Шпаргалка по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:29, шпаргалка

Краткое описание

Вопросы к экзамену по психологии для студентов специальности «Дошкольное образование» с ответами

Содержание

' 1. Становление психологии как науки. Основные отрасли психологии Задачи современ; психологии иее место системе наук
Методы психологии. Использование методов психологических исследований в практической деятельности педагога
Психика и мозг человека
Сознание как высшая форма психики. Структура сознания. Самосознание как особая форма сознания. Сознание и 6ессозна1ельное
Понятие о деятельности, Характеристика деятельности. Основные виды деятельности Структура деятельности.
Внимание. Виды внимания и их характеристика. Основные свойства внимания.
Ощущения. Виды ощущений. Основные закономерности ощущений.
Восприятия. Виды восприятия. Основные св-ва восприятия. Отличие восприятия от ощущений.
Память как психический процесс. Виды памяти. Основные процессы памяти
Понятие о мышлении. Виды мышления. Основные формы мышления. Мыслительные операции. Качества ума
П. Воображение. Виды воображения. Этапы творческого процесса . Способы создания образов
12 Язык и речь. Функции речи. Виды речи и их характеристика.
Человек как индивид, личность, субъект, индивидуальность. Структура личности. Социальное и биологическое в личности.
«Я» - концепция. Самооценка. Уровень притязаний. Комплекс неполноценности.
Понятие о темпераменте. Теории темперамента. Физиологические основы темперамента. Типы темперамента и их психологическая характеристика.
16.Понятие о характере. Черты характера. Связь характера с темпераментом.
17. Понятие о способностях. Задатки. Уровни и ступени развития способностей. Общие и специальные способности.
18. Эмоции и чувства. Развитие эмоциональной сферы. Развитие эмоциональной сферы. Значение эмоций и чувств в деятельности человека и становлении его личности. Физиологические основы и внешнее проявление эмоций и чувств. Виды чувств, эмоциональные состояния.
19. Общая характеристика воли. Волевое действие и его структура. Волевые качества личности.
20. Характеристика общения: понятие, функции, виды, средства.

Вложенные файлы: 1 файл

шпора по психологии чистовик.docx

— 182.40 Кб (Скачать файл)

Сознание  и бессознательное

Сознание следует  отличать от осознаваемости предметов, явлений. Во-первых, в каждый данный момент осознается преимущественно то, на что направлено основное внимание. Во-вторых, помимо осознаваемого, сознание содержит то, что не осознается, но может быть осознано при специальной задаче. Например, если человек грамотен, то он пишет, не размышляя, автоматически. Однако при затруднении может вспомнить правила, сделать их осознанными. При выработке любого нового умения, освоении любой новой деятельности, определенная часть автоматизируется, сознательно не контролируется. Но всегда она вновь может стать контролируемой, осознаваемой. Интересно, что подобное осознание нередко ведет к ухудшению деятельности. Известна, например, сказка о сороконожке, которую спросили, как она ходит: какие ноги передвигает сначала, какие потом. Сороконожка попыталась проследить, как она ходит, и упала. Это явление даже получило такое название — «эффект сороконожки».

Иногда мы поступаем так или иначе, не задумываясь. Но если мы задумываемся об этом, то можем объяснить причины своего поведения.

Явления нашей  психики, которые актуально не осознаются, но могут быть осознаны в любой  момент, называются предсознательными.

Вместе с  тем, многие наши переживания, отношения, чувства мы не можем осознать или  осознаем неправильно. Однако все они воздействуют на наше поведение, на нашу деятельность, побуждают их. Эти явления называются бессознательными. Если предсознательное — это то, на что не направляется внимание, то бессознательное — то, что не может быть осознано. Это может происходить по разным причинам.

Открывший бессознательное австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд считал, что бессознательными могут быть переживания, побуждения, которые противоречат представлению человека о себе, принятым социальным нормам, ценностям. Осознание таких побуждений могло быть травму. Поэтому психика строит защиту, создает барьер, включает психологические защитные механизмы.

