Шпаргалка по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 20:56, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1. Предмет и задачи психологии и педагогики. Методология и методы психологии педагогики.
1. Предметом педагогической психологии является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание (т. е. со стороны педагога, воспитателя).

Вложенные файлы: 1 файл

Психология Дима.doc

— 661.50 Кб (Скачать файл)

Причинами увеличения чувствительности могут быть: 1. компенсаторная необходимость, при потере функционирования одного органа, функции другого повышаются; 2. тренировка органа чувств (дегустаторы); 3. изменение эндокринного баланса (при беременности обостряется обонятельная чувствительность, зрительная и слуховая уменьшается.)

Синестезия  (с греч. совместное чувство, одновременное ощущение) – это явление состоящее в том, что какой-либо раздражитель действуя на соответствующий орган чувств помимо воли субъекта одновременно вызывает добавочное ощущение, характерное для другого органа чувств. (синий цвет воспроизводится как холодный, красный-горячий).

Классификация ощущений.

По модальности (модальность определяет принадлежность ощущений к какому-либо органу чувств): зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные.

Выделяют классификацию по сложности построения – систематическая. (Шеррингтон).

Все рецепторы разделены на три группы: 1. интерорецепторы; 2. проприорецепторы; 3. экстрарецепторы.

Интерорецептивные ощущения – они объединяют сигналы доходящие из внутренней среды организма. Сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма. Это наиболее древняя и элементарная группа ощущений. Рецепторы этих ощущений разбросаны по всем внутренним органам. К ним относят чувство голода, жажды, дискомфорта, напряжения и т.п. Значение этих рецепторов очень велико. Эти рецепторы  являются основными в регуляции баланса внутренних процессов обмена веществ и обеспечение гомеостаза (постоянство внутреннего состояния организма).

Проприорецептивные ощущения – рецепторы находятся в мышцах и суставных поверхностях (сухожилиях, связках). Возбуждение в них возникает при растяжении мышц и изменении положения суставов. Эти ощущения играют решающую роль в регуляции движений человека. К П. относятся: ощущение равновесия, движения - рецепторы находятся в полукружных каналах внутреннего уха.

Экстрорецептивные ощущения -  самая большая группа ощущений, они доводят до человека информацию поступающую из внешнего мира, связывают человека с ним. Эту группу принято делить на два типа: контактные и дистантные.

Контактные – относятся те, при которых ощущения вызываются воздействием, непосредственно приложенным соответствующему органу чувств. (вкус, осязание, температурные и тактильные ощущения)

Дистантные – те, при которых ощущения возникают при действии раздражителя на расстоянии. (зрительные, слуховые, обонятельные ощущения)

Также ещё выделяют две категории ощущений: интермодальные (промежуточные) и неспецифические ощущения.

Пороги чувствительности.

Психологическая зависимость между силой воздействия и интенсивностью ощущения называют порогом ощущения или порогом чувствительности.

 Та наименьшая величина  раздражителя, при которой возникает  ощущение, называется нижним порогом  абсолютной чувствительности данной  модальности. Чем более сила чувствительности, тем меньше её пороги, т.е. острота чувствительности обратно пропорциональна показателям нижнего порога.

 Та наибольшая сила  воздействия, при котором ещё  сохраняется ощущение данного  вида называется верхним порогом  абсолютной чувствительности, за  пределом этого порога воздействие либо не воспринимается, либо начинает принимать новую окраску, чаще болевую.

 Кроме порогов абсолютной  чувствительности существуют пороги  чувствительности к различению  или относительная чувствительность.

 Та наименьшая прибавка  к силе действующего раздражителя, при которой возникает различие в силе или качестве ощущения называют порогом чувствительности к различению или порогом относительной чувствительности.

(Пороги измеряли: Бугер. Вебер. Фехнер.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 20. Сущность восприятия. Основные свойства восприятия.

Восприятие - это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств. Восприятие, как ощущение, связано, прежде всего, с тем анализаторным аппаратом, через который мир воздействует на нервную систему человека. Восприятие - совокупность ощущений.

В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных.

Восприятие - результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов.

Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обуславливающих целостность и предметность отражаемых явлений.

Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности. Каждое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т. е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначным: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета.

К основным свойствам образа восприятия относятся предметность, константность, целостность и категориальность. Всеми этими свойствами образ восприятия изначально, с момента рождения человека, не обладает, они появляются в процессе жизни по мере накопления опыта восприятия и проверки соответствия образа реально существующим в мире предметам и явлениям. Предметностью образа восприятия называется его отнесенность как внутреннего, субъективного, психологического явления к реально существующим в мире предметам и явлениям.

Предметность образа проявляется в том, что набор входящих в его состав разнообразных ощущений мы связываем вместе, в единый, целостный образ и относим этот образ к вполне определенному, конкретному предмету. Иными словами, образ без предмета, к которому он относится, за исключением случаев некоторых иллюзий, не существует. Константность образа восприятия можно определить как его постоянство при изменениях условий восприятия. Точнее, речь в данном случае идет об относительном постоянстве отдельных, существенных свойств образа, например его формы, величины, цвета. Известно, что характер ощущений человека непосредственно зависит от условий, в которых эти ощущения формируются. Например, ощущение цвета зависит от освещенности; восприятие величины зависит от расстояния до предмета; восприятие формы зависит от того, в какой плоскости по отношению к органу зрения располагается воспринимаемый предмет.

