Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 09:29, курсовая работа
Цель и задачи курсовой работы.
Цель курсовой работы: подробно и детально изучить взаимосвязь эмоций с культурой.
Данная цель связана с раскрытием ряда существенных задач:
1. Вынести понятие эмоции;
2. Классифицировать эмоции;
3.Раскрыть понятие эмоциональной культуры;
4. Уяснить составляющие эмоциональной культуры.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ………………………….7
1.1.Понятие эмоций………………………………………………………….7
1.2 Формирование общей эмоциональной направленности……………..10
1.3 Классификация эмоций………………………………………………...16
ГЛАВА 2. ЭМОЦИИ И КУЛЬТУРА…………………………………………...22
2.1. Эмоциональная культура……………………………………………...22
2.2 Составляющие эмоциональной культуры…………………………….24
ГЛАВА 3. КУЛЬТУРА И ЭМОЦИИ: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ…………29
3.1 Культурные сходства и различия в концепции эмоций……………...29
3.1.1 Концепция и определение эмоции……………………………….29
3.1.2 Локализация эмоции………………………………………………32
3.1.3 Значение эмоций для людей и их поведения……………………34
3.2 Основные последствия элиминирования эмоций в современной культуре……………………………………………………………………..35
3.3 Межкультурные различия и депрессия……………………………….36
3.4 Многофакторная модель эмоциональных расстройств……………...37
3.5 Две основные тенденции в эмоциональной жизни современного человека……………………………………………………………………..42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..49
Стрессы в отличие от настроений, аффектов и чувств играют в жизни человека в основном отрицательную роль. Стресс представляет сильную страсть, которая подавляет остальные чувства, потребности и интересы человека, делая его односторонне ограниченным в своих устремлениях. Стресс разрушающе действует на психологию и поведение человека, а также на состояние его здоровья.
Другие учёные, опираясь на форму протекания всех эмоциональных состояний, несколько расширяют пятиступенчатое деление эмоций, выделяя 7 компонентов классификации эмоций: чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть[15].
Чувственный, или эмоциональный, тон представляет простейшую форму эмоционального переживания. Под чувственным тоном понимают
эмоциональную окраску, своеобразный качественный оттенок психического
процесса, побуждающие субъекта к их сохранению или устранению[16]. Сейчас уже хорошо известно, что некоторые цвета, запахи сами по себе, независимо от их значения, от воспоминаний и мыслей, связанных с ними, вызывают у определённого человека приятное или неприятное чувство.
Несмотря на обилие разнообразных классификаций основных эмоций, всех их можно разделить на 2 основные общие категории: на положительные эмоции, что связано с удовлетворением жизненных потребностей человека и потому доставляющие удовольствие, и отрицательные эмоции, построенные
на неудовлетворении жизненных потребностей и потому доставляющие неудовольствие.
Заострим некоторое внимание в данном параграфе на классификации, предложенной К.Изардом, который выделил следующие основные, «фундаментальные эмоции»[17].
Интерес - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.
Радость является положительным эмоциональным состоянием, связанным с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна.
Удивление не имеет чёткого выражения положительного или отрицательного знака, представляя эмоциональную реакцию на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление, тормозя все предыдущие эмоции, направляет особое внимание на объект, его вызвавший.
Страдание представляет, конечно, отрицательное эмоциональное состояние, которое связано с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, что до этого момента казалось более или менее вероятным, чаще всего протекая в форме эмоционального стресса.
Гнев - эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
Отвращение также является отрицательным эмоциональным состоянием, вызываемым объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.
Презрение тоже относится к отрицательным эмоциональным состояниям, возникающим в межличностных взаимоотношениях и порождаемого рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.
Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. Человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этой появившейся у него эмоции[18].
Стыд считается отрицательным эмоциональным состоянием, выражающимся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике[19].
Это только часть, проявляемых человеком эмоций, которую называют основными. Но тут стоит добавить, что из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например, тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из указанных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость, удовлетворение, восторг, ликование, экстаз и т.д.)[20].
Итак, обобщим сказанное: эмоциональные переживания носят неоднозначный характер, потому что один и тот же объект может вызвать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентность или иначе двойственность чувств. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека.
Выводы по главе
Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий.
Эмоции как особая форма проявления отражательной функции мозга родились в процессе эволюции животного мира. Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, выявляя, что его волнует, выражаясь в форме переживаний. В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо.
В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.
ГЛАВА 2. ЭМОЦИИ И КУЛЬТУРА
2.1. Эмоциональная культура
Понятие «культура» легло в основу некоторых научных концепций, различных трактовок того или иного явления.
Одним из первых, кто дал определение эмоциональной культуры, был Якобсон П. М. По его мнению, эмоциональная культура представляет комплекс явлений, отражающих в значительной мере развитие и совершенствование тех качеств эмоциональной жизни, которые в ограниченном виде проявлялись на более ранней возрастной ступени[21].
Эмоциональная культура нами понимается как целостное динамическое личностное образование, имеющее собственную структуру, представленное системой знаний о развитии эмоций, умений и способов анализа эмоций, управления ими, направленных на адекватность реагирования, что способствует вербализации эмоций человека, его эмоциональной открытости, эмоциональной эмпатии и оказания эмоциональной поддержки окружающим.
Но эмоциональную культуру нельзя назвать ни причудой, ни мимолетным модным веянием. И она даже не является такой уж новостью, какой её многие считают. Она кажется новинкой только потому, что была на многие годы отодвинута в сторону, когда двадцатый век зациклился на научных данных и рационализме любой ценой. Только недавно общественные науки вновь стали интересоваться эмоциональной культурой и плотно занялись эмоциональными сторонами личности человека и особенностями его поведения, которые ранее считались неподдающимися идентификации, измерению и полному пониманию[22].
Сейчас эмоции все более признают решающими факторами эффективного функционирования и на работе, и в личной жизни.
В жизни значительная часть человеческих потребностей формируется воспитанием, прививается обществом (например, культурные потребности). По этой причине многие чувства настолько спаяны с умственной деятельностью, что не существуют вне этой деятельности.
Если человек не осознает опасности, чувство страха не наступает. Зато значительно позже, когда миновавшая опасность осознается, человека может обуять страх, и он буквально холодеет при мысли о том, какой угрозе он подвергался[23].
Иногда не сразу доходит оскорбительный намек, и тогда с отсрочкой наступает чувство гнева. Бывает, что отдаленное воспоминание воскрешает прежние чувства: человек радостно улыбается, вспомнив о приятном событии, которое произошло в прошлом.
Эмоциональная культура выступает как средство воспитания и заключается в том, что человек сердцем ощущает тончайшие движения сердца другого человека и отвечает на них собственными душевными движениями. Для эмоциональной культуры характерна деятельность, которая выражается в душевных порывах,- деятельность словно бы стихийная, никаким замыслом не побуждаемая, что подразумевает ориентацию на моральные ценности, приобретенные раньше, что и выступают как культурное действие. Деятельность, которая не предусматривается заранее и не подготавливается, а возникает под влиянием обстоятельств, является одновременно и проявлением определенной эмоционально-моральной культуры - средством дальнейшего развития, углубления благородных человеческих страстей.
Таким образом, эмоциональная культура затрагивает область деятельности, регулируемая общепринятыми нормами выражения эмоций, которая оказывает влияние на развитие личности[24].
2.2 Составляющие эмоциональной культуры
Высокий уровень эмоциональной культуры обеспечивается целостным формированием следующих компонентов: социокультурный, поведенческий, собственно эмоциональный, мотивационный, этико-нравственный, которые находят выражение в следующих структурных элементах[25]:
опора на собственные нравственные принципы при выборе эмоций;
соответствие эмоций требованиям, предъявляемым по отношению к себе;
соответствие эмоционального реагирования возрастным особенностям;
адекватность эмоциональной реакции социокультурным нормам;
осознанность эмоционального реагирования.
Эмоциональная культура в свой состав включает эмоциональную компетентность и эмоциональную грамотность. При этом под эмоциональной грамотностью принято понимать целенаправленное повышение эмоциональной компетентности, а под эмоциональной компетентностью подразумевают владение методикой, личностную и интеллектуальную готовность, возможность справиться с данной профессиональной задачей, что включает все стороны деятельности: и знаниевую, и операционально-
Позицию обучаемого характеризуют следующие понятия[26]:
эмоциональная реакция, которая возникает либо непроизвольно, либо по воле ученика,
эмоциональный отклик, под которым понимается вызванная желаемая эмоциональная реакция на какие-либо факты, события, коллективные дела и который представляет собой кратковременную реакцию на какую-либо деятельность или информацию,
эмоциональное настроение коллектива, группы или отдельного человека, которое в отличие от эмоционального отклика предполагает длительную реакцию на какую-либо деятельность или информацию. По мнению Яновской М.Г., это устойчивое состояние в определенных условиях положительного эмоционального отклика. Однако эмоциональное настроение может быть и отрицательным, поэтому в качестве определяющего фактора мы предлагаем не только общий психологический настрой, но и продолжительность его реализации[27].
Эмоциональная культура тесно связано с понятием «эмоциональный интеллект», которое впервые было употреблено Питером Сэловей и Джоном Мейером в 1990 году.
Эмоциональный интеллект в научных концепциях определяют как совокупность интеллектуальных способностей к пониманию эмоциональных состояний и управлению ими. В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, отображающего закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью[28].
Если обобщить имеющиеся точки зрения исследователей, то составляющие эмоционального интеллекта следующие[29]:
способность понимать отношения личности, воспроизводимые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального синтеза и анализа;
сложившееся у человека устойчивые способы эмоциональной регуляции деятельности, проявляющиеся как в общении, так и в познавательной деятельности и влияющие на успешность его приспособления к среде, или способы творческого её изменения;
способность распознавать собственные эмоции, владеть ими, распознавать эмоции других людей, выражать свои эмоции в общении с другими людьми и мотивировать себя;
совокупность программ-“регуляторов” и “мотиваторов” деятельности и общения, отвечающих за понимание себя и других людей, саморегуляцию и социальное поведение личности.
Взаимосвязь эмоциональной культуры и эмоционального интеллекта наиболее полно реализуется в эмоциональной среде[30].
Под эмоциональной средой мы понимаем организацию ситуаций социально-педагогического сопровождения, способствующих максимальному проявлению определенного качества, свойства личности, адекватной реакции на происходящее, основанной на самопознании и самоконтроле. Находясь в эмоциональной среде, личность реализует себя, проявляя те или иные эмоции, воздействует на другого (или других) участника этих отношений, тем самым либо создавая среду, либо преобразовывая ее[31].
Эмоция может быть подавлена, если человек внешне остается спокойным. Проблема заключается в том, любая эмоция даже в случае торможения ее произвольных компонентов обязательно распространится на деятельность внутренних органов, не поддающихся произвольному контролю. Предотвратить последствия негативных эмоциональных состояний помогают положительные эмоции. В этих условиях большое значение приобретает умение управлять эмоциями, которое заключается не в умении подавлять определенные, чаще внешние компоненты эмоций или в разрядке уже возникшей эмоции (в частности, физической нагрузкой). Умение управлять эмоциями связана с тем, чтобы эта эмоция в определенной обстановке не возникла вообще.