Элементарная сенсорная психика: нижний уровень; высший уровень

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 18:03, контрольная работа

Краткое описание

Предмет зоопсихологии - психика животных - представляет собой результат некоторой предварительной обработки: некоторого предварительного расчленения и структурирования действительности. В зависимости от принципов (методов) структурирования, принятых в данное время, и определяется предмет науки. Предмет познания развивается вместе с развитием познавательной деятельности. Предмет зоопсихологии, как и предметы других наук, с течением времени претерпевал изменения.

Содержание

Введение 3
1. Концепция Леонтьева – Фабри 5
2. Элементарная сенсорная психика 8
2.1 Низший уровень сенсорной психики 8
2.1.1 Простейшие 8
2.1.2 Кишечнополостные 14
2.1.3 Плоские черви 16
2.2 Высший уровень элементарной сенсорной психики 17
2.2.1. Кольчатые черви 19
2.2.2 Моллюски 20
Заключение 22
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Зоопсихология к.р..docx

— 98.09 Кб (Скачать файл)

Поведение брюхоногих моллюсков, обитающих в разных средах, уже  достаточно разнообразно. В частности, они проявляют довольно сложное половое поведение, выражающееся в своеобразных брачных танцах. Оплодотворенные яйца улитки откладывают в специально выкопанные ямки, отверстия которых после окончания кладки тщательно заделывают. Некоторые виды заключают яйца в специальный кокон из застывающей на воздухе пены.

Условные рефлексы у улиток вырабатываются примерно так же как  у кольчатых червей, аналогичным образом они обучаются и в Т-образном лабиринте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Итак, на низшем уровне элементарной сенсорной психики поведение  животных выступает в достаточно разнообразных формах, но все же с примитивными проявлениями психической  активности. Простейшим свойственна  элементарная форма психического отражения - ощущение, т.е. чувствительность в  собственном смысле слова. Как утверждает Леонтьев, даже низший уровень психического отражения не является низшим уровнем  отражения вообще, существующего  в живой природе, в частности  растениям присуще допсихическое отражение, при котором имеют место лишь процессы раздражимости.

Степень и качества психического отражения определяются тем, насколько  развиты способности к движению, пространственно-временной ориентации и к изменению врожденного  поведения. У простейших встречаются  разнообразные формы передвижения в водной среде только на самом  примитивном уровне инстинктивного поведения – кинезов10. Ориентация поведения осуществляется только на основе ощущений и ограничена элементарными формами Таксис11.

Это значит, что поисковая  фаза инстинктивного поведения у  них еще крайне плохо развита  и лишена сложной, многоэтапной структуры. Во многих случаях эта фаза вообще отсутствует. Во всем этом проявляется  не только исключительная примитивность  инстинктивного поведения на данном уровне, но и предельная скудность  содержания психического отражения. Как  уже отмечалось, в отдельных случаях  у простейших встречаются и положительные  элементы пространственной ориентации. Так, например, амеба в состоянии  находить пищевой объект на расстоянии до 20-30 микрон. Зачатки активного  поиска жертвы существуют, очевидно, и  у хищных инфузорий. Однако во всех этих случаях положительные таксисные реакции еще не носят характера подлинного поискового поведения, поэтому эти исключения не меняют общую оценку поведения простейших, а тем более характеристику низшего уровня элементарной сенсорной психики в целом.

На этом уровне дистантно распознаются преимущественно отрицательные компоненты среды; биологически "нейтральные" же признаки положительных компонентов, как правило, еще не воспринимаются на расстоянии как сигнальные.

Таким образом, психическое  отражение на низшем уровне своего развития выполняет в основном сторожевую функцию и отличается поэтому характерной "однобокостью". Что касается пластичности поведения простейших, то и здесь простейшие обладают лишь самыми элементарными возможностями. Это вполне закономерно: элементарному инстинктивному поведению может соответствовать лишь элементарное неассоциативное научение, представленное наиболее примитивными формами.

