Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:01, контрольная работа
Понятия «экстраверсия» и «интроверсия» прочно вошли в современный лексикон почти каждого человека. В обыденном сознании под экстраверсией понимается общительность, активность и даже веселость, а под интроверсией — замкнутость, застенчивость, неумение общаться.
В настоящее время существует уже множество теорий психологических типов, но среди них имеются только несколько теорий, направленных на изучение таких индивидуально-психологических различий человека, как экстраверсия и интроверсия.
Рецензия………………………………………………………………………3 стр.
Введение……………………………………………………………………...4 стр.
Понятие экстраверсии и интроверсии……………………………….5 стр.
Теория К.Г. Юнга……………………………………………………..6 стр.
Модель личности Г. Айзенка…………………………………………9 стр.
Экстраверсия и интроверсия в соционике…………………………11 стр.
Заключение………………………………………………………………….14 стр.
Список литературы…………………………………………………………15 стр.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НОВГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ
ГОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»
Заочное
отделение
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу: «Психология и педагогика»
на
тему: «Экстраверсия
и интроверсия»
Великий Новгород
2010 г.
Содержание
Рецензия…………………………………………………………
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Понятия «экстраверсия» и «интроверсия» прочно вошли в современный лексикон почти каждого человека. В обыденном сознании под экстраверсией понимается общительность, активность и даже веселость, а под интроверсией — замкнутость, застенчивость, неумение общаться.
В настоящее время существует уже множество теорий психологических типов, но среди них имеются только несколько теорий, направленных на изучение таких индивидуально-психологических различий человека, как экстраверсия и интроверсия. Наиболее популярными из них является теория психологических типов К.Г. Юнга, где он впервые ввел понятия «экстраверсия» и «интроверсия», и теория Г. Айзенка, в которой в основном рассматривалось количественное соотношение экстраверсии и интроверсии у конкретного субъекта. Также широкое распространение получает сейчас учение — соционика.
Актуальность
исследования определяется тем, что
до сих пор в психологии не уточнены
отдельные характеристики данных психологических
типов: причины их появления, их связь
с темпераментом, характером человека,
а также с влиянием на личностный рост
и самосовершенствование.
1.
Понятие экстраверсии
и интроверсии
Экстраверсия - отношение или позиция, характеризующиеся концентрацией интереса к внешним объектам. Способ психологической ориентации, в котором движение энергии осуществляется по направлению к миру внешнему. [2]
Экстраверсия характеризуется интересом к внешнему объекту, отзывчивостью и готовностью воспринимать внешние события, желанием влиять и оказываться под давлением событий, потребностью вступать во взаимодействие с внешним миром, способностью выносить суматоху и шум любого рода, а в действительности, находить в этом удовольствие, способностью удерживать постоянное внимание к окружающему миру, заводить много друзей и знакомых без особого, впрочем, разбора, и, в конечном итоге, присутствием ощущения огромной важности быть рядом с кем-то избранным, а следовательно, сильной склонностью демонстрировать самого себя.
Соответственно
жизненная философия
Интроверсия - способ психологической ориентации, в котором движение энергии осуществляется по направлению к внутреннему миру. [2]
Интроверсией называется обращение либидо вовнутрь. Этим выражается негативное отношение субъекта к объекту. Интерес не направляется на объект, но отходит от него назад на субъекта. Человек с интровертной установкой думает, чувствует и действует таким способом, который явственно обнаруживает, что мотивирующая сила принадлежит прежде всего субъекту, тогда как объекту принадлежит самое большее вторичное значение. Интроверсия может иметь более интеллектуальный и более чувствующий характер, точно так же она может быть отмечена интуицией или ощущением. Интроверсия активна, когда субъект желает известного замыкания от объекта, она пассивна, когда субъект не в состоянии вновь обратно направить на объект тот поток либидо, который струится от объекта назад, на него. Если интроверсия привычна, то говорят об интровертном типе.
Интроверт
постоянно должен доказывать, что все,
что он делает, основывается на его собственных
решениях и убеждениях и никогда не зависит
от влияния других, желания кому-то понравиться
или снискать расположение какого-то лица
или мнения. [5]
2.
