Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2012 в 09:51, курсовая работа
Целью данной работы является изучение эмоционального интеллекта в общей структуре интеллекта.
Задачи работы:
1. охарактеризовать определение эмоционального интеллекта;
2. рассмотреть биологические и социальные предпосылки и возможности развития эмоционального интеллекта;
3. проанализировать современные концепции эмоционального интеллекта.
ВВЕДЕНИЕ 3
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ИНТЕЛЛЕКТА 4
1.1 Эмоциональный интеллект в структуре интеллектуальной и
эмоционально-волевой сферы личности 4
1.2 Понятие «эмоциональный интеллект» в зарубежной психологии 5
1.3 Характеристика термина «эмоциональный интеллект» в
отечественной психологии 6
II ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ 7
2.1 Определение эмоционального интеллекта 7
2.2 Биологические и социальные предпосылки развития
эмоционального интеллекта 8
2.3 Развитие эмоционального интеллекта 9
2.4.Современные концепции эмоционального интеллекта 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 12
В 1955 г. А. Эллис начал разрабатывать рационально-эмотивную терапию (Rational Emotive Therapy) — подход к консультированию, который включал в себя обучение исследованию своих эмоций логическим путем, с помощью размышления.
В 1960-е гг. возникают когнитивистские теории эмоций. Наиболее известная из них, когнитивно-физиологическая, была разработана С. Шехтером. В соответствии с этой теорией на возникновение эмоций, наряду с воспринимаемыми стимулами и порождаемыми ими физиологическими изменениями в организме, оказывают влияние прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения имеющихся в данный момент потребностей и интересов.
В русле представлений С. Шехтера находится и концепция М. Арнольд, согласно которой в качестве познавательной детерминанты эмоции выступает интуитивная оценка субъекта, а само переживание следует за ней. Эта интуитивная оценка понимается как «чувственное суждение», отличное от абстрактного «рефлексивного суждения».
В конце 1970-х — 1980-х гг. отмечается растущий интерес к изучению взаимодействия эмоций и мышления. Идея о продуктивном взаимодействии эмоциональных и когнитивных процессов нашла свое подтверждение в ряде исследований. К их числу можно отнести изучение влияния депрессии на реалистичность мышления, взаимосвязи склонности к колебаниям настроения и креативности, изучение способности к эмоциональной саморегуляции.
В этот период высказывается положение об эмоциях как одной из подсистем сознания. Когнитивная теория эмоций рассматривает их как функцию разума. Так, в когнитивной концепции Р. Лазаруса центральной является идея о познавательной детерминации эмоций. Когнитивное опосредствование рассматривается как необходимое условие для появления эмоций.
В последующий период представления о когнитивной природе эмоций в среде исследователей, таких как Л. Шпитц, К. Шерер, Ф. Данеш, У. Грей, А. Ортони, Дж. Клор и А. Коллинз, становятся достаточно популярными.
В клинической практике исследовались трудности выражения эмоций пациентами. В 1973 г. П. Сифнеос ввел термин «алекситимия» и описал состояние, по сути противоположное эмоциональному интеллекту [16, С. 87]. Алекситимия связана с низким уровнем способностей к определению чувств, их различению, с трудностями в отображении чувств и в описании их окружающим людям.
Введению понятия ЭИ способствовали достижения в ряде смежных областей знания. Так, в исследованиях мозга начинают выделять взаимосвязи между эмоциями и когнициями. Активно проводятся исследования искусственного интеллекта, к примеру, возможностей компьютера понимать и объяснять эмоциональные аспекты повествования. В сфере исследований невербальной коммуникации создаются методики для изучения восприятия невербальной информации, в частности, проявления эмоций в мимике и пантомимике. Эмпирические исследования социального интеллекта показывают, что в его структуре можно выделить социальные умения, эмпатию, просоциальные установки, социальную тревожность и эмоциональность (чувствительность).
Развивая идею множественности интеллектуальных проявлений, выдвинутую Л. Терстоуном, X. Гарднер обнаружил возможность категоризации большинства видов интеллекта. В 1983 г. данный исследователь сделал предположение о возможности существования разнообразных интеллектуальных способностей, включая интрапсихические (по существу, это способность к интроспекции — самонаблюдению) и личностные способности. Он выделил семь различных форм интеллекта: пространственный, музыкальный, лингвистический, логико-математический, межличностный, внутриличностный, телесно-кинестетический. Модель X. Гарднера позволила реализовать более интегрированный, но в то же время более дифференцированный взгляд на природу и формы проявления интеллекта.
