Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 17:50, курсовая работа
Цель данного исследования: изучение особенностей развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями.
Задачи исследования:
- охарактеризовать развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников в норме;
- выявить особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями;
- провести эксперимент по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы.
Введение…………………………………………………..…………………………………С. 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития
эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми
нарушениями…….………………………………………………………………..………...С. 4
1.1. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников в норме…………….…….С. 4
1.2. Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников
с речевыми нарушениями………………………………………………………….……….С. 9
Глава 2. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников
с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы………………….…....…С. 14
2.1. Методика эксперимента…………………………………..…………………………..С. 14
2.2. Организация логопедической работы с целью развития
эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми
нарушениями ………………………………………………..…………………….…….….С. 18
2.3. Анализ результатов исследования……………………………………….…..……….С. 20
Заключение……………………………………………………………………….………..С. 23
Список литературы…………………………………………………………...……………С. 26
Приложения…………………………………………………………………..…………….С. 27
Так как основным методом оценки эмоционального состояния ребенка является наблюдение, используются таблицы фиксации результата. Можно использовать оценки в баллах, применять цвета или любые другие знакомые обозначения. Мы применяем различные цветовые оттенки, так нагляднее выделяются те ситуации из жизни ребенка в детском саду, в которых он чувствует себя комфортно или неблагополучно. Кроме того, использование цвета позволяет избежать классификации детей по тому или иному признаку и деление их на «хороших» или «плохих». В результате наблюдения можно выявить причины неблагополучия, трудности, возникающие у ребенка в тех или иных ситуациях, оценить собственные промахи, что помогает понять причины затруднений при взаимодействии с ребенком и найти средства их преодоления.
Каждый ребенок проявляет свои эмоции по-разному, поэтому необходимо обращать внимание на степень проявления эмоции конкретного ребенка в той или иной ситуации и именно эту реакцию положить в основу оценки эмоционального состояния. Для этого можно использовать шкалу оценки проявления эмоционального неблагополучия и эмоционального комфорта (см. таблицу 1).
Таблица 1. Шкала оценки проявления эмоционального неблагополучия и эмоционального комфорта
Степень выраженности |
Характеристика |
Способы проявления |
1-я степень |
Равнодушен, внешние проявления эмоций отсутствуют или выражены незначительно |
- |
2-я степень |
Эмоциональные проявления выражены средне |
Мимика, поза, слова и т. д |
3-я степень |
Эмоции выражены сильно |
Мимика, речь, двигательная активность |
При наблюдении за ребенком его эмоциональное состояние в ситуациях взаимодействия ребенка с родителем, ребенка с воспитателем, ребенка со сверстником фиксируется по соответствующей индивидуальной схеме (см. таблицу 2).
Таблица 2. Оценка эмоционального состояния ребенка в группе
детского сада
Код ребенка____________возраст____
Дата |
Деятельность в режимные моменты | |||||
|
Индивидуальное поведение |
Поведение |
в общении | |||
|
|
Р-Р |
Р-В |
Р-С | ||
Дата |
Организованная деятельность (учебная, развлекательная) | |||||
|
Индивидуальное поведение |
Поведение |
в общении | |||
|
|
Р-В |
Р-С | |||
|
|
|
1.2. Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями
Развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников с нарушениями речи имеет характерные особенности. Многим детям с речевыми нарушениями свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению.
У детей с речевыми нарушениями отмечается отчетливое доминирование свойства эксцентричности, когда дети проявляют живой интерес к окружающему как источнику получения помощи, информации.
В литературе неоднократно высказывалось мнение, что речевой дефект способствует формированию неадекватной самооценки: ощущению своей малоценности, робости, неуверенности в своих возможностях4. Так, для девочек наибольшее значение имеют такие свойства, как здоровье, честность, общительность, они необидчивы и недрачливы. Уже в этом возрасте они сомневаются в оценке своей внешности и либо отвечают, что не знают, красивы ли они, либо считают, что некрасивы. У девочек с нарушенной речью почти по всем параметрам самооценка оказывается выше, чем у девочек с нормальной речью, однако, в отличие от последних, они не считают себя здоровыми и вследствие этого в необходимой степени общительными.
