Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 01:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии и педагогике"
1.Предмет, функции, цель и задачи учебной дисциплины «Психология и педагогика».
Психология – это наука о закономерностях развития и формирования психики
Цели психологии – способность раскрыть познавательные способности человека,
ее рефлекторную теорию, моделирующую систему мозга,
психологические процессы поведения, психологические процессы памяти и внимания,
свойства ощущений и восприятий, восприятия и ощущения пространства и времени,
процессы, происходящие в памяти человека,
особенности и сущность ощущений психологии человека,
характеристика перцептивных сенсорных процессов,
эмоциональные процессы в образовании, работе, в быту,
в общении, развитие
образного схематического
Предмет - механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком в образовательном процессе..
Задачами педагогической психологии являются:
1)Изучение законов в
психологической деятельности
2)Раскрытие процесса , отражение реального мира в коре головного мозга.
3)Изучение , формирование психологических свойств личности.
Функции :
познавательная(умения накапливать необходимые знания, работать с литературой, изучать опыт коллег)
исследовательская(умения определять проблему для обсуждения и исследования)
информационная(умения пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания)
побудительная(умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности)
2. Объект психологии-это люди, соц. Группы, и др. высокоорганизованные животные
Предмет психологии-психическая жизнь, психика. Психика-это отражение мозга реальной действительности.
Психология-это наука о закономерностях возникновения развития и формирования психики.
Задачи психологии: 1) изучение законов психической дея-сти человека.
2)раскрытие процесса, отражение реального мира в коре головного мозга.
3)Изучение процесса познания человеком окр. Действительности.
4) изучение формирования психических св-тв личности и т.д.
Отрасли психологии
1)общая психология-изучает общие закономерности психической дея-сти человека.
2)возрастная психология
изучает возрастные
3)педагогическая психология- изучает закономерности психической дея-сти учащихся и педагогов в процессе воспитания и обучения.
4) социальная психология-изучает психологию закономерности взаимоотношения личности коллектива, человека и общества.
5)Юридическая психология, психология спорта, психология искусства, торговая психология, патологическая психология.
3.Психические явления, их сущность и классификация.
Психические явления - факты
внутреннего, субъективного опыта.
Разнообразные психические
Психика-это отражение мозгом реальной действительности.
Классификая : 1)Психический процесс — быстро протекающие психические явления
(мышление, память,волевые процессы, эмоциональны процессы)
2) Психическое состояние —более длительные психич. явления
(усталость,стресс,настроение человека)
3)Психологические свойства
– это устойчивые качества
личности (черты характера –
4)Психологические образования(
Сознание-высший уровень психической деятельности человека(умения анализировать)
Рефлекс – раздражение органов чувств, передача информации в мозг,
обработка информации, передача импульса органу .
4.Историческое развитие взглядов на предмет психологии.
Основные проблемы философии и психологии души. Необходимость введения понятия души для объяснения жизненных явлений. Различные варианты понимания души в античной психологии.
Толкование души Демокритом, Платоном, Аристотелем.Психология как наука имеет очень длинную предысторию и очень короткую историю своего развития в качестве самостоятельной области научного знания.
Философская мысль сформулировала несколько важнейших проблем, относящихся к природе душевных явлений.
Так, в античной философии
зарождаются два
Материализм: Философы исходили из предположения о существовании объективного мира. Психические явления зависят от материальных явлений.
Т.е., материя первична, а психика вторична. В античной философии это Демокрит.
Идеализм: Первичность духовного мира, материальные явления это порождения особого духовного мира, то есть, психика первична, а материя вторична.
В античной философии это Платон. Борьба двух тенденций выступает в истории не как внешнее столкновение двух различных систем, а как внутренняя противоречивость философских воззрений.
Свое классическое выражение эта борьба имеет в системе взглядов Аристотеля. Аристотель, в определенном смысле, развивал линию Демокрита.
Именно ему принадлежит тезис: «Если бы не было ощущаемого, то не было бы и ощущений».
Следовательно, в системе воззрений Аристотеля признавалось существование объективного мира как источника ощущений.
Тезис о том, что ощущение не может возникнуть без наличия ощущаемого, является материалистическим тезисом.
Но решая вопрос о том, в каких формах существует материя, в каких формах она выступает перед воспринимающим субъектом,
Аристотель пришел к выводу, что эти формы имеют внеземное, то есть духовное, происхождение. Это линия Платона, т.е., идеализм.
5.Научные школы в отечественной и зарубежной психологии
1) Бихевиоризм- (Джон Бродес Уотсон). Открыто провозгласил необходимость замены традиционного предмета психологии (душевных явлении) на новый (поведение),
объявив психические
явления принципиально
чтобы понять и объяснить его, а не душевные феномены, без которых наука о поведении вообще может обойтись.
2) Гештальтпсихология -
но больше использовала достижения физики и математики, а не физиологии организма.( Вольфганг Келер)
Основную проблему гештальттеории можно было бы сформулировать так: существуют связи, при которых то,
что происходит в
целом, не выводится из
связываемых потом вместе, а, напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого,
определяется внутренним
структурным законом этого
3) Психоанализ-учения З.Фрейда. В его работах был поставлен вопрос жизни человека.
Фрейд предложил новую модель учения о личности , в которой утверждается ,
что личность строится их трёх компонентов : оно , я и сверх я .
4)Когнитивная психология –учения Найссера и Павийо.
Главная роль в поведении субъекта – знания. Основанное понятие данного вида психологии –«схема».
Представляет собой план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях.
