Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 14:58, контрольная работа
Цель исследования- изучение эмоций, их проявлений в учебной деятельности школьника.
Задачи исследования:
1. Обзор психолого-педагогических источников по теме исследования.
2. Анализ авторских определений понятия « эмоции».
3. Установить различия в проявлении эмоций в среднем школьном и старшем школьном возрасте.
Введение…… …………………………………………………………......2
Глава 1. Понятие эмоций…………………………………………………3
1.1.Значение эмоций в жизни человека……………………………….....3
1.2.Физиология эмоций…………………………………………………..10
1.3.Общие закономерности эмоций и чувств…………………………...15
Глава 2.Эмоции в учебной деятельности школьника……… ………….18
2.1.Развитие эмоций у детей……………………………………………...18
2.2.Развитие эмоций в школьном возрасте………………………………20
Заключение…………………………………………………… …………..36
Список используемой литературы…………………………… …………38
Поведение первоклассников также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.
Став школьником, и приступив к овладению премудростям учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.
Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появление этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия:с порога школы от ребенка требуют того,что только еще должно быть сформировано.
Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического ,психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы. Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.
Самое важное и необходимое для ребенка любого возраста, а для первоклассника особенно – это правильный режим дня. Большинство родителей знают это, но на практике довольно трудно убедить, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Очень важно иметь расписание дня, составленное вместе с ребенком, и главное – его соблюдать. Нельзя требовать от ребенка организованности и самоконтроля, если сами родители не в состоянии соблюдать ими же установленные правила.
Вхождение в школьный коллектив, расширение круга интересов и изменения характера связей с окружающими приводит к новому развитию социальных чувств. Иной характер приобретают товарищеские и дружеские чувства. Чувства симпатии становятся более сознательными, мотивированными и более прочными; завязываются товарищеские связи, которые иногда объединяют детей на много лет. Ввиду особой роли, которая принадлежит учителю в школе, существенное место в эмоциональной жизни ребенка в школьные годы может и должно занять отношение к учителю.
При правильной постановке общественного воспитания в школе чувства рано начинают выходить за пределы ближайшего окружения. Если при воспитании ребенка в замкнутой буржуазной семье или мнимо "аполитичной"школе все чувства ребенка обычно ограничены сферой узко личных отношений, то это ни в коем случае не является будто бы всеобщей возрастной закономерностью. Нашим, даже младшим, школьникам оказываются доступными чувства симпатии к угнетенным, негодование по отношению к их угнетателям, восхищение перед героизмом летчиков и т.п.
Наряду с высоким развитием эстетического чувства у некоторых совсем меленьких детей, нередко приходится наблюдать большую еще незрелость в этом отношении у школьников. Маленькие школьники, например, редко умеют отличить художественное совершенство или несовершенство игры актера от привлекательности или непривлекательности изображаемого им действующего лица и т. п. Развитие эстетических чувств, связанных с пониманием художественной ценности произведений искусства, требует специальной культуры, эстетическое воспитания.
Значительные сдвиги происходят в процессе развития в дифференцированной эмоции и их объективности. Эмоции становятся менее диффузны. У ребенка эмоциональное отношение к предмету распространяется на все его части и с частей на весь предмет. Дети в начале школьного возраста могут найти красивым даже самый безобразный почерк, если ребенку, которому он принадлежал, им симпатичен. Лишь позднее эмоциональные оценки становятся более дифференцированными и объективными– ребенок мог быть симпатичен, а почерк его– не нравиться, и наоборот, -ребенок может не нравиться, а почерк его– признан красивым.
Младший школьник должен выполнить ряд ответственных школьных обязанностей, что влечет за собой соответствующие оценки учителя, коллектива класса, а также те или иные реакции домашних. И все это рождает у ребенка определенные переживания: удовлетворение, радость от похвалы, огорчение, недовольство собой, переживание своих недостатков по сравнению с товарищами и т. д.
Неудачи при выполнении заданий могут порождать у отдельных детей чувство раздражения по отношению к окружающим, недоброжелательство, зависть к товарищам, заслужившим похвалу; могут даже породить побуждение досадить учителю или классу. Но если такие неудачи не носят длительного характера и ребенок не чуждается коллектива, то они проводят обычно к возникновению острого желания занять в классе и дома достойное место, вызывают стремление учиться лучше, чтобы добиться успеха.
В этом случае выполнение учебных заданий становится основой таких переживаний, как волнение, неуверенность в себе, радость при наметившемся успехе, беспокойство по поводу того, что дальше пойдет хуже, успокоение в связи с тем, что все – таки удалось выполнить задание, и т.д.
Именно небезразличное отношение к успеху или неуспеху объясняет то состояние волнения, которое обычно испытывает маленький школьник при контрольной письменной работе или устном опросе.
