Шпаргалка по дисциплине "Психодиагностика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 20:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психодиагностика".

Вложенные файлы: 1 файл

Teoreticheskie_voprosy.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

2)малоформализованные: наблюдение, беседа, интервью, анализ  продуктов деятельности.

Формализованные методы:

Тест: стандартизированные, краткие, ограничены во времени, предназначены для установления количественных и качественных индивидуально-психологических особенностей людей. В тесте есть правильные и неправильные ответы.

Тесты:

-по форме(устные, письменные; бланковые, предметные, вербальные, невербальные)

-по форме: индивидуальные, групповые

-по содержанию: тесты интеллекта, способностей, достижений, личности.

Опросники- группа психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов или утверждений.

Опросники:

1)-опросники  личности

   - опросники  анкеты

2)-индивидуальные, групповые

-бланковые, компьютерные

3) по хар-ру  ответов: с предписанными ответами, со свободными ответами

4)по содержаню: опросники черт личности, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок

5) по виду: открытые, закрытые, полузакрытые( есть  варианты ответов и дополнительная  строка, где можно вписать свой  ответ.

Проективные техники предназачены для диагностики личности. Характеризуются глобальным подходом к оценке личности. Цель всегда относительно замаскирована.

Психофизиологические методики позволяют диагностировать природные особенности человека обусловленные основными свойствами его нервной системы.

Вопрос 10. Тесты,  их разновидности и предназначения. Требования к пользователям.

Тесты (от англ. test – проба, испытание) являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить количественную и/или качественную характеристику изучаемого явления. Тесты предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных и их последующей интерпретации.  
Тест: стандартизированные, краткие, ограничены во времени, предназначены для установления количественных и качественных индивидуально-психологических особенностей людей. В тесте есть правильные и неправильные ответы.

Тесты:

-по форме(устные, письменные; бланковые, предметные, вербальные, невербальные)

-по форме: индивидуальные, групповые

-по содержанию: тесты интеллекта, способностей, достижений, личности.

Требования:  

  • Должна быть четко выделена область применения, контингент испытуемых. Должны быть конкретизированы цели использования результатов.
  • процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, пригодного для передачи лаборанту, не имеющему специальных психологических знаний, или ввода в компьютер, используемый для предъявления заданий и анализа ответов;
  • процедура обработки должна использовать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестовым нормам). Выводы (диагностические суждения) на основе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих выводов;
  • тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность в заданной области применения.
  • процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью, позволяющими автоматически отсеивать недостоверные протоколы;

Вопрос 11. Основные виды опросных методов в психодиагностике, их характеристика и этические принципы использования.

Опросные методы- это такие методы, в процессе применения которых исследователь психологии человека задает испытуемому устные вопросы, отмечает и обрабатывает его ответы.

Виды:

  • Интервью(это метод получения необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы в форме «вопрос-ответ»)
  • беседа(это один из методов опроса, представляющий собой относительно свободный диалог между исследователем и исследуемым (исследуемыми) на определенную тему, т.е. метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.)
  • анкетирование(это проведение опроса в письменной форме. Для этого используется набор структурно организованных вопросов (анкета). Преимущество данного метода заключается в возможности проведения исследования большой группы людей одновременно и в сравнительной легкости статистической обработки данных)

1. С помощью интервью можно получить самые разнообразные сведения об особенностях деятельности правоохранительных органов. Интервьюирование следователей, оперативных работников позволяет узнать об их профессионализме, трудностях, с которыми они сталкиваются, их мнение о причинах преступности и путях снижения ее уровня. 
Различают два вида интервью: свободные - не регламентированные темой и формой беседы, и стандартизированные - по форме они близки к анкете с закрытыми вопросами. 
2. Беседа должна быть хорошо организована, поскольку это обеспечивает эффективность ее результатов, т.е.:

– поставлены конкретные задачи;

– составлен предварительный план;

– выбрано подходящее время и место с учетом их влияния на результаты;

– выбраны способы фиксации получаемой в беседе информации;

– создана атмосфера взаимного доверия.

