Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 18:57, шпаргалка

Краткое описание

1. Перечислите и прокомментируйте слагаемые педагогического мастерства педагога.
2. Как соотносятся между собой мастерство и творчество педагога? Найдите взаимосвязь между ними
3. Раскройте смысл индивидуального стиля преподавателя

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы к экзамену_Психология.docx

— 80.28 Кб (Скачать файл)

Личность неоднородна, что позволяет  говорить о ее структуре:

1) физическая личность или физическое  Я - это телесная организация  человека, которая требует заботы, защиты, тренировки и самодисциплины; существование физического Я во многом определяется духовной стороной жизни человека. социальная личность - это совокупность социальных ролей человека, которые он играет в различных социальных группах. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, семье, дружбе, любви и т. д. формируют социальную структуру личности.

2)тдуховная личность - ценности и идеалы - составляет тот невидимый стержень, ядро личности, на котором она держится, и вокруг которого выстраивается. Именно духовный стержень придает силу человеку и позволяет выжить в самых тяжелых условиях, напротив, утеря его ведет к саморазрушению личности, потере смысла жизни.

Все эти стороны личности образуют единую систему, каждый из элементов  которой может на разных этапах жизни  человека приобретать главенствующее значение. Известны периоды усиленной  заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики мощной духовной и интеллектуальной активности. Эта черта, выходящая  на первый план, и определяет сущность личности на данном этапе ее развития.

Выделяют несколько крупных  социальных типов личности, которые  прослеживаются на всем историческом пути развития человечества.

Первый тип - «деятели» - охотники и  рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы и рабочие, инженеры и геологи, руководители и предводители. Для таких личностей главное - активное действие, изменение мира и других людей, включая самого себя.

Второй тип - «мыслители». Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться  и торговать, а смотреть и размышлять. Размышление требует одиночества  и определенной дистанцированности от общества и происходящих событий. Образ мудреца, мыслителя всегда пользовался большим авторитетом. Недаром многие мудрецы и пророки: Будда, Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций, Христос и Мухаммед считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами. Они в истории человечества выступают в качестве «маяков», на которые равняются последующие поколения.

Третий тип - люди чувства и эмоций, которые остро чувствуют, как  «трещина мира» (Г.Гейне) проходит через  их сердца. Это деятели литературы и искусства, их гениальные прозрения  которых зачастую опережают самые  смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов.

Четвертый тип - гуманисты и подвижники, которые видят свое предназначение в любви к людям и всему  живому, в активной помощи людям. Они  очень тонко чувствуют чужую  боль и сделали делом своей  жизни милосердие. «Спешите делать добро» - их жизненный принцип.

 

22. Раскройте  понятие «деятельность»  и прокомментируйте основные  виды деятельности

Деятельность — активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объекты внешней по отношению к нему среды и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Существует  два основных подхода к структурированию деятельности: структурно-морфологический  и функционально-динамический. Первый из этих подходов будет разобран ниже в разделе 26.2, посвященном действиям, а второй мы разберем сейчас. Согласно ему в структуре деятельности можно выделить следующие основные элементы:

1)    мотивы, побуждающие субъект к деятельности;

2)    цели (результаты), на которые деятельность направлена;

3)    представление о будущем результате (антиципация);

4)    средства, с помощью которых деятельность осуществляется

 

Основными видами социализированной деятельности человека являются:

Труд — это деятельность по обязательному заданию, результаты которой представляют непосредственную ценность для других людей, общества

Учение — это деятельность по обязательному заданию, результаты которой представляют перспективную ценность для других людей, общества.

Игра — это подражательно-выразительная деятельность, не по обязательному заданию, представляющая перспективную ценность для общества как средство подготовки ребенка к учению и труду.

Следует отметить, что игрой могут заниматься и  взрослые. Различают спортивные, интеллектуальные, карточные, ролевые, сюжетные и другие игры. Общим в них является ценность самого процесса игры и внутренний характер мотивации.

Спорт — деятельность, носящая соревновательный характер, связанная с реализацией физических и умственных способностей человека и направленная на достижение победы в соревновании или достижение максимально возможного результата.

Увлечение по интересам (хобби) — деятельность не по обязательному заданию, в котором примерно равную ценность представляют как ее результат, так и сам процесс.

Любая деятельность складывается из отдельных действий, которые могут быть системными и простыми. В свою очередь действие можно разложить на более простые элементы — движения (рис. 26.5).

 

23. Разработайте план развития  спортивных  способностей

Каждый человек  обладает некоторыми двигательными  возможностями (например, может поднять  какой-то вес, пробежать сколько-то метров за то или иное время и  т.п.). Они реализуются в определённых движениях, которые отличаются рядом  характеристик, как качественных, так  и количественных.

В настоящее  время экспериментально установлено, что структура каждого физического  качества очень сложна. Как правило, компоненты этой структуры мало или  совсем не связаны друг с другом. Например, компонентами быстроты, как  минимум, являются быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота движений, способность быстро набирать максимальную скорость, способность длительное время  поддерживать достигнутую максимальную скорость.

В психологической  литературе традиционными являются представления о том, что в  основе развития способностей, в том  числе и двигательных (моторных), лежат биологически закреплённые предпосылки  развития — задатки. Считают, что  задатки, существенно влияя на процесс  формирования способностей и содействуя успешному их развитию, вместе с  тем не предопределяют одарённость  человека к той или иной деятельности. Развитие способностей — результат  сложного взаимодействия генетических и средовых факторов. Применительно  к спортивной деятельности в качестве факторов среды выступают процессы направленного воспитания, обучения и тренировки. Задатки многозначны (многофункциональны), т.е. на основе одних  и тех же предпосылок могут  развиваться различные свойства организма, возникнуть неодинаковые совокупности признаков, разные формы их взаимодействия.

