Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 13:40, реферат
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить оптимальные педагогические условия экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс экономического воспитания детей в современном дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: педагогические условия экономического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
6. Беляева, Н.Л. К вопросу об экономической социализации /НЛ.Беляева // Стимулирование мотивации творческого саморазвития личности. Сборник статей и тезисов Первой Международной научно-практической конференции. - Набережные Челны, 2003. - С. 97 - 98. (0,08 п.л.)
7. Беляева, НЛ.
Воспитание самостоятельности
8. Беляева, НЛ.
Использование устного
9. Беляева, НЛ.
Экономическое воспитание в
10. Беляева, НЛ.
К вопросу о необходимости
экономического образования и
воспитания детей дошкольного
возраста /Н.Л.Беляева // Перспективы
и реалии дошкольного
11. Беляева, НЛ.
Экономическое воспитание
12. Беляева, НЛ.
Экономическая социализация
педагогические аспекты. Сборник тезисов и статей Четвертой международной научно-практической конференции, 24 мая 2007 г. В 2 ч. /Под ред.Н.Ш. Чинкиной. -Наб.Челны: НГПИ, 2007. -97- 101. (0,2 пл.)
13. Беляева, Н.Л.
Игра как средство
14. Беляева, Н.Л. Воспитание у детей дошкольного возраста ответственности в процессе экономического воспитания / Н.Л.Беляева // Учебное занятие: поиск, инновации, перспективы. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование». - 2008. - № 5(13). -С. 90-95.(0,2 п.л.)
Учебно-методические пособия:
15. Беляева, Н.Л.
Экономика в детском саду: программа
экономического воспитания
16. Беляева, Н.Л.
Экономическое воспитание
17. Беляева, НЛ.
Организация методической
Подписано в печать 28.10.2008 г. Тираж 100 экз. Усл. печ. л. 1,3 Заказ. № 156-06
Издательство
Набережночелнинского государственного педагогического института 423806, г.Набережные Челны, ул. Низаметдинова, 28
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидат педагогических наук , Беляева, Нина Леонидовна, 2008 год
Введение.
Глава I. Теоретическое обоснование экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Осмысление
сущности и содержания
1.2. Анализ проблемы
экономического воспитания
1.3. Модель экономического воспитания детей 6-7 лет.
1.4. Педагогические
условия экономического
Выводы по первой главе.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по экономическому воспитанию детей 6-7 лет.
2.1. Характеристика
состояния экономического
2.2. Организация
и проведение опытно-
2.3. Результаты опытно —
экспериментальной работы по
экономическому воспитанию
Выводы по второй главе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"
Актуальность проблемы и темы исследования. Сохранение экономической независимости России, ее научного потенциала невозможно без массовой общеобразовательной и экономической подготовки на основе программ, ориентированных на отечественную практику, без воспитания свободной личности, способной самостоятельно, осознанно, ответственно принимать решения как в личной, так и в общественной жизни. Взаимосвязь политики и образования сегодня всем очевидна. От содержания и направленности последнего зависит экономический, интеллектуальный, культурный, духовный, нравственный потенциал любого цивилизованного общества.
На социально-педагогическом уровне актуальность проблемы определяется социальным заказом общества. В Законе «Об образовании» Российской Федерации и «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается приоритет общечеловеческих ценностей. Поэтому в условиях становления рыночной экономики и развития современного российского общества становится значимым экономическое воспитание подрастающего поколения. Современные новые экономические условия диктуют необходимость воспитания с дошкольного возраста самостоятельных, активных, деятельных, трудолюбивых, экономически грамотных, высоконравственных, гуманных людей, что является базой дальнейшего школьного и профессионального образования.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что в педагогической науке обсуждаются различные аспекты проблемы экономического воспитания: экономическое образование детей дошкольного возраста (A.A. Смоленцева); формирование основ экономической культуры (Е.А. Курак); приобщение детей к экономике, первоначальное экономическое образование как один из факторов экономической социализации, оказывающей огромное влияние на складывающиеся отношения ребенка к материальным и духовным ценностям и в целом на становление личности ребенка (А.Д. Шатова); становление экономической социализации детей (Е.В. Козлова); формирование у детей старшего дошкольного возраста экономических знаний (Л.Н. Галкина); осознание детьми экономических понятий (Л.А. Голуб). Однако при всем многообразии исследуемых проблем малоизученными остаются педагогические условия экономического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с тем, что наблюдается недостаточная научно-методическая разработанность процесса экономического воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, хотя в последние годы интерес к экономическому воспитанию дошкольников в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни стал предметом пристального изучения.