Сознание и  бессознательное по 3. Фрейду находятся  в постоянном конфликте, хотя направления  современной науки это отрицают. Бессознательное проявляется в  сновидениях, оговорках, шутках, внешне «немотивированных» или ложно мотивированных поступках и т.п. Бессознательные влечения могут быть источником напряжения, сильных внутренних конфликтов, порождать неврозы, психозы и сёрьезные соматические болезни, например, язву и астму. Для того чтобы избавиться от этих симптомов, необходима специальная психологическая работа.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Понятие о  деятельности. Хар-ка деятельности. Основные виды дея-ти. Структура деят-ти.

Деят-ность  - это разные взаимодействия человека с окружающим миром. Т.е. взаимодействие с предметами. Процесс активный и сознательно управляемый. Деят-ность – это совокупность действий человека направленных на удовлетворение его потребностей, интересов и преобразование окружающего мира.

Основные виды деятельности:

  1. Общение – процесс взаимодействия в ходе которого происходит обмен информации.
  2. Игра – вид деятельности в условных ситуациях направленная на усвоение общественного опыта.
  3. Учение – это процесс систематического овладения знаниями, умениями, навыками необходимыми для выполнения трудовой деят-ности.
  4.    Труд – деят-ность направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющей материальные и духовные потребности людей.

Характерные черты человеческой деят-ности.

  1. Общественный характер.
  2. Целенаправленность.
  3. Плановость деят-сти.
  4. Систематичность.

Объект дея-сти это то на что она направлена.

Субъект – это человек который ею управляет.

Человек является не только субъектом познания окружающего  мира.

 Главные отличия деятельности  человека от активности животных  сводятся к следующему:     1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает.                                                  2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.                                               3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.                                                                                                                                                      4. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.                          5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности

Структура деятельности.

Мотивы® цели® действия® результат.

Мотивы и цели бывают личные и общественные, близкие – дальние.

Действия бывают внешние  предметы и внутренние умственные.

Интериоризация.

Интро – это перевод внешнего действия во внутренний.

 Экстериоризация .

Экстро – это реализация умственного действия во вне.

 

 

6. Внимание Виды внимания и их характеристика. Основные свойства внимания.

Внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте.  Объектом внимания может быть все что угодно. Внимание не является самостоятельной психической функцией, это необходимый компонент любого психического процесса.  Внимание- это необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. За вниманием всегда стоят потребности, мотивы,цели, установки человека.

Функция внимания:1.Способствует целенаправленному отбору информации.

2. Обеспечивают избирательное  сосредоточение активности на  одном и том же объекте.

3. Определяет качество  и результат познавательной активности.

4.Активизирует нужные  и тормозит ненужные процессы.

 Виды внимания:

  1. Непроизвольное – это сосредоточенность внимания на объекте в силу его привлекательности и значимости.
  2. Произвольное -  это связанно с сознательно поставленной целью с волевым усилием.
  3. После произвольное внимание – вызвано интересом к определённой деятельности .

Факторы способствующие привлечению внимания: - это сила, новизна, контраст. Объединённые объекты воспринимаются легче чем разбросанный. То что соответствует потребностям привлечёт внимание прежде всего.

Внимание бывает внешним и внутренним .

Свойства внимания:

  1. Сосредоточенность внимания удержании внимания на одном объекте.
  2. Концентрация(поглощения одним объектом) внимания
  3. Распределение внимания – это возможность человека иметь в сознании одновременно несколько объектов или же выполнять одновременно множество операций.
  4. Объём внимания – это кол-во объектов или их элементов которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчётливости в один момент.
  5. Переключение внимания – это сознательное перемещение внимания с одного предмета на другой
  6. Избирательность внимания это сосредоточение наиболее важных предметов.
  7. Отвлекаемость – является следствием отсутствия волевого усилия и интереса к объекту.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Ощущения. Виды ощущений. Основные закономерности ощущений.

 

Ощущение - это психический, познавательный процес?; отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений 
окружающего мира, воздействующих на органы чувств в данной момент.

