Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:29, шпаргалка
Вопросы к экзамену по психологии для студентов специальности «Дошкольное образование» с ответами
' 1. Становление психологии как науки. Основные отрасли психологии Задачи современ; психологии иее место системе наук
Методы психологии. Использование методов психологических исследований в практической деятельности педагога
Психика и мозг человека
Сознание как высшая форма психики. Структура сознания. Самосознание как особая форма сознания. Сознание и 6ессозна1ельное
Понятие о деятельности, Характеристика деятельности. Основные виды деятельности Структура деятельности.
Внимание. Виды внимания и их характеристика. Основные свойства внимания.
Ощущения. Виды ощущений. Основные закономерности ощущений.
Восприятия. Виды восприятия. Основные св-ва восприятия. Отличие восприятия от ощущений.
Память как психический процесс. Виды памяти. Основные процессы памяти
Понятие о мышлении. Виды мышления. Основные формы мышления. Мыслительные операции. Качества ума
П. Воображение. Виды воображения. Этапы творческого процесса . Способы создания образов
12 Язык и речь. Функции речи. Виды речи и их характеристика.
Человек как индивид, личность, субъект, индивидуальность. Структура личности. Социальное и биологическое в личности.
«Я» - концепция. Самооценка. Уровень притязаний. Комплекс неполноценности.
Понятие о темпераменте. Теории темперамента. Физиологические основы темперамента. Типы темперамента и их психологическая характеристика.
16.Понятие о характере. Черты характера. Связь характера с темпераментом.
17. Понятие о способностях. Задатки. Уровни и ступени развития способностей. Общие и специальные способности.
18. Эмоции и чувства. Развитие эмоциональной сферы. Развитие эмоциональной сферы. Значение эмоций и чувств в деятельности человека и становлении его личности. Физиологические основы и внешнее проявление эмоций и чувств. Виды чувств, эмоциональные состояния.
19. Общая характеристика воли. Волевое действие и его структура. Волевые качества личности.
20. Характеристика общения: понятие, функции, виды, средства.
Письменная -имеет четкий замысел. Нет внеязыковых средств, только логика языка. Предъявляет повышенные требования мыслительной деятельности.
Аффективная. - Нет замысла, проста, ограничена.«Ах!». «Ну?»
Диалогическая речь, при кото активны в равной степени все ее участки. Возникает как ответ на вопрос не требует специальной подготовки.
Монологическая речь – развернутая и связная. Предъявляет высокие требования к говорящему(доклад,лекция)
Стили речи: деловой, публицистический научный, разговорно-бытовой.
13. Человек как индивид, личность, субъект, индивидуальность. Структура личности. Социальное и биологическое в личности.
Личностью не рождаются, личностью становятся.
Личность – это субъект деятельности , продукт общественно-исторического развития человека.(Леонтьев)
Личность – это субъект и объект общественных отношений .(Ковалёв)
Личность – это дееспособный член общества осознающий свою роль в нём.(Платонов)
Личность – это конкретный человек наделённый сознанием, является представителем социальной группы общества, занимается конкретным видом деятельности, осознаёт своё отношение к окружающему миру и наделён индивидуальными особенностями(Темперамент черты характера). (Л. С. Выготский)
Человек данное понятие подверждает принадлежность к человеческому роду.
Индивид – это единичный представитель человеческого рода.
Индивидуальность – это уникальность, неповторимость личности. Личность в её своеобразии (привычки, интересы, способности, темперамент).
Субъект – характерная активность личности, способность человека к преобразованию окружающего мира и себя.
Личность биосоциальна.
Структура личности.(По Рубинштейну)
Направленность ® проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, мотивах, мировоззрениях.
Знания, умения, навыки ® приобретаются в процессе жизни в познавательной деятельности.
Индивидуально типологические особенности ® в темперамент характер способность.
Структура личности (По Платонову)
Направленность ® убеждения, мировоззрение, интересы (специальный уровень).
Опыт ® знания, умения, навыки, привычки (социально-биологический уровень).
Познавательные процессы ® память, мышление, воображение (биосоциальный уровень).
Биологически-
Структура личности (По А. Г. Ковалёву)
Социально и биологическое в личности.
Биологическое – это с чем человек родился.
