Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:36, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Психология".

Вложенные файлы: 1 файл

psikhologia_otvety.docx

— 527.79 Кб (Скачать файл)

13. Темпера́мент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.  

Тип высшей нервной деятельности и темперамент.

Индивидуальные  особенности высшей нервной деятельности, как показали исследования, обусловлены  совокупностью свойств. Три свойства: сила возбуждения и торможения, их подвижность, т. е. способность быстро сменять друг друга, уравновешенность между возбуждением и торможением, – составляющие тип нервной деятельности, могут образовывать различные сочетания. Многочисленные лабораторные опыты  показали, что среди таких сочетаний  некоторые встречаются чаще других или же выступают наиболее отчетливо, ярко. В результате И. П. Павловым была создана классификация основных типов высшей нервной деятельности.

В зависимости от силы нервных процессов собаки делились на сильных и слабых.

Слабые животные составляют один тип. У представителей этого типа слабыми являются оба  нервных процесса (особенно слабым нередко оказывается тормозной  процесс). Такие собаки суетливы, беспрерывно  озираются или, наоборот, постоянно  останавливаются, как бы застывают  в какой-нибудь позе. Это объясняется  тем, что внешние воздействия, даже иногда незначительные, оказывают на них чрезмерное влияние. Продолжительные  или сильные раздражители вызывают у них быстрое истощение. Животные слабого типа различаются между  собой, разумеется, по другим свойствам (кроме силы нервных процессов), но на фоне общей слабости нервной системы  эти различия не имеют существенного  значения. Поэтому все животные со слабой нервной системой относились И. П. Павловым к одному типу.

Сильные животные подразделяются на уравновешенных и неуравновешенных. Сильные неуравновешенные составляют отдельный тип. Неуравновешенность у сильных собак встречается  обычно в одной форме: сильный  возбудительный процесс и относительно слабое торможение. Так как возбудительный процесс не уравновешивается тормозным, то при очень большой нервной  нагрузке у этих животных нередко  происходит срыв нервной деятельности. Чаще всего это животные боевые, агрессивные, чрезмерно возбуждающиеся (безудержные, по выражению И. П. Павлова).

Сильные уравновешенные, в свою очередь, подразделяются по подвижности  на живой и спокойный типы —  в зависимости от того, быстро или  медленно происходит смена нервных  процессов. Уже по внешним особенностям поведения представители этих типов  резко отличаются друг от друга. Одни легко возбудимы и подвижны, другие, наоборот, трудновозбудимы, медлительны.

Таким образом, были выделены четыре основных типа высшей нервной деятельности: 1) сильный  уравновешенный быстрый (живой), 2) сильный  уравновешенный медленный (спокойный), 3) сильный неуравновешенный (безудержный) и 4) слабый тип.

Тип нервной деятельности — природная особенность организма. Он наследственно обусловлен, но не является чем-то неизменным, он развивается  и в какой-то мере меняется под  влиянием окружающих условий. Экспериментально установлено, например, что у сильного типа с преобладанием возбуждения  можно путем тренировки укрепить отстающий тормозной процесс. Известно также, что существуют возрастные изменения  свойств нервных процессов.

Выявленные в  опытах с животными типы высшей нервной  деятельности распространяются и на людей. «Мы с полным правом,— писал  И. П. Павлов,— можем перенести  установленные на собаке типы нервной  системы... на человека».

Те или иные сочетания  силы, уравновешенности, подвижности  нервных процессов, характеризующие  типы высшей нервной деятельности людей, являются физиологической основой  их темпераментов. Сильному уравновешенному  быстрому типу нервной деятельности соответствует сангвинический темперамент, сильному уравновешенному медленному типу — флегматический темперамент, сильному неуравновешенному типу —  холерический темперамент, а слабому  типу — меланхолический темперамент. Установление того, что физиологическую  основу индивидуальных различий в динамической стороне психики составляют свойства типа высшей нервной деятельности, поставило на твердую научную  почву дальнейшее изучение древней  проблемы природных основ темперамента.

 

14. Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Структура характера 
Слово "характер" первоначально обозначало специальный штамп (маркировку), который ставился древними мастерами на изготовленный предмет с целью обозначения его отличия от других (Reber, 1995). Хотя само слово не исчезло из обихода за прошедшие две тысячи лет, большинство психологов предпочитают употреблять более узкий термин "характеристика", или "черта".