Самооценка у мальчиков отличается в меньшой степени, чем у девочек. Так, мальчики с нормальной речью считают себя очень веселыми, счастливыми, честными; в меньшей степени, но все же добрыми, общительными, здоровыми. Мальчики с речевыми нарушениями считают себя честными, храбрыми, необидчивыми и недрачливыми, однако они менее общительны и счастливы. Так же, как и девочки, они осознают, что причиной их необщительности является речевой дефект, однако не считают себя ущербными в той мере, как девочки с нарушенной речью.
В целом исследования показывают, что дети с речевыми нарушениями недостаточно критично оценивают свои возможности, чаще переоценивая их. В большинстве случаев объективная личностная характеристика не совпадает с самооценкой, многие из своих черт характера дети не отмечают и не оценивают. Чаще всего не фиксируется внимание на негативных чертах характера, а положительные качества несколько переоцениваются. В этом проявляется тенденция в самохарактеристике приближаться к идеальному образу.
Изучение самооценки (В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова5) дошкольников со стертой дизартрией и нормальным речевым развитием продемонстрировало, что половина из каждой группы детей адекватно оценивают свои возможности (соответственно 47% со стертой дизартрией и 50% с нормальным речевым развитием). У дошкольников с дизартрией преобладает заниженная самооценка (соответственно 40 и 17%), что проявляется в большей тревожности и неуверенности в себе. Среди детей с нормальным речевым развитием завышенная самооценка имела место в 3 раза чаще (соответственно 13 и 33%), т.е. дети с речевыми нарушениями проявляют большую осторожность в оценке своих качеств.
Обе группы достаточно высоко оценивают собственную доброту, при этом дошкольники с дизартрией ставят это качество на 1-ое место, а дети с нормальным речевым развитием на 2-ое после веселости. Также интересно, что дошкольники с дизартрией отдают предпочтение физическим качествам (росту и быстроте), а дети с нормальной речью больше ценят нравственные свойства. Одинаково не удовлетворены обе группы детей своим вниманием. Весьма низко оценивают дошкольники с дизартрией свою речь и ловкость, что показывает критичность их суждений о себе и объективный характер их оценки своей речи и моторных затруднений. Что касается детей с нормальной речью, то они не удовлетворены более всего своими эстетическими качествами.
Таким образом, самооценки дошкольников с дизартрией более низкие и менее дифференцированы, чем у детей с нормальным речевым развитием.
Уровень притязаний. В большинстве случаев, реакция детей с речевыми нарушениями на неуспех отличается от той, которая наблюдается норме. Так, после удачно выполненного задания дети переходят не к более трудному, а к более легкому заданию.
Этот факт можно трактовать как формирование защитной реакции у детей с речевыми нарушениями, стремление поддержать успех даже на заниженном уровне.
Осознание речевого дефекта, степень фиксированности на нем изучались, в основном, применительно к заикающимся детям и лицам с нарушениями голоса. Исследователи выделяют три варианта эмоционального отношения заикающихся к своему дефекту: безразличное, умеренно-сдержанное, безнадежно-отчаянное – и три варианта волевых усилий в борьбе с ним: их отсутствие, наличие, перерастание их в навязчивые действия и состояния.
Можно также выделить следующие степени фиксированности детей на своем дефекте:
- нулевая степень фиксированности на дефекте. Дети не испытывают ущемления от сознания неполноценности своей речи, совсем не замечают ее недостатков. Охотно вступают в контакт со знакомыми и незнакомыми людьми. У них отсутствуют элементы стеснения или обидчивости;
- умеренная степень. Дети испытывают неприятные переживания, скрывают дефект, компенсируя манеру речевого общения с помощью уловок. Тем не менее, осознание детьми своего недостатка не выливается в постоянное, тягостное чувство собственной неполноценности, каждый поступок оценивается через призму своего дефекта;
- выраженная степень. Дети постоянно фиксированы на своем речевом недостатке, глубоко переживают его, всю свою деятельность ставят в зависимости от своих речевых неудач. Для них характерен уход в болезнь, самоуничижение, болезненная мнительность, навязчивые мысли и выраженный страх перед речью.
Тревога, страхи у дошкольников с нарушениями речи. Одно из наиболее значимых личностных проявлений любой формы речевого нарушения – тревожность. Это интегральное неспецифическое субъективное отражение неблагополучия личности. Выделяют два основных вида тревожности.
Первый – ситуативная тревожность, порожденная конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Такое состояние может возникнуть у любого человека в предчувствии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние вполне нормально, оно играет положительную роль, являясь своеобразным мобилизующим механизмом, который помогает человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще
свидетельствует о недостаточной сформированности самосознания6.
Второй вид – личностная тревожность, когда человек склонен к постоянной тревоге в различных ситуациях, в том числе и в таких, которые объективно к этому не располагают. Этот вид тревожности характеризуется состоянием безотчетного страха перед неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное.
У тревожных детей наблюдается повышенная чувствительность, низкая самооценка, они беспокойны и постоянно ожидают неприятностей, в том числе со стороны окружающих. Тревожные дети очень болезненно реагируют на свои неудачи, они часто отказываются от той деятельности, в которой испытывают затруднения. Обычно они ведут себя по-разному на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети. На занятиях они зажаты и напряжены, речь их может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, они испытывают длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду или какой-нибудь предмет. Тревожные дети нередко имеют вредные привычки невротического характера. Манипуляции с собственным телом снижают у них эмоциональное напряжение, успокаивают. В наиболее тяжелых случаях у ребенка формируется комплекс неполноценности, который сковывает его поведение и серьезно препятствует исправлению речевого дефекта.
У детей с моторной алалией часто наблюдаются патологические черты невротического круга: замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, слезливость и т.п. Иногда дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Из-за боязни ошибиться и вызвать насмешку они стараются избегать ситуаций, требующих употребления речи, а если это не удается, предпочитают использовать жесты.
Развитие личности ребенка с моторной алалией оказывается заторможенным из-за того, что дефект речи заставляет его всячески ограничивать ее употребление, а это, в свою очередь, ограничивает его коммуникации, столь необходимые для социализации. У этих детей отмечаются трудности в формировании гнозиса, пространственного и временного синтеза, праксиса, т.е. психических качеств, опосредованных речью.
Для них характерны недостаточность мотивационной и эмоционально-волевой сферы, сниженная наблюдательность, психофизическая расторможенность или заторможенность. Дети долго не включаются в выполнение задания, поверхностно оценивают проблемную ситуацию, не имеют стойких интересов, интеллектуально пассивны7. Из-за отсутствия речевого опыта и ограниченной познавательной деятельности у них возникают пробелы в знаниях.
Дети с моторной алалией тяжело переживают свой дефект. Повышенная самокритичность порождает ощущение беспомощности, даже отчаяние, что может вылиться в состояние депрессии. А если окружающие плохо понимают речь ребенка, депрессия может усиливаться. Все это также отрицательно влияет на развитие личности ребенка.
Дети с сенсорной алалией трудно воспринимают информацию. Они не могут долго слушать, когда им что-то читают или рассказывают. Не понимая содержания, они теряют интерес и перестают слушать. Новые слова и структуры ребенок осваивает медленно, к речи не критичен, в поведении хаотичен, действует часто импульсивно.
Глава 2. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников
с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы
2.1. Методика эксперимента
Цель эксперимента: развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы.
Экспериментальное исследование проводилось на базе ДОУ. Испытуемыми выступили 6 детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (6 -7 лет).
Эксперимент проводился в три этапа. На первом этапе мы проводили диагностику эмоционально-волевой сферы детей с речевыми нарушениями. На втором этапе: проводилась коррекционная работа по исправлению нарушений в эмоционально-волевой сфере детей с речевыми нарушениями. На третьем этапе проводилась повторная диагностика для выявления результата исследования.
Для диагностики эмоционально-волевой сферы детей использовалась адаптивная методика Е. В. Кучеровой8.
Цель адаптивной методики Е. В. Кучеровой: получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей в группе по результатам кратковременного наблюдения, индивидуальных собеседований и индивидуальных экспериментов с детьми.
Информация о работе Эмоционально- волевая сфера детей с речевыми нарушениями