Тем не менее при всей своей примитивности поведение простейших является все же достаточно сложным и гибким, в тех пределах, которые необходимы для жизни в своеобразных условиях микромира. Эти условия отличаются рядом специфических особенностей, и этот мир нельзя себе представить как просто во много раз уменьшенный макромир. В частности, среда микромира является менее стабильной, чем среда макромира, что проявляется, например, в периодическом высыхании маленьких водоемов, С другой  стороны, непродолжительность жизни микроорганизмов и частая смена их поколений делают излишним - развитие более сложных форм накопления индивидуального опыта. Как уже отмечалось, простейшие не являются однородной группой животных, и различия между их разными формами очень велики. Высшие представители этого типа во многих отношениях развивались в своеобразных формах неклеточного строения параллельно низшим многоклеточным беспозвоночным животным. В результате высокоразвитые простейшие проявляют подчас даже более сложное поведение, чем некоторые многоклеточные беспозвоночные, также стоящие на низшем уровне элементарной сенсорной психики. К этому же уровню относятся и некоторые представители типа хордовых, например асцидии. Это служит наглядным подтверждением отмеченной выше закономерности: психологическая классификация не вполне совпадает с зоологической, так как одни представители одной и той же таксономической категории могут еще находиться на более низком психическом уровне, а другие - уже на более высоком.

Как уже отмечалось, наиболее низкоорганизованные формы многоклеточных беспозвоночных стоят на том же уровне психического развития, что и высшие представители простейших. Но то, что здесь не обнаруживаются существенные различия в поведении, несмотря на глубокие различия в строении, не должно нас удивлять, ибо, как уже говорилось, простейшие олицетворяют собой совершенно особую, рано отклонившуюся филогенетическую ветвь, которая до известных пределов развивалась параллельно ветви низших многоклеточных животных.

Давая общую оценку поведению  низших многоклеточных беспозвоночных, Фабри отмечает, что, очевидно, первично главная функция еще примитивной нервной системы состояла в координации внутренних процессов жизнедеятельности в связи со все большей специализацией клеток и новых образований - тканей, из которых строятся все органы и системы многоклеточного организма. "Внешние" же функции нервной системы определяются степенью внешней активности, которая у этих животных находится на еще невысоком уровне, зачастую не более высоком, чем у высших представителей простейших. Вместе с тем строение и функции рецепторов, как и "внешняя" деятельность нервной системы, значительно усложняются у животных, ведущих более активный образ жизни. Особенно это относится к  свободно живущим, активно передвигающимся формам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.      Вилкок Д. Психогенетика и эволюция поведения // Актуальные проблемы

         генети-поведенкя. Л., 1975.

2.      Воронин Л.Г. Эволюция высшей нервной деятельности. М., 1977.

3.      Дембовский Я. Психология животных. М., 1959.

4.      Зорина  З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. "Основа этологии и

          генетики поведения". М.: "Высшая школа", 2002.

5.      Зорина  З.А., Полетаева И.И. Элементарное  мышление животных. М., 2001.

6.      Савельев  С.В. Введение в зоопсихологию.  М., 2000.

7.      Сергеев  Б.Ф. Ступени эволюции интеллекта. М., 1986.

8.      Фабри  К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

Тема 1. История  и методы зоопсихологии.

3. Составляющие  поведения и психики животных  по Дарвину.

 Наблюдая за поведением  животных в естественной среде  и неволе, Дарвин выделил три  категории поведения: инстинкт, способн ость к обучению и элементарную «способность к рассуждению». Инстинкты в понимании Дарвина – «акты, которые могут быть выполнены после некоторого опыта одинаково многими особями одного вида, без понимания цели, с которой действия производятся».

4. В чем видел  Дарвин разницу между человеком  и высшими животными?

Разницу между психикой человека и высших животных, как бы она  ни была велика, он определял как  разницу «в степени, а не в качестве».

Самую сильную черту отличия  человека от животных составляет нравственное чувство, или совесть. И господство его выражается в коротком, но могучем  и крайне выразительном слове  «должен».

7. Критерии, предложенные  Вагнером для различения врожденного  и приобретенного поведения.

Вагнер отмечал, что, поскольку  индивидуально-приобретенное поведение  всегда связано с биологически важными  ситуациями, провести границу между  ним и врожденным поведением трудно. Для возможности разграничения  врожденного и приобретенного поведения  он рекомендовал использовать ряд критериев: анатомо- физиологический, онтогенетический и биопсихологический.

Однако применение анатомо-физиологического критерия сразу же привело самого автора к ошибочному заключению. Он утверждал, что "разумные" способности  есть только у животных, обладающих корой, хотя уже в то время были известны многочисленные факты успешного  обучения разных видов беспозвоночных животных. Способность к обучению позвоночных со слабо развитой корой  также свидетельствует об ограниченности подобного критерия. Возможно, что  именно здесь лежат истоки бытовавшего  вплоть до недавнего времени представления  о том, что у птиц преобладают  инстинктивные формы поведения, а способность к обучению ограничена, поскольку у них практически  отсутствует новая кора.

