Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 11:58, контрольная работа
Как и наблюдение, эксперимент считается основным исследовательским методом. Необходимость в использовании эксперимента возникает тогда, когда задачи исследования требуют создания ситуации, которая либо не может возникнуть при обычном ходе событий, либо неопределенно долго пришлось бы ее ожидать. Значит, эксперимент – это исследовательский метод, который заключается в том, чтобы создать исследовательскую ситуацию, получить возможность ее изменять, варьировать ее условия, сделав возможным и доступным изучение психических процессов или явлений через их внешние проявления, раскрывая тем самым механизмы и тенденции возникновения и функционирования изучаемого явления.
Введение………………………………………………………………………….3
Понятие «эксперимент». Сущность метода………………….………………..4
Требование к методу……………………………………………………………7
Виды эксперимента…………………………………………………………….10
Достоинства и недостатки экспериментального метода…………………....15
Заключение…………………………………………………………………….18
Список используемой литературы………………………………………………….19
Различают следующие виды эксперимента:
Данный тип психологического эксперимента используется, например, во многих исследованиях по социальной психологии. Автор разработки - Лазурский Александр Федорович.
3.Психолого-педагогический экс
эксперимент, - это специфический
исключительно для психологии вид эксперимент
по длительности во времени,
По времени выделяют длительные и
исследования.
По структуре выделяют простые и с
По целям различают формирующие и
Эксперимент становится констатирующим,
если исследователь ставит задачу выявления
наличного состояния и уровня сформированности
некоторого свойства или изучаемого параметра,
иначе говоря, определяется актуальный
уровень развития изучаемого свойства
у испытуемого или группы испытуемых.
Полученные данные могут служить материалом
для описания ситуации как сложившейся
и повторяющейся или быть основой для
исследования внутренних механизмов становления
тех или иных свойств личности. Это дает
основание для такого построения исследования,
которое позволяет прогнозировать дальнейшее
развитие изучаемых свойств, качеств,
характеристик. Для этого становится необходимым
определение содержания и средств психологического
воздействия на испытуемых. Такой вид
эксперимента называется формирующим.
Формирующий эксперимент
ориентирован на изучение динамики развития
изучаемого психологического свойства
в процессе активного воздействия исследователя
на условия выполнения деятельности. Особенностью
формирующего эксперимента является то,
что в нем одновременно сочетаются и задачи
исследования, и задачи формирования изучаемого
свойства, т.е. оно исследуется в ходе собственного
формирования в естественной ситуации
выполнения деятельности.
По организации
проведения выделяют лабораторн
В лабораторных
условиях эксперимент проводится тогда,
когда необходимо использовать специальную
аппаратуру, например, электроэнцефалограф
для измерения электрических потенциалов
коры головного мозга.
Считается, что эксперимент
проводится в естественных условиях в
тех случаях, когда испытуемые чувствуют
себя в привычной обстановке.
Комплексный эксперимент
соответственно предполагает исследование
как в специально оборудованной лаборатории,
так и в повседневной обстановке.
По степени гласности различают открытые и
Под открытыми
понимаются такие, когда испытуемым объявляются
задачи эксперимента. В случае открытого
эксперимента результаты могут вольно
или невольно искажаться участниками
событий, поэтому и разрабатывают закрытые
эксперименты.
Закрытым эксперимент
бывает тогда, когда испытуемые ни о чем
не догадываются.
По функции выделяют разведочный,
Разведочный эксперимент
может организовываться лишь в случае
необходимости. Он предшествует основному,
уточняет задачи. За основным опять в случае
необходимости может быть проведен контрольный,
дополнительный эксперимент. Контрольный
эксперимент осуществляется с целью дополнительной
проверки каких-либо зависимостей.
Пилотажный эксперимент (пилотажное исследование) выделяется в том случае, когда изучаемая область относительно неизвестна и система гипотез отсутствует. Результаты пилотажного эксперимента могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа.
Традиционный (классический) и многофакторный эксперименты.
В традиционном эксперименте
меняется лишь одна часть – независимая
переменная, а при многофакторном – несколько
переменных.
По логической структуре доказательства
гипотезы различают линейный и
Линейный эксперимент
отличается тем, что анализу подвергается
одна и та же группа, являющаяся и контрольной,
и экспериментальной. В этом случае еще
до начала эксперимента четко фиксируется
все контрольные, факторные и нейтральные
характеристики группы (или условия ее
функционирования), и по истечении определенного,
заранее заданного времени вновь измеряется
состояние объекта по его контрольным
характеристикам.
В параллельном эксперименте участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всем контрольным, а также нейтральным характеристикам, которые могут повлиять на исход эксперимента. Характеристики нейтральной группы остаются постоянными на протяжении всего эксперимента, а экспериментальной – изменяются. Потом контрольные характеристики сравниваются и делаются выводы о причинах произошедших изменений.
В ходе параллельного эксперимента иногда применяется прием перекрестного исследования, когда экспериментальная и контрольная группы меняются попеременно местами, что способствует обнаружению изменений под влиянием экспериментальной системы мер, осуществляемой исследователем.
