Эмоции в учебной деятельности школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 14:58, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования- изучение эмоций, их проявлений в учебной деятельности школьника.
Задачи исследования:
1. Обзор психолого-педагогических источников по теме исследования.
2. Анализ авторских определений понятия « эмоции».
3. Установить различия в проявлении эмоций в среднем школьном и старшем школьном возрасте.

Содержание

Введение…… …………………………………………………………......2
Глава 1. Понятие эмоций…………………………………………………3
1.1.Значение эмоций в жизни человека……………………………….....3
1.2.Физиология эмоций…………………………………………………..10
1.3.Общие закономерности эмоций и чувств…………………………...15
Глава 2.Эмоции в учебной деятельности школьника……… ………….18
2.1.Развитие эмоций у детей……………………………………………...18
2.2.Развитие эмоций в школьном возрасте………………………………20
Заключение…………………………………………………… …………..36
Список используемой литературы…………………………… …………38

Вложенные файлы: 1 файл

Эмоции в учебной деятельности школьник1.docx

— 92.66 Кб (Скачать файл)

     Так, перед угрозой разоблачения распадается связь между членами преступной группы, возникает внутригрупповая"грызня", члены группы начинают искать индивидуальные выходы из конфликтной ситуации.

      Возможен и неадаптивный" уход" от стрессовой ситуации - индивид направляет свою активность на решение второстепенных проблем, уходит от "давления жизни" в мир своих увлечений или даже грез и несбыточных мечтаний.

      Насколько грубо общество вторгается в мир наших желаний, насколько же мощно оно позволяет себе диктовать нам наши чувства. Все люди знают, что если тебя обидели, надо обидеться. И этот принцип никогда, никто не поставит под сомнение. Если ты купил что – то новое, надо радоваться. Рождение ребенка– это счастье. А смерть близких– это горе. Измена мужа – беда. А новое увлечение жены – крах для семьи. Откуда мы знаем, что на эти факты нужно реагировать именно так, как мы реагируем сейчас? Возможно, некоторые линии эмоциональных реакций не указаны, но это не значит, что их у нас нет. Они у нас есть.

     Эмоции – особый класс свойственных личности психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности[9, c 2].

     Эмоции – это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности[9, c2].

     Таким образом человеческие эмоции являются положительной ценностью. Человеческая жизнь невозможна без эмоций. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность на совместную деятельность и общение. Примером тому является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контакте друг с другом.

     Данный факт не только убедительно доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессий на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ.

     Человек наделен разумом и способен контролировать свои эмоции, оценивать их (правда, иногда не совсем верно), скрывать их или давать им волю, или даже симулировать их в зависимости от ситуации.

     Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает опотребностей значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.

 

             1.3 Общие закономерности эмоций  и чувств

 

     Возникновение и угасание эмоций и чувств подчинены всем закономерностям формирования и функционирования условного рефлекса.

     Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс однородных объектов. Таким образом, одной из закономерностей чувств является их обобщенность и возможность переноса.

     Другая закономерность - притупляемость чувств под влиянием длительно действующих раздражителей. Любимая песня надоедает, если ее постоянно и повсюду слышишь; шутка, повторяемая слишком часто, не вызывает смеха. Воздействие, вызывающее новые чувства, обычно предпочитается привычным надоевшим воздействиям.

     Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные чувства. Человек в известной мере привыкает ко всему, в том числе и к отрицательным воздействиям (к плохому запаху, неприглядным картинам, неуютной обстановке и т. п.). Притупление отрицательных чувств опасно, поскольку они сигнализируют о неблагоприятной обстановке, побуждая к ее изменению.

     Различные чувства, возникающие при воздействии разнообразных раздражителей, сопоставляются и влияют друг на друга, взаимодействуют. Чувство досады от неэтического поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации. Удовольствие сильнее чувствуется вслед за неудовольствием. Чем труднее судьба героя романа, тем радостнее воспринимается благополучный исход его заключений. Это контраст чувств.

      Одна из закономерностей чувств - их суммация. Чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммации чувства у нас укрепляются любовь и уважение к родителям,другу, родным местам. Накопление отрицательных переживаний (жизненных невзгод, неприятностей) может привести к аффекту, очень сильной реакции по поводу внешне незначительного события. В результате суммации чувств повышается эмоциональная чувствительность к тем или иным событиям.

      Эмоциональные состояния могут замещаться. Так, неудача в одной деятельности может компенсироваться успехом в другой деятельности.

      Одна из закономерностей эмоций - их переключаемость. Эмоции, не удовлетворенные в отношении одного объекта, могут переноситься на другие объекты (всем знакомо явление "возмещения зла на слабом").

