Экзистенциальная философия Ж.П. Сартра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 22:13, доклад

Краткое описание

Исходным пунктом онтологических размышлений Ж.-П. Сартра (1905-1980)
является убеждение в существовании отличного от человека и несводимого к
его мысли мира вещей, с которым, однако, человек настолько неразрывно
связан, что его следует определить как бытие-в-мире. Что же касается
сознания, то его Сартр определяет как бытие для себя. Сознание спонтанно,
активно, мир вещей инертен. Мир вещей можно определить как бытие-в-себе.

Вложенные файлы: 1 файл

Экзистенциальная философия Ж-П. Сартра.docx

— 25.20 Кб (Скачать файл)

атмосферы, царящих  в романах и философских трактатах  Сартра, часто  выглядит

как выражение  эмоции потери бога в отчужденном  мире  (нечто  вроде  религии

наоборот), а  самое ее содержание легко может  быть  расшифровано  в  терминах

«греха», «бренности существования»,  «страдания  и  искупления»,  болезненно

ощущаемой  «вины»,  «ответственности»  и   так   далее.   Такое   сочленение

экзистенциализма  и  религии  связано  с  общими  им  элементами  социального

утопизма. Особенно явственными эти элементы стали у Сартра  в послевоенные

годы. Теория, сформулированная в «Критике диалектического разума»,  остается

экзистенциалистской.  В  этой  работе  Сартр   уже   включает   в   «проект»

материальную  обусловленность человеческой деятельности  и  пытается,  исходя

отсюда, дать картину  общественно-исторического процесса как  целого.  Проект

обладает   структурой   практики.   Индивид    практически    «тотализирует»

выступающие в  поле  «проекта»  материальные  обстоятельства  и  отношения  с

другими людьми и сам творит историю - в той  же мере,  в  какой  она  -  его.

Строение общественно-исторического  процесса должно быть  понято  и  выведено

из  цельности  индивидуального  действия,  из  его  логики.  Но  зависимость

индивида   в   диалектике   его   проекта   от   бытия,   материальную   его

обусловленность Сартр понимает как схему отчуждения и продолжает в  качестве

человеческого рассматривать лишь субъективность индивида  и  его  «отношения

внутреннего»  с  другими  людьми.  Объективные  экономические  и  социальные

структуры выступают  в  целом  как  отчужденная  надстройка  над  внутренне-

индивидуальными элементами «проекта».  Объективно-материальное  как  таковое

оказывается   чуждым,   «колдовским»,   его    элементом,    приводящим    к

иррациональному отклонению  всех  человеческих  намерений  и  целей.  Оно  –

«античеловеческое». «...Материальность вещи или института  есть  радикальное

отрицание изобретения  или  творчества...»  и  «через  социальную  материю  и

материальное  отрицание  как  инертное  единство  человек  конституируется  в

качестве  другого,  чем человек».  Таким образом,   исторический   процесс

рассматривается в плане экзистенциалистской  антитезы социальных отношений  и

отношений  непосредственно  «человеческих»,  а  объективно-социальное  бытие

введено в структуру  индивидуального  проекта  в виде  мифологической  силы.

Сумма отношений, складывающихся в этой области,  очерченной  взаимодействием

и борьбой  между  «человеческим»  и  «античеловеческим»  внутри  проекта,  и

является,  по  Сартру,  источником   исторических   судеб   людей,   скрытым

двигателем  истории. Но это скорее движение судьбы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org «Философская концепция Ж.-П. Сартра»
  2. [Электронный ресурс] http://www.philsci.univ.kiev.ua/biblio/FIL_XX/23.html «ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ»
  3. [Электронный ресурс] http://www.chronos.msu.ru/RREPORTS/zarubin_philos_eczisten.htm «Экзистенциалистская философия во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель)»

 

 


Информация о работе Экзистенциальная философия Ж.П. Сартра