Печальным образом характерология, послужившая  источником и началом дифференциальной психологии, на современном этапе развития человекознания оказалась "не удел". Характер как одна из основных структур индивидуальности, фиксирующая в себе специфику перехода от психобиологических и общепсихологических закономерностей к социо-психическим, личностным процессам, не принят психологической общественностью в качестве важнейшего дифференциально-психологического измерения. Но сама жизненно-зафиксированная реальность характера как психологического носителя социо-психических свойств субъекта поведения и деятельности не исчезла под давлением игнорирующей ее научной мысли, проявляясь в фундаментальных характеристиках человеческого Я, которые и будут рассмотрены ниже,

8.1. Структура  характера

В широком  смысле характером называют некую целостную совокупность, обозначающую скрытую за различными проявлениями человеческого Я природу личности. Теофраст, предложивший использовать этот термин в психологии для обозначения комплекса признаков, отличающих поведение одного человека от другого, предложил и первую классификацию характеров, описав большое количество содержащихся в обыденном сознании типов личности — лживый или честный, хитрый или простодушный, жадный или щедрый etc* Долгое время характер определялся через простую комбинацию признаков, недифференцированных между собой. Попытки вычленения структуры характера связаны с появлением и развитием в психологии понятия "воля", а также более отчетливой разработкой дихотомии "разум—чувства". Фактически вокруг этих основных измерений, образующих знаменитую джеймсовскую триаду "разум—воля—чувства", и развиваются представления о структуре характера. Рассматривая характер как относящуюся к личностному уровню подструктуру, его считают концептом, который в основном "относится к силе характера, как свойству, связанному с усилиями по преодолению обстоятельств" {Hilgard, 1987, р.491).

Вместе  с тем, как показывают исследования последних сорока лет (смм например, Хекхаузен, 1987), понятие воли или настойчивости в достижении своих целей тесно связано с такими характеристиками как мотивы, личностные ориентации, Я-концепция (включая самооценку как центральный компонент). Российский психолог С.Л.Рубинштейн (1946) очень удачно определял характер как совокупность генерализованных (то есть обобщенных, устойчивых и преобладающих) мотивов в структуре личности.

В этой главе с позиций излагаемой в  книге формальной (иерархической) теории индивидуальности будут рассмотрены основные измерения характера, образующие его структуру — Я-концепция, Я как симптомокомплекс черт и Я как система генерализованных ориентации

15. Акцентуация характера  — это крайний вариант нормы,  при котором отдельные черты  характера чрезмерно усилены,  вследствие чего обнаруживается  избирательная уязвимость в отношении  определенного рода психогенных  воздействий при хорошей устойчивости  к другим. Иными словами, акцентуация  представляет собой вариант психического  здоровья (нормы), который характеризуется  особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых  черт характера всему складу  личности и приводит ее к  определенной дисгармонии.

Автор концепции акцентуации  — немецкий психиатр Карл Леонгард; он ввёл термин «акцентуированная личность». А. Е. Личко уточнил этот термин, изменив его на термин «акцентуация характера», так как личность, по его мнению, слишком комплексное понятие, скорее подходящее для психопатий.

Согласно А. Е. Личко, по степени выраженности можно выделить два вида (две стадии) акцентуаций:

  • Явная акцентуация — крайний вариант нормы. Проблемные черты характера достаточно выражены в течение всей жизни, в ситуациях и проблемных, и благополучных. Явная акцентуация в быту называется - Психопат (не путать с Психопатией как расстройством личности).
  • Скрытая акцентуация — обычный вариант нормы. Проблемные черты характера этого типа проявляются в основном в трудных жизненных ситуациях, в стрессе и конфликтах, хотя в благополучных обстоятельствах перед нами может быть вполне милый человек.

Рисунок личности, акцентуация, психопатия

Акцентуация - особенности  личности, более выраженные, чем  рисунок личности, но не так выпирающие, как в психопатии. Подробнее смотри Акцентуация характера и психопатия

Типы акцентуаций характера

Акцентуации характера имеют  характерные типы, такие как шизоидный, истероидный,эпилептоидный и другие типы. Смотри Типы акцентуаций

Акцентуации и воспитание ребенка

Акцентуация характера - следствие  как факторов наследственности, так  и того или иного типа воспитания ребенка. Смотри Акцентуация характера: причины.

 

16. Способности — это совокупность таких свойств личности, которые

определяют успешность обучения какой-либо деятельности и  совершенствования

в ней3.

А.В. Петровский же в своем учебнике по общей психологии дал такое

определение "способности":

Способности — это  такие психологические особенности  человека, от

которых зависит  успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые

сами к наличию  этих знаний, навыков и умений не сводятся.

По отношению  к навыкам, умениям и знаниям  способности человека

выступают как некоторая  возможность. Подобно тому, как брошенное  в

почву зерно является лишь возможностью по отношению к  колосу, который может

вырасти из этого  зерна, но лишь при условии, что структура, состав и

влажность почвы, погода и т. д. окажутся благоприятными, способности

человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. А

будут или не будут  приобретены эти знания и умения, превратится ли

возможность в действительность, зависит от множества условий. В  число

условий входит, например, следующие: будут ли окружающие люди (в семье,

школе, трудовом коллективе) заинтересованы в том, чтобы человек  овладел

этими знаниями и  умениями; как его будут обучать, как будет организована

трудовая деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и

закрепятся, и т. д.

Способности — это  возможность, а необходимый уровень  мастерства в том

или ином деле —  это действительность. Выявившиеся  у ребенка музыкальные

способности ни в  коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет

музыкантом. Для  того чтобы это произошло, необходимо специальное

обучение, настойчивость, проявленная педагогом и ребенком, хорошее

состояние здоровья, наличие музыкального инструмента, нот и многих других

условий, без которых  способности могут заглохнуть, так  и не развившись.

Психология, отрицая  тождество способностей и существенно  важных

компонентов деятельности — знаний, навыков и умений, подчеркивает их

единство. Способности  обнаруживаются только в деятельности, и притом только

в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих

способностей. Нельзя говорить о способностях человека к  рисунку, если его

не пытались обучать  рисовать, если он не приобрел никаких  навыков,

необходимых для  изобразительной деятельности. Только в процессе

специального обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли у

обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько  быстро и легко

он усваивает  приемы работы, цветовые отношения, учится видеть прекрасное в

окружающем мире.

Концепции возникновения  способностей

 
В психологии сложились три концепции способностей. Сторонники идеи врожденных способностей утверждают, что способности – это биологические детерминированные свойства личности, их проявление и развитие всецело зависят наследственности, унаследованного генетического фонда. Обучение и воспитание, считают они, может лишь ускорить процесс проявления способностей, они обязательно проявятся и без педагогического воздействия. Таких взглядов придерживаются многие представители различных областей науки и искусства (математики, художники, писатели и др.). Первые работы принадлежат Ф.Гальтону. В новейшее время приверженцы концепции о наследственной предопределенности способностей стремятся подкрепить свои взгляды изучением однояйцовых близнецов. 
 
В противоположность первой концепции способностей, вторая утверждает, что способности всецело определяются средой и воспитанием, то есть всецело приобретенные свойства личности. Так в XYIII в. Гельвеций провозгласил, что посредством воспитания можно сформировать гениальность. В настоящее время американский ученый У.Эшби утверждает, что способности, и даже гениальность, определяются приобретенными свойствами. Первым фактором является программа интеллектуальной деятельности, которая формируется стихийно и/или сознательно в процессе обучения и в последующей жизни. У одного человека программа позволяет решать творческие задачи, у другого – только репродуктивные. Вторым фактором способностей Эшби считает работоспособность. Способный тот, кто после тысячи неудачных попыток делает тысяча первую и приходит к открытию; неспособный тот, кто после второй попытки оставляет задачу нерешенной. 
 
Третья концепция способностей утверждает, что наличие индивидуальных природных особенностей (задатков) способствует становлению и развитию тех или иных способностей. Вместе с тем способности успешно формируются в деятельности при благоприятных условиях жизни. Эта концепция подтверждается как специальными исследованиями, так и практикой.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"