Методы беседы и интервью –требуют особой гибкости и четкости, умения слушать и в то же время вести опрос по заданному пути, разбираться в эмоциональных состояниях собеседника, реагируя на их изменения, фиксировать внешние проявления этих состояний (мимику, пантомимику, покраснение, побледнение кожи лица, тремор или навязчивые движения рук). 
3. При составлении анкеты (плана интервью) следует придерживаться ряда общих правил и принципов: 
– формулировка вопросов должна быть ясной и точной, их содержание понятным отвечающему, соответствующим его знаниям и образованию; 
– сложные и многозначные слова должны исключаться; 
– вопросов не должно быть слишком много, поскольку теряется интерес из-за возрастающей усталости; 
– включать вопросы, проверяющие степень искренности.

Вопрос 12. Обоснование проективного метода. Преимущества и недостатки проективных методик.

Связь проективной психологии с идеями К. Левина, Г. Олпорта не раз подчеркивалась зарубежными исследователями. В частности, она выступает в следующих положениях проективной психологии: 
1. Целостность личности как единого «организма», взаимосвязанность отдельных ее «частей» (функций), их детерминированность «личностным контекстом». 
2. Единство личности и социальной среды, их неразрывность и постоянное взаимодействие. 
3. Предмет проективного исследования -- не объективные отношения личность -- среда, а их субъективная концептуализация индивидом. 
4. Личность -- это саморегулирующаяся система, цель которой -- организация субъективного опыта в соответствии с адаптивными задачами. 
5. Личность -- это уникальная система познавательных процессов, потребностей, черт и способов адаптации, образующих ее индивидуальный стиль.

С позиций холистической психологии проективный метод -- это средство изучения путей и способов организации индивидом своего физического и социального опыта, субъективных представлений о себе и своем социальном окружении. Впервые эта точка зрения была сформулирована Л. Френком в 1939--1948 гг. Задача психолога состоит в том, чтобы проникнуть во внутренний мир конкретной личности (идеографический подход по Г. Олпорту).

Френк ограничивается формальными определениями, что в значительной степени снижает ценность предложенного им обоснования проективного метода. Для последующего изложения важно подчеркнуть здесь три момента: 
· проективный метод понимается им как способ изучения индивидуальных проявлений личности;  
· проективные методики вскрывают не объективные реально существующие качества личности и ее отношения с внешним миром, а то, как они воспринимаются самой личностью;  
· и, наконец, проективность детерминирована неопределенностью стимульного материала методик.  
По общему признанию, холистическая психология оказала значительное влияние на теорию и методологию проективного исследования. Однако, несомненно, более значительным явился вклад психоанализа, так что последний может считаться главным теоретическим источником проективного метода.

Преимущества проективных методик: 
- ребенок принимает проективную методику (ПМ) как игру, не осознавая цели ( могут проявиться менее благоприятные черты) 
- ребенок не умеет анализировать свой внутренний мир критично и ПМ облегчает те аспекты, которые ребенок выразить не может 
- дети до 12 лет склонны давать социально желаемые ответы в опросниках 
- ребенок быстро устанавливает контакт, что позволяет провести методику 
Недостатки: 
- валидность проблематична 
- не существует стандартов 
- субъективность интерпретации 
- требуют широкой теоретической подготовки 
- трудоемки.

Вопрос 13. Основные типы проективных методик.

Проективные методики (от лат. projectio - выбрасывание вперед) - совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода. Термин «проективные» был впервые использован Л. Френком в 1939 г.

Типы проективных методик:

1.  Конститутивные. Техники, входящие в эту категорию, характеризуются ситуацией, в которой испытуемого требуется создание некой структуры из неструктурированного материала, то есть предлагается какой-либо аморфный материал, которому необходимо придать смысл. Примерами таких методик на завершение задания могут служить:  
- Незаконченные предложения  
- Незавершенные рисунки  
2. Конструктивные. Предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр.), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его. Примером, относящимся к данной категории, может служить тест «Рисунок человека», «Рисунок семьи» (приложение 1) или другие формы рисуночных заданий, отличные от «свободного выражения» согласно собственным склонностям. 
3. Интерпретационные методы - как ясно из определения, испытуемый должен истолковать некоторый стимул, исходя из собственных соображений, предполагается, что испытуемый идентифицирует себя с «героем» рассказа, что дает возможность раскрытия внутреннего мира, его чувств, интересов и побуждений. 
Тематический тест на апперцепцию (ТАТ) – хорошая иллюстрация этого вида методик,. Испытуемому предлагаются карточки с неоднозначными по содержанию черно-белыми картинками, по которым он должен составить рассказ и установить последовательность изображенных событий.

