Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 18:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на 56 вопросов по дисциплине "Психология".
- субъективные, обусловленные личностными особенностями педагога и обучаемых, характером их взаимоотношений.
- объективно-субъективные,
порождаемые системой и организацией
профессионально-
4 типа деформаций по Рогову:
а) Общепедагогические деформации, которые характеризуются сходными изменениями личности у всех лиц, занимающихся педагогической деятельностью.
б) Типологические деформации, вызванные слиянием личностных особенностей с соответствующими структурами функций педагогической деятельности в поведенческие комплексы.
в) Специфические деформации личности педагога обусловлены спецификой преподаваемого предмета.
г) Индивидуальные деформации определяются изменениями, происходящими с подструктурами личности и внешне не связаны с процессом педагогической деятельности, когда параллельно становлению профессионально важных для преподавателя качеств происходит развитие качеств, не имеющих на первый взгляд отношения к педагогической профессии.
12.Авторитет личности педагога
Авторитет- человек с мнением которого считаются, которому стремятся подрожать, которому доверяют.
Этапы становления авторитета: 1.учитель-источник информации; 2.уч- референтное лицо; 3.уч.- авторитетное лицо.
Виды авторитета: 1.Истинный; 2.ложный( *педантизм, *подавление, *расстояния, *мнимая доброта,* резонерство, * власть.
Суть педагогического
Аванс доверия возмещается прежде всего высокой нравственностью. Образовался острый дефицит нравственности в детской и молодежной среде. В этой экстремальной ситуации нравственное самосовершенствование, высокая требовательность педагога к самому себе - главный путь укрепления самоуважения.
Другим важным условием личности педагога является духовность воспитателя, его глубокая гражданская убежденность, способность открыто обсуждать с детьми самые острые проблемы общественной жизни, убеждать их, мужественно признавать свои ошибки и промахи.
Авторитет нравственности и духовно-ценностной культуры педагога необходимо дополняется авторитетом интеллектуальной развитости, независимости суждений и образованности.
13 Формирование профессионального самосознания педагога.
Профессиональное самосознание – комплекс представлений педагога о себе как о профессионале, включающ. проф. самоопределение, осознание позиций субъекта управления в процессе обучения и воспитания, познание самооценки, собственной проф. значимости, качества и результата труда.
Структура проф-ого самосознания (Климов):
- Осознание своей
- Представления о степени соответствия проф. эталонам
- Знание человекам степени своего признания в проф. группе
- Представление о себе и работе в будущем
Компоненты по Митиной:
Когнитивный (В этом компоненте профессионального самосознания учителя, необходимо различать процесс самопознания и результат — систему знаний о себе, индуцируемую в «образ Я» как профессионала-педагога) Когнитивный компонент представляется в структуре самосознания ведущим.
Поведенческий (самореализация в деятельности.
Удовлетворенность педагога собой и своей
профессиональной деятельностью.
Учитель, удовлетворенный собой, не испытывает
тревожности и внутреннего напряжения
при общении с учениками. Педагог оказывает позитивное
воздействие на самооценку и самоотношение
детей, стимулирует у них стремление к
успехам в учебной деятельности и в конечном
счете оказывает развивающее воздействие
на их личность. )
Аффективный (отношение к системе своих пед. действий, отношение к системе межличностных отношений с учащимися, отношение к проф. значимым качествам и к себе как к личности.)
Маркова:
14. Образовательный процесс как взаимодействие и сотрудничество.
Поскольку и педагог, и
учащиеся являются активными сторонами
образовательного процесса и субъектами
деятельности (каждый своей), было бы неправомерно
рассматривать образовательный
процесс только как обучающее
и воспитывающее воздействие
педагога на учащегося. Ученик также
располагает ресурсами
Во всяком взаимодействии людей выявляются его осознанность и целенаправленность. Цель участников взаимодействия может быть либо общей, либо каждый участник может преследовать свою цель. В зависимости от цели, которую ставят перед собой участники взаимодействия, выделяют разные его формы: сотрудничество – в случае общности цели и усилий по ее достижению, конфликт – в случае взаимоисключающих друг друга целей каждого из участников, противоборство – когда перед участниками стоит одна цель, но достижение ее одним из них исключает ее достижение другим.
Взаимодействие педагога и учащихся, общающихся между собой, входит в более сложную систему взаимодействия в образовательном процессе, который протекает внутри образовательной системы. В этой системе в тесном взаимодействии находятся ее подсистемы: управление (министерство, федеральное агентство, комитет, отдел образования), администрация (ректорат, директорат), педсовет, преподавательские коллективы, классы, группы. Каждая из подсистем имеет свои направления взаимодействия с другими подсистемами. Между всеми ними учебное взаимодействие реализуется в форме сотрудничества – совместной, направленной на достижение общего результата деятельности.
