Шпаргалка по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 01:26, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии и педагогике"

Вложенные файлы: 1 файл

шпаргалка.docx

— 108.43 Кб (Скачать файл)

1.Предмет, функции, цель и задачи   учебной дисциплины «Психология и педагогика».

Психология – это наука о закономерностях развития и формирования психики

Цели психологии – способность  раскрыть познавательные способности  человека,

 ее рефлекторную теорию, моделирующую систему мозга, 

психологические процессы поведения, психологические процессы памяти и  внимания,

свойства ощущений и восприятий, восприятия и ощущения пространства и времени,

процессы, происходящие в  памяти человека,

особенности и сущность ощущений психологии человека,

характеристика перцептивных сенсорных процессов,

эмоциональные процессы в  образовании, работе, в быту,

 в общении, развитие  образного схематического мышления, процессы в психологии личности.

Предмет - механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком  в образовательном процессе..

Задачами педагогической психологии являются:

1)Изучение законов в  психологической деятельности человека. 

2)Раскрытие процесса , отражение реального мира в коре головного мозга.

3)Изучение , формирование психологических свойств личности.

Функции :

познавательная(умения накапливать необходимые знания, работать с литературой, изучать опыт коллег)

исследовательская(умения определять проблему для обсуждения и исследования)

информационная(умения пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания)

побудительная(умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности)

 

2. Объект психологии-это люди, соц. Группы, и др. высокоорганизованные животные

Предмет  психологии-психическая жизнь, психика. Психика-это отражение мозга реальной действительности.

Психология-это наука о  закономерностях возникновения  развития и формирования психики.

Задачи психологии: 1) изучение законов психической дея-сти человека.

2)раскрытие  процесса, отражение реального мира в коре головного мозга.

3)Изучение процесса познания  человеком окр. Действительности.

4) изучение формирования  психических св-тв личности и т.д.

Отрасли психологии

1)общая психология-изучает общие закономерности психической дея-сти человека.

2)возрастная психология  изучает возрастные закономерности, развитие психики человека.

3)педагогическая психология- изучает закономерности психической дея-сти учащихся и педагогов в процессе воспитания и обучения.

4) социальная психология-изучает психологию закономерности взаимоотношения личности коллектива, человека и общества.

5)Юридическая психология, психология спорта, психология искусства, торговая психология, патологическая психология.

 

3.Психические явления, их сущность и классификация.

Психические явления - факты  внутреннего, субъективного опыта. Разнообразные психические явления, формируют психику человека.

Психика-это отражение  мозгом реальной действительности.

Классификая : 1)Психический процесс — быстро протекающие психические явления

(мышление, память,волевые процессы, эмоциональны процессы)

2) Психическое состояние  —более длительные психич. явления

(усталость,стресс,настроение человека)

3)Психологические свойства  – это устойчивые качества  личности (черты характера – решительность,общительность,доброжилательность)

4)Психологические образования(знания,навыки,умения,убеждения)

Сознание-высший уровень  психической деятельности человека(умения анализировать)

Рефлекс – раздражение  органов чувств, передача информации в мозг,

обработка информации, передача импульса органу .

 

4.Историческое развитие взглядов на предмет психологии.

Основные проблемы философии  и психологии души. Необходимость  введения понятия души для объяснения жизненных явлений. Различные варианты понимания души в античной психологии.

Толкование души Демокритом, Платоном, Аристотелем.Психология как наука имеет очень длинную предысторию и очень короткую историю своего развития в качестве самостоятельной области научного знания.

Философская мысль сформулировала несколько важнейших проблем, относящихся  к природе душевных явлений.

Так, в античной философии  зарождаются два противоположных  подхода к пониманию природы  психического: идеализм и материализм.

Материализм: Философы исходили из предположения о существовании  объективного мира. Психические явления  зависят от материальных явлений.

Т.е., материя первична, а  психика вторична. В античной философии  это Демокрит.

Идеализм: Первичность духовного  мира, материальные явления это порождения особого духовного мира, то есть,  психика первична, а материя вторична.

