Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:54, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Вложенные файлы: 1 файл

Otvety_na_zachet.docx

— 72.86 Кб (Скачать файл)

Ответы на зачет

  1. В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный произвольный характер. Изменения в области памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнемическую задачу. Эта задача в дошкольном возрасте либо вовсе не выделяется, либо выделяется с большим трудом. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала. Учебная деятельность способствует развитию познавательных способностей ребенка. В детском саду деятельность ребенка ограничена ознакомлением с окружающим, ребенку не дается система научных понятий. В школе за относительно короткий промежуток времени ребенок должен овладеть системой научных понятий ~ основой наук. От ребенка требуется развитие мыслительных операций. В процессе школьного обучения происходит не только усвоение отдельных знаний и умений, но и их обобщение и вместе с тем формирование интеллектуальных операций. 
    Таким образом, младший школьный возраст - возраст интенсивного интеллектуального развития.  
    Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Итак, основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют: 1. Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Всех, кроме интеллекта. Интеллект еще не знает самого себя. 2. Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. Все эти достижения свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство. 
    Учебная деятельность—ведущая деятельность младшего школьника. Сущность учебной деятельности состоит в присвоении научных знании. Ребенок под руководством учителя начинает оперировать научными понятиями.

 

2.Проблема психологической готовности к школьному обучению. Существующая школа с ее классно-урочной системой и действующими программами требует от ребенка определенного уровня функциональной готовности. “Школьной зрелостью” считают обычно достижение такой ступени нервно-психического развития, когда ребенок становится способен принимать участие в школьном обучении в коллективе сверстников без ущерба для своего физического и психического здоровья; подразумевается также овладение умениями, знаниями, навыками, способностями, мотивами и другими поведенческими характеристиками, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы. В отечественной психологии у истоков исследования проблемы готовности к школьному обучению стояли Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. Психологическая готовность к школьному обучению рассматривается как многокомпонентное образование. Хотя единого мнения по поводу состава и уровня развития отдельных его составляющих не существует, обычно выделяют следующие компоненты: 
   1). Личностная готовность. Уровень развития аффективно-потребностной (мотивационной) сферы. Наличие познавательных интересов. Стремление занять свое особое место в системе социальных отношений, быть школьником. “Внутренняя позиция школьника” как показатель готовности ребенка к школьному обучению — психологическое новообразование, которое представляет собой сплав познавательной потребности ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию. Развитие произвольной сферы: произвольного внимания, произвольной памяти, умения действовать по образцу, по правилу, по принятому намерению. 
   2). Интеллектуальная готовность. Ориентировка в окружающем, запас знаний.Уровень развития восприятия и наглядно - образного мышления. Уровень обобщения — умение обобщать и дифференцировать предметы и явления. Развитие речевой сферы (в том числе фонематического слуха).  3). Двигательная готовность. Мелкая моторика. Крупные движения (рук, ног, всего тела). 
   4). Уровень развития предпосылок учебной деятельности: умение внимательно слушать и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по заданию, ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлечение на побочные факторы. 
   У ребенка-дошкольника нет и не может быть собственно школьных качеств, они складываются в той деятельности, для которой они необходимы. Готовность к школьному обучению — это владение предпосылками к последующему усвоению качеств школьника. Ведущей среди них является мотивационная, социальная зрелость ребенка. В случае слабой подготовки ребенка к школе обычно проявляется отставание во всех сферах, но при создании коррекционно - развивающих программ особое внимание отводится преодолению неразвитости аффективно-потребностной сферы, узости познавательных интересов. 
   Психологическую готовность отличают от педагогической подготовленности, когда акцент ставится на наличие у ребенка определенных знаний и умений (выполнение заданий на прямой и обратный счет, на состав числа, узнавание печатных букв, или чтение, копирование букв или узора, пересказ текста или чтение стихотворения и др.).

 

3.  Ведущая деятельность младшего школьника

Младший школьник активно  включен в разные виды деятельности — игровую, трудовую, занятия спортом  и искусством. Однако ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает  учение. Учебная деятельность не сводится к посещению учебного заведения  или приобретению знаний как таковых. Знания могут быть побочным продуктом  игры, отдыха или труда. Учебная деятельность — это деятельность, непосредственно  направленная на усвоение знаний и  умений, выработанных человечеством. Только тогда, когда ставится специальная  сознательная цель научиться чему-то новому, чего раньше не знал или не умел, можно говорить об особом виде деятельности — учении.

Предмет деятельности учения — знания и действия как элементы культуры, науки, существующие сначала  объективно, экстериоризованно по отношению к учащемуся. После учения эти знания становятся его достоянием, происходит, таким образом, преобразование самого субъекта деятельности. Продуктом, результатом деятельности учения являются изменения самого учащегося. Учебная деятельность — это деятельность саморазвития, самоизменения (в уровне знаний, умений, навыков, в уровне общего и умственного развития).

Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка  с обществом (она общественна по смыслу, по содержанию и по форме организации), в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника в целом.