      В ряде случаев эмоции взаимно несовместимы - амбивалентны, возникает внутри личностная конфликтная ситуация. (Так, у отца - алкоголика любовь к семье противоборствует с ненавистью к ней, когда его лишают возможности принять алкоголь). Конфликт между противоположными чувствами изживается различными способами: вытеснением чувств под каким-либо"оправдательным"предлогом, искажением отдельных представлений.

     Эмоции и чувства имеют внешнее выражение- экспрессию. Внешне эмоции и чувства выражаются движениями мышц лица (мимика),мышц тела(пантомимика, жесты, поза, осанка), изменениями тона голоса, темпа речи. Вглядитесь в картины Репина, Федотова, Сурикова и других мастеров живописи. Их талант очень верно запечатлел внешнее выражение сложных человеческих чувств - мук и страдания, горести и печали, юмора и веселья.

     Печаль или уныние сопровождаются расслаблением скелетных мышц (согнутая спина, опущенные руки, склоненная на грудь голова), замедлением и неуверенностью движений. В мимике эти чувства выражаются сведением бровей, опусканием уголков рта, появлением характерных складок на лбу, от носа к уголкам рта.

      Иное выражение эмоций радости: мышечный тонус повышен, осанка прямая, плечи развернуты, движения энергичны и точны, брови в спокойном состоянии [ 13, с 67 ].

     Большая группа мимических мышц лица создает типичные эмоциональные выражения. При этом активность левого полушария отражается на правой части лица, а активность правого полушария - на его левой части. Левая и правая части лица по-разному выражают реакции на эмоциональные факторы. Работа правого полушария выражается в эмоциональной непосредственности левой половины лица. Здесь можно увидеть"истинное"чувство. На правой же половине лица эмоции выражаются более  проконтролированным левым ("рациональным") полушарием.

     Некоторые эмоциональные движения являются остатком (рудиментом) тех действий, которые у наших далеких предков имели биологическое значение -использовались для нападения или защиты: оскал зубов, сжимание кулаков при гневе, пригибание головы при страхе, вздрагивание при испуге.

     Однако многие внешние выражения эмоций нельзя считать рудиментом. Они - механизм общения. Тональность голоса, мимика, жесты помогают людям понять друг друга, создают внеречевую(паралингвистическую)коммуникацию.

     Мимика человека воспитывается социальной средой и служит средством адаптации к ней. Человек путем непроизвольного подражания усваивает от окружающих людей типовые схемы, образы выражения печали, страха, надежды, гнева, ненависти и любви, принятые в данном социуме.

      Эмоционально выразительные движения лица служат первым средством общения между матерью и ребенком. Мы легко замечаем чувства других людей по выражению их лица. Выразительные движения придают живость и энергию нашей речи. Они раскрывают наши мысли и намерения иногда более явно, чем слова.

      Человек не идет на поводу у эмоций. Волевыми усилиями он может регулировать свое эмоциональное состояние. Наряду с этим эмоции остаются мощным фактором регуляции поведения даже в структуре волевого действия. Высшие эмоции органически включаются в волевую регуляцию человеческого поведения. Так, чувство долга обеспечивает достижение сознательно поставленных социально значимых целей.

     Сознательная, рациональная регуляция поведения, с одной стороны, побуждается эмоциями, но, с другой, - противостоит текущим эмоциям. Волевые действия совершаются вопреки конкурирующим эмоциям. Человек действует, превозмогая боль, жажду, голод и всевозможные влечения.

     Эмоции доминируют там, где сознательная регуляция поведения недостаточна, но это не значит, что чем сознательнее действие, тем меньшую значимость имеют эмоции.

     Таким образом, в сознательных действиях эмоции обеспечивают их энергетический потенциал и усиливают то направление действия, результативность которого наиболее значима и вероятна. Эмоции социализированного индивида несут регуляционную"вахту" в содружестве с разумом. Волевая регуляция не снимает эмоциональной регуляции, она обеспечивает баланс эмоций и разума, уравновешенность объективного и субъективного в психической деятельности человека.

 

                Глава 2. Эмоции в учебной деятельности школьника

 

                              2.1 Развитие эмоций у детей

 

     Эмоциональная сфера, жизнь чувств проходит у ребёнка длинный путь развития, прежде чем достигнет той сложности и многообразия, которые доступны взрослому человеку.

     Ребенок рождается с некоторыми безусловными аффективными реакциями. Эти реакции на протяжении онтогенеза трансформируются в сложные эмоциональные процессы, что составляет сущность последующего развития человеческих чувств. Новорожденный уже способен испытывать страх, неудовольствие и удовольствие.

