Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:30, курсовая работа
Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек - окружающая среда». Экологическое образование признано международным экологическим движением педагогов важнейшим направлением педагогических исследований и совершенствования образовательных систем.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Экологическое образование дошкольников в современном дошкольном учебном заведении……………………………………………………………………6
1.2. Формы и методы экологического образования дошкольников……………13
1.3. Методические особенности экологического образования детей в старшем дошкольном возрасте……………………………………………………...………...18
1.4. Выводы по главе I………………………………………………………...…….24
ГЛАВА II ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА КАК МЕТОДА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Эксперимент как метод экологического образования дошкольников ……..26
2.2. Методические особенности проведения детской экспериментальной деятельности……………………………………………………………………..…..32
2.3. Организация опытно – экспериментальной деятельности по экологии с детьми в старшем дошкольном возрасте…………………………………………41
2.4. Выводы по главе II…………………………………………………………….45
ГЛАВА III ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА КАК МЕТОДА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
3.1.Организация эмпирического исследования и методики исследования……..46
3.2. Обзор и интерпретация эмпирических данных………………………………49
3.3. Рекомендации по результатам исследования…………………………………56
3.4. Выводы по главе III…………………………………………………………..…57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………...……………………………………………..59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..61
ПРИЛОЖЕНИЯ
Задание 5 направлено на выявление экологического отношения дошкольника к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель - определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.
Педагог предлагает ответить на вопросы по уходу за домашними животными, о деятельности людей, связанных с природой; о возможной помощи зимующим птицам и т.п.
Оценка результатов диагностики заключается в подсчете баллов по каждому блоку и определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников о мире животных, растениях, неживой природе, временах года (высокий, средний, ниже среднего или низкий).
Следующий этап исследования эксперимента как метода экологического образования дошкольника – диагностика уровня сформированности экологических знаний дошкольников (срез в начале года, в конце года по окончании курса экологического блока обучения). Перспективный план проведения экспериментальной деятельности в рамках экологического образования представлен в Приложении 2.
Заключительный этап исследования - обработка и интерпретация полученных результатов.
3.2. Обзор и
интерпретация эмпирических
Результаты диагностики
по выявлению роли эксперимента в
экологическом образовании дошк
Таблица 2
Экологическая образованность дошкольников на начало года
Испытуемый |
Уровень сформированности экологических знаний |
Отношение к миру природы |
Средняя оценка в баллах |
Общий уровень | ||||||||
о мире животных |
о растительном мире |
о неживой природе |
о временах года | |||||||||
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития | |||
Таня В. |
8 |
С |
7 |
Н |
9 |
С |
11 |
С |
9 |
С |
8,8 |
С |
Женя К. |
10 |
С |
8 |
С |
11 |
С |
13 |
В |
9 |
С |
10,6 |
С |
Света К. |
6 |
Н |
5 |
Н |
8 |
С |
10 |
С |
7 |
Н |
7,2 |
Н |
Оля Г. |
12 |
С |
13 |
В |
13 |
В |
12 |
С |
12 |
С |
12,4 |
С |
Алеша Д. |
8 |
С |
7 |
Н |
10 |
С |
11 |
С |
8 |
С |
8,8 |
С |
Марат М. |
9 |
С |
8 |
С |
13 |
В |
13 |
В |
9 |
С |
10,4 |
С |
Саша Л. |
10 |
С |
8 |
С |
11 |
С |
12 |
С |
8 |
С |
9,8 |
С |
Маша С. |
13 |
В |
12 |
С |
13 |
