Мы можем ограничиться одной
классификацией, удовлетворяющей нашим
теоретическим требованиям, Н. Мак-Вильямс
(Н. Мак-Вильямс, 1998г.). В ней мы подходим
к очень важной классификации защитных
механизмов по делению их на «примитивные»
и «высшего порядка». Хотя и не существует
однозначных доказательств того, что защиты
появляются одна за другой в определенной
строгой последовательности по мере развития
ребенка, среди большинства психодинамически
ориентированных аналитиков достигнуто
согласие в том, что некоторые защиты представляют
собой более "примитивный" или ранний
процесс, чем другие.
Первичные
защитные механизмы
Всемогущий контроль — восприятие себя как причины
всего, что происходит в мире.
Диссоциация — отделение себя от своих неприятных
переживаний.
Интроекция, в частности Идентификация с агрессором — бессознательное включение
в свой внутренний мир воспринимаемых
извне взглядов, мотивов, установок и пр.
других людей.
Отрицание — полный отказ от осознания
неприятной информации.
Примитивная идеализация — восприятие другого человека
как идеального и всемогущего.
Примитивная изоляция, в частности защитное фантазирование — уход от реальности в другое
психическое состояние.
Проективная идентификация — когда человек навязывает
кому-либо роль, основанную на своей проекции.
Проекция — ошибочное восприятие своих
внутренних процессов как происходящих во вне.
Расщепление Эго — представление о ком-либо
как о только хорошем или только плохом, с восприятием присущих ему качеств, не вписывающихся в такую оценку, как чего-то совершенно отдельного.
Соматизация или Конверсия — тенденция переживать соматический дистресс в ответ на психологический стресс и искать в связи с такими соматическими проблемами медицинской помощи.
Вторичные
защитные механизмы
Аннулирование или Возмещение — бессознательная попытка
«отменить» эффект негативного события
путём создания некоего позитивного события.
Вытеснение, Подавление или Репрессия — в бытовом смысле «забывание»
неприятной информации.
Вымещение, Замещение или Смещение — в бытовом смысле «поиск козла
отпущения».
Игнорирование или Избегание — контроль и ограничение информации
об источнике пугающего психологического
воздействия либо в искажённое восприятие
подобного воздействия, его наличия или
характера.
Идентификация — отождествление себя с другим
человеком или группой людей.
Изоляция аффекта — удаление эмоциональной составляющей
происходящего из сознания.
Интеллектуализация — неосознанное стремление
контролировать эмоции и импульсы на основе
рациональной интерпретации ситуации.
Компенсация или Гиперкомпенсация — прикрытие собственных слабостей
за счёт подчеркивания сильных сторон
или преодоление фрустрации в одной сфере сверхудовлетворением в других сферах.
Морализация — поиск способа убедить себя
в моральной необходимости происходящего.
Отыгрывание, Отреагирование вовне или Разрядка — снятие эмоционального напряжения за счет проигрывания ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию.
Поворот против себя или Аутоагрессия — перенаправление негативного аффекта по отношению к внешнему объекту
на самого себя.
Раздельное мышление — совмещение взаимоисключающих
установок за счёт того, что противоречие
между ними не осознаётся.
Рационализация — объяснение самому себе своего
поведения таким образом, чтобы оно казалось
обоснованным и хорошо контролируемым.
Реактивное образование — защита от запретных импульсов,
с помощью выражения в поведении и мыслях
противоположных побуждений.
Реверсия — проигрывание жизненного
сценария, с переменой в нём мест полярных оценок.
Регрессия — возврат к ребячливым, детским
моделям поведения.
Сексуализация или Инстинктуализация — превращение чего-то негативного
в позитивное, за счёт приписывания ему
сексуальной составляющей.
Сублимация — перенаправление импульсов
в социально приемлемую деятельность [13].
Защитные механизмы, конечно
же, имеют намного больше аспектов,
над изучением и рассмотрением которых
трудятся множество лет. Но то, что описано
выше является необходимой теоретической
базой о защитных механизмах, позволяющая
нам глубже понять третью главу, которая
и будет некоторым синтезом главы об эмоциях
и защитных механизмах и будет раскрывать
тему курсовой работы.