Задатки также связывают с прирождёнными  особенностями “нервно-мозгового  аппарата”, свойствами органов чувств.

Являясь составной частью физического воспитания, воспитание и развитие двигательных способностей содействует решению социально обусловленных задач: всестороннему и гармоничному развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к социально-экологическим условиям, повышению адаптивных свойств организма. Включаясь в комплекс педагогических воздействий, направленных на совершенствование физической природы подрастающего поколения, воспитание физических качеств способствует развитию физической и умственной работоспособности, более полной реализации творческих сил человека в интересах общества. Направленность и содержание воспитания физических качеств регламентируется социальными принципами физического воспитания. В ходе исторического развития общества выработаны принципы, раскрывающие основы практической деятельности по всестороннему и гармоничному физическому развитию детей (выбору состава средств, методов и форм организации педагогических воздействий).

 

24. Найдите  взаимосвязь между  различными  видами памяти

Память - это психический процесс отражения, заключающийся в запечатлении и сохранении с последующим воспроизведением и узнаванием следов прошлого опыта, делающими возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Запоминание - (запечатление) определяется как процесс, обеспечивающий ввод информации и удержание запечатленного материала в памяти. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.

Характер  памяти и представлений может  основываться главным образом на впечатлениях зрения (оптический, визуальный тип памяти), слуха (акустический, аудиальный тип памяти) или движения (моторный,кинестетический тип памяти).

Сохранение (ретенция) - психический процесс памяти, обеспечивающий удержание информации в течении более или менее длительного времени. Сохранение осуществляется механизмами кратковременной, долговременной и оперативной памяти.

Типы памяти

Сенсорная (мгновенная) память осуществляет сохранение информации на уровне рецепторов. Она обладает очень коротким временем хранения «отпечатка» (0,3-1,0 сек) воздействующего объекта. Некоторые ее формы получили специальные названия: иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая) сенсорная память. Если информация из рецепторного хранилища не переводится в другую форму хранения, то она необратимо теряется.

Кратковременная память характеризуется очень кратким (около 20 сек.) сохранением после однократного непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением. Этот вид памяти называется также первичным.

Вторичная, долговременная память - длительное сохранение информации (начинается от 20 сек и простираясь на часы, месяцы, годы) после многократного повторения и воспроизведения.

Различают также оперативную память - это мнемические процессы, обслуживающие деятельность человека. Она представляет синтез долговременной и кратковременной памяти. Например, в процессе профессиональной деятельности человек оперирует наличной информацией текущего момента, находящейся в кратковременной памяти, и извлекает из долговременной памяти информацию, содержащую профессиональные знания, опыт. Так, врач, обследуя больного, сопоставляет симптомы его болезни с похожими случаями из своей практики, с тем, что он читал и знает об этих симптомах.

Буферная (промежуточная) память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, является промежуточным звеном на пути перевода информации из кратковременной памяти в долговременную. Считается, что во время ночного сна происходит переработка накопленного за день и очистка буферной памяти для приема новой информации.

Выделяют  еще так называемую «вечную», или третичную память. Под ней понимают способность воспроизводить когда-то запечатленную информацию на протяжении всей жизни.

25. Укажите  различие между устной и письменной  речью

Речь - особая, наиболее совершенная форма  общения, свойственная только человеку. В этом общении участвуют две  стороны - говорящий и слушающий. Говорящий - выбирает слова необходимые для выражения его мысли и связывает их по правилам грамматики, и произносит через органы речи. Слушающий - воспринимает. У обоих должны быть одинаковые правила и средства передачи мысли.

Виды  речи:

1. Внутренняя - при подготовке к  устной или письменной речи - фаза  внутреннего проговаривания речи  про себя.

2. Внешняя речь: - письменная - общение  посредством письма. - устная - слышимая речь, кем-то произносимая. Общение ограничено условиями пространства и времени.

Устная делится на: а) диалогическая - взаимные реплики. б) монологическая.

Все виды речи тесно взаимосвязаны - общая  черта: произнесение в слух или про себя.

Речь  выполняет две основные функции - коммуникативная и сигнификативная.

1. Сигнификативная - слово человека обозначает какой-либо предмет, указывает на него, вызывает его образ.

2. Коммуникативная: - средство выражения  - стержнем смыслового содержания  речи является то, что она обозначает. Включает мимику и жесты. - средства воздействия - это средства общения.

Речь - социальный продукт, она предназначена  для общения и возникает в  нем.

В акт общения входит сами коммуниканты, осуществляющие коммуникативные действия. Сообщения характеризуются содержанием.

Схема коммуникативного акта коммуникатор, сообщение, реципиент:

Для коммуникатора (говорящего) смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию) , т.к. он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для реципиента смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Общение - это  многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый  потребностями совместной деятельности. Включает:

1. Обмен информацией  между участниками.

2. Обмен в  процессе речи действиями и  поступками.

3. Восприятие  общающихся друг другом.

Прежде чем  заказать или купить реферат, курсовую или диплом по социальной психологии с практической частью, ознакомьтесь с данной статьей, что поможет  Вам в дальнейшем успешно защитить заказанную у нас работу.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"