Константность образа проявляется в том, что даже при значительных изменениях подобного рода условий в сознании человека образ остается более или менее постоянным по таким его характеристикам, которые позволяют всегда узнавать соответствующий ему объект. Если бы образы не обладали свойством константности, они бы постоянно менялись при малейших изменениях условий восприятия — так, как обычно меняются отдельные ощущения. Благодаря константности восприятия человек способен сохранять свои образы и хорошо ориентироваться в тех предметах и явлениях, к которым эти образы относятся.

Целостность восприятия можно определить так: это способность восприятия к созданию целостного образа воспринимаемого предмета или явления на основе неполной, ограниченной информации о нем. К примеру, мы можем узнать буквы родного для нас алфавита, ознакомившись только с некоторыми, наиболее информативными фрагментами этих букв, которых достаточно для того, чтобы определить, какая буква находится перед нами, и далее в нашей голове автоматически складывается полный, целостный образ соответствующей буквы. По нескольким буквам мы можем догадаться, что за слово перед нами. По фрагментам геометрической фигуры мы можем точно определить и восстановить в памяти соответствующую фигуру.

Категориальность образа проявляется в том, что он почти всегда нами обозначается определенным словом и относится к той категории, которая соответствует данному слову как понятию. Если, например, мы обозначили образ фигуры как треугольник, это значит, что мы включили предмет, соответствующий данному образу, во множество других, называемых треугольниками, предметов и наделили воспринятый объект всеми признаками, которые присущи всем объектам данной категории. Благодаря приобретению образом восприятия указанных выше свойств восприятие человека становится связанным с человеческой культурой, оно присуще именно человеку и отсутствует у животных. У животных, по крайней мере, у высших, также есть восприятие, но его образы не обладают теми свойствами, которые присущи восприятию человека. Поэтому, говоря о развитии человеческого восприятия, мы также имеем в виду процесс приобретения им тех специфических свойств, которые были перечислены и определены выше.

К основным качествам восприятия относят следующие:

1) Восприятие зависит  от прошлого опыта, от содержания  психической деятельности человека. Эта особенность называется аперцепцией. Когда мозг получает неполные, неоднозначные или противоречивые  данные, он обычно интерпретирует  их в соответствии с уже  сложившейся системой образов, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-психологических различий (по потребностям, склонностям, мотивам, эмоциональным состояниям). Котята, выросшие в клетке, где были только вертикальные линии, позднее оказались неспособными узнавать горизонтальные. Так же и люди, обитающие в круглых жилищах (алеуты), с трудом ориентируются в наших домах с обилием вертикальных и горизонтальных прямых линий. Фактор аперцепции объясняет значительные различия при восприятии одних и тех же явлений различными людьми или одним и тем же человеком в разных условиях и в разное время.

2) Мир, в котором мы существуем, воспринимается нами не только  как организованный, структурированный, но и как относительно устойчивый и постоянный. За сложившимися образами предметов восприятие сохраняет их размеры и цвет независимо от того, с какого расстояния мы на них смотрим и под каким углом видим. (Белая рубашка остается для нас белой и на ярком свету и в тени. Но если бы мы видели только небольшой ее кусок через отверстие, она показалась бы нам в тени скорее серой). Эта особенность восприятия называется константностью.

3)    Человек воспринимает  мир не в виде набора несвязанных  друг С другом ощущений или  состояний своих органов, а в  форме отдельных предметов, независимо от него существующих, противостоящих ему, то есть восприятие носит предметный характер.

4)     Восприятие  как бы «достраивает» образы  воспринимаемых им предметов, дополняя  данные ощущений необходимыми  элементами. В этом заключается целостность восприятия.

5)     Восприятие  не сводится только к образованию  новых образов, человек способен  осознавать процессы «своего»  восприятия, что позволяет говорить  об осмысленно-обобщенном характере  восприятия, его категориальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 21. Основания для классификации видов восприятия и их характеристика. Иллюзии в восприятии.

Восприятие (перцепция) — это отражение в сознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений в процессах восприятия (ситуации, человека) формируется целостный образ предмета, который называется перцептивным образом. Образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.

Сущность процесса

Образ, складывающийся в результате процесса восприятия предполагает взаимодействие и скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. Анализатор – совокупность нервных структур, участвующих в восприятии и реагировании на раздражители.

Основными свойствами восприятия как перцептивной деятельности являются:

Предметность – способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.

Целостность – восприятие выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полном готовом виде со всеми необходимыми элементами.

Константность – определяется, как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине ряду других параметров независимо от применяющихся физических условий восприятия.

Категориальность – каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом – понятием, относим к определенному классу.

1.Основу классификации восприятий, как впрочем, и ощущений, составляют различия в анализаторах (В основании первой, лежит тот орган чувств, который принимает информацию), участвующих в восприятии. В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии основную роль, можно выделить: зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.

Развитие процесса

Развитие восприятия обуславливается совершенствованием работы органов чувств, расширением опыта, знаний, усилением его связей с памятью, воображением, мышлением, вниманием, чувствами и волей.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии и педагогике"