Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 18:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на 56 вопросов по дисциплине "Психология".
32. Барьеры в педагогическом общении и взаимодействии.
Барьеры общения – переживание субъектом некоторых сложностей, нестандартных, противоречивых ситуаций. Это субъективное – переживаемое человеком состояние сбоя общения, вследствие неприятия партнера, изменение ситуации, проявляющиеся в перерывах общения.
Функции (Маркова)
1.позитивная (привлечение вниманиястимулирующая)
2.неготивная (сдерживающая, разрушительная)
Области затруднений (барьеров):
Этно-социокультурная область затруднений: (Ценности, установки, стериотипы человека.)
Статусно-позиционно-ролевая область затруднений (семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутами роли, статусом учреждения, образовательной системы, региона, города и т.д. )
Возрастная область затруднений (Известно, что ребенок до школы предпочитает общение со взрослыми; до среднего подросткового возраста почти половина детей предпочитает общение со сверстниками. Это предпочтение доминирует у старшеклассников до окончания школы, когда вновь около трети юношей и девушек проявляют интерес к общению со взрослыми. Затруднения в общении с взрослым, с педагогом чаще всего возникают в связи с тем, что учащийся, особенно подросток, считает, что его внутренний мир непонятен взрослым, которые продолжают обращаться к нему все еще как к ребенку. )
Область
индивидуально-психологических
Педагогическая
деятельность как область затруднений
(Затруднения в общении,
связанные с самой педагогической деятельностью
педагога и учебной деятельностью обучающегося,
связаны с содержанием и характером этих
деятельностей. В педагогической деятельности
затруднения могут быть вызваны как самим
предметным содержанием, т.е. уровнем и
характером владения педагогом теми знаниями,
организация усвоения которых является
основой его деятельности, так и профессионально-
Область затруднений в межличностном отношении.
33.Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии.
Области затруднений (барьеров):
Затруднения этой области
связаны с особенностями
Эта область затруднений в общении обусловлена целым рядом глубинных причин: семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутами роли, статусом учреждения, образовательной системы, региона, города и т.д. Такие затруднения в общении чаще всего; возникают в условиях асимметрии статусов, позиций, в ситуациях нарушения прав и обязанностей конвенциональных ролей.
Возрастные особенности партнеров общения также могут вызвать затруднения. Известно, что ребенок до школы предпочитает общение со взрослыми; до среднего подросткового возраста почти половина детей предпочитает общение со сверстниками. Это предпочтение доминирует у старшеклассников до окончания школы, когда вновь около трети юношей и девушек проявляют интерес к общению со взрослыми. Затруднения в общении с взрослым, с педагогом чаще всего возникают в связи с тем, что учащийся, особенно подросток, считает, что его внутренний мир непонятен взрослым, которые продолжают обращаться к нему все еще как к ребенку. Преодоление трудностей общения, связанных с возрастными особенностями педагога, заключается в его постоянном личностном и профессиональном саморазвитии, его включении в жизнь общества, интересе к миру молодежи.
Индивидуально-психологические особенности партнеров общения (как учителя (преподавателя), так и учеников (студентов)) чаще всего служат причиной коммуникативных затруднений. Среди индивидуально-психологических особенностей партнеров, оказывающих наибольшее влияние на общение (и вызывающих затруднения в случае отсутствия или несоответствия этих особенностей общения) отмечаются: коммуникативность (общительность), контактность, эмоциональная устойчивость, импульсивность (реактивность), экстра-, интровертированность, локус контроля (экстер-интернальность), особенности когнитивного стиля, недостаточность социальной перцепции и др.
Затруднения в общении, связанные
с самой педагогической деятельностью
педагога и учебной деятельностью
обучающегося, связаны с содержанием
и характером этих деятельностей. В
педагогической деятельности затруднения
могут быть вызваны как самим
предметным содержанием, т.е. уровнем
и характером владения педагогом
теми знаниями, организация усвоения
которых является основой его
деятельности, так и профессионально-
34. Педагогические способности в структуре педагогической деятельности.
Способности- индивидуально –психологические свойства личности, которые являются условием успешного творческого выполнения одной или нескольких действий. Проявляется в глубине, скорости овладением д-ти.
5 способностей пед. д-ти.(Левитов)
1.способность к передаче знаний в краткой интересной форме.
2.способность понимать.
3.самостоятельный, творческий склад мышления.
4.находчивость или быстрая ориентированность.
5.организаторские способности.
3 способности (Гоноболин)
1.способность делать
2.творчество в работе.
3.содержательность и яркость в работе.
Аминов, блок тестов для диагностики педагогической способностей:
Этапы формирования пед. Способности:
35.Общие способности в структуре пед.д-ти.
Отличительные некоторые свойства личности (Маркова):
Другие специальные, но не пед. Способенности – способности, относящиеся к конкретным дисциплинам.
36. Педагогические способности по Кузьминой
2уровня пед. способностей:
1.перцептивно-рефлексивные спо
Включают три вида чувствительности: Чувство объекта. Чувство меры или такта. Чувство причастности.
2.проектировочные педагогические способности, обращенные к способам воздействия на объект-субъект учащегося, в целях формирования у него потребности в саморазвитии, самоутверждении, в гражданственном и профессиональном становлении.
- гностические
-конструктивные
-проекционные
-организаторские.
Связывает способности и уровень продуктивности:
1.минимальный (репродуктивный)
2.низкий (адаптивный)
3.средний (локально-
4.высокий уровень (системно-
5.высоко-продуктивный (системно-моделирующий знания и д-ть.)
37. Структура пед. способностей по крутецкому.
38 Культура речи педагога, её функции. Основные показатели культуры речи педагога.
Успешность педагогического
Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.
Функции:
- Самопрезентационная: (через процесс речи педагог себя представляет) От культуры самопрезентации зависит аттракция – личное обаяние преподавателя. Если он не сумел произвести благоприятное впечатление сразу, то в дальнейшем в связи с возникшей негативной установкой обучаемых приходится преодолевать серьезные трудности в общении. Состояние удовлетворенности обучаемых служит важным показателем уровня педагогического общения. Преобладание положительных эмоций на занятиях укрепляет представление о преподавателе как привлекательном человеке. Следовательно, профессионализм преподавателя проявляется в способности вызвать к себе стабильное расположение и симпатию обучаемых.
- Мотивационная: слову преподавателя дано создавать на занятиях благоприятный нравственно-психологический климат, вызывать живой интерес к совместной деятельности, включать в нее каждого обучаемого, обеспечить необходимую синхронность действий, способствовать переживанию эмоционального подъема. Культура речевого поведения способна поднять ролевое общение на межличностный уровень, предупредить возникновение психологических барьеров и формальное отношение обучаемых к учению. Оценочные суждения учителя могут быть положительными, констатирующими успехи, достижения, сильные стороны, и негативными, критическими, отмечающими недостатки, слабые стороны.
Оптимальными являются оценочные
суждения, в которых поощрительность
сочетается с объективным критическим
анализом, без которого затруднительно
формирование необходимых учебных
и поведенческих эталонов и осложняются
самообразование и
- Психотерапевтическая: Гармонизирующее влияние на душевное состояние обучаемых оказывает общение с преподавателем, именуемое «хорошим разговором». Это словосочетание означает такие диалоги, которые имеют «положительный стимулирующий эффект, оставляют приятное воспоминание и сами надолго остаются предметом разговоров». Психотерапевтическим эффектом обладает не ролевой, а личностный уровень общения, человечность педагога. Именно тогда у обучаемых возникают чувство защищенности, осознание своей самоценности, побуждающие к личностному самораскрытию и самоутверждению.