4. Катартические. Предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях. Например, психодрама, осуществляемая в виде импровизированного театрального представления, позволяет субъекту не только аффективно отреагировать (игровой катарсис) — а тем самым добиваются терапевтического эффекта, — но и дает исследователю возможность обнаружить выносимые во вне конфликты, проблемы, другую личностно насыщенную продукцию.  
5. Экспрессивные. Анализ почерка, особенностей речевого общения., методика «Дом-дерево-человек».  
6. Импрессивные. Эти методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Испытуемый выбирает наиболее желательные, предпочитаемые им стимулы. Например, тест Люшера, состоящий из 8 цветных квадратов.

7.Аддитивные. От обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. Эти методики предназначены для диагностики разнообразных личностных переменных, от мотивов тех или иных поступков до отношения к половому воспитанию молодежи.

Вопрос 14. Особенности наблюдения в психодиагностических целях. Включенное полевое наблюдение. Протоколирование.

 

Вопрос 15. Психометрические основание психодиагностики: надежность, валидность и репрезентативность.

Важнейшим источником научной информации о качестве той или иной психодиагностической методики являются надежность, валидность и репрезентативность.

1.Надежность- относительное постоянство, устойчивость результатов методик, при повторном исследовании одних и тех же испытуемых.

2.Валидностью психодиагностической методики называет меру ее пригодности для выявления заданного психического свойства – того, на диагностику которого автор-разработчик нацелил методику

3. Третье важнейшее психометрическое свойства ПД-методики – это репрезентативность норм на тестовой шкале (диагностической шкале). Тестовыми нормами называют определенные критические точки на тестовой шкале, которые различают области с определенным психологическим диагнозом («экстраверт», «без выраженных особенностей», «интроверт» - пример трех диагностических областей на шкале «экстраверсия-интроверсия»). В ходе стандартизации теста стараются обследовать как можно более многочисленную выборку (выборку стандартизации) и стараются определить нормы на этой выборке так, чтобы они хорошо работали на более широкой популяции (генеральной сововупности) – на всех тех испытуемых, на которых планируется проводить тестовую (диагностическую) методику

Вопрос 16. Стандартизация психодиагностической методики.

Диагностическая методика отличается от любой исследовательской тем, что она стандартизирована.

Стандартизация (по Анастази) – это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста.

Требования к проведению эксперимента:

1. инструкции следует сообщать  испытуемым одинаковым образом, как правило, письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же сло-вами, понятными для всех, в одинаковой манере; 
2. ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими; 
3. в процессе эксперимента не следует давать отдельным испытуемым дополнительные пояснения; 
4. эксперимент с разными группами следует проводить в одинаковое по возможности время дня, в сходных условиях; 
5. временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми и так далее.

Другим наиболее важным этапом в стандартизации методики является выбор критерия, по которому следует проводить сравнение результатов диагностических испытаний, поскольку диагностические методики не имеют заранее определённых стандартов успешности или неудачи в их выполнении.  
 
Стандартизация методики осуществляется путем ее проведения на большой репрезентативной выборке такого типа, для которого методика предназначена.  
Выборка – это часть, или подмножество, совокупности. Проводить исследования для популяции не принято. Обычно из нее выделяется группа людей – выборка стандартизации, которая реально подвергается тестированию, и с ее помощью оценивается генеральная совокупность. Чтобы оценки носили достоверный характер выборка должна быть репрезентативна, представительна для рассматриваемой популяции, то есть ее вероятные свойства должны совпадать или быть близкими к свойствам генеральной совокупности. 
Один из способов обеспечения репрезентативности выборки является ограничение популяции (пол, возраст, профессия, здоровье, социально-эконом. статус и др.). Такая популяция определяется как специфическая.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психодиагностика"