Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 16:54, контрольная работа
Важнейшим аспектом формирования личности ученые считают развитие эмоционально-волевой сферы, выполняющей функцию регуляции жизнедеятельности. Анализ теоретического, экспериментального наследия ученых (М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн, И.П. Павлов, Л.С. Выготский, И.М. Сеченов, В.И. Селиванов и другие) показал, что волевое поведение позволяет человеку изменять окружающую действительность, сообразуясь со знаниями законов развития природы и общества.
1. Введение…………………………………………………………………..3
2. Развитие эмоционально-волевой сферы личности…………………...4-5
3. Теоретические основы изучения особенностей развития эмоционально-волевой сферы……………………………………………………………..6-20
3.1. Виды и роль эмоций
3.1.1. Интерес
3.1.2. Радость
3.1.3. Удивление
3.1.4. Страдание
3.1.5. Гнев, отвращение, презрение
3.1.6. Страх
3.1.7. Стыд
3.2. Развитие эмоций
3.3. Волевые функции и качества
4. Нарушения эмоционально-волевой сферы…………………………….21
5. Заключение……………………………………………………………….22
6. Список литературы………………………………………………….…23-24
Также у человека отмечается обострённая чувствами тревожность, требовательность к себе, не всегда, особенно при отсутствии надлежащего влияния со стороны, находящая нужное и полезное применение. Это проявляется в повышенной требовательности к своим сверстникам.
Требовательность и импульсивность проявляются как у мужского пола, так и у женского и, следовательно, представляют собой их возрастные особенности, черты. Импульсивность, в частности, проявляется в том, что возникшие желания реализуются,
_______________
22. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. / Ф. Райс; - 8-е издание. - СПб.: Питер, 2000.
как правило, сразу, без всяких раздумий и задержек. Нередко следствием этого являются ошибочные решения и поступки.
В период отрочества усиленно развивается чувство товарищества, часто перерастающее в чувство дружбы, выражающееся в такой системе отношений, при которой все - радости и печали, успехи и неудачи, переживаются сообща.
Процесс становления системы отношений - отношений к себе самому, к миру, к людям, непосредственно выражающийся в развивающихся чувствах, - охватывает не только подростковый, но и возраст ранней юности.
Преемственность развития чувств и эмоций в пределах школьного возраста хорошо иллюстрируется развитием чувств у подростков и в юности. Но эта преемственность не исключает и своеобразия развития эмоциональных проявлений личности в каждый возрастном период. Преемственность в развитии чувств выражается в том, что продолжается развитие всех видов чувств, продолжают действовать как решающий фактор эволюции чувств их воспитание, жизнь и деятельность в коллективе, а также все возрастающая роль самовоспитания; наблюдается дифференциация чувств как в плане развития их содержания и форм проявления, так и их индивидуализации.23
Своеобразие развития чувств представлено следующими сторонами и проявлениями:
а) особенно интенсивным
развитием морально-этических
б) усилением значения чувств и переживанием в формировании убеждений;
в) формирование чувств в условиях общественно полезного и производительного труда;
г) устойчивостью и глубиной чувств, принципиальностью отношений и оценок.
Вывод: Формирование чувств, их воспитание - одна из самых сложных воспитательских задач. Равной по ее значению является только одна задача - формирование убеждений. Психология воспитания чувств разработана недостаточно, но положения, которые ориентируют воспитателя в подходе к решению этой
_______________
23. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) [Текст]: Учебное пособие. -5-е изд. / И.Ю. Кулагина - М.: Изд-во УРАО, 1999.
задачи, ясны. Формирование чувств, происходит в неразрывной связи с развитием личности, которая совершенствуется в процессе деятельности.
3.3 Волевые функции и качества
Не поддаваться эмоциям и контролировать их, человеку помогает воля.
Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной и тормозной и в них себя проявляет.
Побудительная функция обеспечивается активностью человека, которая порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (например: человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища, испытывая состояние раздражения, позволяет себе грубить окружающим и т.д.).
В отличие от волевого поведения, отличающегося непреднамеренностью, активность характеризуется произвольностью, т.е. обусловленностью действия сознательно поставленной целью. Активность может и не быть вызвана требованиями сиюминутной ситуации, стремлением приспособиться к ней, действовать в границах заданного. Она характеризуется надситуативностью, т.е. выходом за пределы исходных целей, способностью человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные по отношению к исходной задаче (таков “риск ради риска", творческий порыв и т.д.).24
По мнению В.А. Ванникова,
главной психологической
_______________
24. Корнилов К.Н. Воля и ее воспитание. / К.Н. Корнилов; - М.: Знание 1957.
усилиях.25
Необходимость в волевом действии возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.
Волевое действие всегда
связано с сознанием цели деятельности,
ее значимости, с подчинением этой
цели выполняемых действий. Иногда
возникает необходимость
Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность,
_______________
25. Ильин Е.П. Психология воли. / Е. П Ильин; - СПб.: Питер, 2000.
где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.26
Можно выделить следующие характерные особенности воли:
выносливость и настойчивость воли, которые характеризуются тем, что энергичная деятельность охватывает длительные периоды жизни человека, стремящегося к достижению поставленной цели.