Учебная деятельность сложна по структуре и к началу школьного  обучения только начинает складываться. При традиционной системе обучения вопросам становления деятельности учения, как правило, не уделяется  должного внимания. Формирование учения — процесс длительный, сложный, требует  усилий и руководства со стороны  взрослых — педагогов и родителей. Структура учебной деятельности  включает: мотивы; учебные задачи; учебные действия; действия контроля; действия оценки.

 

4. Мотивы учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Для осуществления деятельности необходима сформированность мотивационной сферы; как правило, это система разнообразных потребностей, мотивов, целей, интересов.

Ребенок часто приходит в  школу с мотивом «стать школьником», получить новый, более взрослый статус. И на первых порах мотивирующая сила этой тенденции может быть поразительно сильна. Однако через некоторое время позиция школьника становится привычной; указанный мотив постепенно теряет побуждающее значение. К категории так называемых внешних мотивов (лежащих за пределами учебного процесса и связанных лишь с его результатом) относятся социальные мотивы. Социальные мотивы отвечают  потребностям  ребенка  в   общении  с  другими  людьми,   в  их одобрении, в занятии определенного места в системе общественных отношений. Различают широкие социальные мотивы (учиться,  чтобы  быть культурным,  развитым;  занять достойное  место после   окончания   школы,   найти   хорошую   высокооплачиваемую работу;   мотивы  долга  и  ответственности)   и  узколичные,   в  том числе позиционные (избежать двойки, соответствовать ожиданиям  родителей,   снизить   тревожность,   быть  лучшим  учеником   в классе,  «пятерочником»). Широкие социальные мотивы в младшем школьном возрасте чаще относятся к категории знаемых, понимаемых (по А.Н. Леонтьеву). Реально действующими же чаще являются узкие социальные мотивы. Ориентация только на результат (на похвалу, отметку)  сужает содержание учения, порождает школьную систему принуждения.

Например, чтобы получить хорошую оценку (избежать двойки), можно  установить приятельские отношения  с соседом по парте, чтобы тот  дал списать на контрольной.

Для эффективной организации  обучения важно, чтобы мотив имел внутренний характер, т.е. чтобы содержание деятельности и мотив соответствовали  бы друг другу. Такова, например, учебно-познавательная мотивация, отвечающая познавательной потребности, потребности в интеллектуальной активности («хочу все знать», «люблю узнавать интересное»).

Познавательные интересы выражены у детей в весьма различной степени. Но, как правило, мотивы познания не занимают ведущего 
места у младших школьников. Возникновение и поддержание познавательного интереса в младших.классах традиционно связывается с игровыми и эмоциональными приемами организации занятия, приданием занимательности материалу, подлежащему усвоению, и т.д. Опираясь на эти способы, отталкиваясь от них, необходимо формировать внутреннюю познавательную мотивацию, теоретический интерес (например, найти общий способ решения всех задач данного типа).

Также важно обратить внимание ребенка на процесс самоизменения, выделить феномен роста собственных возможностей и придать ему ценность, повернуть школьника к оценке самого себя.

Особенности познавательных интересов и мотивов, возрастная динамика мотивационной сферы не являются раз и навсегда данными  и неизбежно присущими школьникам на том или ином возрастном этапе. Использование современных методов  обучения и воспитания позволяет  углубить, скорректировать или даже преобразовать тип отношения  к учению, сформировать положительную  устойчивую мотивацию к учебной  деятельности.

 

5.Мотивационные проблемы в обучении младших школьников. Ребенок приходит в школу без учебных мотивов, учитель должен сформировать их. проблемы возникают из-за отсутствия у детей мотивов долга( дети выбирая между «хочу» и «надо» выбирают то что им ближе, то есть «хочу»), малых возможностей ребенка( детям часто скучно на уроках из-за сложности материала или его простоты, вследствие чего теряется мотивация к уроку.)  Трудности в учебе могут быть вызваны: 
   — несформированностью необходимых элементов учебной деятельности (позиции школьника, познавательной мотивации, подходящих учебных действий и т.д.); 
   — недостаточным развитием произвольности, низким уровнем памяти, внимания, зависимостью от взрослых; 
   — неумением или невозможностью приспособиться к темпу школьной жизни, личностными нарушениями, направленностью на другие, внешкольные интересы.

 

6. Учебная задача — ясное представление о том, что предстоит освоить, чем предстоит овладеть. В отличие от конкретно-практического задания (например, решить примеры на сложение двух чисел)- учебная задача носит более общий характер (научиться сложению с переходом через десяток). Без специального обращения внимания на разницу задания и учебной задачи многие ученики, вплоть до старших классов, не выделяют учебную задачу осознанно.

Об этом свидетельствует  такой распространенный способ выполнения домашних заданий: сначала письменный русский, т.е. выполнение упражнения с  заданием «вставить пропущенные  буквы». Переписал, вставил, а уже  потом, на закуску, прочитал правило, которое  оказывается зазубренным, заученным  лишь формально.

