Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:36, шпаргалка
Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Психология".
Существуют разные классификации способностей.
По происхождению выделяют природные и специфически человеческие способности:
1) природные (естественные) способности - это способности биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их основе через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;
2) специфически человеческие способности - это способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие человека в социальной среде.
Специфические человеческие способности, в свою очередь, подразделяются на
общие и специальные высшие интеллектуальные способности,
теоретические и практические,
учебные и творческие,
предметные и межличностные.
Общие способности - способности, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность движений рук и т.д.).
Специальные способности - способности, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения. Для их возникновения необходимы особые задатки и специальное развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.).
Общие и специальные способности могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру.
Теоретические способности - способности человека к абстрактно-логическому мышлению, к теоретическому интеллектуальному труду.
Практические способности - способности человека к конкретно-практическим действиям, к практическим видам труда.
Если общие и специальные
способности могут дополнять
друг друга, то теоретические и практические
способности сочетаются лишь у разносторонне
одаренных людей, в большинстве
же случаев какой-то один вид способностей
(теоретические или
Учебные способности - способности, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, на формирование качеств личности.
Творческие способности - способности, связанные с успешностью создания произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.
Межличностные способности - это способности к общению, к взаимодействию с людьми с помощью речи, способности восприятия и оценки людей, способности к социально-психологической адаптации.
Предметные способности - способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами.
Виды внимания. Внимание может бытьнепроизвольным (непреднамеренным) ипроизвольн
Произвольное внимание — специфически человеческая форма внимания, исторически оно возникло в трудовой деятельности человека.
К. Маркс писал: «Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании...» '
Внимание,
возникающее без всякого
Когда ученик слушает интересный рассказ, смотрит захватывающий его кинофильм, читает занимательную книгу, у него возникает сосредоточенное, устойчивое внимание — ему для этого не надо ставить перед собой специальную цель и заставлять себя усилием воли быть внимательным.
Концентрация внимания (сосредоточенность) — выделение сознанием объекта и направление на него внимания. Роль концентрированного внимания может быть различна. С одной стороны, оно необходимо для более полного и глубокого исследования того или иного объекта, а другой стороны, чрезмерная концентрация внимания приводит к резкому сужению поля внимания, что создает трудности в восприятии других важных объектов.
Устойчивость внимания — продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте. Она особенно нужна в условиях однообразной и монотонной работы, когда длительное время выполняются сложные, но однотипные действия.
Опыты показывают, что интенсивное
сорокаминутное внимание может сохраняться
произвольно без заметного
Особое значение для достижения успеха в любой деятельности имеет сосредоточенность и устойчивость внимания, которые характеризуют глубину, длительность и интенсивность психической деятельности человека. Именно сосредоточенность и устойчивость отличают людей, страстно увлеченных делом, умеющих ради основного отключиться от многочисленных побочных раздражителей.
Даже при очень устойчивом
и сосредоточенном внимании всегда
есть кратковременные непроизвольные
изменения степени его
Как заставить себя несколько раз внимательно прочитать один и тот же текст? Этого можно добиться, если перед каждым повторным чтением ставить новые задачи. Сказать себе: "Первый раз читаю для общего ознакомления, теперь прочту, чтобы усвоить логику доказательств, которые приводит автор, дальше важно понять, как этот материал связан с предыдущим", и т. д. Т.е. надо учиться смотреть даже на знакомые явления с новой точки зрения.
Объем внимания — это количество объектов, которое человек может строго одновременно осознать при восприятии в связи с какой-нибудь одной задачей. Одновременно можно охватить 3-7 объектов, хотя объекты бывают разные. Неодинаково они охватываются и вниманием. Много зависит от опыта человека, его профессиональной подготовки, что дает возможность формировать объем внимания, объединяющий несколько объектов в один, более сложный.
Для некоторых профессий высокая интенсивность и большой объем внимания необходимы почти во все время трудовой деятельности, а двигательные навыки имеют гораздо меньшее значение. Эти профессии относятся к психологии труда к так называемым наблюдательным. Это диспетчеры, операторы аппаратуры и т.д.
Высокая интенсивность концентрированного внимания для других групп профессий нужна лишь в отдельные моменты работы.