Ряд глав современной психологии
может уже опереться на точные экспериментальные
данные. Особенно богата ими современная
психология восприятия.
Против лабораторного эксперимента
выдвигались три соображения. Указывалось:
1) на искусственность эксперимента;
2) на аналитичность и абстрактность эксперимента;
3) на осложняющую роль воздействия экспериментатора.
Искусственность эксперимента или его отдаленность от жизни обусловлена не тем, что в эксперименте выключаются некоторые осложняющие условия, встречающиеся в жизненных ситуациях. Искусственным эксперимент становится, поскольку в нем выпадают существенные для изучаемого явления условия. Сущность эксперимента в отличие от простого наблюдения определяется не искусственностью условий, в которых он производится, а наличием воздействия экспериментатора на подлежащий изучению процесс. Поэтому искусственность традиционного лабораторного эксперимента нужно преодолевать, прежде всего, внутри экспериментального метода.
Известная аналитичность и абстрактность была в значительной мере свойственна лабораторному эксперименту. Эксперимент обычно берет изучаемый им процесс изолированно, внутри одной определенной системы условий. Раскрытие взаимосвязи различных функций и изменения в процессе развития законов протекания психических процессов требуют дополнительных методических средств. Их доставляют главным образом генетический и патологический методы. Далее, эксперимент в психологии проводится обычно в условиях, далеких от тех, в которых протекает практическая деятельность человека. Так как закономерности, которые вскрывал эксперимент, были очень абстрактного характера, то они не давали возможности непосредственных выводов для организации человеческой деятельности в производственном труде или педагогическом процессе. Попытка приложения этих абстрактных закономерностей к практике превращалась часто в механическое перенесение результатов, полученных в одних условиях, на другие, нередко совершенно разнородные. Эта абстрактность психологического эксперимента заставила искать новые методические приемы для решения практических задач.
Очень сложным и существенным является вопрос о влиянии воздействия экспериментатора на испытуемого. Для преодоления возникающих в связи с этим трудностей иногда стремятся устранить непосредственное воздействие экспериментатора и построить эксперимент так, чтобы самая ситуация, а не непосредственное вмешательство экспериментатора (инструкция и т.п.) вызывала у испытуемого подлежащие исследованию акты. Однако, поскольку эксперимент по самому существу своему всегда включает непосредственное либо опосредованное воздействие экспериментатора, то вопрос заключается не столько в том, чтобы устранить это воздействие, сколько в том, чтобы правильно учесть и организовать его.
При оценке и истолковании результатов эксперимента необходимо специально выявить и учесть отношение испытуемого к экспериментальному заданию и экспериментатору. Это необходимо, потому что поведение испытуемого в эксперименте – это не автоматическая реакция, а конкретное проявление личности, которая устанавливает свое отношение к окружающему. Это отношение сказывается на ее поведении и в экспериментальной ситуации.
Пользуясь экспериментом в психологии, никогда нельзя забывать того, что всякое вмешательство экспериментатора, в целях изучения психических явлений, вместе с тем неизбежно оказывается и средством полезного или вредного воздействия на изучаемую личность. Особое значение это положение приобретает при изучении психологии ребенка. Оно накладывает ограничение на использование эксперимента, с которым нельзя не считаться. Необходимо также иметь в виду, что данные, полученные в экспериментальной ситуации, могут быть правильно истолкованы, только взятые в соотношении с условиями, в которых они получены. Поэтому, чтобы правильно интерпретировать результаты психологического эксперимента, необходимо сопоставить условия эксперимента с предэкспериментальной ситуацией и с условиями всего пути развития данного человека и интерпретировать непосредственные данные эксперимента применительно к ним.
Учитывая все это, необходимо:
Заключение
В экспериментальном методе главное – не обращение к факту как таковому, а процедура его установления и та логика рассуждения, в рамках которой извлекается научное знание.
Эксперимент предполагает активное
вмешательство в изучаемые процессы и
явления, при этом реализуется выполнение
условий причинного вывода, сформировавшихся
в естественнонаучной исследовательской
парадигме. Но психологическая причинность
может пониматься иначе, чем причинность
в материальном мире, поэтому реконструкции
психологической реальности необходимо
включают опору на положения той или иной
психологической теории.
Реализация разных
форм экспериментального контроля обусловливает
возможности и ограничения выводов (контроль
выводов). Но гипотетико-дедуктивный характер
экспериментального рассуждения не предполагает
доказательства истинности гипотез, поскольку
любые эмпирические закономерности допускают
их выводимость из другой теории.
Итак, экспериментальный
метод предполагает верификацию (опытную
проверку) и фальсификацию гипотез (отвержение
гипотезы как не соответствующей опытным
данным). Экспериментируя, исследователь
разрабатывает определенные экспериментальные
модели, отражающие его понимание причинно-следственных
отношений в изучаемой системе переменных,
репрезентирующих изучаемую психологическую
реальность.
Список используемой литературы