Эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить психологические особенности межличностных отношений в студенческой среде.
Объект: студенты выпускного курса психолого-педагогического факультета СОГПИ и старшеклассники СОШ №3 г. Владикавказа в процессе межличностных отношений.
Предмет: психологические особенности межличностных отношений студентов.
Гипотеза: мы предполагаем, что существуют психологические особенности межличностных отношений студентов, в частности, межличностные отношения студентов отличаются от межличностных отношений школьников:
а) уровнем коммуникативного контроля;
б) преобладающим типом отношений к людям в самооценке и взаимооценке (доминирование, дружелюбность).

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению межличностных отношение в отечественной и зарубежной психологии………………………..6
Понятие межличностных отношений в психологии……………..6
Процесс формирования межличностных отношений……………10
Возрастные особенности и межличностные отношения студентов…………………………………………………………………………14
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений студентов……………………………………………………………17
2.1. Цели, задачи, гипотеза, методы эмпирическое исследования…….17
2.2. Ход и результаты эмпирического исследования…………………...18
2.3.Выводы к эмпирическому исследованию…………….……………..22
Заключение…………………………………………………………….…24
Библиография…………………………………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 198.78 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические подходы к изучению межличностных отношение в отечественной и зарубежной психологии………………………..6

    1. Понятие межличностных отношений в психологии……………..6
    2. Процесс формирования межличностных отношений……………10
    3. Возрастные особенности и межличностные отношения студентов…………………………………………………………………………14

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений студентов……………………………………………………………17

2.1. Цели, задачи, гипотеза, методы эмпирическое исследования…….17

2.2. Ход и результаты эмпирического исследования…………………...18

2.3.Выводы к эмпирическому исследованию…………….……………..22

Заключение…………………………………………………………….…24

Библиография…………………………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие жизни людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Актуальность проблемы межличностных отношений в юношеском возрасте состоит в том, что в этом возрасте определяются особенности взаимоотношений личности с окружающими, которые влияют на ее формирование и развитие, а также на развитие индивидуальности; в действиях личности формируется совокупность норм, правил и форм поведения, личность утверждает свое место в обществе.

   Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами В. М. Бехтерева, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, М. М. Бахтина, В. Н. Мясищева и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

   Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

   Проблема межличностных отношений в юношеском возрасте состоит в том, что в этом возрасте определяются особенности взаимоотношений личности с окружающими, которые влияют на ее формирование и развитие, а также на развитие индивидуальности; в действиях личности формируется совокупность норм, правил и форм поведения, личность утверждает свое место в обществе.

   Изучением межличностных отношений занимались такие учёные, как Г. М. Андреева, В. М. Бехтерев, В. А. Горянина, Л. А. Карпенко, Я. Л. Коломинский, В. Н. Куницына, А. Н. Леонтьев, Д. Майерс, В. Н. Мясищев и многие другие.

   Л. Д. Столяренко под термином «межличностные отношения» понимает устойчиво-продолжительные тесные взаимоотношения между людьми, гарантирующие позитивные переживания и результаты.

   Цель: изучить психологические особенности межличностных отношений в студенческой среде.

   Объект: студенты выпускного курса психолого-педагогического факультета СОГПИ и старшеклассники СОШ №3 г. Владикавказа в процессе межличностных отношений.

   Предмет: психологические особенности межличностных отношений студентов.

   Гипотеза: мы предполагаем, что существуют психологические особенности межличностных отношений студентов, в частности,  межличностные отношения студентов отличаются от межличностных отношений школьников:

а) уровнем коммуникативного контроля;

б) преобладающим типом отношений к людям в самооценке и взаимооценке (доминирование, дружелюбность).

   Задачи исследования:

  1. анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме межличностных  отношений;
  2. раскрытие сущности понятия «Межличностные отношения»;
  3. провести эмпирическое исследование.

   Методы исследования:

  1. теоретико-методологический анализ литературы;
  2. психодиагностика с помощью тестирования (методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера и методика диагностики межличностных отношений Т. Лири);
  3. методы математической статистики;
  4. сравнительный анализ.

 

 

Глава 1. Теоретические подходы к изучению межличностных отношение в отечественной и зарубежной психологии

 

    1. Понятие межличностных отношений в психологии

 

   В настоящее время проблема межличностных отношений является весьма актуальной.

   Изучением межличностных отношений занимались многие психологи. У каждого была своя точка зрения, своя трактовка понятия.

   Так, исследованиями сущности межличностных отношений занимались такие учёные, как Г. М. Андреева, В. М. Бехтерев, В. А. Горянина, Л. А. Карпенко, Я. Л. Коломинский, В. Н. Куницына, А. Н. Леонтьев, Д. Майерс, В. Н. Мясищев и многие другие.

   По мнению Ю. В. Смирновой, само слово «отношение» в русском языке является отглагольным существительным (от глагола «относить»), смысл которого означает, что кто-то кому-то что-то относит. Но специфика этого действия заключается в том, что относится не вещь или предмет, а нечто идеальное, что может жить только в сознании субъекта (представление, оценка, чувство, мысль и т. д.). В соответствии с этим говорить об «отношении» значит иметь в виду субъективную связь, которая устанавливается между индивидом и каким-то внешним объектом (предметом, человеком, событием) и проявляется в его эмоциональных реакциях, категоризации данного объекта, определенном шаблоне действий.