Ощущение - это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов идвлений, непосредственно воздействующих 
на его органы чувств.

Ощущения являются простейшими, но очень важными психическими познавательными  процессами. Они сигнализируют нам  о том, что 
происходит в данный момент вокруг нас и в нашем собственном организме. Они дают возможность ориентироваться нам в окружающих ус- 
ловиях. Ощущения - это начальный источник всех наших знаний о мире. С помощью ощущений мы познаем величину, объем, форму, цвет, 
температуру, запах, вкус окружающих нас предметов и явлений, улавливаем различные звуки, постигаем движение и пространство.

Обязательным условием возникновения  ощущения является непосредственное воздействие предмета или явления на наши органы 
чувств. Предметы и явления действительности, которые воздействуют на органы чувств называются раздражителями. Процесс воздейст- 
вия их на органы чувств называется раздражением.

Орган чувств - анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах; специализирован 
для приема воздействия определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Каждый такой аппарат связывает мозг с внешним 
миром, обеспечивается поступление в мозг разнообразной информации. И.П. Павлов назвал их анализаторами - сложный нервный меха- 
низм, который производит тонкий анализ окружающего мира, т.е. выделяет отдельные его элементы и свойствё. Любой анализатор состоит 
из 3 отделов, которые работают как единое целое. Ощущение не возникает, если повреждена любая часть анализатора.

АНАЛИЗАТОР

1 отдел  ► 2 отдел *■ 3 отдел

Орган чувств - рецептор (глаза, ухо, нос и специальные, нервные окончания), который принимает действующий на него раздражитель

Проводниковая часть - передает возбуждение, возникающее в рецепторах, в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга человека.

Нервные центры коры головного мозга, где происходит переработка нервных импульсов.


Мозг получает информацию и от внешнего мира и от самого организма. Поэтому анализаторы бывают внешними и внутренними. У внешних анализаторов рецепторы вынесены на поверхность тела - глаз, ухо и пр. Внутренние анализаторы имеют рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях.

ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ

ЭКСТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ

(внешние)

Зрительные

- ощущение цвета и света,  человек способен различать до 180 тонов цвета и более 10.000 оттенков между ними.

Дистантные

Слуховые

- различают речевые (фонематические), музыкальные (сила, громкость, тембр, высота, длительность), шумовые.

Обонятельные

- помогают чувствовать  и различать летучие вещества  в воздухе и запахи.

Вибрационные

- отражают колебания упругой  среды.

Вкусовые

- определяют качественные  особенности принимаемой пищи (сладкое,  горькое, кислое, соленое).

Контактные

Температурные

- ощущения тепла и холода.

Тактильные

- ощущения прикосновения,  с помощью которых человек  воспринимает особенности предметов  - их гладкость, шероховатость,  плотность.

ИНТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ

(внутренние)

Болевые

- имеют защитное значение: сигнализируют человеку о неблагополучии, возникшем в его организме.  Возникают при повреждениях кожи, мышц или внутренних органов,  при действии сверхсильного раздражителя на любой анализатор.

Равновесия

- обеспечивают вертикальное  положение человеческого тела  в пространстве

Ускорения

- ощущения, возникающие при  ходьбе или беге.

Органические

- отражают работы организма,  наших внутренних органов (жажда,  голод, удушье, тошнота)

Осязательные

- сочетание кожных и  двигательных ощущений при ощупывании  предметов, т.е. при прикосновении к ним движущейся руки.

Аффективные

- ощущения удовольствия, покоя, комфорта.

ПРОПРИОЦЕПТИВНЫЕ

Мышечно - двигательные

- ощущения, расположенные  в мышцах и сухожилиях, с их  помощью мозг получает информацию о положении тела и его частей в пространстве, о движении тела и его частей, сокращении, растяжении и расслаблении мышц.


 

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОЩУЩЕНИИ

  1. Адаптация - повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раз- 
    дражителей.
  2. Контраст - это когда слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а 
    сильные - уменьшают эту чувствительность.
  3. Пороги ощущений:

Информация о работе Шпаргалка по "Психология"