В |
13 |
В |
13 |
В |
12,8 |
В |
Галя Ф. |
6 |
Н |
7 |
Н |
7 |
Н |
7 |
Н |
6 |
Н |
6,6 |
Н |
Артур З. |
13 |
В |
11 |
С |
14 |
В |
14 |
В |
13 |
В |
13 |
В |
Катя Ш. |
8 |
С |
10 |
С |
12 |
С |
13 |
В |
8 |
С |
10,2 |
С |
Эльвира М. |
9 |
С |
9 |
С |
10 |
С |
11 |
С |
9 |
С |
9,6 |
С |
Вова К. |
7 |
Н |
5 |
Н |
8 |
С |
8 |
С |
6 |
Н |
6,8 |
Н |
Петя М. |
10 |
С |
8 |
С |
9 |
С |
10 |
С |
8 |
С |
9 |
С |
Олег С. |
9 |
С |
8 |
С |
11 |
С |
11 |
С |
10 |
С |
11,8 |
С |
Миша А. |
13 |
В |
10 |
С |
13 |
В |
13 |
В |
13 |
В |
12,4 |
С |
Катя У. |
7 |
Н |
9 |
С |
7 |
Н |
10 |
С |
8 |
С |
8,2 |
С |
Галя И. |
7 |
Н |
8 |
С |
8 |
С |
9 |
С |
7 |
Н |
7,8 |
С |
Марина П. |
12 |
С |
13 |
В |
13 |
В |
13 |
В |
14 |
В |
13 |
В |
Вадим Б. |
13 |
В |
10 |
С |
13 |
В |
13 |
В |
12 |
В |
12,2 |
С |
Среднее по гр. |
9,5 |
С |
8,8 |
С |
10,65 |
С |
11,35 |
С |
9,45 |
С |
10,07 |
С |
Уровень экологической образованности дошкольников в начале года выражен в таблице 2 «Экологическая образованность дошкольников на начало года». Условные обозначения уровней: В - высокий, С - средний, Н – низкий.
В течение года после данного среза в ДОУ по экологическому воспитанию проводились мероприятия опытно-экспериментального характера
(Приложение 2).
Мероприятия проводились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и были направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Основой экологического обучения выступала исследовательская деятельность детей - проведению опытов. В процессе обучения учитывалось такая процедура, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Уделено внимание общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Недостаточно привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому постоянно организовывались прогулки, экскурсии. Содержанием проводимых с дошкольниками экскурсий являлось обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсии дети собирали природный материал для коллекций, исследовали растения, почву, воду, камни и т.д.
Результаты среза в конце года представлены в таблице 3 «Экологическая образованность дошкольников на конец года».
Таблица 3
Экологическая образованность дошкольников на конец года
Испытуемый |
Уровень сформированности экологических знаний |
Отношение к миру |
Средняя оценка в баллах |
Общий уровень | ||||||||
о мире животных |
о растительном мире |
о неживой природе |
о временах года | |||||||||
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития | |||
Таня В. |
11 |
С |
11 |
С |
11 |
С |
12 |
С |
11 |
С |
11,2 |
С |
Женя К. |
12 |
С |
13 |
В |
12 |
С |
14 |
В |
12 |
С |
12,6 |
С |
Света К. |
10 |
С |
11 |
С |
10 |
С |
11 |
С |
9 |
С |
10,2 |
С |
Оля Г. |
14 |
В |
14 |
В |
14 |
В |
14 |
В |
13 |
В |
13,8 |
В |
Алеша Д. |
13 |
В |
13 |
С |
13 |
В |
12 |
С |
11 |
С |
12,4 |
С |
Марат М. |
12 |
С |
12 |
С |
14 |
В |
14 |
В |
12 |
С |
12,8 |
С |
Саша Л. |
13 |
В |
11 |
С |
12 |
С |
13 |
В |
11 |
С |
12 |
С |
Маша С. |
14 |
В |
13 |
В |
14 |
В |
15 |
В |
14 |
В |
14 |
В |
Галя Ф. |
10 |
С |
13 |
В |
9 |
С |
10 |
С |
7 |
Н |
9,8 |
С |
Артур З. |
14 |
В |
13 |
В |
14 |
В |
15 |
В |
14 |
В |
14 |
В |
Катя Ш. |
12 |
С |
11 |
С |
10 |
С |
13 |
В |
10 |
С |
11,2 |
С |
Эльвира М. |
10 |
С |
10 |
С |
13 |
В |
13 |
В |
11 |
С |
11,4 |
С |
Вова К. |
13 |
В |
13 |
В |
8 |
С |
8 |
С |
7 |
Н |
9,8 |
Н |
Петя М. |
11 |
С |
13 |
В |
12 |
С |
12 |
С |
10 |
С |
11,6 |
С |
Олег С. |
11 |
С |
15 |
В |
12 |
С |
12 |
С |
11 |
С |
12,2 |
С |
Миша А. |
13 |
В |
12 |
С |
14 |
В |
15 |
В |
14 |
В |
13,6 |
В |
Катя У. |
11 |
С |
12 |
С |
7 |
Н |
10 |
С |
8 |
С |
9,6 |
С |
Галя И. |
10 |
С |
13 |
В |
10 |
С |
10 |
С |
8 |
С |
10,2 |
С |
Марина П. |
12 |
С |
14 |
В |
15 |
В |
13 |
В |
14 |
В |
13,6 |
В |
Вадим Б. |
15 |
В |
13 |
В |
13 |
В |
15 |
В |
13 |
В |
13,8 |
В |
