Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2012 в 09:51, курсовая работа
Целью данной работы является изучение эмоционального интеллекта в общей структуре интеллекта.
Задачи работы:
1. охарактеризовать определение эмоционального интеллекта;
2. рассмотреть биологические и социальные предпосылки и возможности развития эмоционального интеллекта;
3. проанализировать современные концепции эмоционального интеллекта.
ВВЕДЕНИЕ 3
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ИНТЕЛЛЕКТА 4
1.1 Эмоциональный интеллект в структуре интеллектуальной и
эмоционально-волевой сферы личности 4
1.2 Понятие «эмоциональный интеллект» в зарубежной психологии 5
1.3 Характеристика термина «эмоциональный интеллект» в
отечественной психологии 6
II ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ 7
2.1 Определение эмоционального интеллекта 7
2.2 Биологические и социальные предпосылки развития
эмоционального интеллекта 8
2.3 Развитие эмоционального интеллекта 9
2.4.Современные концепции эмоционального интеллекта 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 12
И.Н. Андреева убеждена, что эмоциональный интеллект не содержит общие представления о себе и оценку других: он фокусирует внимание на познании и использовании собственных эмоциональных состояний и эмоций окружающих для решения проблем и регуляции поведения [4, С. 79].
Г.Г. Горскова считает, что эмоциональный интеллект — это способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза. Конечный продукт эмоционального интеллекта — принятие решений на основе отражения и осмысления эмоций, которые являются дифференцированной оценкой событий, имеющих личностный смысл [16, С. 85]. По существу, вышеупомянутые современные ученые приходят к одному и тому же выводу: акцентируя внимание на эмоциях, человек регулирует собственное поведение с целью решения возникающих проблем. Получив информацию и осмыслив ее, он принимает решение о необходимости того или иного поступка, уместного в контексте данного события.
Интересную точку зрения представляет А.В. Гуськова, которая убеждена, что «ЭИ — есть набор способностей и соотношение когнитивных, личностных и мотивационных черт» [12, С. 26]. Объединяя когнитивные способности с личностными характеристиками, Гуськова добавляет мотивацию, что отличает ее подход от ряда других: ведь мотив является основой принятия решений, а также выбора целей и средств их достижения.
Обсуждаемое
нами понятие расширительно
В соответствии с описанными выше подходами к пониманию эмоций (особый тип знания) и интеллекта (совокупность взаимосвязанных друг с другом умственных способностей) понятие «эмоциональный интеллект» определяется как:
•
способность действовать с
• способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза;
• способность эффективно контролировать эмоции и использовать их для улучшения мышления;
• совокупность эмоциональных, личных и социальных способностей, которые оказывают влияние на общую способность эффективно справляться с требованиями и давлением окружающей среды;
• эмоционально-интеллектуальная деятельность [14, С. 247].
Обобщая
данные определения, можно отметить, что
индивиды с высоким уровнем развития эмоционального
интеллекта обладают выраженными способностями
к пониманию собственных эмоций и эмоций
других людей, а также к управлению эмоциональной
сферой, что обусловливает более высокую
адаптивность и эффективность в общении.
2.2
Биологические и социальные
эмоционального
интеллекта
К биологическим предпосылкам ЭИ можно отнести уровень эмоционального интеллекта родителей, правополушарный тип мышления, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости, свойства темперамента, особенности переработки информации.
Уровень
ЭИ родителей. Генетический компонент
ЭИ связан в первую очередь с полом. По
мнению И.Н. Андреевой, уровень эмоциональности
родителей действует опосредованно: как
«обогащенная среда», в которой ребенок
может приобрести необходимые для адаптации
знания, навыки и развить уверенность
в своей эмоциональной компетентности.
Наиболее значимым фактором этой среды
является мать, которая, как правило, проводит
с ребенком больше времени, чем отец.
В подростковом и юношеском возрасте,
когда семья утрачивает свое первостепенное
значение как фактор развития, «обогащенной
средой» для развития ЭИ становится группа
сверстников. Этим и объясняются те факты,
что более значимым в развитии ЭИ детей
оказалось групповое влияние, а не семейные
связи, и уровень ЭИ в целом выше у молодого
поколения, нежели у их родителей [3, С.
58].