В последние десятилетия XX века в отечественной дошкольной педагогике вопросы экономического воспитания дошкольников привлекают внимание многих исследователей и практических работников, но несмотря на это, проблема экономического воспитания нуждается в основательном изучении, особенно воспитание нравственно-экономических качеств личности дошкольника, которые определяют дальнейшую его жизнедеятельность в обществе.
Таким образом, изучение и анализ литературы по проблеме экономического воспитания способствовали выявлению ряда противоречий:
- между потребностью
современного общества в
- между признанием
экономического воспитания
Указанные противоречия обозначили проблему исследования, которая заключается в определении педагогических условий, способствующих успешному осуществлению экономического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
На основании обозначенных противоречий и проблемы была сформулирована тема диссертационного исследования: «Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить оптимальные педагогические условия экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс экономического воспитания детей в современном дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: педагогические условия экономического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
В исследовании введены ограничения: нами рассматривается проблема экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
В основу исследования положена гипотеза. Процесс экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста, возможно, будет успешным, если педагогическими условиями выступают:
• наличие в
воспитательно-образовательном
• создание воспитывающей среды, направленной на формирование таких нравственно-экономических качеств личности, как бережливость, ответственность, деловитость, предприимчивость, обеспечивающие жизнедеятельность в обществе;
• организация и насыщение видов детской деятельности (игровой, трудовой, познавательной) информацией об экономической жизни семьи, людей, общества и развитие на этой основе познавательного интереса к позитивным нормам и ценностям социально-экономического общества;
• взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в становлении начал экономической воспитанности у детей.
В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить состояние
проблемы в философской, истори
2. Спроектировать
и обосновать структурно-
3. Определить и апробировать педагогические условия, способствующие успешному осуществлению экономического воспитания детей.
4. Выявить критерии
и показатели уровней
5. Разработать и внедрить в педагогический процесс авторскую программу «Экономика в детском саду».
Методологическую основу исследования составляют: на философском уровне - положения о системном подходе к формированию личности (A.A. Бодалев, Н.И. Лапин, М.И. Мелия, М.В. Розин); положения об экономических закономерностях развития общества (А.Г. Асмолов, А.Ю. Архипов, А.И. Китов, Б.Т. Лихачев, Л.А. Любимов, В.Д. Попов, A.B. Мудрик, А.Б. Фенько); на общенаучном уровне — аксиологический подход (В.И. Андреев, В .Я. Головных, М.С. Каган, В.И. Плотников); современные концепции непрерывного экономического образования школьников (И.А. Сасова, В.А. Поляков); на конкретном уровне — деятельностный подход (O.A. Абдульханова-Славская, JI.B. Трубайчук, Д.Б. Эльконин); утверждения о том, что вещный материальный мир -источник становления ценностных ориентаций, поскольку они способствуют вовлечению детей в общение, практическую деятельность, разного рода отношения (А.Ф. Аменд, JI.C. Выготский, О.В. Дыбина, С.А. Козлова); концепция взаимодействия ребенка с предметным миром, при которых возникает особая форма самосознания: «Я и мир экономических ценностей» (A.B. Петровский, В.А. Петровский).
Теоретическую основу исследования составляют концептуальные основы экономического воспитания в России, труды зарубежных и отечественных педагогов, посвященные вопросам экономического воспитания (В.Г. Белинский, Я.А. Коменский, Н.К. Крупская, Д. Локк, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий); исследования по теории и методике экономического образования и воспитания детей школьного возраста (Ю.К. Васильев, Б.З. Вульфов, Г.Х. Гебеков, А.П. Казаков, В.Л. Каряев,
A.B. Мицкевич, A.C.
Прутченков, В.А. Райзберг, Л.Ю. Слепцова);
теоретические положения в
B.И. Логинова, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева); современные исследования по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста (П.О. Абдулвагабова, Л.Н. Галкина, Л.А. Голуб, A.A. Смоленцева, А.Д. Шатова); исследования профессиональной подготовки специалистов по экономическому воспитанию детей (И.Г. Рябова, Е.А. Сидякина).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ программ для дошкольных образовательных учреждений; изучение и анализ методических пособий, детской художественной литературы; анализ опыта работы ДОУ (годовых, календарных планов). Из числа эмпирических методов использовались: педагогическое наблюдение; диагностические методы (анкетирование, беседа, изучение продуктов детской деятельности). Ведущим методом нашего исследования был педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); количественный и качественный анализ экспериментальных данных.