Р. Стернберг продолжил исследование, начатое Э. Доллом, Д. Векслером и Р. Липером. Интеллект в теории Р. Стернберга рассматривается как информационная система, которая служит приспособлению человека к окружающей среде (в широком смысле слова). Также в его теории подчеркивалась связь интеллекта с тремя процессами жизни человека: внутренними информационными процессами, опытом и взаимодействием с внешним миром [2, С. 87].
В 1985 г. Р. Бар-Он вводит понятие «коэффициент эмоциональности» и предлагает анкету (EQ-i) для его измерения.
Предпосылки введения понятия ЭИ в 1980-е гг. возникают и развиваются в смежных областях знания. Например, в литературе по детскому развитию можно найти термин «эмоциональная одаренность».
Косвенными предпосылками «смешанных моделей» ЭИ послужили концепция самоэффективности А. Бандуры, теория самоактуализации А. Маслоу, представления о важности эмоциональной жизни в клиентоцентрированной терапии К. Роджерса, в которых подчеркивается значимость умения людей осознавать свои способности и эффективно управлять своим поведением в соответствии со знанием о сильных и слабых сторонах своей индивидуальности.
Началом третьего периода можно считать 1990 г., когда Дж. Мейер и П. Сэловей опубликовали первую исследовательскую работу, в которой дали определение термина «эмоциональный интеллект», а также предложили методику его измерения. В ней они привели доказательства в пользу того, что ЭИ является одним из основных видов интеллекта. П. Сэловей и Д. Майер определяют эмоциональный интеллект как сложный психологический конструкт, включающий три типа способностей: идентифицировать и выражать эмоции; регулировать собственные эмоции; использовать эту информацию для управления своим мышлением и поведением [6, С. 49].
В последующем были предприняты серьезные эмпирические исследования в этой области, которые позволили наметить «демаркационную линию» между ЭИ и другими видами интеллекта. Эмоциональный интеллект рассматривается, как когнитивная способность рассуждать об эмоциях и использовать эмоции для улучшения мыслительной деятельности; включает способности точно различать эмоции, вызывать эмоции для содействия мышлению, понимать эмоции и эмоциональные знания и осознанно регулировать эмоции, чтобы способствовать эмоциональному и интеллектуальному росту. Иными словами, ЭИ — это вид интеллекта, связанный с обработкой, интерпретацией и использованием эмоциональной информации.
Во время четвертого периода, по мнению Дж. Мейера, наметился необычный поворот событий: термин «эмоциональный интеллект» стал популяризироваться, а сама область исследований расширилась. Популяризация ЭИ берет свое начало с книги Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект». Данный автор и его последователи превратили ЭИ в девиз для исследований и публичной политики.
Было создано множество методик, предлагаемых для измерения эмоционального интеллекта. Появились психологические агентства, заявляющие своей целью развитие эмоционального интеллекта в сфере бизнеса и в обучении.
С
1998 г. по настоящее время (пятый
период) предлагается множество вариантов
усовершенствования концепции ЭИ совместно
с внедрением новых методик его измерения;
появляются первые рецензированные научные
статьи по данной теме. Исследования в
этой области осложняются наличием популистских
представлений об ЭИ, его определений
и подходов к измерению, далеких от научной
парадигмы. В настоящее время, по мнению
Дж. Мейера, в литературе существуют «два»
ЭИ: один из них, «популярный» ЭИ, определяется
различным образом, быстро приобретается
и служит лучшим предиктором успеха в
жизни, в то время как «другой» ЭИ является
научным феноменом [2, С. 90].
1.3
Характеристика термина «
В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта нашла свое отражение в трудах Выготского Л.С., Рубинштейна С.Л., Леонтьева А.Н. Выготский Л.С. пришел к выводу о существовании динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов. Единство аффекта и интеллекта, по мнению Выготского, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех ступенях развития, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. Рубинштейн С.Л., развивая идеи Выготского Л.С., отмечал, что мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального.
Идея Л.С. Выготского о взаимосвязи когнитивных и эмоциональных процессов получила развитие в трудах А.Н. Леонтьева, который показал в своих работах, что мышление имеет эмоциональную (аффективную) регуляцию.
Определенный вклад в развитие представлений о взаимосвязи нейрофизиологических, аффективных и когнитивных процессов внес А.Р. Лурия — основоположник отечественной нейропсихологии. В процессе исследований под руководством А.Р. Лурия были сформулированы общие положения о соотношении мозга и психики, известные как «теория системной динамической локализации высших психических функций» [2, С. 91].
Принципа взаимосвязи аффекта и интеллекта придерживалась и Б.В. Зейгарник, которая подчеркивала, что не существует мышления, оторванного от мотивов, стремлений, установок, чувств человека, т.е. от личности в целом. Вслед за А.Н. Леонтьевым Б.В. Зейгарник отмечает, что изменение эмоций, сильные аффекты могут привести к изменению значения предметов и свойств. Иными словами, речь идет об эмоциональной регуляции мышления.
В отечественной психологии аналогом термина «эмоциональный интеллект» можно считать понятие «эмоциональное мышление», изучением которого занимался O.K. Тихомиров. Описывая специфику эмоционального мышления, он отмечал, что эмоциональные состояния включены в процесс решения задач. По его мнению, с мыслительной деятельностью связаны все эмоциональные явления — аффекты, эмоции, чувства. Исследования O.K. Тихомирова доказывают наличие эмоциональной регуляции мыслительной деятельности и тот факт, что эмоциональная активизация является необходимым условием продуктивной интеллектуальной деятельности.
Между тем в свое время И.А. Васильев, В.Л. Поплужный, O.K. Тихомиров обратили внимание на то, что во многих зарубежных работах, вопреки общепризнанной актуальности, проблема эмоциональных компонентов мышления даже попутно не затрагивается.
В последнее время в отечественной психологии достаточно много исследований посвящено проблеме изучения эмоциональности. Роль эмоциональности как детерминанты успешности деятельности, в том числе профессиональной, изучалась также российскими учеными И.В. Пацявичусом, А.Е. Ольшанниковой, И.А. Переверзевой.
Как определенную предпосылку интеллекта можно рассматривать предложенное О.П. Санниковой, Е.А. Киселевой, а также российскими учеными А.А. Борисовой, В.Г. Зазыкиным изучение психологической проницательности как многоуровневого структурного образования, связанного с устойчивыми признаками эмоциональности в структуре личности.
Взаимодействие аффективных и когнитивных процессов находилось и в сфере внимания А.В. Брушлинского. По его мнению, эмоции могут способствовать мышлению или препятствовать ему. Взаимодействие между эмоциональными и когнитивными процессами, как полагал ученый, правильнее назвать взаимопроникновением. Каждый образ, представление, понятие имеют свой эмоциональный потенциал. Особенно велика роль эмоциональных явлений в оценках различного рода, которые являются важнейшими компонентами мыслительной деятельности.
Стоит отметить определенный вклад в проблему изучения эмоциональных способностей А.А. Бодалева, который заметил, что некоторым людям присуща определенная социальная одаренность. Она представляет собой своеобразное объединение интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных способностей, которые являются психологической основой успешности их коммуникаций с окружающими.
Российский психолог Д.В. Люсин предложил свою структуру эмоционального интеллекта, трактуя его как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими [19, С. 111].
Таким
образом, понятие «эмоциональный интеллект»
не является новым в отечественной психологии.
Это явление давно замечено, но имело иные
обозначения: «смысловое переживание»,
«обобщение переживаний», «эмоциональное
мышление», «эмоциональное воображение»
[2, С. 92].
II
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ
ИНТЕЛЛЕКТ
2.1
Определение эмоционального
Первоначально понятие «эмоциональный интеллект» было связано с социальным интеллектом. Оно появилось именно в контексте разработки проблематики социального интеллекта такими исследователями, как Дж. Гилфорд (1967), Х. Гарднер (1993) и Г. Айзенк (1995). В исследованиях было установлено, что социальный интеллект может быть отделен от общих академических способностей.
Эмоциональный интеллект
Тем не менее, на современном этапе исследования эмоционального интеллекта являются вполне самостоятельным направлением.
Г. Бхарвани в своей книге «Важнее, чем IQ! EQ: эмоциональный интеллект» трактует его как «способность настраиваться на эмоции, понимать их и предпринимать адекватные действия. Эмоциональный интеллект обостряет здравый смысл. Его изучение дает нам прочную опору и снабжает простыми инструкциями по использованию обостренного здравого смысла: мы знаем, как следует поступать в определенной ситуации, и так и поступаем» [9, С. 21]. Автор обращает особое внимание на способность понимать эмоциональные состояния и направлять их в нужное русло для достижения благоприятных и продуктивных взаимоотношений с окружающими, утверждает триумф здравого смысла над чувствами и эмоциями, рационального над эмоциональным.