Младшие школьники могут бурно реагировать на отдельные задевающие их явления. Показательно эмоциональное поведение маленьких школьников, когда они смотрят спектакль: здесь так отчетливо видны резкие переходы от сочувствия герою к негодованию против его недругов, от печали по поводу его неудач к бурным выражениям радости при его успехе. Подвижность ,многочисленные жесты, переходы от страха к восторгу, резкие изменения в мимике свидетельствуют о том, что многое затрагивает ребенка и приводит к ярким эмоциональным откликам. Это роднит младшего школьника с дошкольниками.
Но в ряде существенных моментов его эмоциональное поведение приобретает новые черты: он начинает уже более сдержанно выражать свои эмоции – недовольство, раздражение, зависть, когда находится в коллективе класса, так как несдержанность в проявлении чувств тут же вызывает замечание.
Способность владеть своими чувствами развивается от года к году. Например, свой гнев и раздражение младший школьник начинает проявлять не столько в моторной форме(он теперь уже не лезет драться, не вырывает что – то из рук),сколько словлено(дразнит, грубит).Переживания злости и стыда более скрытны, но все же они достаточно явны для окружающих.
Формирование выразительной речи и мимики сопровождается развитием способности к сопереживанию. Уровень этого сопереживания различен у первоклассников и третьеклассников. Так, при восприятии фотографий людей, у которых отчетливо выражены эмоций, дети 7 лет правильно квалифицируют гнев, но страх и ужас правильно квалифицируют лишь дети 9-10 лет. Серьезные ошибки и искажения допускают маленькие школьники при восприятии отдельных эмоций людей и в кинокартинах(преимущественно эмоции взрослых людей).
В первые школьные годы у ребенка интенсивно развиваются моральные чувства – чувства товарищества, ответственности за класс, сочувствие к горю окружающих, негодование при чьей – то несправедливости. Переживание таких чувств очень важно– ребенку легче поступать в соответствии с теми нормами, которые внушаются ему взрослыми, именно тогда, когда его что– то эмоционально задевает, когда он живо чувствует необходимость поступить так, а не иначе, когда он испытывает остроту захватывающего его переживания.
Чувства как мотивы поведения младшего школьника занимают большое место в его жизни. И по форме они теперь иные, чем у дошкольника.
Становятся более действенными и проявляются в разнообразных формах мотивы поведения на основе положительных переживаний (сочувствие, расположение, привязанность). Побуждения, связанные с переживаниями сочувствия, дружелюбия, чувства долга, находят свое выражение тогда, когда школьники готовят подарки для маленьких детей в детском саду, когда ведут переписку с детьми других стран, участвуют в делах, направленных на общее благо, собирают макулатуру, сажают деревья, украшают улицы.C такого рода поведением нравственные чувства развиваются и углубляются, превращаются в действенную силу, побуждающую к хорошему поступку.
Но все это происходит при одном непременном условии: добрые и полезные дела, связанные с живым эмоциональным откликом ребенка. Если же такого отклика нет, то никакое дело, сколь полезным ни было бы оно объективно, не внесет изменений во внутренний мир школьника, останется действие лишь формально хорошим, а по существу безразличным, никак не влияющим на духовный облик учащегося, на его внутренний рост.
Дети младшего школьного возраста, подобно дошкольникам, часто испытывают страх перед злой собакой, быком, крысой, змеей, им снятся порой пугающие их сны. Но у них появляются и новые поводы для страха. Для них большое значение приобретают отношения с коллективом класса, или какой – то его группой, мнение окружающих взрослых. В связи с этим ребенок может испытывать страх особого рода: что он кажется смешным, трусом, лжецом и т. п.
Иные поводы, чем у дошкольника, рождаются теперь и чувство обиды. Дошкольник обижается, когда не получает что – то (игрушку, лакомство), что ему нравятся и нужно ему сейчас, в данный момент. Младший же школьник обижается, когда ему не доверяют какого– то поручения, поскольку считает, что он с ним не справится.
Эмоциональный мир младшего школьника достаточно разнообразен– тут и волнения, связанные со спортивными играми, обида и радость, возникающие в общении со сверстниками, моральные переживания, вызванные добротой окружающих лиц или, напротив, несправедливостью. На них достаточно глубокое впечатление могут производить стихи и рассказы, особенно если они выразительно прочтены, фильмы и театральные спектакли, песни и музыкальные пьесы. Чувства жалости, сочувствия, негодования, гнева, волнение за благополучие любимого героя достигают большей выразительности.