Распределение — это способность одновременно выполнять несколько действий. Оно зависит от индивидуальных особенностей личности и от профессиональных навыков. Никто не сможет одновременно делать два дела, не умея делать каждое в отдельности.
Способность человека удерживать
в центре внимания определенное число
разнородных объектов одновременно
позволяет совершать сразу
Вспомним, например, феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Также Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов.
Но как показывает жизненная практика, человек способен выполнить только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую.
Еще В.Вундтом было показано, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован, и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.
Большая группа профессий
связанная с управлением
Физиологический механизм распределения внимания связан с тем, что привычные действия, не вызывающие затруднений вследствие уже выработанных прочных систем временных связей, могут управляться участками коры, находящимися вне очага оптимального возбуждения.
Например, водитель-стажер не может одновременно распределять свое внимание между педалью сцепления, тормозом и в это же время слушать указания инструктора и наблюдать обстановку. В дальнейшем за счет автоматизации отдельных движений он научится распределять свое внимание. Благодаря тестированию при помощи тестовпакета "Внимание", время на обучение автоматизации действий человека уменьшится.
Динамика любой работы приводит к необходимости постоянно менять объекты, на которые человек обращает внимание. Это выражается в переключении внимания.
Переключение — это сознательный перенос внимания с одного объекта на другой. Непроизвольное переключение внимания называется отвлечением внимания.
Физиологически произвольное
переключение внимания объясняется
перемещением по коре головного мозга
участка с оптимальной
Если же у человека недостаточная подвижность нервных волокон, то этот переход происходит с усилием, трудно и медленно. Значит у человека инертное внимание. Когда у человека совсем плохая переключаемость — это липкое внимание. Иногда плохая переключаемость у человека из-за плохой подготовленности к работе.
Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.
Изменение внимания выражается в изменении
переживания степени ясности
и отчетливости содержания, являющегося
предметом деятельности человека.
Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием часто стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, другие психологические характеристики личности. Это, прежде всего, вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием — его сознаваемостью. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту.
Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в психике. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчетливо, однако направленность нашего внимания может меняться.
Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов.
18. Понятия «индивид», «индивидуальность»,
Личность неоднородна, что позволяет говорить
о ее структуре:
1) физическая личность или физическое
Я - это телесная организация человека,
которая требует заботы, защиты, тренировки
и самодисциплины; существование физического
Я во многом определяется духовной стороной
жизни человека. социальная личность - это совокупность
социальных ролей человека, которые он
играет в различных социальных группах.
Все формы самоутверждения в профессии,
общественной деятельности, семье, дружбе,
любви и т. д. формируют социальную структуру личности.
духовная личность - ценности и идеалы - составляет
тот невидимый стержень, ядро личности, на котором она
держится, и вокруг которого выстраивается.
Именно духовный стержень придает силу
человеку и позволяет выжить в самых тяжелых
условиях, напротив, утеря его ведет к
саморазрушению личности, потер
Все эти стороны личности образуют единую
систему, каждый из элементов которой
может на разных этапах жизни человека
приобретать главенствующее значение.
Известны периоды усиленной заботы о своем
теле и его функциях, этапы расширения
и обогащения социальных связей, пики
мощной духовной и интеллектуальной активности.
Эта черта, выходящая на первый план, и
определяет сущность личности на данном этапе
ее развития.
Выделяют несколько крупных социальных
типов личности, которые прослеживаются
на всем историческом пути развития человечества.
Первый тип - «деятели» - охотники и рыболовы,
воины и ремесленники, земледельцы и рабочие,
инженеры и геологи, руководители и предводители.
Для таких личностей главное - активное
действие, изменение мира и других людей,
включая самого себя.
Второй тип - «мыслители». Это люди, которые,
по словам Пифагора, приходят в мир не
для того, чтобы соревноваться и торговать,
а смотреть и размышлять. Размышление
требует одиночества и определенной дистанцированности
от общества и происходящих событий. Образ
мудреца, мыслителя всегда пользовался
большим авторитетом. Недаром многие мудрецы
и пророки: Будда, Заратустра, Моисей и
Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций, Христос
и Мухаммед считались либо посланцами
богов, либо обожествлялись сами. Они в
истории человечества выступают в качестве
«маяков», на которые равняются последующие
поколения.