Правополушарный тип мышления связан с невербальным интеллектом, он способствует точному распознаванию эмоциональной окраски речи. Известно, что люди с развитым невербальным интеллектом — эмоционально подвижные, больше направлены на окружающих, чем на самих себя, лучше распознают эмоции. Установлено, что «правополушарные» музыканты лучше идентифицируют эмоциональное состояние говорящего, чем «левополушарные» математики; кроме того, музыканты и вокалисты обладают более развитой способностью к адекватному восприятию эмоционального состояния человека по его голосу; у лиц «художественного» типа более выражена способность к правильному определению вида эмоционального контекста звучащей речи, они более эмпатийны и тревожны. Таким образом, правополушарный тип мышления способствует более точному распознаванию эмоций других людей.
И.Н. Андреева считает, что доминирование правого полушария выступает в качестве определенного наследственного задатка эмоциональной восприимчивости, которая характеризует успешность адаптации эмоционального отклика на стимул к обстоятельствам. Слабо развитая эмоциональная восприимчивость частично наследственна и предполагает незрелые и непроработанные чувства. Для лиц, у которых она развита высоко, характерно сочетание удовлетворения личных потребностей с интересами общества [3, С. 59]. Таким образом, эмоциональная восприимчивость связана с эффективной обработкой информации, касающейся эмоций.
Свойства темперамента можно отнести к врожденным задаткам эмоциональной восприимчивости. По мнению А.В. Либина, и темперамент, и интеллект являются характеристиками инструментальной сферы индивидуальности, только темперамент характеризует ее со стороны активности, энергии, а интеллект — со стороны возможностей субъекта, умения распорядиться этой энергией. Очевидно, что интеллект наряду со свойствами темперамента входит в единую систему психических свойств. Н.А. Выскочил на основе экспериментальных данных пришел к выводу, что чем человек более активен в психомоторной и интеллектуальной сфере, тем выше показатели внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта [10, С. 186].
Особенности темперамента ребенка во многом определяют такие личностные характеристики, как нейротизм, экстраверсия и сознательность, которые высоко коррелируют с опросниками на ЭИ. Это означает, что свойства темперамента образуют взаимосвязи с эмоциональным интеллектом — чертой личности. Эмоциональность является базовым параметром темперамента; её проявления преобладают у лиц экстравертированного типа. Исследования различий в мышлении экстравертов и интровертов, проведенные китайскими учеными на основе использования метода классификации рисунков, позволили сделать предположение, что экстраверсия обусловливает более эффективную обработку образной информации. Это может быть связано с тем, что данное личностное свойство подразумевает склонность к широким, разнообразным социальным контактам, ориентацию не на внутренний, а на внешний мир, и соответственно способствует формированию адекватного эмоционального ответа на действия и поведение окружающих. Экстраверты в целом мыслят более глубоко, чем интроверты [1, С. 8]. Есть основания предположить, что это относится и к анализу эмоциональной информации.
С такими свойствами темперамента, как экстраверсия и нейротизм, связаны особенности переработки информации. В исследованиях личности выявлено существование индивидуальных различий при переработке стимулов с положительной и отрицательной валентностью. При этом экстраверсия способствует переработке положительных, а нейротизм — отрицательных стимулов. Можно предположить существование когнитивных факторов, способствующих переработке когнитивно окрашенных стимулов и, следовательно, влияющих на уровень ЭИ. Однако неясно, выгодна ли для организма быстрая переработка положительных стимулов и медленная переработка отрицательных (или наоборот).
К социальным предпосылкам ЭИ можно отнести синтонию, закономерно сменяющуюся рационализацией, степень развития самосознания ребенка, уверенность в своей эмоциональной компетентности, уровень образования родителей и семейный доход, эмоционально благополучные отношения между родителями, андрогинность, внешний локус контроля и религиозность.
Важнейшей предпосылкой развития ЭИ, и в частности, такого его компонента, как распознавание эмоций других людей, является синтония, определяемая Я. Мазуркевичем как инстинктивное созвучие с окружением. Синтоническая личность поневоле переживает эмоции, совпадающие с эмоциями людей, с которыми она находится в непосредственном контакте.
Синтония рассматривается как инстинкт, реакция типа безусловного эмоционального рефлекса или как приобретенная реакция [3, С. 60]. Развитие синтонии связано, в первую очередь, с эмоциональными реакциями окружения на действия ребёнка, которые являются ориентирами для его самоотношения и самооценки. Основы реалистичного восприятия себя и самопринятия закладываются на ранних стадиях онтогенеза, определяясь исходным принятием ребёнка со стороны родителей (Кравченко, 2001).
Становлению синтоничности ребёнка препятствует, во-первых, гиперопека и переоценка его родителями. В условиях постоянной заботы родителей, их чрезмерной любви у ребёнка нет необходимости стремиться к установлению эмоционального контакта с взрослыми, вследствие чего механизмы, позволяющие сделать это, не формируются. Во-вторых, развитие синтонии блокируется, если ребёнок, потенциально способный к установлению эмоционального контакта, лишается возможности его установления из-за безразличия или враждебности окружения. Асинтоничность, возникшая как следствие депривации потребности в эмоциональном контакте, затрудняет процесс выражения эмоций субъектом и понимания его партнёрами по общению [1, С. 9].
Синтоничность ребёнка – необходимый этап его психического развития. Однако, синтоничность, сохраняющаяся у взрослого, свидетельствует о нарушениях развития. По мере становления логического, причинно-следственного мышления синтония сменяется эмпатией, которая представляет собой не столько эмоциональное созвучие с состоянием другого человека, сколько распознавание данного эмоционального состояния (Хоффман, 1976).
Сопротивление негативному аффективному влиянию осуществляется посредством рационализации отношения к окружающим людям и происходящим событиям. Согласно теории А. Эллиса (А-В-С), жизненная ситуация, в которой оказывается человек (активирующее событие А), не влечет за собой непосредственные эмоциональные и поведенческие реакции (С). Между ними лежит когнитивное опосредствующее звено (В) — система идей, убеждений, верований, — которое и выступает как причина эмоциональных и поведенческих реакций.
Индивидуальные системы верований могут содержать как рациональные идеи, так и иррациональные. Понятие «иррациональная идея» означает мысль, возникшую экспромтом под влиянием аффективно заряженной части сознания. К оценке происходящего человек может применить как разумные, реалистические идеи, так и эмпирически необоснованные, не поддающиеся логическому объяснению иррациональные идеи, которые фиксируются в раннем опыте и складываются вследствие неадекватных моделей поведения родителей в стрессовой ситуации [3, С. 61].
Уровень развития самосознания. Механизмы саморегуляции, как и синтоничность, закладываются на самых ранних ступенях развития личности. Вся система личностной саморегуляции базируется на степени развитости самосознания (Гребенникова, 1995). Следовательно, степень развития самосознания выступает в качестве предпосылки к управлению собственными эмоциями.
Процессы самооценки и саморегуляции лежат в основе уверенности в своей эмоциональной компетентности (т.е. в основе представлений человека о том, может ли он понимать эмоции, управлять ими и межличностными взаимодействиями). Данный конструкт зависит от образа Я, формирующегося в ходе социального научения.
Чем выше уровень образования родителей и семейный доход, тем более высокими являются показатели эмоционального интеллекта у подростков [1, С. 9]. Можно предположить, что достижение родителями карьерных и материальных успехов является следствием высокого уровня ЭИ; при этом соответствующие задатки могут наследоваться их детьми. В то же время, возможно, что люди с более высоким уровнем образования (и поэтому с более высоким материальным доходом, поскольку эти показатели в западных странах взаимосвязаны) могут отдавать больше времени самопознанию и саморазвитию, при этом их дети развиваются в более эмоционально и интеллектуально «обогащенной среде», нежели потомки необразованных и малообеспеченных родителей.
Эмоционально благополучные взаимоотношения между родителями. Известно, что создание оптимальных условий для эмоционального развития ребёнка во многом зависит от характера взаимоотношений между супругами. В исследовании, проведенном в США, было выявлено, что люди, удовлетворенные своей семейной жизнью, имели значительно более высокий уровень EQ, чем те, которые не удовлетворены (Орме, 2003). Можно предположить, что родители с высоким уровнем ЭИ способны создать гармоничные условия семейных взаимоотношений, детерминирующие, в свою очередь, развитие ЭИ их детей. В такой семье ее члены более внимательно относятся к переживаниям друг друга и чаще обсуждают эмоциональные проблемы.