Глава III – ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ
СОСТОЯНИЙ С ЗАЩИТНЫМИ МЕХАНИЗМАМИ ЛИЧНОСТИ
§ 1. Теоретический подход к
проблеме эмоциональных защитных механизмов
Выше уже говорилось о теории
эмоций Плутчика, но теперь хотелось бы
более подробно рассмотреть теорию Р.
Плутчика о защитных механизмах личности.
Теория основывается на том,
что в каждой личности существует диспозиция
(наследственная предрасположенность,
не являющаяся патологической) к определенной
психической разбалансировке. Потеря
баланса проявляется в чрезмерном переживании
определённых эмоций, которые не могут
быть реализованы полностью, а механизм
психологической защиты играет роль регулятора
внутриличностного баланса за счет переоценки
стимула, который вызвал эту эмоцию.
То есть, эмоции толкают индивида
на переоценку вызвавшего их стимула,
производят индикацию плюс - минус санкционирования
по А.Н. Леонтьеву. Формально защитные
механизмы направлены на борьбу с переживаниями,
фактически – на восстановление внутриличностного
баланса[14].
В связи с этим он выделяет восемь
диспозиций:
Диспозиция
мании. Ведущей эмоцией при этом
виде диспозиции является – радость. Естественная защита - реактивным образованием, за счет подавления
привлекательности приятных стимулов
с помощью Супер-Эго. Импульс – обрати это в противоположное. Переоценка стимула: «Все, связанное с этим, отвратительно».
Диспозиция
истерии. Ведущая эмоция – принятие. Защита – отрицание. Защита направлена на сдерживание
эмоции принятия окружающих, если они
демонстрируют отторжение по отношению
к человеку, обладающему диспозицией истерии.
Эмоция принятия балансируется отрицанием. Импульс - не замечай этого. Переоценка стимула: не происходит, стимул не замечается.
Агрессивная
диспозиция. Ведущая эмоция – гнев. Защита – замещением. Защита развивается, если
гнев направлен на более сильного субъекта,
или субъекта, нападение на которого по
социальным причинам не приемлемо и этим
восстанавливается внутриличностный
баланс. Импульс - напади на что-то, заменяющее это. Переоценка стимула: «Вот кто во всем виноват».
Диспозиция
психопатии. Ведущая эмоция – удивление. Защита – регрессией. Развивается в виду желания
обезопасить себя от неудачи. При этом,
удивление реализуется и баланс восстанавливается.
Импульс – плачь об этом. Переоценка стимула: «Вы обязаны мне помочь».
Депрессивная
диспозиция. Ведущая эмоция – печаль. Защита – компенсация, компенсирует недостающую
самооценку, что позволяет личности справляться
с состоянием подавленности. Импульс – постарайся приобрести это. Переоценка стимула: «Зато я... Все равно я... Когда-нибудь я...».
Параноидальная
диспозиция. Ведущая эмоция –
отвращение (неприятие). Защита – проекцией. Развивается как результат
эмоционального отвержения в раннем детстве
со стороны значимых лиц. Проекция позволяет
переносить собственную неполноценность
на других. Импульс – обвини это. Переоценка стимула: «Все
люди порочны».
Пассивная
диспозиция. Ведущая эмоция – страх. Защита – подавление (вытеснение). Развивается
для сдерживания эмоции страха, проявления
которой неприемлемы для позитивного
восприятия себя. Импульс – не помню об этом. Переоценка стимула: «Мне это незнакомо».
Обсессивная
диспозиция. Ведущая эмоция – ожидание. Защита – рационализация (интеллектуализация
и сублимация). Развивается в раннем подростковом
возрасте для сдерживания эмоции ожидания
или предвидения боязни пережить разочарование
неудач и неуверенности в конкуренции
со сверстниками. Импульс – переопредели, переосмысли это. Переоценка стимула: «Все объяснимо»[10].
§2. Поведенческий аспект эмоциональных
защитных механизмов личности
В этом параграфе мы уделим
внимание ещё одной функции эмоций в механизмах
защиты личности. Их можно отнести к группе
защиты с преобразованием или искажением
содержания мыслей, чувств, поведения.