В античной философии это  Платон. Борьба двух тенденций выступает  в истории не как внешнее столкновение двух различных систем, а как внутренняя противоречивость философских воззрений.

Свое классическое выражение  эта борьба имеет в  системе  взглядов  Аристотеля. Аристотель, в  определенном смысле, развивал линию  Демокрита.

Именно ему принадлежит  тезис: «Если бы не было ощущаемого, то не было бы и ощущений».

Следовательно, в системе  воззрений Аристотеля признавалось существование объективного мира как  источника ощущений.

Тезис о том, что ощущение не может возникнуть без наличия  ощущаемого, является материалистическим тезисом.

Но решая вопрос о том, в каких формах существует материя, в каких формах она выступает  перед воспринимающим субъектом,

Аристотель пришел к выводу, что эти формы имеют внеземное, то есть духовное, происхождение. Это  линия Платона, т.е., идеализм.

 

5.Научные школы в отечественной и зарубежной психологии

1) Бихевиоризм- (Джон Бродес  Уотсон).  Открыто провозгласил необходимость замены традиционного предмета психологии (душевных явлении) на новый (поведение),

 объявив психические  явления принципиально непознаваемыми  естественнонаучными методами. считал, что конечная цель науки о поведении состоит в том,

 чтобы понять и объяснить  его, а не душевные феномены, без которых наука о поведении  вообще может обойтись.

2) Гештальтпсихология -ориентировалась на естественные науки как на образец научного знания,

но больше использовала достижения физики и математики, а не физиологии организма.( Вольфганг Келер)

Основную проблему гештальттеории можно было бы сформулировать так: существуют связи, при которых то,

 что происходит в  целом, не выводится из элементов,  существующих якобы в виде  отдельных кусков,

связываемых потом вместе, а, напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого,

 определяется внутренним  структурным законом этого целого" .

3) Психоанализ-учения  З.Фрейда. В его работах был поставлен вопрос жизни человека.

Фрейд предложил новую  модель учения о личности , в которой утверждается ,

 что личность строится  их трёх компонентов : оно , я и сверх я .

4)Когнитивная психология –учения Найссера и Павийо.

Главная роль в поведении  субъекта – знания. Основанное понятие данного вида психологии –«схема».

Представляет собой план сбора и программу переработки  информации об объектах и событиях.

5)Гуманистическая психология  –Основатели хотели исправить идеи бихевиоризма и психоанализа  и создать более жизненую психологию.

Целью личности стало –самоосуществление , самоактуализация.

 

6.Принципы и методы исследования в психологии.

Методы психологии – это  способы изучения психических особенностей людей , а также анализ результатов.

Принципы психологии - это  исходные положения, определяю¬щие понимание сути и истоков психики людей, особенности ее формирования, развития, механизмы функционирования и фор¬мы проявлений,

способы подхода к ее изучению и изменению.

Принципы : а)Причинности б)Системности(психика людей устойчивая систему психич. Элементов. В)Развития или Признания(развивается под влиянием условий жизни/деятел)

а)Эмпирические методы –сбор информации о психологических особенностях людей(наблюдение,опрос,интервью,анкета)

б)Методы обработки полученной информации с использованием математической статистики , с ЭВМ.

в)Теоретические методы(анализ, получение нового знания  о психологических особенностях личности  г)Методы практического характера(оказание психологической помощи)

 

7.Понятие «психика»,  различные теоретические  воззрения на природу психики.

Психика-это свойства живой,высоко организованой материи.Заключающейся в способности отражать своим состояние окружающий объективный мир. Анимизм

Гилозоизм Гераклит: душа как  «искорка Логоса» Демокрит: душа – поток огненных атомов

Гиппократ: учение о темпераментах  Алкмеон: мозг – орган души Анаксагор: «ум» как начало вещей Софисты: учителя мудрости Сократ: познай самого себя Платон: душа и царство идей

Аристотель: душа – способ организации тела Психологические  воззрения в эпоху эллинизма  Стоики  Эпикурейцы Проблемы нравственного  поведения и воспитания  Александрийская  наука 

Гален  Филон: пневма как дыхание Плотин: понятие о рефлексии Августин: понятие о внутреннем опыте.