Социальное – то что приобрёл.
Биологическое |
Социальные |
Свойства нервных процессов естественные потребности, высоко развитый мозг, приспособленность рук к трудовой деятельности. Класс млекопитающих, задатки. |
Опыт чел-ка, знания, умения, навыки, интересы, привычки, система отношений, социальная роль, социальная установка, поведение, статус, любить, способности, черты характера. |
Теория личности.(Фрейд)
Психоанализ – фрейдизм 1/10 осознано 9/10 делается несознательно
Самосознание личности.
- осознано
- делается неосознанно.
Структура личности.
Сверх я |
® супер эго, это идеальное представление нормы жизни
Я |
® эго, это самосознание человека, восприятие и оценка себя и поведения, принципы и реальности.
«оно» |
® ид, это бессознательное влечение, это удовольствие.
Защитные механизмы.
14. «Я» - концепция. Самооценка. Уровень притязаний. Комплекс неполноценности.
Составляющая,
связанная с отношением к себе
или к отдельным своим
Я-концепция – это сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида как самостоятельная фигура или фон и включающая в себя как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я – в прошлом, настоящем и будущем.
Я-концепция – это все, что индивид считает самим собой или своим, все, что он думает о себе, все свойственные ему способы самовоспитания .
Я-концепция формируется в процессе воспитания, социализации, но имеет и определенные индивидуально-природные обусловленности.
Я-концепцию можно рассматривать как установку человека по отношению к себе. Как всякая установка, она включает в себя:
убеждение, которое может быть обоснованным или необоснованным (когнитивная составляющая);
эмоциональное отношение к
выражение перечисленного выше в поведении (поведенческая составляющая).
Я-концепция как установка по отношению к себе влияет на всеповедение человека, так как «Я как объект» всегда присутствует во всех наших поступках. Планируя любое действие, человек исходит из своих представлений о том, каков он, какие у него качества, способности, как на него реагируют окружающие, из того, какой у него образ своего «будущего Я». Поведение человека зависит от тех значений, которыми он в своем восприятии наделяет свой прошлый и настоящий опыт. Человек может сменить работу, переменить место жительства, семью, но не может убежать от себя.
Я-концепция контролирует и интегрирует поведение индивида, но она оказывает влияние скорее на выбор направления активности, чем непосредственно направляет эту активность. Обладая относительной стабильностью, Я-концепция обусловливает довольно устойчивые схемы поведения, характерные для данного человека.
Функции Я-концепции: достижение внутренней согласованности личности; интерпретация жизненного опыта; определение ожиданий человека в отношении своего будущего.
Самооценка входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание человека. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте.
Самооценка
не простое удовлетворение генетически
обусловленного любопытства, столь
свойственное нашему далекому предку
(по Дарвину). Движущим мотивом здесь
служит мотив самосовершенствования,
здоровое чувство самолюбия и
стремление к успеху. Самооценка не
только дает возможность увидеть
настоящее «Я», но и увязать его
со своим прошлым и будущим. Ведь,
с одной стороны, формирование самооценки
осуществляется в ранние годы. С
другой стороны, самооценка принадлежит
к наиболее устойчивым характеристикам
личности. Поэтому она позволяет
человеку рассмотреть корни своих
слабых и сильных сторон, убедиться
в их объективности и находить
более адекватные модели своего поведения
в различных повседневных ситуациях.
По словам Т. Манна, человек, познавший
самого себя, становится другим человеком.
В структуре самооценки выделяют три
компонента:
- когнитивный, отражающий все то, что индивид
узнал о себе из различных источников
информации;
- эмоциональный, выражающий собственное
отношение к различным сторонам своей
личности (чертам характера, поведению,
привычкам и др.).
-поведенческий это спосб-ть чел-ка принимать самостоятельные решения, упр-ть своим поведением, отвеч-ть за свои поступки.
Самооценка связана с уровнем притязаний
Уровень притязаний - уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий. Успех -факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.
Самооценка может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что, сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.