Среднее по группе |
12,05 |
С |
12,5 |
С |
11,85 |
С |
12,55 |
С |
11 |
С |
11,99 |
С |
Таблица 4
Экологическая образованность дошкольников
Среднее значение по группе |
Уровень сформированности экологических знаний |
Положительное отношение к миру природы | ||||||||
о мире животных |
о растительном мире |
о неживой природе |
о временах года | |||||||
балл |
% |
балл |
% |
балл |
% |
балл |
% |
балл |
% | |
в начале года |
9,5 |
63 |
8,8 |
59 |
10,65 |
71 |
11,35 |
76 |
9,45 |
63 |
в конце года |
12,05 |
80 |
12,5 |
83 |
11,85 |
79 |
12,55 |
84 |
11 |
73 |
Гистограмма 1
Экологическая образованность дошкольников
По результатам
Итак, с применением экспериментирования в сознание детей закладывается ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, организм и среда - неразрывное целое, любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, а человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.
К концу учебного года замечено, что заботу дети стали проявлять заботу за обитателями Уголка природы. Все дети, которые испытывают активный интерес, желание, стремление участвовать в работе, ухаживают за животными не только во время своего дежурства в Уголке природы, но и помогают другим детям. Особую заботу проявляют по уходу за аквариумными рыбками. Детям очень нравится кормить их, а потом наблюдать за действиями, поведением. После работы с интересом и восторгом рассказывают воспитателю и остальным об увиденном.
На занятиях по экологии группа стала более внимательной. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.
Во время прогулок и экскурсий стал проявляться большой интерес к жизни птиц и насекомых. Замечено бережное отношение к деревьям, муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь все дети знают, что человек и природы неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.
Таким образом, эксперимент как метод играет важную роль в успешности усвоения дошкольниками экологическими знаниями, предполагая также формирование эмоционального, бережного отношения к объектам живой природы, способности видеть их красоту.
3.3. Рекомендации по результатам исследования
По результатам исследования эксперимента как метода экологического обучения детей в старшем дошкольном возрасте рекомендуется обращать внимание на организацию исследовательской деятельности ребенка.
По активизации
Дошкольник способен усвоить только ту программу, которая отвечает его интересам. Голые факты его не интересуют. Здесь необходима эмоциональная окраска.
В каждый момент времени вокруг человека что-то происходит, что-то меняется. Важно не упустить это мгновение, извлечь из него привлекательное, волнующее. Чутко реагировать на интересы ребят.
С самого начала прогулки занять внимание детей загадкой, шуткой, вопросом, песенкой, рассказывая, что интересного можно увидеть и услышать.
Однако следует также отметить факторы, препятствующие развитию исследовательской деятельности дошкольника. Одинаково неблагоприятными представляются две противоположные ситуации:
1. Условия, при которых
все действия ребенка
2. Если все желания ребенка удовлетворяются немедленно и безо всяких усилий с его стороны, если родители оберегают его от малейшего проявления самостоятельности, если он выключен из контакта со сверстниками, в процессе которого приходится самостоятельно отстаивать свои интересы – потребность в поисковой активности также не развивается, угасает.
Итак, формирование экологических знаний, воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами должно быть полноценно осуществлено в дошкольный период, сочетая с экологическим воспитанием в семье.
3.4. Выводы по главе III
Практическое исследование эксперимента как метода экологического образования детей в старшем дошкольном возрасте позволяет сделать следующие заключения: