Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 09:29, курсовая работа
Цель и задачи курсовой работы.
Цель курсовой работы: подробно и детально изучить взаимосвязь эмоций с культурой.
Данная цель связана с раскрытием ряда существенных задач:
1. Вынести понятие эмоции;
2. Классифицировать эмоции;
3.Раскрыть понятие эмоциональной культуры;
4. Уяснить составляющие эмоциональной культуры.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ………………………….7
1.1.Понятие эмоций………………………………………………………….7
1.2 Формирование общей эмоциональной направленности……………..10
1.3 Классификация эмоций………………………………………………...16
ГЛАВА 2. ЭМОЦИИ И КУЛЬТУРА…………………………………………...22
2.1. Эмоциональная культура……………………………………………...22
2.2 Составляющие эмоциональной культуры…………………………….24
ГЛАВА 3. КУЛЬТУРА И ЭМОЦИИ: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ…………29
3.1 Культурные сходства и различия в концепции эмоций……………...29
3.1.1 Концепция и определение эмоции……………………………….29
3.1.2 Локализация эмоции………………………………………………32
3.1.3 Значение эмоций для людей и их поведения……………………34
3.2 Основные последствия элиминирования эмоций в современной культуре……………………………………………………………………..35
3.3 Межкультурные различия и депрессия……………………………….36
3.4 Многофакторная модель эмоциональных расстройств……………...37
3.5 Две основные тенденции в эмоциональной жизни современного человека……………………………………………………………………..42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..49
Вывод по главе
В то время как в мире есть много общего в концепциях и обозначении эмоций, существует также и много интересных отличий. Предполагают ли эти отличия, что эмоции изначально несопоставимы в разных культурах? Некоторые ученые так и думают, причем чаще всего те, кто придерживается «функционалистского» подхода. Лично я не считаю, что это вариант или - или. По моему мнению, во всех культурах существуют как универсальные, так и относительные аспекты эмоции. Однако, как предполагают исследования в этом разделе, ученым нужно объединить оценку эмоции в культурах, с которыми они работают, и другими аспектами эмоций, изучаемых ими. То есть ученые, интересующиеся изучением выражений эмоций в разных культурах, должны оценить концепты, связанные с эмоциями, изучаемыми в культурах, помимо их выражения в поведении для того, чтобы исследовать степень сходств или отличий в выражениях, связанных с отличиями и сходствами в концепции эмоции. То же самое верно и для всех аспектов или компонентов эмоции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая результаты проведенного исследования, решив поставленные задачи и выдвигаемую цель, сформулируем некоторые выводы, которые нашли свое отражение в работе:
Итак, прежде всего, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что эмоции - это свойственные каждому из нас психологические реакции на хорошее и плохое, это наши тревоги и радости, наше отчаяние и наслаждение, эмоции обеспечивают нам способность к переживанию и сопереживанию поддерживают интерес к жизни, к окружающему миру. Эмоции - психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.
Эмоции - очень личный и, как можно доказать, самый важный аспект нашей жизни. Именно эмоции придают смысл происходящим событиям. Они сообщают нам, что нам нравится, а что - нет, что для нас хорошо, а что - плохо. Они обогащают нашу жизнь, придают окраску и смысл событиям и миру вокруг нас. Они говорят нам, кто мы такие и как мы ладим с другими людьми. Эмоции - невидимые нити, соединяющие нас с остальным миром, будь то происходящие вокруг нас события или люди. Эмоции играют настолько важную роль в нашей жизни, что неудивительно, что культура, невидимая составляющая переживаний, формирует наш эмоциональный мир. Хотя мы, вероятно, рождаемся с некоторыми врожденными способностями, такими как способность выражать и воспринимать эмоции на лицах, и способностью чувствовать эмоции, культура помогает нам формировать их тогда, там и таким образом, как мы их выражаем, воспринимаем и чувствуем.
Эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого себя. Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Переживания человека в новой обстановке нередко раскрывают что-то новое в самом себе, в людях, в мире окружающих предметов и явлений.
И хоть человек порой не всегда осознаёт факт, что эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека, но это следует знать и помнить, так как только благодаря эмоциям человек осознаёт свои потребности и предметы, на которые они направлены, что, безусловно, очень важно для него. А также, благодаря тому, что любая эмоция положительна или отрицательна, человек может судить о достижении поставленной цели.
Эмоция обладает способностью мотивировать человека. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Практически любой человек, взрослея, научается управлять врождённой эмоциональностью, в той или иной степени трансформировать её.
Яркость и разнообразие эмоциональных отношений делают человека более интересным. Он откликается на самые разнообразные явления действительности: его волнуют музыка и стихи, запуск спутника и новейшие достижения техники. Богатство собственных переживаний личности помогает ей более глубоко понять происходящее, более тонко проникнуть в переживания людей, их отношения между собой.
Существуют различные школы, что определяет разность определений и классификаций. Значимость эмоций в жизни человека выражается в их функциях. Формы проявления эмоций также весьма разнообразны.
В эмоциях отражаются физическое и психологическое состояния человека и его организма. Здоровый человек, у которого удовлетворены все основные жизненные потребности, чувствует удовлетворенность; больной, а также человек, потребности которого хронически не удовлетворяются, испытывает неудовлетворенность.
Эмоциональная культура определяется умением индивида воспринимать и эмоционально ощущать окружающий мир. Формирование данного умения возможно с помощью процессов эмоциональной регуляции, понимания значения эмоций в человеческой жизни, а также с помощью коррекции алекситимии (умения объяснять свои чувства с помощью слов) и "использование" чувств в процессе наставительно-познавательной деятельности.
Культура придает нашим эмоциям смысл, независимо от того, воспринимаем ли мы эмоции как личное и индивидуальное переживание или межличностное, общественное и коллективное переживание с другими людьми.
Переживания людей в разных культурах отличаются, отличаются и конкретные события, вызвавшие эмоции. Некоторые аспекты оценки эмоции и даже концепции и язык эмоции могут различаться в разных культурах.
Сосуществование универсальных и специфических для отдельной культуры аспектов эмоции в течение многих лет является источников споров. Я считаю, что эти позиции не обязательно взаимоисключающие; т. е. универсальность и культурный релятивизм могут сосуществовать. По моему мнению, универсальность ограничивается небольшим рядом эмоций, служащих платформой для взаимодействий с усвоенными правилами, социальными нравами и общими социальными сценариями, что приводит к бесчисленным, более сложным эмоциям, конкретным для каждой культуры, и новым эмоциональным значениям. То, что универсальность существует, не отрицает потенциал культурных отличий. Точно так же сам факт того, что культурные отличия существуют, не отрицает потенциальных отличий в культуре. А то, что культурные отличия существуют, не отрицает потенциальной универсальности-эмоции. Это две стороны одной монеты, и их необходимо учесть в будущих теориях и исследованиях эмоции, будь то внутрикультурные или кросс-культурные исследования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вундт В. А. Принципы нравственности. Области нравственной жизни. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011.- С.98
2. Теория культуры. Коллектив авторов. – М.: Просвещение, 2010.- С. 75
3. Гаранян Н.Г..Холмогорова А.Б. Групповая психотерапия неврозов с соматическими масками. Часть II: Практическая реализация подхода, МПЖ, 1996, N1, с.59-71.
4. Фетискин Н.П. Эмоциональное обеспечение учебной и трудовой деятельности. – Кострома: КГПИ им. Н.А.Некрасова. – 2011.- С. 163
5. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Интеграция когнитивного и психродинамического подходов на примере психотерапии соматоформных расстройств. МПЖ, 1996, N3, с. 141-163
6. Ким А.В. Кросскультуральное исследование среди подростков – этнических корейцев – жителей Узбекистана и республики Корея. Автореф. канд. дисс., Москва, 1997.
7. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Москва, Юрист, 1995
8. Вшюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций - М., 2006 - 288 с.
9. Бреслав Г. Психология эмоций. – М.: Смысл; Академия, 2004. – 544 с.
10. Изард К. Психология эмоций: пер. с англ. – СПб: Питер, 2000. – 464 с.
11. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. Интегративная психотерапия тревожных и депрессивных расстройств. МПЖ, 1996, N3, с.112-140
12. Додонов Б.И. В мире эмоций. - Киев, 2011.- С. 59
13. Кутузов А.В. Культурология: учеб. пособие. СПб.: ГОУ ВПО РПА Минюста России, 2009.- С. 205
14. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М.: Эскмо, 2008.- С. 206
15. Изард К.Е. Эмоции человека. - М.: Академия, 2009.- С. 89
16. Горбатков А.А. Позитивные и негативные эмоции.- Психологический журнал.- № 1.- 2011.- С.7
17. Изард К.Е. Эмоции человека. - М.: Академия, 2009.- С. 101
18. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: – М.: Просвещение, 2008
19. Ильин Е.П. Эмоции и чувства - СПб: Питер, 2007.- С. 121
20. Куляскина И.Ю., Титлина Е.Ю., Киселёва О.В. Культурология: Учебное пособие. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2011.- С.77
21. Ланге Н.Н. Эмоции. - М., 2009.- С. 153
22. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Собрание сочинений, 1984, т.5, с.231-256
23. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. Групповая психотерапия неврозов с соматическими масками. Часть I: Теоретические основания подхода. МПЖ, N 2, 1994, с.29-50
24. Якобсон П.М. Эмоции, их развитие и воспитание. – М.: Знание, 2009.- С. 112
25. Выгодский Л.С. Учение об эмоциях.- СПб: Книга, 2011
26. Кондрашёва М.И., Недобоева А.Е., Богер Л.Ф., Иванов А.П., Коробов А.А., Санникова Т.Л. Культурология. Учебно-методический комплекс. - Екатеринбург: Уральская государственная юридическая академия, 2011
27. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: – М.: Просвещение, 2008.- С. 317
28. Смулевич А.Б., Дубницкая Э.Б., А.О.Фильц., И.В.Морковкина. Соматофрмные расстройства (современные методологические подходы к построению модели). В сб.: "Ипохондрия и соматоформные расстройства", под ред. А.Б.Смулевича. М., 1992, с. 8-17
29. Кеннон У. Что такое эмоция? – М.: Просвещение, 2010.- С.22
30. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций - М.: Академия, 2007. – С.62
31. Теория культуры в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов / Под ред. Н.М. Мухамеджановой и С.М. Богуславской. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2011.- С. 39
32. Томэ X., Кэхеле X.. Современный психоанализ; том 1, Москва, Прогресс, 1996
33. Журавлёва И.А. Культурология: Учебное пособие. - Тула: Тульский гос. ун-т, 2010.- С. 121
34. Шульц Д., Шульц.С. История современной типологии. СПб, Евразия, 1998
[1] Вундт В. А. Принципы нравственности. Области нравственной жизни. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011.- С.98
[2] Теория культуры. Коллектив авторов. – М.: Просвещение, 2010.- С. 75
[3] Гаранян Н.Г..Холмогорова А.Б. Групповая психотерапия неврозов с соматическими масками. Часть II: Практическая реализация подхода, МПЖ, 1996, N1, с.59-71.
[4] Фетискин Н.П. Эмоциональное обеспечение учебной и трудовой деятельности. – Кострома: КГПИ им. Н.А.Некрасова. – 2011.- С. 163
[5] Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Интеграция когнитивного и психродинамического подходов на примере психотерапии соматоформных расстройств. МПЖ, 1996, N3, с. 141-163
[6] Ким А.В. Кросскультуральное исследование среди подростков – этнических корейцев – жителей Узбекистана и республики Корея. Автореф. канд. дисс., Москва, 1997.
[7] Хорни К. Наши внутренние конфликты. Москва, Юрист, 1995
[8] Вшюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций - М., 2006 - 288 с.
[9] Бреслав Г. Психология эмоций. – М.: Смысл; Академия, 2004. – 544 с.
[10] Изард К. Психология эмоций: пер. с англ. – СПб: Питер, 2000. – 464 с.
[11] Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. Интегративная психотерапия тревожных и депрессивных расстройств. МПЖ, 1996, N3, с.112-140
[12] Додонов Б.И. В мире эмоций. - Киев, 2011.- С. 59
[13] Кутузов А.В. Культурология: учеб. пособие. СПб.: ГОУ ВПО РПА Минюста России, 2009.- С. 205
[14] Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М.: Эскмо, 2008.- С. 206
[15] Изард К.Е. Эмоции человека. - М.: Академия, 2009.- С. 89
[16] Горбатков А.А. Позитивные и негативные эмоции.- Психологический журнал.- № 1.- 2011.- С.7
[17] Изард К.Е. Эмоции человека. - М.: Академия, 2009.- С. 101
[18] Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: – М.: Просвещение, 2008
[19] Ильин Е.П. Эмоции и чувства - СПб: Питер, 2007.- С. 121
[20] Куляскина И.Ю., Титлина Е.Ю., Киселёва О.В. Культурология: Учебное пособие. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2011.- С.77
[21] Ланге Н.Н. Эмоции. - М., 2009.- С. 153
[22] Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Собрание сочинений, 1984, т.5, с.231-256
[23] Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. Групповая психотерапия неврозов с соматическими масками. Часть I: Теоретические основания подхода. МПЖ, N 2, 1994, с.29-50
[24] Якобсон П.М. Эмоции, их развитие и воспитание. – М.: Знание, 2009.- С. 112
[25] Выгодский Л.С. Учение об эмоциях.- СПб: Книга, 2011
[26] Кондрашёва М.И., Недобоева А.Е., Богер Л.Ф., Иванов А.П., Коробов А.А., Санникова Т.Л. Культурология. Учебно-методический комплекс. - Екатеринбург: Уральская государственная юридическая академия, 2011
[27] Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: – М.: Просвещение, 2008.- С. 317
[28] Смулевич А.Б., Дубницкая Э.Б., А.О.Фильц., И.В.Морковкина. Соматофрмные расстройства (современные методологические подходы к построению модели). В сб.: "Ипохондрия и соматоформные расстройства", под ред. А.Б.Смулевича. М., 1992, с. 8-17
[29] Кеннон У. Что такое эмоция? – М.: Просвещение, 2010.- С.22
[30] Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций - М.: Академия, 2007. – С.62
[31] Теория культуры в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов / Под ред. Н.М. Мухамеджановой и С.М. Богуславской. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2011.- С. 39
[32] Томэ X., Кэхеле X.. Современный психоанализ; том 1, Москва, Прогресс, 1996
[33] Журавлёва И.А. Культурология: Учебное пособие. - Тула: Тульский гос. ун-т, 2010.- С. 121
[34] Шульц Д., Шульц.С. История современной типологии. СПб, Евразия, 1998
[35] Журавлёва И.А. Культурология: Учебное пособие. - Тула: Тульский гос. ун-т, 2010