     Самые ранние эмоциональные проявления ребёнка связаны, прежде всего с органическими потребностями и ощущениями. Потребность в пище, ощущения холода и мокроты, утрата равновесия, давление и препятствие свободе движений вызывают первые отрицательные реакции ребёнка эмоционально-аффективного типа, аналогичные реакции страха, гнева и др.               Ласка уже очень рано, через несколько недель после рождения, вызывает многообразные внешние проявления, обычно связанные с чувством удовольствия: общее возбуждение, потягивания, вздохи, ускорение пульса и периферического кровообращения, больший блеск глаз и пр. Аналогичное возбуждение вызывают движения. Мышечные, кинестетические ощущения очень рано порождают проявления, напоминающие выражение радости, - общее возбуждение, вздрагивание, гортанные звуки и щебетание,  очень похожее на выражение удовольствия. С возрастающей лёгкостью движений сопровождающие их положительные эмоциональные проявления увеличиваются.

     Важнейший этап в дальнейшем эмоциональном развитии ребёнка наступает тогда, когда не только ощущения, но уже и представления начинают вызывать всё более многообразные и сложные чувства. На этой новой основе возникают новые чувства, отражающие всё более сложную и всё более сознательную жизнь. Расширяется круг тех явлений, которые вызывают эмоции. Не только сильный шум или утрата равновесия, но и целый ряд других явлений, необычных для ребёнка или представляющихся ему на основании его расширяющегося опыта угрожающими, опасными, могут уже вызвать у него страх. Необходимым становится в связи с этим достаточно бережное и правильное обращение с ребёнком, чтобы не внедрить в него уже в ранние годы ненужного страха перед целым рядом явлений.

     Заодно с расширением круга явлений, которые вызывают у ребёнка определённые, уже доступные ему эмоции, расширяется и круг эмоций или чувств, доступных ребёнку. Рано проявляется у ребёнка чувство симпатии к близким людям, непосредственно его окружающим, заботящимся о нём. Это чувство симпатии постепенно начинает распространяться на более широкий круг людей, обнимая и тех, кто менее близко соприкасается с ребёнком, на животных и т.д. Оно становится вместе с тем всё более сознательным.

     С этого, сначала очень несложного, чувства симпатии начинается развитие у ребёнка социальных чувств. В связи с развитием социальных чувств совершается и развитие личностных чувств - самолюбия, чувствительности к обиде, к порицанию и к похвале и т. д.

      При рассмотрении эмоциональных реакций в качестве сигналов удовлетворения тех или иных потребностей ребенка можно заключить, что врожденной эмоциональной обусловленностью обладают следующие потребности:

- самосохранение (страх);

- в свободе движения (гнев);

- в получении специфических  раздражителей, свидетельствующих о психической защищенности(удовольствие).

     С точки зрения таких ученных, как Э. Гельгорн и Дж. Луфтборроу, именно эти потребности составляют основу эмоциональной жизни человека.

     Общую тенденцию развития эмоциональной сферы точно выразил Г.Мюнстерберг: "Вначале чувствования вызываются только состояниями собственного тела ребенка. Голод, усталость и физическое раздражение неприятны, легкое возбуждение и принятие пищи приятны; позднее предметы внешнего мира и люди доставляют удовольствие и неудовольствие, а затем, наконец, достигается та стадия, когда вещи заменяются словами, и объекты мысли становятся источниками удовлетворения и неудовлетворения. Формирование чувства можно представить как более или менее длительное обобщение, своеобразную кристаллизацию сходных по своей субъективной окраске или предмету эмоциональных явлений. Так, первое чувство симпатии к ближайшему взрослому возникает на основе длительного накопления удовлетворяющих ребенка (а значит, и приятных)актов ситуативно– личностного общения. Понятно, что такое чувство может возникнуть только по отношению к человеку, достаточно регулярно общающемуся с ребенком. Причем именно общение, а не просто удовлетворение витальных потребностей является наилучшим условием возникновения положительных эмоций. Об этом свидетельствует и факт ранней и повышенной чувствительности младенцев к словесным воздействиям уже в первом полугодии жизни.

    Таким образом, по мере развития первичной симпатии у ребенка возникает и синтония как способность откликаться на эмоциональное состояние другого человека. Синтония, в свою очередь, является основой сопереживания как способности "присваивать"основные свойства эмоционального состояния другого человека и вчувствоваться в его жизненную ситуацию (или сочувствию)становится основой про социальной мотивации уже в дошкольном возрасте.

Информация о работе Эмоции в учебной деятельности школьника