   Раскрывая сущность понятия «отношение» в психологии, В. Н. Мясищев указывал на то, что психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных объективно существующих отношений общества в условиях его макро- и микробытия, в котором он живет.

   Данный смысл закреплен в классическом определении отношений личности, которое принадлежит В. Н. Мясищеву: отношения - целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая три взаимосвязанных компонента: отношение человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира.

   Л. В. Мардахаев под отношениями понимал взаимную связь различных величин, предметов, действий; взаимосвязь и характер расположения элементов определенной системы или одной системы к другой. Межличностное отношение - это субъективно переживаемая связь между людьми. Существуют разнообразные виды отношений межличностных - деловые, личные, приятельские, товарищеские, супружеские. Выделяются эмоционально-непосредственные отношения межличностные для так называемой диффузной малой группы или группы низкого уровня развития, и опосредованные отношения межличностные в коллективе, обусловленные содержанием и целями совместной деятельности.

   В.А. Соснин и Е.А. Красникова под межличностными отношениями подразумевали, с одной стороны, субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. С другой стороны, межличностные отношения представляют собой систему установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и иных диспозиций через взаимную оценку. В отличие от общественных, деловых отношений межличностные отношения иногда называют психологическими или экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную сдержанность.

   К структурным параметрам, задающим содержание отношений, как правило, относят следующие:

  1. дистанцию, или степень психологической близости партнеров, - близкая, далекая;
  2. валентность, или оценка отношений, - позитивная, негативная, противоречивая, безразличная;
  3. позицию партнеров - доминирование, зависимость, равенство;
  4. степень знакомства - отношения поверхностного знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные.

   Понятие «межличностные отношения» акцентирует внимание на эмоционально-чувственном аспекте взаимодействия между людьми и вводит фактор времени в анализ общения, поскольку только при условии постоянной межличностной связи путем непрерывного обмена личностно значимой информацией возникают интимная зависимость вступивших в контакт людей друг от друга и взаимная ответственность за сохранение сложившихся отношений.

   Понятие «межличностные отношения» призвано внести новый смысл и дополнительные оттенки в описание и объяснение процесса непосредственного взаимодействия между людьми, претендуя тем самым на свое особое место в словаре терминов теории межличностного общения.

   Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения.        Система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией деятельности совместной и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе. Так определяется понятие «межличностные отношения» в «Словаре практического психолога».

   Термин «межличностные» указывает не только на то, что объектом отношения выступает другой человек, но и на взаимную направленность отношений. Тем самым межличностные отношения отличаются от таких видов, как самоотношение, отношение к предметам, межгрупповые отношения. Эта особенность нашла отражение в следующем определении: межличностные отношения - система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей.

   В отечественной психологии существует множество мнений по поводу того, какое место занимают межличностные отношения в реальной системе жизнедеятельности людей. И, естественно, в первую очередь, необходимо упомянуть о В. Н. Мясищеве, который считал, что самое главное, что определяет личность - «...ее отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями...»

В зарубежной психологии сложилось более десятка крупнейших направлений, занятых изучением межличностных отношений. Х. Блэкок и П. Уилкин разработали бихевиорильный подход, основанный на теории диадического взаимодействия (1979).

Изучением специфических условий взаимодействия, которые повышают или снижают эффективность межличностного кооперирования, занимались Г. Оллпорт (1950), К. Стефан (1985), С. Кук (1956).

В работах У.Дуаза, Г. Джерарда, М. Хойт (1974), Г. Тэджфел (1971), Д. Тернер (1975) выявили очень важные механизмы межличностного взаимодействия, основанные на формировании чувства идентичности индивида с группой.

Существенное влияние на развитие теории межличностного взаимодействия оказали идеи одного из основателей гуманистической психологии К.Роджерса (1993), выделившего три основных условия диалогического общения:

а) естественность и  спонтанность в выражении чувств и ощущений, которые возникают между партнерами в каждый конкретный момент взаимодействия;

 

б) безусловно положительное отношение к другим людям и к самому себе, забота о другом и принятие его как равноправного партнера по общению;

в) эмпатическое понимание, умение точно и адекватно сопереживать чувствам, настроениям, мыслям другого в ходе контактов с ним.

Важным вкладом когнитивизма в изучение межличностных отношений является исследование такого явления, как каузальная атрибуция, то есть каким образом люди интерпретируют причины поведения других людей в условиях недостаточной информации об этих причинах, а в теории межличностных отношений особое значение при этом,  придается атрибуции относительно поведения партнера по взаимодействию (Э.Джонс,1990; К.Дэвис, 1997; Д.Келли,  1958 и др.).

   Таким образом, межличностные отношения - система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей.

 

    1. Процесс формирования межличностных отношений

 

Данный процесс включает динамику, механизм регулирования (эмпатию) и условия их развития.

Интерперсональные отношения включают три элемента – когнитивный (гностический, информационный), аффективный и поведенческий (практический, регулятивный).

Когнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях.

Аффективный аспект находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоциональный компонент, как правило, является ведущим. «Это прежде всего положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний (внутриличностная, межличностная), эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.».

Информация о работе Эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений студентов