клиента = встрече2-х равных людей;
• разрешение проблемы у клиента наступает «само по себе» в том случае, если специалист создает ситуацию безусловного принятия, способствующую осознанию, выражению и самопринятию клиентом своих истинных чувств;
• клиент сам ответственен за выбор своего образа мыслей и поведения и жизни.
Основные понятия ГН — «индивидуация», «самоактуализация», «самоактуализирующаяся личность».
Индивидуация- процесс поиска челом душевной гармонии, интеграции, целостности, осмысленности.
Индивидуализация -явление, возникающее в результате взаимодействия индивида с внешним миром.
Самоактуализация— стремление чела к возможно- более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Т.о., объектом воздействия в ГН явл. процесс становление личности. Причина проблемы, понимается как блокировка внутриличностных ресурсов. Осн. задача специалиста - помощь в самоосозновании и личностном росте, интеграции адекватного целостного «Я» и расширении пространства бытия.
Примеры приемов воздействия
на личность клиента в экзистенциально-
Метод парадоксальной интенции (Франкл)
Показание: стремление к избеганию конкретных ситуаций, действий. Цель: снятие или нивелирование данного чувства.
Алгоритм:
1) выявление нежелательного для клиента действия, ситуации;
2) побуждение специалистом
клиента к проявлению или
3) совершение данного
действия клиентом в
4) обретение клиентом уверенности в своих силах.
Персональное осмысление жизни (Франкл)
Показание: потеря смысла жизни. Цель: обретение смысла.
Алгоритм:
1) выяснение в результате какого конкретного события произошла потеря смысла жизни у клиента;
2) прояснение, какие именно
жизненные ценности и критерии
клиента вследствие этого
3) поиск эквивалента в жизни клиента;
4) осознание и восстановление депривированных ценностей при помощи найденного эквивалента.
Развитие самосознания
Показание: недостаточное
понимание своих истинных чувств,
истинных мотивов поступков, что
приводит к возникновению проблемных
взаимоотношений или
Алгоритм:
1) выяснение поступков, переживаний и/или отношений, вызывающих у клиента реакцию непонимания или неприятия;
2) прояснение их значения в контексте жизни клиента;
3) помочь клиенту осознать свою потенциальную свободу от прошлого и ценность своего «Я» в настоящем.
Метод А. Янова
Показание: невротическое поведение вследствие ранних неудовлетворенных потребностей или травм, пережитых в детстве и вытесненных в процессе взросления.
Цель: через соприкосновение и осознание заблокированных, болезненных эмоций, обретение возможности их выражения и, как следствие, освобождения от них.
Алгоритм:
1-й этап: индивидуальная работа:
• осознание клиентом ранних обид;
• специалист инициирует клиента к «физическому» переживанию выведенных в сознание обид, болезненных воспоминаний, при этом психолог фиксирует все проявления психологической защиты (вербальный уровень, телесный). 2-й этап: групповая работа.
В процессе групповой работы клиенты вступают друг с другом в различные взаимоотношения, что способствует «проживанию» разнообразных первичных проблем. Руководитель обучает клиентов глубокому дыханию, изменению манеры речи.
Эффективность психотерапевтического воздействия определяется совокупностью ряда составляющих: наличие у клиента реальной, а не вымышленной проблемы; спецификой проблемы и особенностями самого клиента; готовностью клиента решить проблему; квалификацией специалиста.
Экзистенциальная психология – это направление гуманистической психологии, которое фокусирует свое внимание на базисных, бытийных проблемах существования личности. В свою очередь, экзистенциальное консультирование – это форма психологической помощи, опирающаяся в своем подходе и методах на базовые категории экзистенциальной психологии.
Экзистенциальная психология изучает:
1) проблемы времени, жизни и смерти;
2) проблемы свободы
3) проблемы общения, любви и одиночества;
4) проблемы поиска смысла существования.
Главный предмет
Представителями экзистенциального направления в психологии, которые продвигали или продвигают его идеи в практике консультирования и психотерапии, являются Ролло Мэй, Джеймс Бьюдженталь, Ирвин Ялом, Эмми Ван Дорцен.
Цели экзистенциального консультирования заключаются в том, чтобы помочь клиентам осознать значение ответственности, осознавания, свободы и потенциала. Клиент избавляется от роли наблюдателя событий и становится создателем значимой личной активности.