Собственно учебная задача предполагает овладение общим способом решения целого класса частных практических заданий. Способы обучения школьника самостоятельному выделению учебной задачи: вопросы о том, чему научились на уроке; разъяснение смысла выполнения отдельных упражнений (зачем оно нужно); сравнение заданий разного типа на одно и то же правило; использование приема перспективы (планирование продвижения по темам) и ретроспективы (сравнение новых умений и способностей с тем уровнем, что был раньше).

Центральная задача младшей  школы — формирование «умения  учиться». Только сформированность всех компонентов учебной деятельности и самостоятельное ее выполнение может быть залогом того, что учение выполнит свою функцию ведущей деятельности.

 

7. Учебная деятельность — это такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, "чем я был" и "чем я стал". Процесс собственного изменения, рефлексия на себя выделяется для самого субъекта как новый предмет. Именно поэтому всякая учебная деятельность начинается с того, что ребенка оценивают. Пресловутая отметка и есть форма оценки изменений, происходящих в ребенке. 
Осуществление учебной деятельности возможно только в том случае, если ребенок приучается управлять своими психическими процессами и поведением в целом. Это дает возможность подчинять свои непосредственные "хочу" требуемому учителем и школьной дисциплиной "надо" и способствует формированию произвольности как особого, нового качества психических процессов. Она проявляет себя в умении сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодоления трудностей и препятствий. 
Необходимость контроля и самоконтроля, требования словесных отчетов и оценок формируют у младших школьников способность к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане. Необходимость различать образцы рассуждения и самостоятельные попытки их строить предполагают у младшего школьника формирование умения как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия. Это умение лежит в основе рефлексии как важного качества, позволяющего разумно и объективно анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности. 
Произвольность, внутренний план действия и рефлексия — основные новообразования младшего школьного возраста. Кроме того, в рамках овладения учебной деятельностью перестраиваются, совершенствуются все психические процессы. 
Учебная деятельность — это специфическая форма индивидуальной активности младшего школьника, сложная по своей структуре. В этой структуре выделяют:1) учебные ситуации (или задачи) — то, что ученик должен освоить; 2) учебные действия — изменения учебного материала, необходимые для его освоения учеником; это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает; 3) действия самоконтроля — это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу; 4) действия самооценки — определение того, достиг ученик результата или нет.

 

8. Учебные действия — это приемы учебной работы. Одни из них имеют общий характер, применяются при изучении различных учебных предметов (таковы приемы заучивания — от буквального, механического до сложных форм опосредствованного запоминания). Другие — предметно-специфичны (звуко-буквенный анализ). Введение учителем новых, более прогрессивных приемов учебной  работы,   связанных с логической обработкой  материала, имеет важное значение.

Действия контроля (указание на правильность выполнения) и самоконтроля, (действия сличения, соотнесения собственных  действий с образцом, который дает учитель). Различают разные виды контроля — по конечному продукту; пооперационный, пошаговый, текущий; перспективный, планирующий. Основное направление развития контрольной  части деятельности связано с  постепенной передачей самому учащемуся  функций контроля во все более  расширяющейся сфере.                                                                     

Учебные операции, входящие в состав действия, соответствуют  конкретным условиям решения отдельных  предметных задач. Такими учебными действиями являются:

  1. действие выявления проблемы (учебной цели) из поставленной учебной задачи;
  2. действие выявления общего способа разрешения проблемы на основе анализа общих отношений в изучаемом учебном материале, т.е. общего способа решения задач данного вида;
  3. действие моделирования общих отношений учебного материала и общих способов разрешения учебных проблем;
  4. действие конкретизации и обогащения частными проявлениями общих отношений и общих способов действия;
  5. действие контроля за ходом и результатами учебной деятельности;
  6. действие оценки соответствия хода и результата деятельности учащихся поставленной перед ними учебной задаче. 

 

9.  Действия контроля (указание на правильность выполнения) п самоконтроля (действия сличения, соотнесения собственных действий с образцом, который дает учитель). Различают разные виды контроля — по конечному продукту; пооперационный, пошаговый, текущий; перспективный, планирующий. Основное направление развития контрольной части деятельности связано с постепенной передачей самому учащемуся функций контроля во все более расширяющейся сфере. 
   Действия оценки и самооценки связаны с определением того, достигнут ли результат, насколько успешно выполнена учебная задача. Подведение итогов изученного необходимо организовать так, чтобы учащиеся испытали чувство эмоционального удовлетворения, радость преодоления трудностей и познания нового. Обычно функция оценивания выполняется учителем — в развернутой словесной форме или в виде отметки, но для возникновения умения самостоятельно оценивать свою работу полезно использовать различные формы самоконтроля (составление схемы пройденного материала; формулирование вопросов для проверки уровня усвоения; обзорные доклады по отдельным аспектам темы и др.). Самооценка как неотъемлемая часть деятельности учения необходима для формирования рефлексии. Выполнение действий самооценки имеет регулятивное ретроспективное (хорошо или плохо я сделал?) и прогностическое значение (смогу ли я справиться с этой задачей?).

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"