Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 22:13, доклад
Исходным пунктом онтологических размышлений Ж.-П. Сартра (1905-1980)
является убеждение в существовании отличного от человека и несводимого к
его мысли мира вещей, с которым, однако, человек настолько неразрывно
связан, что его следует определить как бытие-в-мире. Что же касается
сознания, то его Сартр определяет как бытие для себя. Сознание спонтанно,
активно, мир вещей инертен. Мир вещей можно определить как бытие-в-себе.
атмосферы, царящих
в романах и философских
как выражение эмоции потери бога в отчужденном мире (нечто вроде религии
наоборот), а самое ее содержание легко может быть расшифровано в терминах
«греха», «бренности существования», «страдания и искупления», болезненно
ощущаемой «вины», «ответственности» и так далее. Такое сочленение
экзистенциализма и религии связано с общими им элементами социального
утопизма. Особенно явственными эти элементы стали у Сартра в послевоенные
годы. Теория, сформулированная в «Критике диалектического разума», остается
экзистенциалистской. В этой работе Сартр уже включает в «проект»
материальную обусловленность человеческой деятельности и пытается, исходя
отсюда, дать картину
общественно-исторического
обладает структурой практики. Индивид практически «тотализирует»
выступающие в поле «проекта» материальные обстоятельства и отношения с
другими людьми и сам творит историю - в той же мере, в какой она - его.
Строение общественно-
из цельности индивидуального действия, из его логики. Но зависимость
индивида в диалектике его проекта от бытия, материальную его
обусловленность Сартр понимает как схему отчуждения и продолжает в качестве
человеческого рассматривать лишь субъективность индивида и его «отношения
внутреннего» с другими людьми. Объективные экономические и социальные
структуры выступают в целом как отчужденная надстройка над внутренне-
индивидуальными элементами «проекта». Объективно-материальное как таковое
оказывается чуждым, «колдовским», его элементом, приводящим к
иррациональному отклонению всех человеческих намерений и целей. Оно –
«античеловеческое». «...Материальность вещи или института есть радикальное
отрицание изобретения или творчества...» и «через социальную материю и
материальное отрицание как инертное единство человек конституируется в
качестве другого, чем человек». Таким образом, исторический процесс
рассматривается в плане экзистенциалистской антитезы социальных отношений и
отношений непосредственно «человеческих», а объективно-социальное бытие
введено в структуру индивидуального проекта в виде мифологической силы.
Сумма отношений, складывающихся в этой области, очерченной взаимодействием
и борьбой между «человеческим» и «античеловеческим» внутри проекта, и
является, по Сартру, источником исторических судеб людей, скрытым
двигателем истории. Но это скорее движение судьбы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: