Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 19:58, контрольная работа
В течение всей своей жизни мы множество раз сталкиваемся с переживанием различных видов эмоций. Они сопровождают нас в любой возникающей ситуации. Описывая эмоции, мы передаём наши субъективные ощущения и состояния. Во всех школах, изучающих поведение, важное значение придаётся его эмоциональной компоненте. В течение длительного времени рассмотрение эмоций происходило в психологической и философской среде. Так, например, Декарт в своём трактате «Страсти души» описывал эмоции («страсти души») как всего лишь «гримасы тела» (телесные состояния) А джон Локк отмечал, что в основе любой эмоции лежит удовольствие или страдание. Эмоции - это психические процессы и состояния в форме непосредственных переживаний действующих на человека явлений и событий.
При поражении правой височной области наблюдаются либо сильные аффективные реакции, либо снижение эмоционального тонуса.
Структуры, отвечающие за формирование эмоций. называются эмоциогенными. К ним относится передняя височная кора, миндалина. гипоталамус и гиппокамп. У больных с поражённой передней височной корой можно наблюдать эмоциональную тупость. В гипоталамусе находятся центры голода, жажды, реакции страха и т. д. Миндалевидный комплекс отвечает за агрессию и оборонительный рефлекс. Центральное ядро миндалины принимает активное участие в формировании реакции страха. Гиппокамп в большей степени играет информационную роль. Поясная извилина отвечает за осознанные эмоциональные состояния.
Нарушения эмоций при локальных поражениях
Хотя Лурия специально не занимался исследованием эмоционально-личностной сферы, он дал ряд описаний нарушений эмоций при локальных очаговых поражениях в своих монографиях. Отмечал, что в разных вариантах лобного синдрома проявляются различные эмоционально-личностные нарушения. Неадекватность эмоциональных реакций (эйфория или эмоциональное безразличие), некритичности, отсутствия устойчивых эмоциональных конфликтов, изменение отношений к близким, снижение уровней интересов. растормаживание уровня элементарных влечений и т. д. Эти черты сочетаются с изменениями поведения в целом.
Считал возможными 2 типа диссоциаций при сочетании эмоциональных дефектов и когнитивных поражений:
1. При явных эмоциональных
расстройствах когнитивные
2. Нарушение когнитивных
процессов протекают на уровне
явной сохранности
Всё это говорит о надмодальной роли медиобазальных отделов коры больших полушарий. Они как бы надстраиваются над ретикулярной формацией и лимбической системой.
Все когнитивные процессы у больных с поражениями этой коры сохранны. Однако наблюдается отчётливое снижение тонуса, быстрая истощаемость. Может также возникнуть повышенная аффективность, вспыльчивость. Латеральная спецификация полушарий. Лурия писал, что правое полушарие обеспечивает самовосприятие, поэтому при его поражении наблюдается отсутствие осознания собственных дефектов. Лурия писал, что поведение больных с поражением правого полушария сходно с больными с лобным синдромом, однако наличие намерений и планов у них не страдает. Эмоциональные нарушения при поражении правого полушария ярче, чем при поражении левого. При поражении левой височной доли возникает тревожно-фобическая депрессия. У больных с локальными поражениями левого полушария часто возникают приступы тревоги, депрессии, страха. Усиливается отрицательность эмоциональных переживаний и их неадекватность. Больным с поражениями правого полушария более свойственно благодушие. Левополушарные лобные больные отмечаются большей заторможенностью, вялостью, подавленностью, депрессивностью. При поражении правой лобной доли чаще возникали состояния благодушия, эйфории, беспечности. Отсутствовало переживание своей болезни. Патологический смех часто связан с поражением правого, а патологический плач - левого полушария. Здесь возможны как постоянные, так и краткосрочные расстройства. К постоянным относится неврозоподобный синдром. Параксизмальные - спонтанно возникающие аффекты, не имеющие реального повода иаффекты, возникающие на реальную причину. но не адекватные ей.
Выделяются 3 основные локализации поражений Головного мозга:
1. Поражение гипофизарно-
2. Височных. Устойчивая депрессия, ггипараксизмальные аффекты на фоне сохранных личностных свойств.
3. лобной области. Обеднение эмоций, появление эмоциональных параличей.
Медиобазальные образования. Эмоциональные изменения зависят не только от локализации поражения, но и от исходных эмоционально-личностных качеств больного.
Т.к. при чмт снижаются все психические функции, то страдает и эмоциональная сфера. При ЧМТ чаще всего наблюдается эмоциональные расстройства в виде повышенной раздражительности, агрессивности, брутальности аффекта. На фоне снижения психических процессов может отмечаться неадекватно повышенный фон настроения, благодушие, потеря критики. Это нередко сочетается с взрывной гневливостью, которая может сменяться слезливостью и чувством беспомощности. Такие люди быстро и импульсивно реагируют в ситуациях, являются провокаторами всех драк.
На ранних стадиях изменения настроения могут включать тревогу, раздражительность и депрессию. С прогрессированием деменции эмоции и реакции на события притупляются; настроение может резко изменяться без явной причины. Наблюдается снижение контроля над эмоциями, побуждениями или социальным поведением, проявляющееся по меньшей мере в одном из следующих признаков:
а) эмоциональная лабильность,
б) раздражительность,
в) апатия,
г) огрубление социального поведения.
При деменции наблюдается также эмоциональное уплощение, расторможенность, беспокойство или апатия.
Детям свойственно резко выраженное отставание в развитии эмоций, недифференцированность и нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.
Проявление эмоций не зависит от качественного своеобразия структуры дефекта, т. е. от принадлежности ребенка к определенной клинической группе. Развитие эмоций умственно отсталых дошкольников в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни и наличием специального педагогического воздействия, осуществляемого родителями и педагогом. Благоприятные условия способствуют сглаживанию импульсивных проявлений гнева, обиды, радости, вырабатыванию правильного бытового поведения, закреплению необходимых для жизни в семье или в детском учреждении навыков и привычек, а также позволяют детям сделать первые шаги в направлении контроля за своими эмоциональными проявлениями. Дошкольники старших групп детского сада с удовольствием слушают выразительно читаемые или рассказываемые доступные для их понимания простейшие тексты, включающие эмоционально окрашенные компоненты. Мимикой, жестами и словесными реакциями они выражают сочувствие слабым и добрым героям и отрицательное отношение к их обидчикам. В понятной для него ситуации умственно отсталый ребенок способен к сопереживанию, к эмоциональному отклику на переживания другого человека.
Тем более дети проявляют отчетливо выраженное эмоциональное отношение к своим родным и близким. Они любят своих родителей и воспитателей и обнаруживают это со всей очевидностью.
Уровень эмоционального интеллекта при ЗПР будет ниже, чем при нормальном развитии, что создает определенные трудности и эффективной социализации. непосредственно в связи с повышенной эмоциональной неустойчивостью находится сниженный порог к возникновению и закреплению всякого рода страхов. Так, в целом было установлено, что количество страхов на одного дошкольника с ЗПР превосходит в 1,5 раза количество страхов, приходящихся на дошкольника с нормальным развитием. Так что, если в норме в дошкольном возрасте ребенок «имеет право иметь» (по данным А.И. Захарова) до 6 --8 страхов, при ЗПР эта цифра может доходить до 10-- 12 (Н.В. Новикова, Л.В. Кузнецова, Е.В. Васильева). В основном детям с ЗПР свойственны страхи, типичные, скорее, для детей более младшего возраста: боязнь сказочных персонажей, животных, темноты. Страхи детей с ЗПР характеризуются повышенной интенсивностью, отрицательно влияют на развитие ребенка, его повседневное поведение и социализацию. По уровню эмпатии дети с ЗПР ближе к норме, чем к умственно отсталым. У подростков с возрастом происходит заметное снижение чисто ситуативного эмоционального компонента эмпатии наряду с ростом сочувственно-действенного, что говорит о развитии у них более глубоких эмоционально-действенных отношений, позволяющих успешно формировать и поддерживать круг общения. Имеющиеся данные говорят о том, что детям с ЗПР при рассмотрении изображения значительно легче опознавать эмоциональные состояния людей в контексте общей ситуации (сюжета), чем по выражению лиц или по выразительным движениям (Т.З. Стернина). Кроме того, было обнаружено определенное сходство в опознании эмоциональных состояний всеми группами детей, а именно, все они лучше опознают радость и гнев, хуже страх.
Дети с ЗПР опознают эмоцию страдания лучше, чем нормально развивающиеся сверстники.
В целом все дети младшего возраста (дошкольного и младшего школьного) лучше воспринимают те эмоции, в изображении которых больше мимических знаков.
При изучении опознания пяти эмоциональных состояний (радости, гнева, страха, удивления и грусти) по различным частям лица (рта и бровей) выяснилось, что при существовании определенного разброса показателей отмечаются определенные закономерности, свойственные детям данной категории и характеру ЗПР. В частности, было установлено, что дети с более выраженной ЗПР и ЗПР, обусловленной социальной депривацией, хуже опознают эмоциональные состояния по мимике лица. Об этом свидетельствуют и их ответы, например эмоцию удивления одна девочка определила как «красивое настроение», другой вариант ответа: «Он что-то почувствовал».
Детям с ЗПР и нормально развивающимся больше говорит об эмоциональном состоянии линия рта. По линии бровей дошкольники определили гнев, грусть, и все оказалось недоступно опознание страха и удивления. Дошкольники с ЗПР психогенного происхождения испытывают трудности при определении эмоциональных состояний по линии бровей, а дети с ЗПР, имеющие при этом дополнительные речевые нарушения, хуже опознают эмоции по линии рта.