При явно завышенной
самооценке человек:
- приобретает комплекс превосходства
(«я самый правильный»), или комплекс двухлетних
детей («я лучше всех»);
- имеет идеализированное представление
о себе, о своих способностях и возможностях
- игнорирует личные неудачи ради поддержания
своего психологического комфорта
- истолковывает свои слабые стороны как
сильные, выдавая обычные агрессивность
и упрямство за волю и решительность;
- становится недосягаемым для других,
«душевно глухим», теряет обратную связь
с окружающими, не прислушивается к чужому
мнению;
- имеет уровень притязаний, превышающий
его реальные возможности;
- легко приобретает такие черты, как высокомерие,
зазнайство, стремление к превосходству,
грубость, агрессивность, жесткость, неуживчивость;
- имеет характерный внешний вид: прямая
осанка, высокое положение головы, прямой
и устойчивый взгляд, командные нотки
в голосе.
При явно заниженной
самооценке человек:
- как правило, неуверен в себе, застенчив,
нерешителен, чрезмерно осторожен;
- остро нуждается в поддержке и одобрении
окружающих, зависит от них;
- конформен, легко поддается влиянию других
людей, необдуманно идет у них на поводу;
- страдая комплексом неполноценности,
стремится самоутвердиться, самореализоваться
(иногда - любой ценой, что приводит его
к неразборчивости в средствах достижения
своих целей), лихорадочно наверстать
упущенное, доказать всем и, прежде всего
самому себе, свою значимость, что он чего-то
стоит;
- ставит перед собой более низкие цели,
чем может достигнуть;
- нередко «уходит» в свои неприятности
и неудачи, преувеличивая их роль в своей
жизни;
- слишком требователен к себе и окружающим,
чрезмерно самокритичен, что приводит
нередко к замкнутости, зависти, подозрительности,
мстительности и даже жестокости;
- становится часто занудой, раздражает
окружающих мелочами, вызывая конфликты
как в семье, так и на работе;
- имеет характерный внешний вид: голова
чуть втянута в плечи, походка нерешительная,
как бы вкрадчивая, при разговоре глаза
часто отводит в сторону.
Адекватность самооценки определяется
соотношением двух противоположных психических
процессов в человеке:
- познавательного, способствующего адекватности;
- защитного, действующего в направлении,
обратном действительности.
Самооценка связана также с самоуважением. От себя не убежишь и не скроешься, поэтому каждый из нас должен видеть себя со стороны: кто я такой; чего ждут от меня другие; в чем совпадают и расходятся наши интересы. Уважающие себя люди имеют и свою линию поведения: они уравновешенны, не агрессивны, независимы.
15. Понятие о темпераменте. Теория тем-та. Физиологич-е основы тем-та. Типы темпера-та и их характеристика.
Темперамент – это свойства личности обусловленное природой определяет динамикой его поведения и психической деятельности человека.
Темперамент – в переводе смесь соотношения.
Теория темперамента:
1.Гуморальная – связывала состояние организма в соотношении в нём различных жидкостей.
Гиппократ – представитель этой теории. Гален дал психологическую характеристику типам темперамента.
2. Конституциональная теория возникла в XX в. Представитель Клеглир, Шелден. Теория связывала темперамент с телом сложения человека. Клеглер выделял 4 типа телосложения и 3 типа темперамента.
1) тип телосложения Лептосоматик - хрупкое телосложение, высокий рост, плоская грудь, плечи узкие, ноги длинные и худые (это шизотимик).
2) Атлетик - человек с развитой мускулатурой, высокий средний рост, широкие плечи, узкие бёдра(это иксотимик).
3) Пикник – человек с выраженной жировой тканью, тучный, малый рост( циклотимик)
4) Диспластик – люди с бесформенным неправильным строением роста (очень высокий рост)
3. Физиологическая теория (Павлов)
Сущность темперамента
связана с деятельностью
а) сила б) уравновешенность с) подвижность.
Сангвиник - сила + уравновешенность + подвижность.
Холерик - сила + подвижность.
Флегматик - сила + уравновешенность.
Меланхолик - уравновешенность + подвижность.
В чистом виде типы темперамента почти не встречаются. Он может незначительно меняться со временем. Не существует хороших и плохих темпераментов. Темперамент оказывает отпечаток на способы поведения, общения, на продуктивность работы человека. Зная тип темперамента можно предвидеть особенности его поведения и адекватно на них реагировать.
Свойства темперамента