Волю характеризуют по умению подчинять свои личные, индивидуальные устремления воле коллектива, воле класса, к которому принадлежит человек.
Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны - это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой - обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей - выработка волевых качеств личности.
Вывод: Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. Это особенно характерно для людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходиться действовать вопреки своим природным или характерологическим данным.
_______________
26. Петровский А.В. О психологии личности. / А.В. Петровский; - М.: Знание, 1971.
4. НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
К нарушениям эмоционально-волевой сферы относятся:
*Гипербулия – общее повышение воли и влечений, затрагивающее все основные влечения человека.
*Гипобулия – общее снижение воли и влечений.
*Абулия – расстройство
ограничивающееся резким
*Обсессивное (навязчивое)
влечение предполагает
*Компульсивное влечение – более мощное чувство, оно сравнимо с инстинктами.
При каких заболеваниях
возникает нарушение
- Шизофрения;
- Маниакальный синдром;
- Депрессивный синдром;
- Обсессивно-фобический синдром;
- Психопатия;
- Алкоголизм;
- Наркомания.27
________________
27. http://www.eurolab.ua
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эмоции и воля нередко объединяются в одну эмоционально-волевую сферу. Тем не менее, у различных исследователей проблемы акцентируется та или иная сторона этой сферы. Эмоциональная сторона регуляции подробно рассматривается в работах В. К. Вилюнаса, О. В. Дашкевича, О.А. Черниковой28. Ряд работ акцентирует внимание на волевой стороне регуляции деятельности.29 В то же время, деление работ по такому признаку является в достаточной степени условным так как эти две стороны регуляции тесно связаны между собой. При рассмотрении регуляции деятельности, в особенности при попытках оптимизировать регуляцию конкретного вида деятельности на практике, неизбежно встает вопрос о снятии неблагоприятных эмоциональных состояний, создании состояния оптимальной мобилизации готовности. То есть встает вопрос о волевой регуляции эмоций. Это проблема рассматривается особенно тщательно в прикладных отраслях психологии, в частности, в спортивной психологии.30 Считая, что специфику воли составляет механизм, обеспечивающий преодоление трудностей, П.А. Рудик отмечает, что субъективные трудности в основном связаны с преодолением отрицательных эмоциональных состояний.
Окончательное развитие эмоционально - волевой сферы происходит в подростковом возрасте. В данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главная черта, проявляющаяся в психологии подростка - это более высокий уровень самосознания.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. М.В. Чумаков. Общая психология. Проблемы социальной психологии личности.
2. Петровский А.В. О психологии личности. / А.В. Петровский; - М.: Знание, 1971.
3. Немов Р.С. Общая психология.: Учебник для ср. проф. образования. / Р.С. Немов; - М.: Владос, 2003.
4. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер; - М.: Издательство МГУ, 1984.
5. Немов Р.С. Психология: Учебник для пед. вузов / Р.С. Немов; М.: Владос, 2001.
6. Рогов Е.И. Эмоции и воля. - Москва, Владос, 2001 г.
7. Кэррол Е. Изард. Эмоции человека. Пер. с английского - Москва, Издательство Московского Университета, 1980 г. Лун, А.Н. Эмоции и личность. / А.Н. Лун; - М.: Знание, 1982.
8. Ковалева Л.Е. Формула эмоций.: Публицист. очерки / Л.Е. Ковалева; - М.: дет. лич. 1974.
9. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. / Ф. Райс; - 8-е издание. - СПб.: Питер, 2000.
10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) [Текст]: Учебное пособие. -5-е изд. / И.Ю. Кулагина - М.: Изд-во УРАО, 1999.
11. Корнилов К.Н. Воля и ее воспитание. / К.Н. Корнилов; - М.: Знание 1957.
12. Ильин Е.П. Психология воли. / Е. П Ильин; - СПб.: Питер, 2000.
13. Петровский А.В. О психологии личности. / А.В. Петровский; - М.: Знание, 1971.
14. http://www.eurolab.ua
15. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М., 1986.
16. Дашкевич О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М.,1985. 48 с.
17. Черникова О.А. Роль эмоций в волевых действиях спортсменов // Проблемы психологии. М., 1962. С. 33-48.
18. Быков А.В. Экспериментальное изучение волевой регуляции. М., 1999.
19. Быков А.В., Шульга Т.И. Становление волевой регуляции в онтогенезе: Учебное пособие. М., 1999.
20. Высоцкий А.И. К развитию настойчивости у подростков // Проблемы психологии воли. Материалы 4-й научной конференции. Рязань, 1974.
21. Высоцкий А.И. Характеристика процесса самовоспитания у подростков // Проблемы формирования личности и волевой процесс. Рязань, 1968. С. 38-45.
22. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.
23. Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2000.
24. Селиванов В.И. Проблема воли в советской психологии // Вопросы психологии. М., 1964. № 1. С. 35-49.
25. Селиванов В.И. Психология волевой активности. Рязань, 1974.
26. Шульга Т.И. Психологические основы формирования воли. Пятигорск, 1993.
27 Шульга Т.И. Становление
волевой регуляции в онтогенезе
Информация о работе Эмоционально-волевая сфера: способы развития