Приведённые ниже описания
эмоций были выделены из книг Кэт и Билл
Кволс (Кэт и Билл Кволс, 1993)[15]:
«Вина: чувство, которое мы иногда
ощущаем после нарушения добрых намерений,
для того чтобы помочь нам поверить, что
у нас действительно были хорошие намерения.
В своей статье "Чувство вины
как извинение" в «Психодинамика, психотерапия
и рекомендации» Рудольф Дрейкурс писал:
"Чувство вины появляется только, если
человек не желает исправляться и все
еще пытается уверить в своих хороших
намерениях. Как только предприняты искренние
попытки к искуплению или улучшению, чувство
вины исчезает".
Эта модель использования чувства
вины предполагает снижение диссонанса
между совершенными действиями и желаниями,
которые приемлемы, которые человек желает
не нарушать. Снижение диссонанса между
Ид и Супер-Эго.
«Беспокойство: излишнее раздумывание
или усложнение ситуации вместо действия.
Мы поддаемся ему для того, чтобы избежать
делания того, к чему мы не подготовлены».
Используя беспокойство таким
образом мы применяем модель мышления,
в которой есть лишь вероятность неуспеха,
а не проживаемое в реальности осознание
несостоятельности постфактум. Снижение
диссонанса между Я-реальным, которое
не умеет что-то делать, и Я-идеальным,
в котором человек по определению умеет
всё.
«Гнев: попытка заставить других
отгородиться от нас, когда они затрагивают
наши глубинные комплексы».
Попытка защититься от осознания
определённого аспекта Я-реального, когда
кто-то пытается нам о нём сообщить. Раздражение,
в контексте защиты, несёт в себе тоже
желание, что и гнев.
«Вспыльчивость: создание ощущения
о потере контроля над собой, когда мы
стараемся спугнуть кого-либо своим образом
мысли, и мы не хотим брать ответственность
за наш выбор действия, который может привести
к плачевным последствиям».
В этом случаи, не взяв ответственность
за свои действия, мы заранее застраховываем
себя от возможного осуждения со стороны
окружающих и со стороны собственного
Сверх-Я.
А. Бек и А. Эллис В своей книге
«Эмоционально-когнитивные интеракции
в персональном развитии» (А.Т. Бек, А. Эллис,
1988) были даны следующие взгляды на некоторые
эмоции:
«Страх помогает избежать
опасности или мобилизоваться для нападения».
Опасность может быть не только
биологического характера, но и психологического
– к примеру, возможность ущемления самооценки.
Вне зависимости от того какого вида опасность,
психологическая или биологическая, мы
чувствуем страх.
«Презрение поддерживает
собственную самооценку и поведение доминирования»;
Презрение несёт с собой обесценивание
«презираемого» субъекта, что одновременно
обесценивает нападки этого субъекта
на самооценку.
«Отвращение
приводит к отталкиванию вредных объектов».
Также
отвращение можно испытывать к человеку,
который «вреден» личности.
Рассмотрения стыд как защиты.
Стыд проявляется тогда, когда какие-либо
действия совершённые нами, противоречат
ценностям других людей, что может повлечь
за собой осуждения с их стороны, а потом
и со своей. Для того чтобы заранее обезопасить
себя от этого, человек пытается показать
себе и другим то, что ему стыдно за совершённый
поступок и ему такое поведение не свойственно[16].
Заключение
Рассмотрение различных
эмоциональных явлений, представленных
в психологической литературе, дает основание
говорить о том, что эмоциональная сфера
человека имеет сложное многоуровневое
строение, богатство проявлений и функций.
Мы также пришли к осознанию одной из самых
насущных и актуальных проблем психологии
эмоций – невозможности дать единого
определения собственного предмета исследований.
В своей работе мы постарались рассмотреть
спектр тенденций к изучению эмоций для
того, чтобы прийти к тому определению,
которое удовлетворяет нашему требованию
лаконичности и широты изучаемого объекта.
Также, в первой главе были рассмотрены
функции эмоций и их классификация. Так
как принцип классификации также не имеет
единого стандарта, мы в краткой форме
рассмотрели некоторые из принципов, по
которым эмоции относят к тем или иным
классам.