5)Гуманистическая психология –Основатели хотели исправить идеи бихевиоризма и психоанализа и создать более жизненую психологию.
Целью личности стало –самоосуществление , самоактуализация.
6.Принципы и методы исследования в психологии.
Методы психологии – это способы изучения психических особенностей людей , а также анализ результатов.
Принципы психологии - это исходные положения, определяю¬щие понимание сути и истоков психики людей, особенности ее формирования, развития, механизмы функционирования и фор¬мы проявлений,
способы подхода к ее изучению и изменению.
Принципы : а)Причинности б)Системности(психика людей устойчивая систему психич. Элементов. В)Развития или Признания(развивается под влиянием условий жизни/деятел)
а)Эмпирические методы –сбор
информации о психологических особенностях
людей(наблюдение,опрос,
б)Методы обработки полученной информации с использованием математической статистики , с ЭВМ.
в)Теоретические методы(анализ, получение нового знания о психологических особенностях личности г)Методы практического характера(оказание психологической помощи)
7.Понятие «психика», различные теоретические воззрения на природу психики.
Психика-это свойства живой,высоко организованой материи.Заключающейся в способности отражать своим состояние окружающий объективный мир. Анимизм
Гилозоизм Гераклит: душа как «искорка Логоса» Демокрит: душа – поток огненных атомов
Гиппократ: учение о темпераментах Алкмеон: мозг – орган души Анаксагор: «ум» как начало вещей Софисты: учителя мудрости Сократ: познай самого себя Платон: душа и царство идей
Аристотель: душа – способ организации тела Психологические воззрения в эпоху эллинизма Стоики Эпикурейцы Проблемы нравственного поведения и воспитания Александрийская наука
Гален Филон: пневма как дыхание Плотин: понятие о рефлексии Августин: понятие о внутреннем опыте.
8.Развитие психики в филогенезе, её функции.
Развитие психики в филогенезе:
1 подход – Антропсихизм ,высказал Декарт (психика присуща только человеку
2 подход – Панпсихизм ,высказали Французские материалисты (всему миру присуща психики и камню тоже)
3 подход- Биопсихизм , (психика-это свойсто живой материи ,природы)
4 подоход- Нейропсихизм, высказал Чарльз Дарвин(психика свойственна только организмама,которыеимеют нервнуб систему)
5 подход- Мозгопсихизм,высказал Платонов(Психика только у организмов с Трубчатой нервоной системой)
Функции: а)Отражение окружающего мира. Б)Регулирование,поведение и деятельности живого сущ-ва, в целях обеспечения,его выживания.
9.Психика и мозг.
Психика тесно связано
с деятельностью головного
Головной мозг-из переднего,среднего и заднего мозга, его функция в управлении и обработки информации.
Состоит из двух полушарий , кора мозга и серое вещество и подкорка. Головной мозг ассиметричен. Две сигнальные системы Павлова:
1)Она свойственна и
человеку и животному(зрение,
2)Вторая система только для человека ,и связанна с развитием мозга и речи )
3 типа людей : а)художественный тип-доминирует правое полушариемзга. Б)Доминирует левое полушарие , руководит преоблодающая вторая сигнальная система. В) средний тип.
10. Ощущение как первичная форма отражения действительности. Анализатор, его строение и виды.
Ощущение – это психический познавательный процесс заключающийся в отражении отдельных свойств предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств.
Его физиологической основой ощущений, выступает нервно-физиологические процессы, протекающие в анализаторах.
Анализатор-это нервно-физиологический аппарат , инструмент ощущений , с помощью которого человек отражает ту или иную сторону действительности .
восемь анализаторов - двигательный, зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный, кожный, вестибулярный и висцеральный.
Виды анализатора:
А)Перифирический-рецептор, воспринимает действующий на него раздражитель.
Б) Центростремительные нервы, проводящие возбуждение с периферии в нервные центры в головной мозг.
В) Соответствующие участки головного мозга , где происходит переработка информации.
11. Общие психофизиологические закономерности ощущений.
Закономерности :
Существует минимальный порог ощущений , максимальный порог , порог различия ощущений , адаптация Ю явление контраста :
А) Последовательные образцы-это после прекращения раздражителя , возбуждение в рецепторах, того или иного органа , ещё продолжает действовать.
Б) Минимальная сила –при которой человек начинает его ощущать , называется минимальным порогом ощущения.
В) Максимальная сила – за которое прекращается нарастания раздражителя.
Г) Чувствительность – это граница диапазон ,между низшим и верхними порогами ощущения. Порок различия – разница между раздражителями одного ряда
Д) Адаптация – это способность анализатора приспосабливаться к действия раздражителя и изменять свою чувствительность.
Е)Сенсибилизация – это повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов.
12.Восприятие, его виды и типы.
Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений Ю непосредственно воздействующих на ограны чувств.
Виды восприятия :
А) Простое – которое вызникает на основе одного анализатора.
Б) Сложное – идёт воздействие нескольких анализаторов.
Типы восприятия :
А) Синтетический – он присущ людям , которые воспринимая окружающий мир не замечают деталей .
Б) Аналитические – это восприятие деталей , чем целого предмета.
В) Аналико-синтетический – одинаково воспринимают всё ,как надо.
13. Особенности восприятия.
Особенности восприятия :
А ) Осмысленность и обобщенность. Б) Предметность. В)Целостность. Г) Структурность.
Д) Константность. Е) Избирательность.
14.Внимание как ограничение поля восприятия, его функции и виды.
Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту.
За вниманием часто
стоят интересы и потребности,
установки и направленность