Ребенок 10-11лет
в своих фантазиях "дорисовывает"отдельные
картины из жизни любимого героя. Впечатления
от художественных произведений, глубоко
затронувших его чувств,могут находить
выражение в рисунках, в пересказе прочитанного,услышанного,
Младшие школьники лучше осознают нравственные требования к действиям и поведению людей; у них возникают добрые порывы: помочь больному, старому человеку, пожалеть раненое животное, отдать другому свою игрушку, книгу. Особенности развития моральных чувств в эти годы родителям непременно надо учитывать, всячески одобряя нравственные порывы детей(отдать что –то свое товарищу,потратить время на помощь больному),и ни в коем случае не упрекать их за то, что они зря тратят время и силы, нужные для них, якобы более важных дел.
Сначала субъективные эмоциональные переживания ребенка в известной мере непосредственно включаются в его восприятия, и лишь затем познание мира и эмоциональное к нему отношение дифференцируются. В дальнейшем отношение чувств к предметному миру снова восстанавливается на новой основе; от дифференцировавшись от восприятия, чувства получают вместе с тем все более определенную предметную отнесенность;они организуются вокруг определенных предметных областей и становится все более стойкими формами предметного сознания, выражая измененное отношение подрастающему человеку к миру. Сначала они относятся преимущественно к частным реальным объектам. Затем,особенно в подростковом и юношеском возрасте, происходит двоякий сдвиг:не ограничиваясь единичными частными объектами,эмоции распространяются на область общего и отвлеченного;не только вещи,но и идеи начинают привлекать к себе. Вместе с тем преодолевается эмоциональная поглощенность непосредственным окружением,характерная сначала для детей. Эмоциональное развитие человека проходит в этом отношении путьаналогичный пути его интеллектуального развития: чувство, как и мысль ребенка, сначала поглощено непосредственно данным; лишь на определенном уровне развития оно высвобождается от непосредственного окружения –родных, близких,в которое ребенок врос, и начинает сознательно направляться за пределы этого узкого окружения.Заодно с перемещением эмоций от единичных и частных объектов в область общего и абстрактного,происходит другой, не менее показательный сдвиг – чувство становится избирательным.Его объект из частного и единичного становится индивидуализированным:вот именно этот человек и только он привлекает к себе. Лишь соединение этих двух моментов– индивидуализации с общностью и идейностью– определяет специфику зрелого чувства, формирующегося у подростка [ 4,с 184].
Происходящий у подростка и юноши процесс включения его в культуру той общественной среды, к которой он принадлежит,влечет за собой расширение и перестройку его эмоциональной сферы. Новые области предметного мира приобретают для него жизненный смысл, и новые чувства начинают светиться и пламенеть в нем. В человеке формируются новые чувства– этические,эстетические и т. д., и новые сферы бытия,до сих пор блеклые и безразличные,загораются яркой, праздничной жизнью. Чувства человека при этом все более объективируются, "опредмечиваются" ;они теряют узко личный характер:нравится и привлекает уже не только то, что приятно. Вместо того чтобы полонить и направлять суждение человека,чувство начинает часто перестраиваться и направляться в сторону,определяемую идеологией.
В эмоциональной сфере находит в себе отражение все многообразие социальных отношений, в которые включается юноша, и идеология,из которой он исходит. Вместе с тем его чувства становятся и все более индивидуализированными,- они все в большей степени выражают его характер.Все более многообразными становятся проявляющиеся в них индивидуальные различия установок,интересов,идеалов, отражающие индивидуальный путь развития юноши, формирования его личности и ее направленность.В этом процессе формирования личности подрастающего человека существенную роль играет воспитание.
Развитие эмоций неразрывно связано с развитием личности в целом.
Школьники часто встречаются с довольно большими трудностями в ходе учебной деятельности. В психологии показано, что эмоции развиваются не сами по себе,а тесно зависят от особенностей деятельности человека и его мотивации.Специфика эмоций, отмечал видный советский психолог А. Н.Леонтьев, состоит в том, что они отражают отношение между мотивами и возможностью успеха деятельности по реализации этих мотивов.Эмоции возникают у человека при актуализации мотива и нередко до рациональной оценки человеком своей деятельности.Тем самым эмоции оказывают существенное влияние на протекание всякой деятельности,в том числе и учебной. Регулирующая роль эмоций возрастает в том случае, если они не только сопровождают ту или иную деятельность(например, процесс учения), но и предшествуют ей, предвосхищают ее, что подготавливает человека к включению в эту деятельность. Таким образом ,эмоции и сами зависят от деятельности и оказывают на нее свое влияние [ 5, с 76].
Все стороны учебной деятельности школьников сопровождаются теми или иными эмоциями. Выделим наиболее часто отмечающиеся в психолого–педагогической литературе особенности эмоционального климата, необходимые для создания и поддержания мотивации учения: