Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 18:53, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Вложенные файлы: 1 файл

OTVETY_psikh_pomosch.docx

— 268.08 Кб (Скачать файл)

3. Какие изменения в  среде и систематические вмешательства  могут изменить это поведение?

4. Как может однажды  установившееся поведение быть  поддержано и/или распространено  на новые ситуации за ограниченное  время?

Терапевт не стремится  проникнуть в истоки конфликта (симптома, проблемы) - он изменяет наблюдающиеся  поведенческие стереотипы. Психотерапия начинается с детального анализа  поведения. Цель анализа - получить как  можно более подробный сценарий возникновения симптома, описываемый  в наблюдаемых и измеряемых понятиях что, когда, где, при каких обстоятельствах, в ответ на что, как часто, как  сильно и т. д. Затем вместе с пациентом  анализируются запускающие и  поддерживающие симптом факторы. Затем  составляется и реализуется в  совместной и самостоятельной работе детальный пошаговый план действий. По сравнению с психодинамическим  этот подход отчетливо директивен.

В целом бихевиористы (за исключением представителей когнитивно-бихевиорального направления) концентрируются на поведенческих процессах, то есть процессах, тесно связанных с видимым поведением.

 

Бихевиористы концентрируются на ситуации «здесь-и-теперь», в противоположность ситуации «там-и-тогда».

Цели бихевиористов - помочь клиентам лучше приспосабливаться к обстоятельствам жизни и достигать личностных и профессиональных целей. Консультирование фокусируется на изменении или устранении демонстрируемых клиентами недостаточно адаптивных форм поведения, таким образом помогая им усвоить здоровые, конструктивные способы действия. Недостаточно только исключить нежелательное поведение; непродуктивные действия должны быть заменены продуктивными способами реагирования.

  1. Когнитивный подход к оказанию психологической помощи.
  2. Основные теоретические конструкты когнитивного направления психологической помощи.

Восходит к работам  А. Бэка и опирается на представления о решающей роли мышления, познавательных (когнитивных) процессов в происхождении нарушений. Подобно психодинамическому подходу он обращается к неявным, скрытым причинам нарушений и подобно бихевиоральному - к дизадаптивным поведенческим стереотипам. Но фокус внимания этого подхода сосредоточен не на динамике основных психических сил и переживаний и не на стимул-реактивных цепочках, а на схемах мышления: любой ответ на внешние обстоятельства опосредован внутренней организацией психических процессов, паттернами мышления. Сбой этих паттернов запускает "негативные познавательные схемы", что принципиально сравнимо с ошибками программирования и вирусными искажениями компьютерных программ.

 

Различные школы в рамках этого подхода подчеркивают значение индивидуальных когнитивных стилей, когнитивной сложности, когнитивного баланса, когнитивного диссонанса и  т. д. Цели и задачи психотерапии ориентированы  на "перепрограммирование" мышления и когнитивных процессов как  механизма возникновения проблем  и образования симптомов. Круг методов очень широк - от рациональной психотерапии по П. Дюбуа до рационально-эмотивной психотерапии А. Эллиса. Подобно поведенческому, когнитивный подход базируется на директивной позиции терапевта.

  1. Гуманистический подход к оказанию психологической помощи.

Автор - Маслоу.

Личность-образование, уникальное и неповторимое в своем бытии, стремится к самоактуализации. Бытие любого отдельного чел. уникально и обусловлено его субъект. реальностью и поэтому каждого чел. нужно изучать как единое и неповторимое.

Основные тезисы, принципы, ключевые концепции.

1.Каждый чел. сам ответственен  за то, чем он становится. 2.Осн.жизн-ая задача чел -наполнить жизнь смыслом.

3.Свобода выбора не  явл. гарантией того, что выбор, сделанный индивидом, будет мудрым и полезным для него.

4.В процессе становления  чел. должен найти ответы на  основные экзистенциальные вопр: «Кто я?», «В чем смысл моей жизни?».

5.«Люди должны взять  на себя ответств-ть за выбор и направл. своей судьбы.

6.Чел.от природы позитивен. Преобл-ие в ком-либо негативных сил явл. результатом фрустрации, неудовлетворенных основных потр.               

7. Творчество-есть потенциальная  черта, присутствующая у всех  от рождения, кот.может быть реализована в любой сфере деят-ти.

8.Любой чел. мотивирован  для определения личных целей  и потр. и именно это делает жизнь осмысленной. Все чел-иепотр. явл. врожденными и имеют иерархическую структуру: физиологич.(голод, жажда), потр. в безопасности, в принадл. и любви, самоуважении, самоактуализации. Более высокая потреможет. возникнуть только при условии полного удовл. предшествующей.

Осн.полож.относит-о природы чел.1.Чел.изначально свободен и ответственен за свой выбор.2.наличие иррациональных процессов(чтобы познать психику чел., нет необходимости изучать психику животных, поскольку они не обладают способностью оценивания прошлого опыта)3.Маслоу -приверженец принципам холизма(необходимости целостно изуч. чел.)4.влияние биологических потр. начел.и важность окружения. 5. чел. явл. изменяющейся структурой 6.Реальность каждого индивида сугубо индивидуальна.

Применение:•инициирование личн. роста •раскрытие индивидуального творческого потенциала• формир. представл. о том, что значит быть здоровым человеком с позиции гуманистической психологии.

Берет начало в гуманистической  психологии и работах ее основателей - К. Роджерса, Р. Мэя, А. Маслоу и др. Сущностное ядро этого подхода - в понимании человека как неделимого и принципиально целостного единства тела, психики и духа, а соответственно - в обращении к интегральным переживаниям (счастья, горя, вины, утраты и т. д.), а не к отдельным изолированным аспектам, процессам и проявлениям. Категориальный аппарат гуманитарного подхода включает в себя представления о "Я", идентичности, аутентичности, самореализации и самоактуализации, личностном росте, экзистенции, смысле жизни и т. д.

Методический аппарат  связан с гуманистически-экзистенциальным переосмыслением жизненного опыта  и психотерапевтического процесса. С этим подходом связан широкий круг методов: недирективная клиент-центрированная психотерапия (К. Роджерс), психологическое консультирование (Р. Мэй), биоэнергетика (В. Райх), сенсорное осознание (Ш. Сильвер, Ч. Брукс), структурная интеграция (И. Рольф), психосинтез (Р. Ассаджиоли), логотерапия (В. Франкл), экзистенциальный анализ Р. Мэя и Дж. Бугенталя, и др. Сюда же можно отнести арттерапию, поэтическую терапию, терапию творческим самовыражением (М. Е. Бурно), муыкотерапию (П. Нордофф и К. Роббинс) и др.

  1. Ценностный подход к проблеме человеческого существования в гуманистической модели оказания психологической помощи.

Основа ГН — философские  идеи экзистенциализма (Хайдеггер) и  феноменологии (Гуссерль). Акцент ставится на изучение проблемы жизни и смерти, ответственности и выбора, любви и одиночества, поиска смысла существования.

Чел. воспринимается как  изначально доброе или, в крайнем  случае, нейтральное существо, предназначение которого быть свободным. В психологии направление представляют Роджерс, Маслоу, Олпорт, Франкл.

Основные принципы ГН:

• встреча специалиста  и клиента = встрече2-х равных людей;

• разрешение проблемы у  клиента наступает «само по себе»  в том случае, если специалист создает  ситуацию безусловного принятия, способствующую осознанию, выражению и самопринятию клиентом своих истинных чувств;

• клиент сам ответственен за выбор своего образа мыслей и  поведения и жизни.

Основные понятия ГН —  «индивидуация», «самоактуализация», «самоактуализирующаяся личность».

Индивидуация- процесс поиска челом душевной гармонии, интеграции, целостности, осмысленности.

Индивидуализация -явление, возникающее в результате взаимодействия индивида с внешним миром.

Самоактуализация— стремление чела к возможно- более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Т.о., объектом воздействия в ГН явл. процесс становление личности. Причина проблемы, понимается как блокировка внутриличностных ресурсов. Осн. задача специалиста - помощь в самоосозновании и личностном росте, интеграции адекватного целостного «Я» и расширении пространства бытия.