Кроме того, образовательная
система взаимодействует с
Образовательный процесс представляет собой многоплановое взаимодействие. В него включаются собственно учебно-педагогическое взаимодействие ученика и учителя, взаимодействие учеников между собой, а также межличностное взаимодействие, которое может влиять на учебно-педагогическое взаимодействие как положительно, так и отрицательно. В истории учения взаимодействие по линии «ученик – учитель» реализовывалось в разных формах: в индивидуальной работе, классно-урочной работе, консультировании с учителем при самостоятельной работе ученика, бригадно-лабораторном методе организации обучения и т. д. В любой из этих форм взаимодействия каждая из сторон реализует свою активность. У обучающегося активность в наибольшей мере проявляется при индивидуальных формах взаимодействия. В настоящее время учебно-педагогическое взаимодействие осуществляется и в новых формах сотрудничества: деловых и ролевых играх, тренингах. Таким образом, на историческом пути развития образования создавались, отмирали и возрождались разнообразные планы и формы учебного взаимодействия, усложнялась и его общая схема.
Учебно-педагогическое взаимодействие происходит на субъект-субъектном уровне. Раньше было принято описывать учебное взаимодействие по схеме «субъект – объект», где в качестве активного субъекта рассматривался только учитель, инициирующий обучение, передающий знания, формирующий умения, контролирующий и оценивающий их. Ученик считался объектом обучения и воспитания. Но поскольку мы рассматриваем всех участников образовательного процесса как активные его стороны, то взаимодействие учителя с учениками будем трактовать как двухстороннее субъект-субъектное взаимодействие. При этом, поскольку учебная деятельность учащимися осуществляется в классе, где они взаимодействуют также и между собой, в задачи учителя входит формирование класса как единого коллективного субъекта учебной деятельности, поэтому взаимодействие учителя с учащимися можно обозначить схемой «субъект – субъект коллективный». Поскольку предмет и цели деятельности педагога и учеников совпадают, все вместе они образуют единый совокупный субъект образовательного процесса. Таким образом, складывающееся по такой схеме взаимодействие представляет собой многоярусное образование, прочность которого во многом основана на установлении психологического контакта между участниками взаимодействия.
Психологический контакт возникает в результате достижения общности психического состояния людей благодаря их взаимопониманию, обоюдной заинтересованности и доверию друг к другу. Контакт осознается и переживается субъектом как положительный, подкрепляющий взаимодействие фактор. В условиях контакта наиболее полно проявляются все личностные свойства субъектов взаимодействия, а сам факт его установления приносит им эмоциональное удовлетворение. Внутренними механизмами контакта являются эмоциональное и интеллектуальное сопереживание и содействие.
В основе эмоционального сопереживания лежит психологическое явление «заражения», заключающееся в бессознательной передаче психического настроя от одного индивида другому, от группы к одному индивиду или от индивида к группе. Эмоциональное сопереживание субъектов учебного взаимодействия является одновременно и фоновым, и основным механизмом контакта. Оно вызывается в первую очередь личностными особенностями взаимодействующих субъектов, значимостью цели взаимодействия, отношением сторон к необходимости взаимодействия.
Кроме эмоционального сопереживания, установлению и укреплению психологического контакта способствует интеллектуальное сопереживание – мыслительное содействие, определяемое включенностью субъектов взаимодействия в одну и ту же деятельность по рассмотрению той или иной проблемы и направленное на решение общих для них мыслительных задач. Механизм интеллектуального сопереживания и содействия обусловлен совместностью интеллектуальной деятельности педагога и учеников.
Внутренними условиями возникновения контакта между взаимодействующими сторонами являются искреннее уважение друг к другу, эмпатийность (способность к пониманию эмоционального состояния другого), толерантность (терпимость к чужим мнениям и установкам). Внешним проявлением контакта является поведение взаимодействующих субъектов: позы, жесты, направление взглядов, речь, ее интонации, паузы в ней и др.
Таким образом, учебно-педагогическое взаимодействие характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью взаимных действий обеих сторон – учеников и учителя, являющихся субъектами, согласованность действий которых определяется психологическим состоянием контакта.
15. Общая характеристика педагогического общения.
Педагогическое общение (Леонтьев) – профессиональное общение педагога с учащимся в процессе обучения и воспитания, имеющие определенные педагогические функции и направления на благоприятный психологический климат, на психологическую активизацию учебной деятельности и взаимоотношениях педагога и учащихся.
Оптимальное педагогическое общение – такое общение педагога со школьниками, которое создает наилучшие условия для мотивации творческого характера учебной деятельности.
Продуктивное педагогическое общение – процесс, который должен обеспечить наилучший психологический контакт, преодоление барьеров, сотрудничество.
При решении обучающих задач общение позволяет обеспечить реальный психологический контакт, формирует мотивацию, создает обстановку коллективной работы.
При решении воспитательных задач – налаживание отношений, формирование познавательной направленности, формирование межличностных отношений.
При решении развивающих задач создает ситуацию способствующую саморазвитию, самовоспитанию.
16 Функции пед. общения.
1.Коммуникативная;
2.Интерактивная;
3.Перцептивная.
Функции пед. общения по Зимней:
1.Позновательная;
2.Эмотивная (отношения)
3.Воспитывающая
4.регулятивная (побуждает к действию)
Кан-Калик:
1.Организация совместной д-ти учащихся и педагогов на уроке и вне урока.
2.Организация самостоятельной работы учащихся, путем руководства и контроля за её результатом.