 

8.Развитие психики в филогенезе, её функции.

Развитие психики в  филогенезе:

1 подход – Антропсихизм  ,высказал Декарт (психика присуща только человеку

2 подход – Панпсихизм  ,высказали Французские материалисты (всему миру  присуща психики и камню тоже)

3 подход- Биопсихизм , (психика-это свойсто живой материи ,природы)

4 подоход- Нейропсихизм, высказал Чарльз  Дарвин(психика свойственна только организмама,которыеимеют нервнуб систему)

5 подход- Мозгопсихизм,высказал Платонов(Психика только у организмов с Трубчатой нервоной системой)

Функции:   а)Отражение окружающего мира. Б)Регулирование,поведение и деятельности живого сущ-ва, в целях обеспечения,его выживания.

 

9.Психика и мозг.

Психика тесно связано  с деятельностью головного мозга . Мозг- состоит из головного,промежуточного,спинного мозга.

Головной мозг-из переднего,среднего и заднего мозга, его функция в управлении и обработки информации.

Состоит из двух полушарий , кора мозга и серое вещество и подкорка. Головной мозг ассиметричен. Две сигнальные системы Павлова:

1)Она свойственна и  человеку и животному(зрение,обоняние)

2)Вторая система только  для человека  ,и связанна с развитием мозга и речи )

3 типа людей : а)художественный тип-доминирует правое полушариемзга. Б)Доминирует левое полушарие , руководит преоблодающая вторая сигнальная система. В) средний тип.

 

10. Ощущение как первичная форма отражения действительности. Анализатор, его строение и виды.

Ощущение – это психический  познавательный процесс заключающийся в отражении отдельных свойств предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств.

Его физиологической основой ощущений, выступает нервно-физиологические процессы, протекающие в анализаторах.

Анализатор-это нервно-физиологический аппарат , инструмент ощущений , с помощью которого человек отражает ту или иную сторону действительности .

 восемь анализаторов - двигательный, зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный, кожный, вестибулярный и висцеральный.

Виды анализатора:

А)Перифирический-рецептор, воспринимает действующий на него раздражитель.

Б) Центростремительные нервы, проводящие возбуждение с периферии в нервные центры в головной мозг.

В) Соответствующие участки головного мозга , где происходит переработка информации.

 

11.    Общие психофизиологические закономерности ощущений.

Закономерности :

Существует минимальный  порог ощущений , максимальный порог , порог различия ощущений , адаптация Ю явление контраста :

А) Последовательные образцы-это  после прекращения раздражителя , возбуждение в рецепторах, того или иного органа , ещё продолжает действовать.

Б) Минимальная сила –при которой человек начинает его ощущать , называется минимальным порогом ощущения.

В) Максимальная сила – за которое прекращается нарастания раздражителя.

Г) Чувствительность – это  граница диапазон  ,между низшим и верхними порогами ощущения. Порок различия – разница между раздражителями одного ряда

Д) Адаптация – это способность  анализатора приспосабливаться  к действия раздражителя и изменять свою чувствительность.

Е)Сенсибилизация – это повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов.

 

12.Восприятие, его виды и типы.

Восприятие – это целостное  отражение предметов и явлений  Ю непосредственно воздействующих на ограны чувств.

Виды восприятия :

А) Простое – которое вызникает на основе одного анализатора.

Б) Сложное – идёт воздействие  нескольких анализаторов.

Типы восприятия :

А) Синтетический – он присущ людям , которые воспринимая окружающий мир не замечают деталей .

Б) Аналитические – это  восприятие деталей , чем целого предмета.

В) Аналико-синтетический – одинаково воспринимают всё  ,как надо.

 

13. Особенности восприятия.

Особенности восприятия :

А ) Осмысленность и обобщенность. Б) Предметность. В)Целостность. Г) Структурность.

Д) Константность. Е) Избирательность.

 

14.Внимание как ограничение поля восприятия, его функции и  виды.

Внимание — избирательная  направленность восприятия на тот или  иной объект. Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту.

 За вниманием часто  стоят интересы и потребности,  установки и направленность человека, другие психологические характеристики  личности.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии и педагогике"