Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 20:19, контрольная работа
Информация в современных психологических словарях дает представление о том, что эйдетизм – это «способность некоторых индивидов ( эйдетиков ) к сохранению и воспроизведению чрезвычайно живого и детального образа воспринятых ранее предметов и сцен» , что «изучения эйдетизма стало центральной темой работ представителей Марбургской психологической школы» . \ 2. Эйдетизм\ И, действительно, впервые эйдетические образы описал в 1907 году венский врач В. Урбанчич , используя при этом для их обозначения выражение « субъективные наглядные образы». Но только Э. Йенш и его школа основательно занялись изучением этого явления и придали ему широкое теоритическое значение. В школу Э. Йенша входили его брат В.Йенш, О.Кро, А. Рикель, Г.Фишер и другие…
В 20-30-е годы ХХ века вопросами эйдетики занимались П.П. Бионский, Л.С. Выготский, П.Л.Загоровский, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов и другие.
Эйдетиками ( от греческого слова эйдон – вижу или эйдос – образ, картина, идея, психологи называют людей, обладающей способностью вызывать наглядные образы. Сущность эйдетизма заключается в том , что человек, обнаруживающий его, обладает способностью видеть в буквальном смысле этого слова на пустом экране отсутствующую картину или предмет, который перед тем находился его глазами. До сих пор психологии были известны две основные формы образов памяти. Это, во-первых, так называемые последовательные образы, хорошо изученные в психофизиологии и доступные наблюдению любого человека, так как они представляют всеобщее явление. Если фиксировать глазом какую-нибудь цветную фигуру, например, крест, квадрат, и т.п., и затем перевести взгляд на белую или серую поверхность, можно увидеть ту же самую фигуру только в дополнительном цвете. Так, если основная фигура была красного цвета , то ее последовательный образ будет зеленым и т.д..
С другой стороны, когда мы говорили, что мы представляем в уме тот или иной предмет, мы имеем в виду не то, что перед нашими глазами, в буквальном смысле этого слова встает образ этого предмета, так что мы можем пальцем указать, где он находится, каковы его очертания и т.д.. Это - следовые раздражения, которые то более ярко, то более смутно возобновляются в нашем мозгу, но которые существенно отличаются от последовательных образов.
Между этими двумя формами образов памяти выдвигаются, благодаря открытиям марбургской школы, эйдетические образы, или наглядные образы. Они занимают как бы среднее место между последовательными образами и между образами представлений, приближаясь у отдельных лиц то к одним, то к другим. Открытие этой промежуточной формы памяти и составляет фактическую основу учения Э. Йенша и его школы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богданчиков С.А. Судьба эйдетики в советской психологии. \»Вопросы психологии» , март-апрель 2001, № 2
2. Большая Советская Энциклопедия \\Эйдетизм.
3. Выготский Л.С. Эйдетика \Психология памяти под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.:»ЧеРо», 2002
4. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Память примитивного человека. \Психология памяти под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.:»ЧеРо» 2002
5. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.,1968.
6. Психология . Словарь. Под редакцией А. В. Петровского и М .Г .Ярошевского. М., 1990
Введение стр. 2
2. Исследование эйдетизма стр. 3
Теория конституционных типов стр. 3 - 4
Влияние эйдетических образов на восприятие и зрительную величину \Л.С. Выготский и Фрейлинг\ стр. 4 - 5
Память примитивного человека стр . 6
Заключительная часть стр . 7
- 8 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
6. Психология . Словарь. Под редакцией А. В. Петровского и М .Г .Ярошевского. М., 1990