Примеры приемов воздействия  на личность клиента в экзистенциально-гуманистическом  направлении

Метод парадоксальной интенции (Франкл)

Показание: стремление к  избеганию конкретных ситуаций, действий. Цель: снятие или нивелирование данного  чувства.

Алгоритм:

1) выявление нежелательного  для клиента действия, ситуации;

2) побуждение специалистом  клиента к проявлению или совершению  данного поступка;

3) совершение данного  действия клиентом в гипербализированных размерах;

4) обретение клиентом  уверенности в своих силах.

Персональное осмысление жизни (Франкл)

Показание: потеря смысла жизни. Цель: обретение смысла.

Алгоритм:

1) выяснение в результате какого конкретного события произошла потеря смысла жизни у клиента;

2) прояснение, какие именно  жизненные ценности и критерии  клиента вследствие этого оказались  депривированы;

3) поиск эквивалента в  жизни клиента;

4) осознание и восстановление  депривированных ценностей при помощи найденного эквивалента.

Развитие самосознания

Показание: недостаточное  понимание своих истинных чувств, истинных мотивов поступков, что  приводит к возникновению проблемных взаимоотношений или неадаптивным формам поведения.Цель: осознание чувств, мотивов, ценностей.

Алгоритм:

1) выяснение поступков,  переживаний и/или отношений,  вызывающих у клиента реакцию  непонимания или неприятия;

2) прояснение их значения  в контексте жизни клиента;

3) помочь клиенту осознать  свою потенциальную свободу от  прошлого и ценность своего  «Я» в настоящем.

Метод А. Янова

Показание: невротическое  поведение вследствие ранних неудовлетворенных  потребностей или травм, пережитых  в детстве и вытесненных в  процессе взросления.

Цель: через соприкосновение  и осознание заблокированных, болезненных  эмоций, обретение возможности их выражения и, как следствие, освобождения от них.

Алгоритм:

1-й этап: индивидуальная  работа:

• осознание клиентом ранних обид;

• специалист инициирует клиента  к «физическому» переживанию  выведенных в сознание обид, болезненных  воспоминаний, при этом психолог фиксирует  все проявления психологической  защиты (вербальный уровень, телесный). 2-й этап: групповая работа.

В процессе групповой работы клиенты вступают друг с другом в  различные взаимоотношения, что  способствует «проживанию» разнообразных  первичных проблем. Руководитель обучает  клиентов глубокому дыханию, изменению  манеры речи.

Эффективность психотерапевтического  воздействия определяется совокупностью  ряда составляющих: наличие у клиента  реальной, а не вымышленной проблемы; спецификой проблемы и особенностями  самого клиента; готовностью клиента  решить проблему; квалификацией специалиста.

  1. Экзистенциальный подход к оказанию психологической помощи.
  2. Экзистенциальные данности как содержание психологической помощи.

Экзистенциальная  психология – это направление гуманистической психологии, которое фокусирует свое внимание на базисных, бытийных проблемах существования личности. В свою очередь, экзистенциальное консультирование – это форма психологической помощи, опирающаяся в своем подходе и методах на базовые категории экзистенциальной психологии.

Экзистенциальная психология изучает:

1) проблемы времени, жизни  и смерти;

2) проблемы свободы ответственности  и выбора;

3) проблемы общения, любви  и одиночества;

4) проблемы поиска смысла  существования.

 Главный предмет экзистенциальной  психологии - смысл человеческой  жизни, условия его обретения,  изменения и утраты.

Представителями экзистенциального  направления в психологии, которые  продвигали или продвигают его идеи в практике консультирования и психотерапии, являются Ролло Мэй, Джеймс Бьюдженталь, Ирвин Ялом, Эмми Ван Дорцен.

Цели экзистенциального  консультирования заключаются в  том, чтобы помочь клиентам осознать значение ответственности, осознавания, свободы и потенциала. Клиент избавляется от роли наблюдателя событий и становится создателем значимой личной активности.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"