 Онтогенетический критерий  предполагает, что развития инстинктов  как такового не происходит. Инстинкты,  по Вагнеру, имеют последовательные  возрастные стадии, которые сменяют  друг друга, тогда как "разумные" способности развиваются постепенно.

 Биопсихологический критерий  оценивает возможность животного  выбирать, какое из действий совершить: "разумные действия" отождествляются  с таким выбором (в противоположность  жесткости инстинктивных движений). Кроме того, в отличие от инстинкта, "разумные" действия могут быть  очень сложными и осуществляться  достаточно редко. Следует отметить, однако, что этот критерий также нельзя считать удачным, потому что, как уже было известно в начале XX в. и хорошо известно сейчас, многие инстинктивные действия также отличаются большой сложностью, содержат много элементов, жестко соединенных между собой, и могут осуществляться, например, всего один раз в год, занимая совсем небольшой промежуток времени. В качестве примера можно привести многие эпизоды поведения птиц в период размножения или сложное поведение общественных насекомых.

10. Кто впервые  осуществил опыт по обучению  шимпанзе язык? Имя этой шимпанзе?

Впервые такой опыт осуществили  американские ученые Беатрис и Аллен  Гарднер (Gardner, Gardner, 1969; 1985).

В 1966 году у них в доме появилась 10-месячная самка шимпанзе Уошо, которую они растили, как ребенка. С ней постоянно занимались воспитатели, которые в присутствии обезьяны и между собой общались только с помощью амслена (AMSLAN — American Sign Language) — жестового языка глухонемых. Предполагалось, что обезьяна начнет подражать людям, но ее пришлось обучать жестам специально, особенно в начальный период. В возрасте 3 лет Уошо усвоила уже 130 знаков, к месту употребляла их, объединяла “слова” в небольшие предложения, придумывала собственные, шутила и даже ругалась.

Работа Гарднеров оказала огромное влияние на представления ученых не только о возможностях психики животных, но и о происхождении человеческого мышления. Полученные ими данные были поистине сенсационными. Их эффект можно было сравнить только с впечатлениями ученых от опытов В.Келера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. Происхождение  и развитие психики.

3. Какие формы  обучения доступны представителям  низшего уровня сенсорной психики?

Простейшие обладают лишь самыми элементарными возможностями. Это вполне закономерно: элементарному  инстинктивному поведению может  соответствовать лишь элементарное научение. Последнее представлено наиболее примитивной формой – привыканием, и лишь в отдельных случаях  встречаются зачатки ассоциативного научения.

Привыкание: под привыканием  понимается прекращение реакции  на постоянно действующий  аздражитель. По принятой системе классификации обучения его относят к типу неассоциативного обучения. Если к поверхности крохотного аквариума, где находится спиростомум, прикоснуться кончиком карандаша, вызвав колебание пленки поверхностного натяжения, а вслед за ней и толщи воды, все находящиеся там инфузории мгновенно, как по команде, прекратят движение и съежатся в комочек. Испуг от неожиданного вторжения в их маленький мир скоро пройдет, тела инфузорий вытянутся, и они как ни в чем не бывало продолжат свое движение. Притрагиваясь раз за разом к поверхности аквариума, удается приучить его обитателей меньше бояться безобидного воздействия. Скоро инфузории перестанут полностью сжиматься и будут быстрее возобновлять обычное движение. Проявив настойчивость, можно приучить спиростомумов совершенно не обращать внимание на сотрясение воды, не сжиматься в комочек и не прекращать движения.

Об ассоциативном научении можно говорить в тех случаях, когда устанавливается временная связь между биологически значимым и "нейтральным", точнее, биологически маловалентным раздражителем. Именно такую связь Брамштедту удалось выработать у туфельки, которая, как уже отмечалось, не реагирует заметным образом на изменение освещения, но весьма чувствительна к температурным изменениям. Если в эксперименте затенить одну половину капли воды, в которой плывут парамеции, и при этом подогреть освещенную часть капли, то вскоре инфузории соберутся в холодной темной части, но останутся там (в течение 15 минут) и после того, как температура в обеих частях капли будет уравновешена.

Информация о работе Элементарная сенсорная психика: нижний уровень; высший уровень