Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 18:57, шпаргалка
1. Перечислите и прокомментируйте слагаемые педагогического мастерства педагога.
2. Как соотносятся между собой мастерство и творчество педагога? Найдите взаимосвязь между ними
3. Раскройте смысл индивидуального стиля преподавателя
Основные инструменты синектики - это аналогия или метафора. Она помогает пользователям разбить существующие умственные устои и освоить абстрактное мышление, а так же увидеть старые
1.3
Метод морфологического
1.4
Метод «Рабочие листы». Рабочие
листы - представляют собой описание
последовательности шагов,
1.5. АРИЗ. Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) был разработан Г. С. Альтшуллером в 70-х годах. Он же является автором теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), практическим приложением которой и стала данная методика. Он применим только в тех областях, где заранее задаются исходные параметры и заранее предполагается как минимум одно решение. АРИЗ оправдывает себя в решении задач производственного характера.
1.6. Майевтика. Метод майевтики - метод контрольных вопросов. Суть метода - искусство диалога, т.е. отыскание истины путем постановки вопросов, что позволяет активизировать мыслительную деятельность.
1.7
Мышление по ассоциации. Ассоциация
- это связь между отдельными
представлениями, при которых
одно из представлений
2. Неспецифические методы (Личностные)
2.1. Групповая динамика. «Групповая динамика» позволяет человеку повысить самооценку, раскрыть его как личность, научить его иметь свою точку зрения и уметь ее обосновать.
2.2 Трансцедентальная медитация.: Достоинство этого метода состоит в том, что он стимулирует творческое мышление путем снятия «блоков». Этот метод раскрепощает личность, помогает выходить за рамки обыденного.
8. Объясните
понятие способности и
Педагогические способности – определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения его в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей.
Как
известно, среди свойств и особенностей
личности, образующих структуру тех
или иных специальных способностей,
одни будут ведущими, другие – вспомогательными.
В педагогических способностях ведущую
роль играют коммуникативные свойства
личности, и в первую очередь персептивные,
т.е. относящиеся к сфере восприятия
(из них важнейшее –
Составной частью коммуникативных свойств личности учителя можно считать готовность к эмпатии, т.е. к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию им. Необходимое условие этого – любовь к детям.
И
наконец, третьим компонентом
Отметим
некоторые вспомогательные
Педагогические
способности не только условие эффективной
педагогической деятельности, но и
во многом результат успешной работы
учителя. Педагогические способности
проявляются, формируются и развиваются
в общей структуре
9. Укажите
психологические особенности
Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.
Отвечая самому себе на вопросы: «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?», молодой человек формирует:
1) самосознание – целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;
2) собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;
3) стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т. д.
Для юношества свойственны
Возраст 18–20 лет – это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало «экономической активности» – включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой деятельности и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией – с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.
Студенческий возраст
10. Раскройте основные проблема воспитания в высшей школе
Современное информационное общество все чаще сталкивается с проблемой снижения уровня морали и нравственности при возрастании уровня обученности человека. Данный диссонанс приводит к тому, что достижения науки часто используются не на благо, а во вред человечеству, направляются не на созидание, а на разрушение сложившегося социума.
Большое количество социально-культурных, политических, экономических и других перемен привело к тому, что формирование личности с твердыми убеждениями, принципами, представлениями о позитивном и негативном стало особенно актуальным.
Данный аспект образовательной
деятельности необходим, прежде всего,
для высших учебных заведений. Это
связано с тем, что выпускник
высшей школы, как обладатель особенно
ценных знаний, должен иметь высокий
уровень воспитанности, чтобы употребить
приобретенные в вузе умения на благо
как себя, так и общества. При
этом в воспитании студентов особое
место должно отводиться воспитанию
гражданственности как
Гражданское воспитание является основным
элементом успешной социализации человека,
его поступательного
Эгоистические тенденции выпускников высшей школы часто приводят к тому, что они рассматривают общество только как средство своего обогащения, не видя себя в структуре данного социума. Безусловно, у человека обязательно должна быть возможность достойной жизни, но при этом не стоит забывать о том, что в обществе все взаимосвязано и отношения всех его членов необходимо выстраивать на основе взаимоуважения и взаимопомощи.
В силу сложности организации и
диагностики, целенаправленному
Данный недостаток образовательного процесса высшей школы имеет как культурно-исторические, так и социально-педагогические причины. Культурно-исторические предпосылки недостаточного уровня воспитательной работы в вузе связаны со сложившейся в отечественной системе образования направленностью более на дидактическую составляющую, чем на воспитательную, а также с тем, что основным предназначением высшей школы является подготовка профессионала в определенной области жизнедеятельности общества, и показателем профессионализма, в первую очередь, является критерий наличия знаний, умений и навыков, необходимых для организации того или иного вида деятельности. Воспитанность же при этом рассматривается как качество желательное, но не обязательное.
Социально-педагогической предпосылкой несбалансированной воспитательной и учебной деятельности вуза является тот факт, что педагоги высшей школы, в свою очередь, являются продуктом дидактоцентрической образовательной системы. Сложившаяся у них модель поведения преподавателя осложняет процесс перехода от знаниево-ориентированного педагогического процесса к личностно-ориентированнному. Еще одной социально-педагогической предпосылкой недостаточной организации воспитательной работы вуза, в целом, и гражданского воспитания, в частности, служит то, что очень часто в преподавательскую деятельность вовлечены люди, не имеющие педагогического образования, вследствие чего они не всегда могут целенаправленно управлять учебно-воспитательным процессом.
В связи с этим возникает необходимость
организации специальных
Наибольший эффект образовательного воздействия в высшей школе может быть достигнут только при условии организованного целостного педагогического процесса. Без целенаправленного руководства со стороны педагога развитие личности не останавливается, оно лишь делает воспитательный процесс стихийным, неуправляемым, с непредвиденными результатами.
Идеальная цель образовательного процесса
как единства воспитания и обучения,
представляет собой формирование в
ходе организованного
21. Укажите различия в понятиях
индивид-личность-
Понятия «индивид», «индивидуальность»,
«личность» нередко употребляются
как синонимы для описания человека.
Однако в них есть важные различия.
Эти понятия характеризуют