Теория К.Г. Юнга
Понятия экстраверсия и интроверсия введены в психологию К.Г. Юнгом. Юнг утверждает, что каждому человеку присущи оба механизма, экстраверсии и интроверсии, и лишь относительный перевес того или другого определяет тип. [6]
Согласно типологии личности, разработанной Юнгом, выделяются следующие типы:
1)
мыслительный (интеллектуальный) —
создает формулы, схемы,
2) чувствительный (сентиментальный, эмоциональный) — преобладает отзывчивость, способность к сопереживанию, более женский тип;
3)
сенсорный — довольствуется
4) интуитивный — находится в творческом поиске, новые идеи приходят в результате озарения, но они не всегда продуктивны и требуют доработки.
Каждый из перечисленных типов может быть как интровертированным, так и экстравертированным. [10]
В одном случае движение интереса направлено на объект, а в другом случае оно отвращается от объекта и направляется к субъекту, на его собственные психические процессы. В первом случае объект действует на тенденции субъекта подобно магниту: объект притягивает их и в значительной мере обусловливает субъекта, - более того, он настолько отчуждает субъекта от самого себя, так изменяет его качества в смысле приравнивания к объекту, что можно подумать, будто объект имеет большее и, в конечном счете, решающее значение для субъекта, будто полное подчинение субъекта объекту является, в известной мере, абсолютным предопределением и особым смыслом жизни и судьбы. Во втором случае, наоборот, субъект является и остается центром всех интересов. Создается впечатление, будто вся жизненная энергия направлена в сторону субъекта и поэтому, всегда препятствует тому, чтобы объект приобрел какое бы то ни было влияние на субъекта. Кажется, будто энергия уходит от объекта, будто субъект есть магнит, стремящийся притянуть к себе объект.
Если человек мыслит, чувствует и действует - одним словом, живет так, как это непосредственно соответствует объективным условиям и их требованиям как в хорошем, так и в дурном смысле, то он экстравертен. Он живет так, что объект в качестве детерминирующей величины, очевидно, играет в его сознании более важную роль, нежели его субъективное воззрение. Он имеет, конечно, и субъективные воззрения, но их детерминирующая сила меньше, чем сила внешних, объективных условий. Поэтому он совсем и не предвидит возможности натолкнуться внутри себя на какие-нибудь безусловные факторы, ибо он знает таковые только во внешнем мире. [9]
Опасность для экстраверта заключается в том, что он вовлекается в объекты и совершенно теряет в них себя самого. Возникающие вследствие этого функциональные (нервные) или действительно телесные расстройства имеют значение компенсаций, ибо они принуждают субъекта к недобровольному самоограничению. Классические случаи истерии всегда отличаются преувеличенным отношением к лицам окружающей среды; другой характерной особенностью этой болезни является прямо-таки подражательная приноровленность к обстоятельствам. Основная черта истерического существа - это постоянная тенденция делать себя интересным и вызывать впечатление у окружающих. Вследствие общей экстравертной установки мышление ориентируется по объекту и по объективным данным.
Такое ориентирование мышления ведет к ярко выраженной особенности. Мышление совсем не должно быть чисто конкретным мышлением фактов; оно точно так же может быть чисто идейным мышлением, если только установлено, что идеи, при помощи которых протекает мышление, более заимствованы извне, то есть переданы традицией, воспитанием и ходом образования. Итак, критерий для суждения о том, экстравертно ли мышление, заключается прежде всего в вопросе, по какому мерилу направляется процесс суждения, - передается ли это мерило извне, или же оно имеет субъективный источник. Дальнейшим критерием является направление умозаключений, а именно вопрос: имеет ли мышление преимущественное направление на внешнее или нет. [4]
Интровертный
тип отличается от экстравертного тем,
что он ориентируется преимущественно
не на объект и не на объективно данном,
как экстравертный, а на субъективных
факторах. У интровертного между
восприятием объекта и его
собственным действием