Нарушение эмоционально-волевой сферы является ведущим признаком при синдроме РДА и может проявиться в скором времени после рождения. Так, в 100% наблюдений (К.С. Лебединская) при аутизме резко отстает в споем формировании самая ранняя система социального взаимодействия с окружающими людьми -- комплекс оживления. Это проявляется в отсутствии фиксации взгляда на лице человека, улыбки и ответных эмоциональных реакций в виде смеха, речевой и двигательной активности на проявления внимания со стороны взрослого. По мере роста ребенка слабость эмоциональных контактов с близкими взрослыми продолжает нарастать. Дети не просятся на руки, находясь на руках у матери, не принимают соответствующей позы, не прижимаются, остаются вялыми и пассивными. Обычно ребенок отличает родителей от других взрослых, но большой привязанности не выражает. Они могут испытывать даже страх перед одним из родителей, могут ударить или укусить, делают все назло. У этих детей отсутствует характерное для данного возраста желание понравиться взрослым, заслужить похвалу и одобрение. Слова «мама» и «папа» появляются позже других и могут не соотноситься с родителями. Все вышеназванные симптомы являются проявлениями одного из первичных патогенных факторов аутизма, а именно снижения порога эмоционального дискомфорта в контактах с миром. У ребенка с РДА крайне низкая выносливость в общении с миром. Он быстро устает даже от приятного общения, склонен к фиксации на неприятных впечатлениях, к формированию страхов. К.С. Лебединская и О.С. Никольская выделяют три группы страхов:
1)типичные для детского
возраста вообще (страх потерять
мать, в также ситуационно
обусловленные повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью детей (страх бытовых и природных шумов, чужих людей, незнакомых мест);
неадекватные, бредоподобные, т.е. не имеющие под собой реального основания.
Страхи занимают одно из ведущих мест в формировании аутистического поведения этих детей. При налаживании контакта обнаруживается, что многие обычные предметы и явления (определенные игрушки, бытовые предметы, шум воды, ветра и т.п.), а также некоторые люди вызывают у ребенка постоянное чувство страха. Чувство страха, сохраняющееся иногда годами, определяет стремление детей к сохранению привычной окружающей обстановки, продуцированию ими различных защитных движений и действий, носящих характер ритуалов. Малейшие перемены в виде перестановки мебели, режима дня вызывают бурные эмоциональные реакции. Это явление получило название «феномен тождества».
Это расстройство отличается стойкой невнимательностью и импульсивным гиперактивным поведением в детстве. Эти дети бросаются от одного дела к другому, демонстрируя неутомимый интузеазм. Умение завершить или притормозить какое-либо действие слабо развито или отсутствует совсем. Такие дети импульсивны.
Глухим детям недоступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи приводит к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, эго приводит к упрощению межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений.
Благоприятно влияет на личностную и эмоциональную сферу глухих детей развитие внимания к средствам, с помощью которых могут быть выражены эмоции, к использованию мимики, выразительных движений в жестовой речи.
Значительное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы, развитие личности глухих детей, становление межличностных отношений на начальных этапах оказывают условия семейного воспитания. Важным фактором, влияющим на развитие личности, является наличие или отсутствие нарушения слуха у родителей. Так, глухие дошкольники, имеющие глухих родителей, не отличаются от слышащих сверстников по эмоциональным проявлениям, по числу интеллектуальных эмоций, тогда как в поведении глухих детей, имеющих слышащих родителей, наблюдается бедность эмоциональных проявлений -- меньшее их количество и разнообразие (В. Петшак). В младшем школьном возрасте глухие дети глухих родителей более общительны со сверстниками, более любознательны, у них наблюдается стремление доминировать в группе сверстников, быть лидерами. Глухие дети слышащих родителей более стеснительны, менее общительны, стремятся к уединению.
«Таким образом, учащиеся с сохранным слухом испытывают положительные отношения ко всем членам своей семьи, как к родителям, так и к братьям и сестрам. Глухие дети глухих родителей проявляют несколько меньше положительных эмоций к своим родственникам, чем слышащие дети, но так же, как и они, относятся в целом одинаково положительно к членам своей семьи. Глухие дети слышащих родителей демонстрируют положительные отношения к братьям и сестрам заметно чаще, чем к родителям. Что касается отрицательных проявлений, то по отношению к матери их наблюдается очень мало, гораздо больше -- по отношению к отцу. По мере продвижения в обучении у глухих детей наблюдается все более глубокое и тонкое понимание личностных и эмоциональных особенностей того или иного человека и межличностных отношений, повышается правильность оценки результатов своей деятельности, самокритичность, устанавливается соответствие притязаний собственным возможностям. Направление их развития аналогично тому, которое наблюдается у слышащих детей, однако соответствующие изменения появляются позднее (на два года и больше).
Информация о работе Эмоциональное психическое состояние процесс